Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 20:00, реферат
На фоне всех приведенных фактов чрезвычайно актуальной становится проблема обеспечения безопасности участников уголовного процесса наших стран. Проблема обеспечения безопасности личности в сфере уголовного судопроизводства в отечественном законодательстве стала актуальной лишь в последние два десятилетия. Вместе с тем, в зарубежных странах правовое регулирование безопасных условий участия в производстве по уголовному делу давно решено
Обеспечение безопасности личности, вовлекаемой в сферу производства по уголовному делу, для достижения цели (назначения) судопроизводства — обязанность государства.
Введение…………………………………………………………..
Поводы и основания применения мер безопасности………………………………………………..
Меры обеспечения безопасности, не противоречащие УПК и иным законам Республики Беларусь………………………………………
Участие субъектов обеспечивающих безопасность участников
уголовного процесса…………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………..
Совокупность субъектов, участие которых необходимо для обеспечения безопасности граждан, содействующих правосудию, образуют органы, осуществляющие: властную уголовно-процессуальную деятельность (деятельность органов дознания, следователей, прокуроров, судов); санкционирование решений об осуществления мер безопасности вне уголовного судопроизводства, поскольку государство обязано защищать граждан и за пределами уголовного процесса; оперативно-розыскную деятельность; административную деятельность в местах содержания под стражей и в пенитенциарных учреждениях (т.е. деятельность администраций данных учреждений), деятельность иных административных органов.
Полномочия же и формы взаимодействия этих органов при применении мер безопасности зависят от двух обстоятельств: от компетенции того или иного субъекта и от характеристики применяемой защитной меры (ее содержания, способа осуществления и сферы применения — в ходе уголовного судопроизводства или же и за его пределами).
Что касается полномочий субъектов, осуществляющих властную уголовно-процессуальную деятельность, то при производстве по уголовному делу им, видимо, необходимо предоставить право, применять все меры безопасности. Их систему должны образовывать меры, возможные как в границах уголовного процесса, так и вне его.
Однако для исчерпывающего урегулирования взаимодействия всех субъектов, участие которых необходимо при реализации мер безопасности, помимо закрепления вышеприведенных положений в законе необходима разработка и подзаконных актов.
Фактор, обусловливающий необходимость разработки подзаконных актов, — зарубежный опыт, свидетельствующий, что в ряде случаев защитить содействующих правосудию можно лишь с помощью мер, которые эффективны, если реализуются специально подготовленными (созданными) службами. Это, в частности, охрана, временное помещение защищаемого в безопасное место, некоторые иные меры. В США, например, смена места жительства и документов осуществляется службой судебного исполнения. Одни ее сотрудники выясняют состояние здоровья, образование, иные характеристики защищаемого для его устройства на новом месте жительства, другие выбирают место поселения и средства доставки туда защищаемого (порой последнего несколько раз перевозят из штата в штат), третьи обеспечивают новые документы. Контакты между этими сотрудниками предельно минимизированы, чем также обеспечивается безопасность защищаемых. В результате в США они подвергались посткриминальному насилию только вследствие собственных неосторожных действий, когда, например, появлялись на прежнем месте жительства.
Реализация подобных мер безопасности в Республики Беларусь может быть возложена на подразделения органов внутренних дел государственной службы безопасности, комитет финансовых расследований, ряда других органов, или же необходимые службы могут быть созданы в этих органах.
Высказываются обоснованные мнения и о необходимости единой специальной службы, что, по мнению авторов предложений, позволит при меньших финансовых затратах лучше координировать защиту, выработать единую практику применения мер безопасности и исключить утечку информации.
Заключение
Недостаточное теоретическую разработанность законодательных решений относительно обеспечения личной безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, подтверждает и практика. Абсолютное большинство следователей (94%) считают, что при наличии необходимости обеспечения безопасности лица, оказывающего содействие следствию, никаких мер не принимается и реальной возможности к этому у правоохранительных органов нет. Результатом сложившегося положения являются многочисленные случаи отказа и уклонения граждан от выполнения своего долга. Решение данной проблемы видится в принятии целевого пакета законодательных и иных нормативных актов, обеспечивающих социально-правовую защиту участников процесса от противоправных действий. При этом следует учесть опыт правоохранительной практики нашего государства (прежде всего 20-х годов текущего столетия), а также ряда зарубежных стран (США, Англии, Канады и др.), в частности Акт об усилении безопасности свидетеля (США), закон о защите жертв преступлений (США).
Необходимо предусмотреть комплекс конкретных правовых и организационных мер, направленных на обеспечение личной безопасности участников процесса. Следует определить, кто и на каких основаниях должен проводить мероприятия по блокированию давления на данных лиц, механизм привидения в действие мер по обеспечению безопасности, сроки их применения, правила взаимоотношений сотрудников правоохранительных органов и защищаемых лиц. Действие закона распространяется на любые категории уголовных дел, что потребует существенных финансовых и материально-технических затрат, реорганизации существующих правоохранительных органов. В связи с этим целесообразно ограничить меры защиты кругом уголовных дел, относящихся к тяжким и особо тяжким преступлениям, а впоследствии, исходя из практики применения данного закона, решить вопрос о распространении предусмотренных мер защиты на другие категории уголовных дел. Из содержания рассматриваемого документа не совсем понятно, на какие стадии уголовного процесса распространяется действие закона. Следует учесть, что противоправное воздействие может иметь место не только на стадии возбуждения уголовного дела, производства предварительного расследования и судебного разбирательства, но и при рассмотрении дела в судах второй инстанции, в порядке надзора, а также по окончании процесса.
Список используемых источников:
1 Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009 - 2013 годы». Утв. Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 г. № 792 (ред. от 04 сентября 2012 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 41. Ст. 4778; 2012. № 37. Ст. 5002.
2 Авдеев М.А. Указ. соч. С. 29.
Информация о работе Поводы и основания применения мер безопасности