Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 19:25, контрольная работа
Замечательно проснуться рано утром свежим, бодрым, полным сил. С радостью вспомнить о запланированных на день делах. Ощущая внутреннее нетерпение, проделать утренний моцион и … Насколько же наше обычное утро отличается от описанного выше. Стало глупо, банально и даже пошло радоваться обыденным вещам и явлениям. Серые будни сменяются такими же серыми, однообразными праздниками. И усталость. Хроническая усталость. От всего. Что же случилось с нами?
Введение…………………………………….……………….............................….3
1. Стресс без преувеличений …………………………………….....................…4
2.Стрессоустойчивость …...……………………………………………………...7
3.Пути повышений стрессоустойчивости человека ………………………….11
3.1. Релаксационные техники…………………………………………………...11
3.2. Дыхательные техники…………………………………………………...….14
3.3. Психокоррекционные методики, использующие специальные приборы и оборудование………………………………………………………………….....15
3.4. Самогипноз……………………………………………………………….….17
3.5. Психотерапия………………………………………………………………..21
3.6. Медикаментозное лечение………………………………………………….24
3.7. Естественные биоритмы организма…………………………………..……25
3.8. Стресспротективное питание………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………….……27
Список используемой литературы…………………………..…………...……..29
Вызывая состояние транса Эриксон открывал человеку доступ к его собственным ресурсам. Состояние транса по Эриксону - очень полезное и благотворное и его можно вызывать самому.
Справедливости ради нужно отметить, что легче научиться делать это с помощью другого человека; при этом одна из основных задач эриксоновского гипнотерапевта - обучить человека, чтобы он затем мог сам делать то, что они делают вдвоем, обучить его самогипнозу. Поэтому эриксоновский гипноз - это всегда сотрудничество, добровольное взаимодействие двух людей. «
20
Эриксон говорил: «Человек приносит с собой не только проблему, но и ее решение - только он об этом пока не знает». Эриксоновский гипноз - это один из быстрых и эффективных способов дать человеку узнать об этом решении.
Возможности самогипноза огромны. Карл Саймонтон — американский радиоонколог использовал в своей терапевтической работе техники самогипноза, основанные на создании пациентом зрительных образов (визуализации). В 1985 году на международном симпозиуме Карл Саймонтон и психолог Стефания Мэтьюз рассказали о первых результатах работы с терминальными раковыми пациентами, чей предполагаемый срок жизни не превышал года. Из 159 пациентов 19 % полностью избавились от рака, у 22 % заболевание уменьшило свое развитие. Остальные в среднем удвоили предсказанное им время жизни.
Техника самогипноза, которой Саймонтон обучал своих пациентов, состояла в следующем: сначала пациент овладевал техникой постепенного расслабления. Затем в состоянии предельного расслабления пациент должен был представить свои белые кровяные тельца и иммунную систему в виде бесстрашных воинов, а раковые клетки — в виде трусливых или беспомощных животных, которых воинам ничего не стоит победить.
Самогипнозу и самовнушению можно учиться разными способами:
1. Посещая соответствующие тренинги в каком-либо центре психического здоровья (эффективный, но при этом весьма дорогостоящий вариант).
2. По книгам. Плюсы - большой выбор литературы и дешевизна. Минусы - нет обратной связи с преподавателем, некому помочь, подсказать, направить (а это, порой, очень важно).
3. Дистанционно. Этот эффективный и относительно недорогой вариант, позволяющий обучаться под руководством опытного преподавателя, не затрачивая лишних средств.
21
3.5 ПСИХОТЕРАПИЯ
В некоторых
случаях для повышения
Как узнать, что Вы действительно нуждаетесь в помощи психотерапевта? Каждый в своей жизни обязательно испытывает напряженность, неудачи и стрессы. Психотерапия вовсе не служит тому, чтобы сделать жизнь человека беззаботной. Если у Вас нет возможности устроиться на ту работу, которую
22
бы хотелось – психотерапия здесь не при чем. Но если Вы постоянно испытываете страх, что не сможете пройти собеседование перед приемом на работу, конфликты в коллективе стали для Вас обычным делом – специалист может Вам помочь. Психотерапия уместна в случаях, когда трудности и проблемы возникают изнутри Вашей личности, являются производными Вашего характера, когда что-то блокирует Вас перед лицом реальной повседневной жизни.
Кроме того, психотерапия показана людям, страдающим от депрессии, страхов, тревоги, бессонницы, невротических расстройств, людям, переживающим тяжелое горе, стресс. Семейная психотерапия может помочь супружеским парам, которые не справляются самостоятельно со своими проблемами и разногласиями.
Истинными целями психотерапии являются: помочь человеку снять эмоциональный стресс, расширить его возможности выбора, его поведенческие стратегии и главное – восстановить его возможность справляться с проблемами самостоятельно.
К кому лучше обратиться за помощью?
К сожалению, в нашей культуре еще не вполне привыкли к такому явлению как психотерапевт и психолог. Для многих людей не понятна разница между психологом, психоаналитиком, психиатром и психотерапевтом.
Итак, психиатры – это специалисты с медицинским образованием, врачи. Психиатрия, как область медицины рассматривает эмоциональные проблемы как форму болезни. Многие психиатры считают, что десятиминутные встречи, во время которых они выясняют симптомы и прописывают лекарственные схемы, являются психотерапией. Это не так.
Конечно, многие врачи, занимающиеся психотерапией, преодолевают свои медицинские установки. "Нужно лечить человека, а не болезнь". Следует заметить, что многие направления в психотерапии были созданы именно
23
психиатрами. Одним из этих направлений является психоанализ, открытый З. Фрейдом. Его последователей стали называть психоаналитиками. Существует множество других направлений в психотерапии, таких как когнитивная психотерапия, гештальттерапия, нейролингвистическое программирование, Эриксоновский гипноз и другие.
Психотерапевты как правило используют в своей работе одно или несколько направлений. Психотерапией занимаются не только психиатры, но и психологи. Психологи не имеют медицинского образования. Они проводят консультации, занимаясь диагностикой и психотерапией, используя методы определенного направления. В случае необходимости медицинского обследования и лечения они подключают к работе психиатра (он же врач-психотерапевт). Название врач-психотерапевт подчеркивает, что данный специалист занимается не только лекарственной формой лечения, но и психотерапией. Целители и экстрасенсы, называющие себя психотерапевтами, на самом деле не имеют к ним какого-либо отношения и далеки от научного подхода.
Двумя важнейшими факторами, которыми определяется успех психотерапии, является компетентность терапевта и его совместимость с клиентом. Ваш психотерапевт должен быть специалистом, получившим специальную подготовку, особенно в области теории личности, обладать опытом проведения терапии, пройти психотерапию сам и быть целостной, ответственной, отзывчивой личностью.
24
3.6 МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ
Иногда возникает необходимость в назначении лекарственных препаратов, препятствующих развитию гипертрофированной реакции на стрессорную нагрузку. Применяется противоастеническая терапия, включающая такие группы препаратов как ноотропы, адаптогены, антигипоксанты, актопротекторы и витамины. Предпочтение отдается препаратам растительного происхождения и естественным метаболитам, дефицит которых наблюдается при астенических состояниях. Следует помнить, что поскольку данные схемы показаны при расстройствах адаптации субклинического уровня, они могут назначаться практически здоровым людям для повышения работоспособности и улучшения переносимости нагрузок (спортивная и авиационная медицина). В случае формирования расстройства клинического уровня с присоединением тревожно-фобической или астено-депрессивной симптоматики показано применение транквилизаторов, антидепрессантов, симпатолитических и вегетотропных препаратов.
25
3.7 ЕСТЕСТВЕННЫЕ БИОРИТМЫ ОРГАНИЗМА
Очень важным фактором
26
3.8 СТРЕССПРОТЕКТИВНОЕ ПИТАНИЕ
Поскольку устойчивость
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Известно, что всякое эмоциональное состояние (осознаваемое или нет) сопровождается многими физиологическими изменениями организма. Эти изменения зависят от качества эмоции и от ее интенсивности. Эмоции сопровождают нас неотступно; в одних случаях они придают яркость и силу различным проявлениям психики - потребностям и мотивам, настроениям и чувствам, а в других - ослабляют или подавляют психические процессы, состояния и свойства.
Когда у
вас хорошее настроение, вы улыбаетесь,
шутите и замечаете, как привет
Понаблюдайте
за собой, когда вы
28
так и нарушениями функций ряда других систем: сердечнососудистой, дыхательной, эндокринной. Твердо установлена роль эмоционального
напряжения, нервной перегрузки в возникновении ряда таких серьезных заболеваний, как гипертоническая болезнь, стенокардия, язвенная болезнь желудка, 12-перстной кишки и многих других. Заболевания эти развиваются отнюдь не в связи с физическими перегрузками, а главным образом от хронического нервно-психического перенапряжения. Оно же в первую очередь бьет по сердечно-сосудистой системе, которая очень остро реагирует на все, что происходит в мире наших мыслей и чувств. И когда мы долгое время чем-то недовольны, чего-то боимся, все это, подобно коварным стрелам, впивается в наше сердце и ранит его. Терапия заболеваний названного типа только медикаментозными средствами в большинстве случаев оказывается недостаточной, а иногда и вовсе неэффективной, если эмоциональная сфера не нормализована. Каждый человек должен научится управлять собой, своим психическим и физическим состоянием. Лишь при этом условии можно выстоять в стрессовых ситуациях. Другими словами, необходимо каждому владеть теми возможностями, которые заложны в психической саморегуляции. Так как эмоциональные состояния вызывают определенные изменения в физическом состоянии организма, возможен и обратный процесс - изменяя степень напряжения мышц, регулируя ритм дыхания, можно добиться изменений в эмоциональной сфере. То есть человек может научиться целенаправленно воздействовать на свое эмоциональное состояние.
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976.
2. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.
3. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.
4. Губачёв Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., 1976.
5. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
6. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960.
7. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981.
Информация о работе Пути повышения стрессоустойчивости человека