Стихийные бедствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:59, реферат

Описание работы

Стихийные действия сил природы, пока еще не в полной мере подвластные человеку наносят экономике государства и населению огромный ущерб. Стихийные бедствия - это такие явления природы, которые вызывают экстремальные ситуации, нарушают нормальную жизнедеятельность людей и работу объектов.
К стихийным бедствиям обычно относятся землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, обвалы, засухи, ураганы, бури, пожары, особенно массовые, лесные и торфяные. Опасными бедствиями являются, кроме того, производственные аварии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………...….3 - 5
Виды и характеристики стихийных бедствий………………………………………...........................6 - 13
Защита человека от стихийных бедствий………………………….............................................14 - 15
Мероприятия по защите населения при стихийных бедствиях………………………………………………….......16 - 20
Как улучшить защиту населения и территорий при чрезвычайных ситуациях?................................................................................21 - 23
Заключение………………………..……………………...…..24 - 25
Список используемой литературы………………………………………………...………26

Файлы: 1 файл

стихийные бедствия.docx

— 56.97 Кб (Скачать файл)

Борьба со снежными лавинами имеет долгосрочный характер и организуется противолавинными службами. В местах снегонакопления устанавливают  щиты и заборы, благодаря чему снег накапливается в безопасных местах. На склонах гор для удержания  снега высаживают леса, устанавливают  щиты и изгороди, проволочные сетки. На путях возможного схода лавин  сооружают отбойные дамбы, лавинорезы, навесы. Опасные участки, где снег накапливается и угрожает обвалом, обстреливают из артиллерийских орудий и минометов. В районах постоянной угрозы организуют лавинные станции, они  ведут наблюдение и предупреждают  об опасности. При использовании  формирований для ликвидации последствий  схода лавин учитывают низкую температуру окружающего воздуха, сильный ветер, снегопад и гололед. Эти факторы обусловливают необходимость  обеспечивать людей теплой одеждой  и проводить мероприятия, исключающие  обморожение и несчастные случаи. Снегоочистительные и снегоуборочные машины оборудуют звуковой и световой сигнализацией, обеспечивают приборами  оповещения.

При бурях и ураганах проводятся предупредительные, спасательные и  аварийно-восстановительные работы. В районах, где наиболее часто  возникают ураганы, здания и сооружения строят из наиболее прочных материалов, ставят наиболее прочные опоры линий электропередач и связи. До подхода ураганного ветра закрепляют технику, отдельные строения, в производственных помещениях и жилых домах закрывают двери, окна, отключают электросети, газ, воду. Население укрывается в защитных или заглубленных сооружениях. После урагана формирования совместно со всем трудоспособным населением объекта проводят спасательные и аварийно-восстановительные работы; спасают людей из заваленных защитных и других сооружений и оказывают им помощь, восстанавливают поврежденные здания, линии электропередач и связи, газо- и водопровода, ремонтируют технику, проводят другие аварийно-восстановительные работы.

При крупных авариях и  катастрофах организация работ  по ликвидации последствий проводится с учетом обстановки, сложившейся  после аварии или катастрофы, степени  разрушения и повреждения зданий и сооружений, технологического оборудования, агрегатов, характера аварий на коммунально-энергетических сетях и пожаров, особенностей застройки  территории объекта и других условий. Работы по организации ликвидации последствий  аварий и катастроф проводятся в  сжатые сроки: необходимо быстро спасти людей, находящихся под обломками  зданий, в заваленных подвалах, и  оказать им экстренную медицинскую  помощь, а также предотвратить  другие катастрофические последствия, связанные с гибелью людей  и потерей большого количества материальных ценностей.

Ликвидация пожара состоит  из остановки пожара, его локализации, дотушивания и окарауливания. Основные способы тушения лесных пожаров: захлестывание или забрасывание грунтом кромки пожара, устройство заградительных и минерализованных полос и канав, тушение пожара водой или растворам огнетушащих  химикатов. Главным способом тушения  подземного торфяного пожара является окапывание горящей территории торфа  оградительными канавами. Канавы рекомендуется  копать шириной 0,7-- 1,0 м и глубиной до минерального грунта или грунтовых вод. Окапывание начинается со стороны объектов и населенных пунктов, которые могут загореться от горящего торфа. Для тушения горящих штабелей, караванов торфа, а также тушения подземных торфяных пожаров используется вода в виде мощных струй. Водой заливают места горения торфа под землей и на поверхности земли. Успех борьбы с лесными и торфяными пожарами во многом зависит от их своевременного обнаружения и быстрого принятия мер по их ограничению и ликвидации. При обнаружении очага пожара начальник ГО объекта и его штаб принимают все меры к его ликвидации: на основании данных разведки и других полученных сведений оценивают пожарную обстановку, принимают решение и ставят задачи формированиям. Спасение людей - главная задача спасательных работ при пожарах. Из зон возможного распространения пожара эвакуируются люди и материальные ценности. В первую очередь разыскивают людей, оказавшихся в горящих районах, зданиях и сооружениях. Розыск людей осуществляют в целях безопасности парами: один разыскивает, а второй страхует его с помощью веревки, находясь в менее опасном месте.

КАК УЛУЧШИТЬ ЗАЩИТУ НАСЕЛЕНИЯ  И ТЕРРИТОРИЙ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ?

В конце ХХ века во многих государствах мира пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и  экологическими катастрофами нужна  целенаправленная государственная  политика. Одной из первых на этот путь встала Россия. Еще уроки Чернобыльской  катастрофы 1986 г. подвели Россию к пониманию необходимости решения вопросов предотвращения катастроф и ликвидации их последствий на государственном уровне. Трагедия землетрясения в г. Спитак в 1988 г. (в Армении) заставила форсировать принятие решений по данному вопросу.

В связи с этим в ст.72 Конституции Российской Федерации (1993 г.) было записано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится "осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий".

На современном этапе  основной целью государственной  политики в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.

 

Формирование и реализация этой политики осуществляется с соблюдением  следующих основных принципов:

- защите от чрезвычайных  ситуаций подлежит все население  Российской Федерации, а также  иностранные граждане и лица  без гражданства, находящиеся  на территории страны;

- подготовка и реализация  мероприятий по защите от чрезвычайных  ситуаций осуществляются с учетом  разделения предметов ведения  и полномочий между федеральными  органами государственной власти, органами государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления;

- при возникновении чрезвычайных  ситуаций обеспечивается приоритетность  задач по спасению жизни и  сохранению здоровья людей;

- мероприятия по защите  населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций различного  характера планируются и осуществляются  в строгом соответствии с международными  договорами и соглашениями Российской  Федерации, Конституцией Российской  Федерации, федеральными законами  и другими нормативными правовыми  актами;

- основной объем мероприятий,  направленных на предупреждение  чрезвычайных ситуаций, а также  на максимально возможное снижение  размеров ущерба и потерь в  случае их возникновения, проводится  заблаговременно;

- объем и содержание  мероприятий по защите населения  и территорий от чрезвычайных  ситуаций различного характера  определяются, исходя из принципа  необходимой достаточности и  максимально возможного использования  имеющихся сил и средств;

- ликвидация чрезвычайных  ситуаций различного характера  осуществляется силами и средствами  организаций, органов местного  самоуправления, органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, на территориях которых  сложилась чрезвычайная ситуация.

 

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так  и в плане уменьшения потерь и  ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:

* мониторинг и прогнозирование  чрезвычайных ситуаций;

* рациональное размещение  производительных сил по территории  страны с учетом природной  и техногенной безопасности;

* предотвращение некоторых  неблагоприятных и опасных природных  явлений и процессов путем  систематического снижения их  накапливающегося разрушительного  потенциала;

* предотвращение аварий  и техногенных катастроф путем  повышения технологической безопасности  производственных процессов и  эксплуатационной надежности оборудования;

* разработка и осуществление  инженерно-технических мероприятий,  направленных на предотвращение  источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту  населения и материальных средств;

* подготовка объектов  экономики и систем жизнеобеспечения  населения к работе в условиях  чрезвычайных ситуаций;

* декларирование промышленной  безопасности;

* лицензирование деятельности  опасных производственных объектов;

* страхование ответственности  за причинение вреда при эксплуатации  опасного производственного объекта;

* проведение государственной  экспертизы в области предупреждения  чрезвычайных ситуаций;

* государственный надзор  и контроль по вопросам природной  и техногенной безопасности;

* информирование населения  о потенциальных природных и  техногенных угрозах на территории  проживания;

* подготовка населения  в области защиты от чрезвычайных  ситуаций.

Готовность к возможным  чрезвычайным ситуациям в регионе, городе, районе, на каждом конкретном предприятии  достигается через подготовку и  проведение большого комплекса организационных  и инженерно-технических мероприятий. На практике выработана и теоретически подтверждена определенная последовательность этих мероприятий, выявлены приоритеты в их подготовке и проведении.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Есть серьезные основания  полагать, что масштабность влияния  бедствий и катастроф на социальные, экономические, политические и другие процессы современного общества и их драматизм уже превысили тот  уровень, который позволял относиться к ним как к локальным сбоям  в размеренном функционировании государственных и общественных структур. Тот порог системной  адаптации, которая позволяет системе (в данном случае -- обществу) амортизировать отклонения от допустимых параметров жизни и сохранять при этом свое качественное содержание, по-видимому, пройден в ХХ в.

Перед человеком и обществом  в XXI в. все более отчетливо вырисовывается новая цель -- глобальная безопасность. Достижение этой цели требует изменения  мировоззрения человека, системы  ценностей, индивидуальной и общественной культуры. Необходимы новые постулаты  в сохранении цивилизации, обеспечении  ее устойчивого развития, принципиально  новые подходы в достижении комплексной  безопасности. При этом весьма важным является то, что в обеспечении  безопасности не должно быть доминирующих проблем, так как их последовательное решение не может привести к успеху. Решать проблемы безопасности можно  только комплексно.

Поверхность Земли будет  непрерывно изменяться под действием  природных процессов. Оползни будут  происходить на неустойчивых горных склонах, по-прежнему будет чередоваться большая и малая вода в реках, а штормовые приливы станут, время  от времени затоплять морские  побережья, не обойдется и без  пожаров. Человек бессилен предотвратить  сами природные процессы, но в его  силах избежать жертв и ущерба.

Мало знать закономерности развития катастрофических процессов, предсказывать кризисы, создавать  механизмы предупреждения бедствий. Надо добиться того, чтобы эти меры были поняты людьми, востребованы ими, перешли бы в повседневную жизнь, находя свое отражение в политике, производстве, психологических установках человека. Иначе государство и  общество столкнутся с “эффектом  Кассандры”, о котором почти всегда упоминают очевидцы крупнейших бедствий: многие люди не следуют предостережениям, игнорируют предупреждения об опасности, не предпринимают шагов для спасения (или совершают ошибочные действия). Отсюда вытекает масштабная задача XXI века -- формирование в России и мире массовой “культуры безопасности”!

8. http://www.resque.ssti.ru/index.php - сайт  МЧС

 

Законодательство Российской Федерации 

в области экологического мониторинга.

 

Понятие, общая характеристика …………………………………… 

2. Законодательство Республики  Башкортостан 

 

в области экологического мониторинга ………………………....… 

3. Закон Республики Башкортостан 

 

«Об экологическом мониторинге» …………………………………. 

4. Республиканская программа  «Создание единой государственной 

информационной системы  экологического мониторинга 

 

в Республике Башкортостан»  на 2001-2005 годы ………………….. 

14 

 

5. Заключение …………………………………………………………… 

17 

 

6. Нормативная правовая  база ……………………………………….… 

18 

 

7. Использованная литература  …………………………………………. 

19 

 

 

Законодательство Российской Федерации в области экологического мониторинга является на сегодняшний  день одной из неразвитых (и поэтому  требующей тщательной разработки) областей экологического права России. Целью  данной работы является анализ и обзор  развития законодательства Республики Башкортостан в области экологического мониторинга, с учетом сведений и  информации, полученных мною во время  работы в секторе правового обеспечения  Государственного комитета Республики Башкортостан по охране окружающей среды.

1. Законодательство Российской  Федерации 

в области экологического мониторинга.

Информация о работе Стихийные бедствия