Режим чрезвычайного положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 01:18, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение комплекса вынужденных правовых, организационных и иных мер, используемых государством при введении чрезвычайного и военного положений.
Первый раздел курсовой работы посвящен режиму чрезвычайного положения. Во втором рассматриваются аспекты введения военного положения.

Содержание работы

Введение.
Режим чрезвычайного положения.
Режим военного положения.
Список использованной литературы.
Заключение.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 49.16 Кб (Скачать файл)

 Если же причиной  введения чрезвычайного положения  послужили обстоятельства природного  или техногенного характера, определенные  п. "б" ст. 3 Закона о чрезвычайном  положении, например эпидемии, в  дополнение к общим мерам, вводимым  в соответствии со ст. 11 этого  Закона могут вводиться такие  меры и временные ограничения,  как:

 а) временное отселение  жителей в безопасные районы  с обязательным предоставлением  таким жителям стационарных или  временных жилых помещений;

 б) введение карантина,  проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;

 в) привлечение государственного  материального резерва, мобилизация  ресурсов организаций независимо  от организационно-правовых форм  и форм собственности, изменение  режима их работы, переориентация  указанных организаций на производство  необходимой в условиях чрезвычайного  положения продукции и иные  необходимые в условиях чрезвычайного  положения изменения производственно-хозяйственной  деятельности;

 г) отстранение от  работы на период действия  чрезвычайного положения руководителей  государственных организаций в  связи с ненадлежащим исполнением  указанными руководителями своих  обязанностей и назначение других  лиц временно исполняющими обязанности  указанных руководителей;

 д) отстранение от  работы на период действия  чрезвычайного положения руководителей  негосударственных организаций  в связи с неисполнением или  ненадлежащим исполнением ими  мер, предусмотренных Законом  о чрезвычайном положении, и  назначение других лиц временно  исполняющими обязанности указанных  руководителей;

 е) в исключительных  случаях, связанных с необходимостью  проведения и обеспечения аварийно-спасательных  и других неотложных работ,  мобилизация трудоспособного населения  и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

 Для обеспечения режима  чрезвычайного положения используются  силы и средства органов внутренних  дел, уголовно-исполнительной системы,  федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы  и средства органов по делам  гражданской обороны, чрезвычайным  ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий. В целях единого  управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного  положения, указом Президента  РФ назначается комендант, который:

 а) издает в пределах своих полномочий приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, обязательные для исполнения на соответствующей территории всеми организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и должностными лицами указанных организаций, гражданами, а также начальниками (командирами) органов внутренних дел, органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, воинских формирований, дислоцирующихся на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и дополнительно привлекаемых для обеспечения режима чрезвычайного положения;

 б) устанавливает время  и срок действия комендантского  часа;

 в) определяет особый  режим въезда на территорию, на  которой введено чрезвычайное  положение, и выезда с нее;

 г) устанавливает особый  режим продажи оружия, боеприпасов,  лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие  вещества, этилового спирта, спиртных  напитков и спиртосодержащей  продукции;

 д) определяет порядок  и места хранения изъятых оружия, боеприпасов, веществ и военной  техники, указанных в пункте "д"  статьи 12 Закона о чрезвычайном  положении;

 е) выдворяет в установленном  порядке за пределы территории, на которой введено чрезвычайное  положение, лиц, нарушающих режим  чрезвычайного положения;

 ж) обращается к  Президенту Российской Федерации  с предложениями о необходимости  применения на территории, на  которой введено чрезвычайное  положение, мер и временных  ограничений, предусмотренных ст. 11-13 Закона о чрезвычайном положении;

 з) оповещает через  средства массовой информации  население соответствующей территории  о порядке выполнения отдельных  мер, применяемых в условиях  чрезвычайного положения;

 и) устанавливает особый  порядок аккредитации журналистов  на территории, на которой введено  чрезвычайное положение, и порядок  их работы.

 Комендант территории, на которой введено чрезвычайное  положение, вправе принимать участие  во всех заседаниях органов  государственной власти и заседаниях  органов местного самоуправления, действующих на данной территории, и вносить предложения по вопросам, отнесенным названным Законом  и иными нормативными правовыми  актами РФ к его компетенции.

 Комендант территории, на которой введено чрезвычайное  положение, руководит комендатурой, ее деятельность регулируется  положением, утверждаемым Президентом  РФ. Образование комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное  положение, не приостанавливает  деятельность органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления, действующих  на данной территории.

 Для координации действий  сил и средств, обеспечивающих  режим чрезвычайного положения,  в составе комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное  положение, указом Президента  РФ может быть создан объединенный  оперативный штаб из представителей  органов, обеспечивающих режим  чрезвычайного положения.

 Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 22 Закона о чрезвычайном положении на территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента РФ может вводиться особое управление этой территорией путем создания временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение; федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

 Временный специальный  орган управления территорией,  на которой введено чрезвычайное положение согласно ст. 24 Закона о чрезвычайном положении действует на основании положения, утверждаемого Президентом РФ. Руководитель специального органа назначается Президентом РФ, при этом комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, переходит в подчинение руководителю временного специального органа и по должности является его первым заместителем. Данному органу могут быть переданы полностью или частично полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение.

В статье 25 Закона о чрезвычайном положении указано, что если на территории, на которой введено чрезвычайное положение, создание временного специального органа управления указанной территорией не обеспечило достижения целей введения чрезвычайного положения, то в этом случае может быть создан федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. При этом временный специальный орган прекращает свои полномочия. Федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение действует на основании положения, утверждаемого Президентом РФ; руководитель данного органа назначается Президентом РФ; при введении особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, путем создания данного федерального органа осуществление полномочий органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, действующих на указанной территории, приостанавливается, а их функции возлагаются на федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение; комендатура территории, на которой введено чрезвычайное положение, входит в структуру федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. Комендант указанной территории по должности является первым заместителем руководителя федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

 И временный специальный  орган, и федеральный орган  управления территорией, на которой  введено чрезвычайное положение,  вправе издавать в пределах  своих полномочий обязательные  для исполнения на соответствующей  территории приказы и распоряжения  по обеспечению режима чрезвычайного  положения. При этом ч. 2 ст. 26 Закона  о чрезвычайном положении указано,  что организации, должностные  лица и граждане, находящиеся  на территории, на которой введено  чрезвычайное положение, обязаны оказывать поддержку органам особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, и выполнять приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения.

 Наряду с серьезными  ограничениями, вводимыми в период  действия чрезвычайного положения,  названный Закон определяет систему гарантий, которые можно рассматривать в качестве, специфической системы "сдержек и противовесов". К таким гарантиям относятся:

 при введении чрезвычайного  положения на всей территории  России палаты Федерального Собрания  РФ продолжают свою работу  в течение всего периода действия  чрезвычайного положения (ст. 8);

 лицам, пострадавшим  в результате обстоятельств, послуживших  основанием для введения чрезвычайного  положения, или в связи с  применением мер по устранению  таких обстоятельств или ликвидации  их последствий, предоставляются  жилые помещения, возмещается  причиненный материальный ущерб,  оказывается содействие в трудоустройстве  и предоставляется необходимая  помощь на условиях и в порядке,  установленных Правительством РФ;

 правосудие на территории, на которой введено чрезвычайное  положение, осуществляется только  судом. На указанной территории  действуют все суды, учрежденные  в соответствии с гл. 7 Конституции  РФ. Учреждение каких-либо форм  или видов чрезвычайных судов,  а равно применение любых форм  и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускаются. В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено чрезвычайное положение, по решению Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с их компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕЖИМ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии. Режим военного положения определяется особым федеральным конституционным законом - в настоящее время это Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении", ст. 5 которого гласит, что режим военного положения включает комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ.

 Статьей 3 Закона о  военном положении установлено,  что в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного  права агрессией против РФ  признается применение вооруженной  силы иностранным государством (группой  государств) против суверенитета, политической  независимости и территориальной  целостности РФ или каким-либо  иным образом, не совместимым  с Уставом ООН.

 Независимо от объявления  иностранным государством (группой  государств) войны Российской Федерации  актами агрессии признаются:

1) вторжение или нападение  вооруженных сил иностранного  государства (группы государств) на территорию Российской Федерации,  любая военная оккупация территории  РФ, являющаяся результатом такого  вторжения или нападения, либо  любая аннексия территории РФ  или ее части с применением  вооруженной силы;

2) бомбардировка вооруженными  силами иностранного государства  (группы государств) территории РФ  или применение любого оружия  иностранным государством (группой  государств) против Российской Федерации;

3) блокада портов или  берегов Российской Федерации  вооруженными силами иностранного  государства (группы государств);

4) нападение вооруженных  сил иностранного государства  (группы государств) на Вооруженные  Силы Российской Федерации или  другие войска независимо от  места их дислокации;

5) действия иностранного  государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать  свою территорию другому государству  (группе государств) для совершения  акта агрессии против Российской  Федерации;

6) засылка иностранным  государством (группой государств) или от имени иностранного  государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных  сил или наемников, которые  осуществляют акты применения  вооруженной силы против Российской  Федерации, равносильные указанным  выше актам агрессии.

 Актами агрессии против  РФ могут признаваться также  другие акты применения вооруженной  силы иностранным государством (группой  государств) против суверенитета, политической  независимости и территориальной  целостности РФ или каким-либо  иным образом, не совместимым  с Уставом ООН, равносильные  указанным в настоящем пункте  актам агрессии.

 Согласно Закону о  военном положении непосредственной  угрозой агрессии против РФ  могут признаваться действия  иностранного государства (группы  государств), совершенные в нарушение  Устава ООН, общепризнанных принципов  и норм международного права  и непосредственно указывающие  на подготовку к совершению  акта агрессии против РФ, включая  объявление ей войны.

Информация о работе Режим чрезвычайного положения