Режим чрезвычайного положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 01:18, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение комплекса вынужденных правовых, организационных и иных мер, используемых государством при введении чрезвычайного и военного положений.
Первый раздел курсовой работы посвящен режиму чрезвычайного положения. Во втором рассматриваются аспекты введения военного положения.

Содержание работы

Введение.
Режим чрезвычайного положения.
Режим военного положения.
Список использованной литературы.
Заключение.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 49.16 Кб (Скачать файл)

РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.

 

 Конституционно-правовую  основу чрезвычайного положения  составляет ст. 56 Конституции РФ, в которой говорится о том,  что  в условиях чрезвычайного  положения для обеспечения безопасности  граждан и защиты конституционного  строя в соответствии с федеральным  конституционным законом могут  устанавливаться отдельные ограничения  прав и свобод с указанием  пределов и срока их действия. Часть 2 ст. 56 Конституции РФ особо  оговаривает, что чрезвычайное  положение на всей территории  РФ и в ее отдельных местностях  может вводиться при наличии  обстоятельств и в порядке,  установленных федеральным конституционным  законом.

 В настоящее время  конституционные положения изложены  в Федеральном конституционном  законе от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О  чрезвычайном положении" (в ред.  от 7 марта 2005 г.). Именно в данном  Законе дается определение режима  чрезвычайного положения.

 Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и Законом о чрезвычайном положении на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные Законом о чрезвычайном положении отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

 Целями введения чрезвычайного  положения являются устранение  обстоятельств, послуживших основанием  для его введения, обеспечение  защиты прав и свобод человека  и гражданина, защиты конституционного  строя РФ.

 Статьей 1 Закона о  чрезвычайном положении особо  оговаривается, что введение чрезвычайного  положения является временной  мерой, применяемой исключительно  для обеспечения безопасности  граждан и защиты конституционного  строя РФ.

 Статьей 3 данного Закона  определены обстоятельства введения  чрезвычайного положения. Чрезвычайное  положение вводится лишь при  наличии обстоятельств, которые  представляют собой непосредственную  угрозу жизни и безопасности  граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

 а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

 б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

 Чрезвычайное положение  вводится указом Президента РФ  с незамедлительным сообщением  об этом Совету Федерации и  Государственной Думе и передачей  на утверждение Совета. В соответствии  с Законом о чрезвычайном положении  механизм введения чрезвычайной  ситуации един независимо от  того, какую территорию оно охватывает. Статьей 5 Закона о чрезвычайном положении изложены требования к содержанию соответствующего указа Президента РФ. В данном указе должны быть определены:

 обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

 обоснование необходимости  введения чрезвычайного положения;

 границы территории, на  которой вводится чрезвычайное  положение;

 силы и средства, обеспечивающие  режим чрезвычайного положения;

 перечень чрезвычайных  мер и пределы их действия, исчерпывающие перечень временных  ограничений прав и свобод  граждан Российской Федерации,  иностранных граждан и лиц  без гражданства, прав организаций  и общественных объединений;

 государственные органы (должностные лица), ответственные  за осуществление мер, применяемых  в условиях чрезвычайного положения;

 время вступления указа  в силу, а также срок действия  чрезвычайного положения.

 Указ Президента РФ  о введении чрезвычайного положения  подлежит незамедлительным обнародованию  по каналам радио и телевидения,  а также официальному опубликованию.

 После обнародования  указа Президента РФ о введении  чрезвычайного положения члены  Совета Федерации обязаны прибыть  к месту заседания Совета Федерации  в короткие сроки без специального  вызова. Вопрос об утверждении  указа Президента РФ о введении  чрезвычайного положения рассматривается  Советом Федерации в качестве  первоочередного. При этом в  соответствии со ст. 7 Закона о  чрезвычайном положении Совет  Федерации в срок, не превышающий  72 часов c момента обнародования  указа Президента РФ о введении  чрезвычайного положения, рассматривает  вопрос об утверждении этого  указа и принимает соответствующее  постановление.

 Указ Президента РФ  о введении чрезвычайного положения,  не утвержденный Советом Федерации,  утрачивает силу по истечении  72 часов с момента его обнародования, о чем население оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Законом о чрезвычайном положении  предусмотрено уведомление Организации  Объединенных Наций, Совета Европы и  сопредельных государств о введении чрезвычайного положения. В соответствии со ст. 38 Закона о чрезвычайном положении в случае введения чрезвычайного положения в отдельных местностях РФ федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, в течение суток с момента принятия Советом Федерации постановления об утверждении указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения уведомляет сопредельные государства об обстоятельствах, послуживших основанием для его введения.

 Статьей 9 данного Закона  срок действия чрезвычайного  положения, вводимого на всей  территории РФ, не может превышать  30 суток, а вводимого в ее  отдельных местностях - 60 суток. По  истечении указанных сроков чрезвычайное  положение считается прекращенным. Вместе с тем Закон о чрезвычайном  положении содержит оговорку, что  в случае, если в течение предусмотренных  сроков цели введения чрезвычайного  положения не были достигнуты, срок его действия может быть  продлен указом Президента РФ  с соблюдением требований, установленных Законом о чрезвычайном положении для его введения. Таким образом, продление срока действия чрезвычайного положения требует соблюдения тех же самых процедур, что и его введение.

Если обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, устранены ранее сроков, установленных для его действия, Президент РФ отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население РФ или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

 Меры и временные  ограничения, применяемые в условиях  чрезвычайного положения, зависят прежде всего от характера обстоятельств, послуживших причиной его введения. Выделяют общие меры и ограничения, которые могут применяться при введении чрезвычайного положения, и специфические, введение которых обусловлено спецификой обстоятельств, явившихся причиной такого введения. Независимо от специфики обстоятельств, послуживших причиной для введения чрезвычайного положения, указом Президента РФ о его введении на период его действия могут предусматриваться следующие меры и временные ограничения (ст. 11):

 а) полное или частичное  приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное  положение, полномочий органов  исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации,  а также органов местного самоуправления;

 б) установление ограничений  на свободу передвижения по  территории, на которой введено  чрезвычайное положение, а также  введение особого режима въезда  на указанную территорию и  выезда с нее, включая установление  ограничений на въезд на указанную  территорию и пребывание на  ней иностранных граждан и  лиц без гражданства;

 в) усиление охраны  общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность  населения и функционирование  транспорта;

 г) установление ограничений  на осуществление отдельных видов  финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров,  услуг и финансовых средств;

 д) установление особого  порядка продажи, приобретения  и распределения продовольствия  и предметов первой необходимости;

 е) запрещение или  ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий  и пикетирования, а также иных  массовых мероприятий;

 ж) запрещение забастовок  и иных способов приостановления  или прекращения деятельности  организаций;

 з) ограничение движения  транспортных средств и осуществление  их досмотра;

 и) приостановление  деятельности опасных производств  и организаций, в которых используются  взрывчатые, радиоактивные, а также  химически и биологически опасные  вещества;

 к) эвакуация материальных  и культурных ценностей в безопасные  районы в случае, если существует  реальная угроза их уничтожения,  похищения или повреждения в  связи с чрезвычайными обстоятельствами.

 Кроме того, согласно  ст. 14 названного Закона, на территории, на которой введено чрезвычайное  положение, выборы и референдумы  не проводятся в течение всего  периода его действия. В случае истечения в период действия чрезвычайного положения срока полномочий соответствующих выборных органов государственной власти, например законодательных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления и должностных лиц, срок полномочий указанных органов и лиц продлевается до прекращения периода действия чрезвычайного положения, если их полномочия не приостановлены в порядке, установленном Законом о чрезвычайном положении. В соответствии со ст. 15 данного Закона Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о его введении на данной территории.

 В том случае, если  причиной введения чрезвычайного  положения стали обстоятельства, предусмотренные п. "а" ст. 3 Закона о чрезвычайном положении , на основании ст. 12 названного Закона допустимо дополнительное введение специфических мер и временных ограничений, таких, как:

 а) введение комендантского  часа, т.е. запрета в установленное  время суток находиться на  улицах и в иных общественных  местах без специально выданных  пропусков и документов, удостоверяющих  личность граждан;

 б) ограничение свободы  печати и других средств массовой  информации путем введения предварительной  цензуры с указанием условий  и порядка ее осуществления,  а также временное изъятие  или арест печатной продукции,  радиопередающих, звукоусиливающих  технических средств, множительной  техники, установление особого  порядка аккредитации журналистов;

 в) приостановление  деятельности политических партий  и иных общественных объединений,  которые препятствуют устранению  обстоятельств, послуживших основанием  для введения чрезвычайного положения;

 г) проверка документов, удостоверяющих личность граждан,  личный досмотр, досмотр их  вещей, жилища и транспортных  средств;

 д) ограничение или  запрещение продажи оружия, боеприпасов,  взрывчатых веществ, специальных  средств, ядовитых веществ, установление  особого режима оборота лекарственных  средств и препаратов, содержащих  наркотические средства, психотропные  вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции. В  исключительных случаях допускается  временное изъятие у граждан  оружия и боеприпасов, ядовитых  веществ, а у организаций независимо  от организационно-правовых форм  и форм собственности - временное  изъятие наряду с оружием, боеприпасами  и ядовитыми веществами также  боевой и учебной военной техники,  взрывчатых и радиоактивных веществ;

 е) выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;

 ж) продление срока  содержания под стражей лиц,  задержанных в соответствии с  уголовно-процессуальным законодательством  РФ по подозрению в совершении  актов терроризма и других  особо тяжких преступлений, на  весь период действия чрезвычайного  положения, но не более чем  на 3 месяца.

Информация о работе Режим чрезвычайного положения