Режим чрезвычайного положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 01:18, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение комплекса вынужденных правовых, организационных и иных мер, используемых государством при введении чрезвычайного и военного положений.
Первый раздел курсовой работы посвящен режиму чрезвычайного положения. Во втором рассматриваются аспекты введения военного положения.

Содержание работы

Введение.
Режим чрезвычайного положения.
Режим военного положения.
Список использованной литературы.
Заключение.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 49.16 Кб (Скачать файл)

 Военное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях вводится указом Президента РФ, в котором должны быть определены обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения, дата и время, с которых оно начинает действовать, границы территории, на которой оно вводится. В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона о военном положении период его действия начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются соответствующим указом Президента РФ, и заканчивается датой и временем отмены военного положения. Во время войны нельзя предвидеть продолжительность введения военного положения в отличие от чрезвычайного положения. Поэтому в Законе о военном положении указано, что этот вопрос решает  Президент РФ.

 Указ Президента РФ  о введении военного положения  подлежит незамедлительным обнародованию  по каналам радио и телевидения  и официальному опубликованию.  О введении военного положения  Президент РФ также незамедлительно  сообщает палатам Федерального  Собрания РФ, при этом соответствующий  указ незамедлительно передается  на утверждение Совета Федерации,  который должен рассмотреть данный  вопрос в течение 48 часов с  момента получения этого указа.  Если в силу чрезвычайных и  непредотвратимых обстоятельств  заседание Совета Федерации не  может быть проведено в установленное  время, такой вопрос может быть  решен позднее 48 часов.

 Решение об утверждении  указа Президента РФ о введении  военного положения принимается  большинством голосов от общего  числа членов Совета Федерации  и оформляется соответствующим  постановлением.

Закон о военном положении  допускает ситуацию, когда Совет  Федерации может не утвердить  указ Президента РФ о введении военного положения. В данном случае соответствующий  указ Президента РФ прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население  РФ или ее отдельных местностей оповещается  в том же порядке, в каком оно  оповещалось о введении военного положения.

 На основании указов  Президента РФ на территории, на которой введено военное  положение, могут применяться  следующие меры (ст. 7 Закона о  военном положении):

1) усиление охраны общественного  порядка и обеспечения общественной  безопасности, охраны военных, важных  государственных и специальных  объектов, объектов, обеспечивающих  жизнедеятельность населения, функционирование  транспорта, коммуникаций и связи,  объектов энергетики, а также  объектов, представляющих повышенную  опасность для жизни и здоровья  людей и для окружающей природной  среды;

2) введение особого режима  работы объектов, обеспечивающих  функционирование транспорта, коммуникаций  и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих  повышенную опасность для жизни  и здоровья людей и для окружающей  природной среды;

3) эвакуация объектов  хозяйственного, социального и культурного  назначения, а также временное  отселение жителей в безопасные  районы с обязательным предоставлением  таким жителям стационарных или  временных жилых помещений;

4) введение и обеспечение  особого режима въезда на территорию, на которой введено военное  положение, и выезда с нее,  а также ограничение свободы  передвижения по ней;

5) приостановление деятельности  политических партий, других общественных  объединений, религиозных объединений,  ведущих пропаганду и (или)  агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного  положения оборону и безопасность  Российской Федерации;

6) привлечение граждан  в порядке, установленном Правительством  Российской Федерации, к выполнению  работ для нужд обороны, ликвидации  последствий применения противником  оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики,  систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

7) изъятие в соответствии  с федеральными законами необходимого  для нужд обороны имущества  у организаций и граждан с  последующей выплатой государством  стоимости изъятого имущества;

8) запрещение или ограничение  выбора места пребывания либо  места жительства;

9) запрещение или ограничение  проведения собраний, митингов и  демонстраций, шествий и пикетирования,  а также иных массовых мероприятий;

10) запрещение забастовок  и иных способов приостановления  или прекращения деятельности  организаций;

11) ограничение движения  транспортных средств и осуществление  их досмотра;

 12) запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, - задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток;

13) запрещение продажи  оружия, боеприпасов, взрывчатых  и ядовитых веществ, установление  особого режима оборота лекарственных  средств и препаратов, содержащих  наркотические и иные сильнодействующие  вещества, спиртных напитков.

В случаях, предусмотренных  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, у граждан производится изъятие  оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций - изъятие  наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми  и ядовитыми веществами боевой и  учебной военной техники и  радиоактивных веществ;

14) введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;

15) введение военной цензуры  за почтовыми отправлениями и  сообщениями, передаваемыми с  помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;

16) изоляция в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией. Законом о военном положении особо оговаривается, что применение данных мер возможно только в случае агрессии против Российской Федерации;

17) запрещение или ограничение  выезда граждан за пределы  территории РФ;

18) введение в органах  государственной власти, иных государственных  органах, органах военного управления, органах местного самоуправления  и организациях дополнительных  мер, направленных на усиление  режима секретности;

19) прекращение деятельности  в Российской Федерации иностранных  и международных организаций,  в отношении которых правоохранительными  органами получены достоверные  сведения о том, что указанные  организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны  и безопасности Российской Федерации.

 Отдельно оговорено,  что на территории, на которой  введено военное положение, референдумы  и выборы в органы государственной  власти и органы местного самоуправления  не проводятся.

Помимо мер, оговоренных ст. 7 Закона о военном положении, в соответствии со ст. 8 в период действия военного положения федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в целях производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения могут быть предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, временно изменены форма собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности и установлены особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования территории, на которых введено и не введено военное положение.

 Отдельная глава Закона  о военном положении посвящена  определению полномочий органов  власти в обеспечении режима  военного положения и особенностей  их функционирования в период  его действия. Так, в частности,  Президент РФ: осуществляет руководство организацией обеспечения режима военного положения; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в целях обеспечения режима военного положения; контролирует применение мер по обеспечению военного положения; приостанавливает деятельность политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации; устанавливает запреты или ограничения на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; устанавливает запреты на проведение забастовок и на приостановление или прекращение деятельности организаций иным способом; прекращает в условиях военного положения деятельность в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации.

 Правительство РФ, в частности: организует разработку и обеспечивает применение мер, направленных на производство продукции для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения; организует работу по обеспечению потребностей государства в период действия военного положения материально-техническими, трудовыми и другими ресурсами, организует разработку военно-хозяйственного плана.

 Для обеспечения режима  военного положения федеральными  органами исполнительной власти  в пределах их компетенции  осуществляются следующие полномочия:

1) организация производства продукции для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения;

2) организация снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами и медицинского обслуживания населения;

3) регулирование деятельности  организаций промышленности, торговли, общественного питания, бытового  обслуживания и коммунального  хозяйства;

4) оповещение через средства  массовой информации населения  территории, на которой введено  военное положение, о порядке  применения мер, предусмотренных  Законом о военном положении.

 Для реализации мер, предусмотренных ст. 7 Закона о военном положении, федеральными органами исполнительной власти на основании указов Президента РФ осуществляются следующие полномочия:

1) обеспечение охраны  общественного порядка и общественной  безопасности, охраны военных, важных  государственных и специальных  объектов, объектов, обеспечивающих  жизнедеятельность населения, функционирование  транспорта, коммуникаций и связи,  объектов энергетики, а также  объектов, представляющих повышенную  опасность для жизни и здоровья  людей и для окружающей природной  среды;

2) организация эвакуации  объектов хозяйственного, социального  и культурного назначения, а также  временного отселения жителей  в безопасные районы с обязательным  предоставлением таким жителям  стационарных или временных жилых  помещений;

3) введение и обеспечение  особого режима въезда на территорию, на которой введено военное  положение, и выезда с этой  территории, а также ограничение  свободы передвижения по ней;

4) организация в порядке,  установленном Правительством Российской  Федерации, привлечения граждан  к выполнению работ для нужд  обороны, ликвидации последствий  применения противником оружия, восстановлению поврежденных объектов экономики, систем жизнеобеспечения населения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

5) изъятие в соответствии  с федеральными законами транспортных  средств и другого необходимого  для нужд обороны имущества  у организаций и граждан с  последующей выплатой государством  стоимости изъятого имущества;

6) установление запретов  или ограничений на выбор места  пребывания либо места жительства  на территории, на которой введено  военное положение;

7) установление ограничения  движения транспортных средств  и порядка осуществления их  досмотра;

8) установление запрета  на нахождение граждан на улицах  и в иных общественных местах  в определенное время суток,  при необходимости осуществление  проверки документов, удостоверяющих личность граждан, личного досмотра, досмотра их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, - задержание граждан и транспортных средств;

9) установление запрета  на продажу оружия, боеприпасов,  взрывчатых и ядовитых веществ,  установление особого режима  оборота лекарственных средств  и препаратов, содержащих наркотические  и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях,  предусмотренных федеральными законами  и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации,  изъятие у граждан оружия, боеприпасов,  взрывчатых и ядовитых веществ,  а у организаций - изъятие наряду  с оружием, боеприпасами, взрывчатыми  и ядовитыми веществами боевой  и учебной военной техники  и радиоактивных веществ;

Информация о работе Режим чрезвычайного положения