Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:59, реферат
Стихийные действия сил природы, пока еще не в полной мере подвластные человеку наносят экономике государства и населению огромный ущерб. Стихийные бедствия - это такие явления природы, которые вызывают экстремальные ситуации, нарушают нормальную жизнедеятельность людей и работу объектов.
К стихийным бедствиям обычно относятся землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, обвалы, засухи, ураганы, бури, пожары, особенно массовые, лесные и торфяные. Опасными бедствиями являются, кроме того, производственные аварии.
Введение……………………………………………………...….3 - 5
Виды и характеристики стихийных бедствий………………………………………...........................6 - 13
Защита человека от стихийных бедствий………………………….............................................14 - 15
Мероприятия по защите населения при стихийных бедствиях………………………………………………….......16 - 20
Как улучшить защиту населения и территорий при чрезвычайных ситуациях?................................................................................21 - 23
Заключение………………………..……………………...…..24 - 25
Список используемой литературы………………………………………………...………26
Понятие, общая характеристика
Мониторинг окружающей среды может характеризоваться как одна из мер охраны окружающей среды, функция государственного управления и государственный институт. Основные положения об экологическом мониторинге сформулированы в Федеральном законе Российской Федерации от 10.01.20002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Мониторинг окружающей среды
(экологический мониторинг) - это
комплексная система наблюдений
за состоянием окружающей среды, оценки
и прогноза изменений состояния
окружающей среды под воздействием
природных и антропогенных
Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) - мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В соответствии с главой X ФЗ «Об охране окружающей среды» («Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг»), статья 63), государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.
Порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) устанавливается Правительством Российской Федерации.
Информация о состоянии
окружающей среды, ее изменении, полученная
при осуществлении
Порядок предоставления информации о состоянии окружающей среды регулируется законодательством. Статья 63 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с Положением
об информационных услугах в области
гидрометеорологии и
Положения о мониторинге, кроме Федерального закона «Об охране окружающей среды», имеются во всех природоресурсных и иных нормативных правовых актах.
2. Законодательство Республики Башкортостан
в области экологического мониторинга
Работы по созданию системы
экологического мониторинга Республики
Башкортостан были начаты в 1993 году, после
выхода постановления Совета Министров
- Правительства РФ от 24.11.1993 г. №1229 «О
создании единой государственной системы
экологического мониторинга». Цель создания
системы - исключить дублирование работ,
проводимых различными министерствами
и ведомствами в области
В развитие этого нормативного правового акта вышло постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 30.03.1994 г. № 100 «О создании единой государственной системы экологического мониторинга Республики Башкортостан».
Система экологического мониторинга
Республики Башкортостан развивалась
в рамках реализации республиканской
программы «Создание единой государственной
системы экологического мониторинга
Республики Башкортостан» на период
1995-2000 гг. Поставленные программой цели
и задачи, в основном, выполнены,
разработана необходимая
Республика Башкортостан
одна из первых среди субъектов Российской
Федерации установила законодательные
отношения в области
Во исполнение Закона РБ «Об экологическом мониторинге» Государственным комитетом Республики Башкортостан по охране окружающей среды были разработаны следующие документы:
Распоряжение Кабинета Министров
РБ от 16 марта 2001 N 214-р «Об утверждении
программы подготовки проектов нормативных
правовых актов, необходимых для
реализации Закона Республики Башкортостан
«Об экологическом мониторинге»
Постановление Кабинета Министров РБ о республиканском специально уполномоченном государственном органе, осуществляющим координацию деятельности в области экологического мониторинга.
Постановление Кабинета Министров РБ от 19 июня 2001 г. N 134 «О республиканской программе «Создание Единой государственной информационной системы экологического мониторинга в Республике Башкортостан» на 2001-2005 годы».
В стадии разработки находятся следующие документы:
Постановление Кабинета Министров
РБ об утверждении Положения о
порядке ведения
Постановление Кабинета Министров РБ об учете данных экологического мониторинга при формировании и реализации государственной стратегии развития Республики Башкортостан.
В настоящее время на территории
Республики Башкортостан действует
ряд федеральных и
Вместе с тем многолетний
опыт функционирования этих федеральных
и республиканских систем и служб
показал, что они не обеспечивают
в полной мере построения целостной
картины состояния окружающей природной
среды и воздействия
Каждая из служб и систем мониторинга в настоящее время функционирует по самостоятельной программе, практически не скоординированной с другими. Лабораторные подразделения различных ведомств выполняют задачи только в своих ведомственных целях и необходимых для этого объемах. Отсутствует комплексный подход к изучению влияния различных причин и источников деформации окружающей среды. Практически не изучаются (за исключением радиоактивного заключения) отделенные по времени последствия аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Вследствие этого на республиканском
уровне до настоящего времени не удалось
создать инфраструктуру, обеспечивающую
информационный обмен данными мониторинга,
их обобщение и прогноз
Следствием этого является
лишь частичное использование данных
мониторинга при выработке
Внедрение новых информационных технологий и средств наблюдения, таких как аппаратура дистанционного зондирования и трассовых изменений, автоматизированные системы сбора обработки данных, компьютерные системы обработки, создает предпосылки для интеграции систем мониторинга на качественно новом уровне.
Реализация статьи 4 Закона РБ «Об экологическом мониторинге» позволяет объединить ведение экологического мониторинга по следующим основным направлениям:
мониторинг источников антропогенного воздействия - осуществляет Государственный комитет Республики Башкортостан по охране окружающей среды в соответствии с положением о Госкомэкологии РБ; Пункт 3.13 постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 апреля 2000 N 84 "О Государственном комитете Республики Башкортостан по охране окружающей среды".
мониторинг окружающей среды - ведется Башкирским территориальным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 августа 2000 г. № 622 «Об утверждении Положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды»;
мониторинг воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения - осуществляет Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Республики Башкортостан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 июня 2000 г. № 426 «Об утверждении Положения о социально- гигиеническом мониторинге».
Перечисленные факторы предопределили необходимость работы по созданию республиканской единой государственной информационной системы экологического мониторинга.
Реализация программно-целевого подхода для решения проблемы управления состоянием окружающей среды, экологической обстановкой и здоровья населения требует дальнейшего комплексного подхода, координации усилий различных министерств и ведомств для создания единой государственной информационной системы экологического мониторинга.
В связи с вышеизложенным, в развитие программы «Создание единой государственной информационной системы экологического мониторинга» на период 1995-2000 гг., 19 июня 2001 г. было принято постановление Кабинета Министров РБ № 134 «О республиканской программе "Создание Единой государственной информационной системы экологического мониторинга в Республике Башкортостан» на 2001-2005 годы» (обзор этой программы приведён в п.4 данной работы).
3. Закон Республики Башкортостан
«Об экологическом мониторинге»
Республика Башкортостан
- одна из первых среди субъектов
Российской Федерации - привела правовые
отношения в области
Закон Республики Башкортостан «Об экологическом мониторинге» состоит из 26 статей и IX глав.
Пункт 1 статьи 1 определяет экологический мониторинг как комплекс мероприятий по проведению наблюдения, оценки, прогноза состояния окружающей среды на основе измерений количественных и качественных показателей степени ее загрязнения. В соответствии с Законом, экологический мониторинг ведется на республиканском, местном и локальном (объектовом) уровнях.
Одной из основных задач реализации
этого закона является определение
механизмов координации деятельности
в области экологического мониторинга
для обеспечения принятия обоснованных
решений органов
Статья 2 «Основные понятия» позволяет более эффективно применять закрепленные в Законе нормы на практике. В частности, очень важным является закрепление таких понятий, как «антропогенное воздействие», «чрезвычайная экологическая ситуация», «экологически опасная ситуация».