Пути повышения стрессоустойчивости человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 19:25, контрольная работа

Описание работы

Замечательно проснуться рано утром свежим, бодрым, полным сил. С радостью вспомнить о запланированных на день делах. Ощущая внутреннее нетерпение, проделать утренний моцион и … Насколько же наше обычное утро отличается от описанного выше. Стало глупо, банально и даже пошло радоваться обыденным вещам и явлениям. Серые будни сменяются такими же серыми, однообразными праздниками. И усталость. Хроническая усталость. От всего. Что же случилось с нами?

Содержание работы

Введение…………………………………….……………….............................….3
1. Стресс без преувеличений …………………………………….....................…4
2.Стрессоустойчивость …...……………………………………………………...7
3.Пути повышений стрессоустойчивости человека ………………………….11
3.1. Релаксационные техники…………………………………………………...11
3.2. Дыхательные техники…………………………………………………...….14
3.3. Психокоррекционные методики, использующие специальные приборы и оборудование………………………………………………………………….....15
3.4. Самогипноз……………………………………………………………….….17
3.5. Психотерапия………………………………………………………………..21
3.6. Медикаментозное лечение………………………………………………….24
3.7. Естественные биоритмы организма…………………………………..……25
3.8. Стресспротективное питание………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………….……27
Список используемой литературы…………………………..…………...……..29

Файлы: 1 файл

Контрольная работа - Пути повышения стрессоустойчивости человека.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ  АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Новосибирский филиал

Кафедра социально-культурного  сервиса и туризма

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

на тему «Пути повышения  стрессоустойчивости человека»

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. СОЦ 42 сп

Василенко Наталья  Александровна

Проверил:

д.т.н.   Токарев Александр Олегович

 

 

 

 

 

Новосибирск  2011

 

2

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………….……………….............................….3

1. Стресс без преувеличений …………………………………….....................…4

2.Стрессоустойчивость …...……………………………………………………...7

3.Пути повышений стрессоустойчивости  человека ………………………….11

3.1. Релаксационные техники…………………………………………………...11

3.2. Дыхательные техники…………………………………………………...….14

3.3. Психокоррекционные  методики, использующие специальные приборы и оборудование………………………………………………………………….....15

3.4. Самогипноз……………………………………………………………….….17

3.5. Психотерапия………………………………………………………………..21

3.6. Медикаментозное лечение………………………………………………….24

3.7. Естественные биоритмы организма…………………………………..……25

3.8. Стресспротективное  питание………………………………………………26

Заключение………………………………………………………………….……27

Список используемой литературы…………………………..…………...……..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

ВВЕДЕНИЕ

 

     Замечательно проснуться рано утром свежим, бодрым, полным сил. С радостью вспомнить о запланированных на день делах. Ощущая внутреннее нетерпение, проделать утренний моцион и …

Насколько же наше обычное утро отличается от описанного выше. Стало глупо, банально и даже пошло радоваться обыденным вещам и явлениям. Серые будни сменяются такими же серыми, однообразными праздниками. И усталость. Хроническая усталость. От всего. Что же случилось с нами?

Так эмоционально воспринимается третья, завершающая стадия стресса, наиболее протяженная и разрушительная. Обычно ее ошибочно рассматривают как его отголосок, последствие. Две первые – тревога и внутреннее психическое напряжение – интенсивнее и ярче. Именно они зачастую отождествляются со стрессом.

     Итак, что же такое стресс и как с ним бороться?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

1. СТРЕСС БЕЗ ПРЕУВЕЛЕЧЕНИЙ

 

     Начиная с работ Ганса Селье (30-е годы ХХ в.) вплоть до наших дней, ученые изобрели немало определений стресса. Однако, уже само их разнообразие – отсутствие единства – свидетельствует о недостаточной глубине понимания. Причины наблюдаемого положения, как представляется, носят методологический характер. Во-первых, человек в процессе стресса рассматривается, главным образом, как индивид. То есть зачастую упускаются из виду его личностные черты и свойства. Во-вторых, стресс, как правило, исследуется в рамках упрощенной бихевиористской (рефлексологической) модели взаимодействия типа «стимул-реакция». Вследствие этого подхода изучались, главным образом, физиологические и психофизиологические механизмы возникновения стресса. При этом стало очевидно, что область их действия охватывает не только корковые и подкорковые зоны головного мозга человека, но также процессы внутриклеточного и даже генетического уровня. Был открыт так называемый генный фактор Р66, которым в ситуациях стресса запускается процесс старения организма на клеточном уровне.

     Кроме того, процесс протекания стресса изучался, главным образом, на людях, оказавшихся в экстремальных ситуациях (военные конфликты, стихийные бедствия, масштабные социальные потрясения, личные события трагического характера и т.п.). Стрессы, с которыми человек сталкивается в своей повседневной жизни, пока еще не стали объектом пристального внимания исследователей.

     Описанные выше методологические особенности породили систематическую недооценку значимости психологических факторов. Возникло упрощенное, однобокое, преимущественно физиологическое понимание природы стресса. На этой основе появилось искушение разрешить все проблемы с помощью фармакологии. Уже существуют «таблетки

5

храбрости», «лекарство от страха», активно разрабатываются  средства, блокирующие действие генного  фактора Р66, с целью создания «таблетки от старости» и т.д. Это чрезвычайно опасно, поскольку таким образом человек грубо вторгается в сферы, системной сложности которых он до конца не представляет. Изучение всех, в том числе отдаленных, последствий применения подобных таблеток предполагает необходимость проведения длительных и дорогостоящих лонгитюдных исследований, которые, разумеется, не проводятся. Аналогией может быть положение с генетически модифицированными продуктами.

    Но еще большая опасность заключается в том, что предлагаемый фармакологический путь как бы превращает в ненужность процесс самосовершенствования личности, сопряженный с упорным каждодневным трудом. Зачем познавать мир, учиться, изменяться и согласовываться, а ведь именно рассогласование, внутреннее и внешнее, порождает в нас тревогу и прочие негативные переживания, когда можно просто проглотить таблетку. Легкость зачаровывает, но непременно обманет.

    Стресс можно, в общем, определить как неадекватную реакцию личности на те или иные проявления, внутренние и внешние, которые, собственно, и выступают как раздражители или стрессоры. Ключевую роль в процессе возникновения стресса играет механизм непринятия того проявления, с которым личность сталкивается. Каждый из собственного опыта знает, что в качестве стрессора может выступать все, что угодно: взгляд, слово, действие, событие, затерявшаяся вещь и т.д., и т.п. Поэтому дело не столько в самом стрессоре, сколько в нашем отношении к нему. Если личность не в состоянии своевременно измениться, признав факт реального существования раздражителя, не соглашаясь с этим фактом и не принимая его реальности, он закономерно превращается в стрессор. Не принимая реальности, личность рассогласовывается с ней, что порождает негативные переживания,

 

6

внутреннее психическое  напряжение, а в дальнейшем тягостное  психологическое состояние, болезни, преждевременное старение и смерть.

Рассмотрим один пример. Изучение экстремальных ситуаций показывает, что наиболее мощным стрессором является страх смерти. Именно он, в конечном счете, деморализует людей, превращая их поведение в неразумное, неэффективное и неуправляемое. Причины данного феномена коренятся в особенностях мировоззрения, точнее, в системе ценностей, современной массовой личности. Основу ее образует представление о том, что жизнь – это самое дорогое, что есть у человека. Нередко ему придаются сверхценностный смысл и значение. Смерть – конец жизни – обессмысливает все и вся. Таким образом, в действительности то, что исследователями определяется как страх смерти, на деле является страхом потерять жизнь – умереть. Вследствие этого любая угроза жизни выступает в качестве мощнейшего стрессора. Заградительные отряды в условиях ведения военных действий, изобретенные, кстати, не советскими военачальниками, а задолго до них, оказываются чуть ли не единственным эффективным инструментом управления. Идя в атаку, если повезет, можешь выжить, а побежав назад, погибнешь наверняка.

     Угроза жизни прекратит свое действие в качестве стрессора лишь в том случае, если в системе ценностей личности произойдет соответствующее изменение, и жизнь не будет рассматриваться в качестве сверхценности. Исторический опыт показывает, что для отдельных людей, которых обычно считают исключительными, называя подвижниками, героями или фанатиками, более значимыми могут быть такие ценности, как истина, честь, долг, вера, интересы отечества, интересы семьи и отдельных ее членов и т.д. В этом случае утрата жизни – смерть - признается в качестве реальной возможности и принимается как меньшее зло. Вследствие этого данный раздражитель не превращается в стрессор.

 

7

    Таким образом, у человека, переживающего стресс, есть две возможности: подавить чрезмерно интенсивные переживания с помощью фармакологических средств или наркотиков или изменить свое отношение к раздражителю, приняв реальность как закономерную и необходимую. Последнее возможно, разумеется, лишь в случае соответствующего изменения мировоззрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

2. СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ

 

     Стрессоустойчивость человека - умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт.

    Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

     Как показывают исследования, один и тот же раздражитель воздействует на разных людей неодинаково. В то время как для одних он превращается в стрессор и порождает стрессовую реакцию, другие его просто не замечают. Это обусловлено индивидуальными личностными различиями. В конечном счете все определяет система ценностей личности, проявляющаяся в соответствующих чертах и свойствах.

     Иначе говоря, людей можно сравнивать между собой с точки зрения присущих им индивидуальных уровней стрессоустойчивости. При этом, пожалуй, одним из самых интересных вопросов становится определение основных направлений изменения личности в целях повышения уровня ее стрессоустойчивости.

      За последние 20 лет в ходе реализуемой программы исследования стрессоустойчивости было охвачено более 73 тыс. человек, проживающих на территории стран СНГ. При этом удалось построить многофакторную математическую модель, позволяющую описывать, объяснять и предсказывать поведение людей в разнообразных стрессовых ситуациях.

Не вдаваясь в детали и подробности, прежде всего, можно отметить то, что более высокий уровень стрессоустойчивости отличает людей, в системе ценностей которых преобладают так называемые духовные ценности.

9

Напротив, доминирование  ценностей материального характера приводит к снижению уровня стрессоустойчивости и формированию своеобразной стрессозависимости. Последняя выражается в появлении особого мировоззрения, в соответствии с которым стресс есть неотъемлемое свойство жизни вообще. Это данность мира, которую невозможно изменить.

     Из множества изученных черт и свойств личности наиболее мощными факторами повышения уровня стрессоустойчивости являются общий энергетический потенциал личности, уровень развития интуиции, уровень развития логических способностей, эмоциональная зрелость личности, в том числе входящие в данный сложный фактор эмоциональная устойчивость и уровень эмоционального контроля; пластичность (гибкость, готовность личности к изменениям), тип темперамента (сильный тип высшей нервной деятельности по И.П.Павлову), уровень развития рефлексии и др.

     На основе полученных результатов были разработаны тестологические инструменты, которые позволяют с высокой степенью надежности и достоверности выделять из массы людей тех, кто обладает повышенной стрессоустойчивостью. Это чрезвычайно важно, особенно при решении задач, связанных с подбором персонала. Вообще говоря, любая деятельность личности, независимо от ее направленности и характера, прямо и непосредственно связана с уровнем стрессоустойчивости. Она тем эффективнее, чем выше уровень стрессоустойчивости. Сниженная стрессоустойчивость, напротив, приводит к тому, что личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса.

    Уровень стрессоустойчивости личности не представляет собой чего-то неизменного. Под воздействием различных факторов он может как повышаться, так и понижаться. Последнее активно используется организаторами так называемых деструктивных культов (церковь свидетелей

10

Иеговы, Белое Братство, церковь «Новая жизнь», различные  антисциентистские и псевдорелигиозные  секты и т.п.). Разрушая систему  ценностей и привычную картину  мира неофита, они в десятки раз  снижают присущий ему уровень эмоциональной устойчивости и защищенности, а, в конечном счете, стрессоустойчивости. При этом различные страхи становятся главным инструментом манипулирования.

    Поскольку генный фактор Р66 включает механизм старения организма на клеточном уровне лишь в условиях стресса, то есть стрессовая реакция является своеобразным спусковым крючком, повышение уровня стрессоустойчивости личности прямо и непосредственно ведет к продлению жизни.

      Переживая острый стресс, человек не может управлять ни самим собой, ни другими. В случае стрессовых реакций меньшей интенсивности сохраняется относительная возможность осознанного поведения и принятия решений. Однако, резко возрастает количество совершаемых ошибок и эффективность деятельности в целом падает.

Информация о работе Пути повышения стрессоустойчивости человека