Стихийные бедствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:59, реферат

Описание работы

Стихийные действия сил природы, пока еще не в полной мере подвластные человеку наносят экономике государства и населению огромный ущерб. Стихийные бедствия - это такие явления природы, которые вызывают экстремальные ситуации, нарушают нормальную жизнедеятельность людей и работу объектов.
К стихийным бедствиям обычно относятся землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, обвалы, засухи, ураганы, бури, пожары, особенно массовые, лесные и торфяные. Опасными бедствиями являются, кроме того, производственные аварии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………...….3 - 5
Виды и характеристики стихийных бедствий………………………………………...........................6 - 13
Защита человека от стихийных бедствий………………………….............................................14 - 15
Мероприятия по защите населения при стихийных бедствиях………………………………………………….......16 - 20
Как улучшить защиту населения и территорий при чрезвычайных ситуациях?................................................................................21 - 23
Заключение………………………..……………………...…..24 - 25
Список используемой литературы………………………………………………...………26

Файлы: 1 файл

стихийные бедствия.docx

— 56.97 Кб (Скачать файл)

Понятие, общая характеристика

 

Мониторинг окружающей среды  может характеризоваться как  одна из мер охраны окружающей среды, функция государственного управления и государственный институт. Основные положения об экологическом мониторинге  сформулированы в Федеральном законе Российской Федерации от 10.01.20002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

 

Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - это  комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния  окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

 

Государственный мониторинг окружающей среды (государственный  экологический мониторинг) - мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации (ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

 

В соответствии с главой X ФЗ «Об охране окружающей среды» («Государственный мониторинг окружающей среды (государственный  экологический мониторинг»), статья 63), государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

 

Порядок организации и  осуществления государственного мониторинга  окружающей среды (государственного экологического мониторинга) устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

Информация о состоянии  окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), используется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной  власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих  решений, разработки федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды  субъектов Федерации и мероприятий  по охране окружающей среды. Мерквирт Райнер, «Игра по одним правилам будет способствовать углублению европейской  интеграции», ЭкоИнформ, №5,2001.

 

Порядок предоставления информации о состоянии окружающей среды  регулируется законодательством. Статья 63 Федерального закона Российской Федерации  от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

 

В соответствии с Положением об информационных услугах в области  гидрометеорологии и мониторинга  загрязнения окружающей природной  среды Утверждено постановлением Правительства  Российской Федерации от 15.11.1997 г., информация в области мониторинга загрязнения  окружающей среды общего назначения представляется пользователям бесплатно  или за плату, не возмещающую в  полном размере расходы на эти  услуги. Такие расходы компенсируются за счет федерального бюджета. Бесплатно  названная информация представляется органам государственной власти Российской Федерации, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Другим пользователям информация в  области мониторинга окружающей среды общего назначения предоставляется  за плату в размерах, возмещающих  расходы на её подготовку, копирование  и передачу по сетям электрической  и электронной почты. Специализированная информация в области мониторинга  загрязнения окружающей среды предоставляется  пользователям в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационного  обеспечения.

 

Положения о мониторинге, кроме Федерального закона «Об охране окружающей среды», имеются во всех природоресурсных и иных нормативных  правовых актах.

 

2. Законодательство Республики  Башкортостан 

 

в области экологического мониторинга

 

 

Работы по созданию системы  экологического мониторинга Республики Башкортостан были начаты в 1993 году, после  выхода постановления Совета Министров - Правительства РФ от 24.11.1993 г. №1229 «О создании единой государственной системы  экологического мониторинга». Цель создания системы - исключить дублирование работ, проводимых различными министерствами и ведомствами в области мониторинга  окружающей среды, обеспечить концентрацию сил и средств, направляемых на организацию  постоянных наблюдений за состоянием окружающей среды, заложить информационную основу управления состоянием окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов.

 

В развитие этого нормативного правового акта вышло постановление  Кабинета Министров Республики Башкортостан от 30.03.1994 г. № 100 «О создании единой государственной  системы экологического мониторинга  Республики Башкортостан».

 

Система экологического мониторинга  Республики Башкортостан развивалась  в рамках реализации республиканской  программы «Создание единой государственной  системы экологического мониторинга  Республики Башкортостан» на период 1995-2000 гг. Поставленные программой цели и задачи, в основном, выполнены, разработана необходимая законодательная  база, регулирующая отношения в области  экологического мониторинга.

 

Республика Башкортостан одна из первых среди субъектов Российской Федерации установила законодательные  отношения в области осуществления  экологического мониторинга, приняв 24 мая 2000 года Закон Республики Башкортостан «Об экологическом мониторинге» (примечательно, что на федеральном  уровне подобный закон еще находится  в стадии разработки). Принятие данного  Закона создало законодательную  основу для проведения единой научно-технической  политики в области экологического мониторинга, интеграции существующих мониторинговых систем, координации  их деятельности и за счет этого - создание единого информационного пространства.

 

Во исполнение Закона РБ «Об  экологическом мониторинге» Государственным  комитетом Республики Башкортостан по охране окружающей среды были разработаны  следующие документы:

 

Распоряжение Кабинета Министров  РБ от 16 марта 2001 N 214-р «Об утверждении  программы подготовки проектов нормативных  правовых актов, необходимых для  реализации Закона Республики Башкортостан «Об экологическом мониторинге»;

 

Постановление Кабинета Министров  РБ о республиканском специально уполномоченном государственном органе, осуществляющим координацию деятельности в области экологического мониторинга.

 

Постановление Кабинета Министров  РБ от 19 июня 2001 г. N 134 «О республиканской программе «Создание Единой государственной информационной системы экологического мониторинга в Республике Башкортостан» на 2001-2005 годы».

 

В стадии разработки находятся  следующие документы:

 

Постановление Кабинета Министров  РБ об утверждении Положения о  порядке ведения государственного реестра объектов экологического мониторинга;

 

Постановление Кабинета Министров  РБ об учете данных экологического мониторинга при формировании и  реализации государственной стратегии  развития Республики Башкортостан.

 

В настоящее время на территории Республики Башкортостан действует  ряд федеральных и республиканских  ведомственных систем и служб, в  функции которых входит получение  информации о состоянии окружающей среды, источников антропогенного воздействия  и их влияния на среду обитания и здоровье населения.

 

Вместе с тем многолетний  опыт функционирования этих федеральных  и республиканских систем и служб  показал, что они не обеспечивают в полной мере построения целостной  картины состояния окружающей природной  среды и воздействия антропогенных  факторов на здоровье населения. Государственный  доклад о состоянии окружающей природной  среды Республики Башкортостан в 2000 году, с.215, - Уфа, 2001.

 

Каждая из служб и систем мониторинга в настоящее время  функционирует по самостоятельной  программе, практически не скоординированной  с другими. Лабораторные подразделения  различных ведомств выполняют задачи только в своих ведомственных  целях и необходимых для этого  объемах. Отсутствует комплексный  подход к изучению влияния различных  причин и источников деформации окружающей среды. Практически не изучаются (за исключением радиоактивного заключения) отделенные по времени последствия  аварийных выбросов и сбросов  загрязняющих веществ.

 

Вследствие этого на республиканском  уровне до настоящего времени не удалось  создать инфраструктуру, обеспечивающую информационный обмен данными мониторинга, их обобщение и прогноз экологической  обстановки. Отсутствует ориентация получаемой информации на лиц, принимающих  решения, особенно на региональном уровне.

 

Следствием этого является лишь частичное использование данных мониторинга при выработке управленческих решений, требующих полной оценки экологической  обстановки в республике и достоверного прогноза ее изменения, что невозможно без комплексного рассмотрения данных об окружающей среде и источника  ее деформации.

 

Внедрение новых информационных технологий и средств наблюдения, таких как аппаратура дистанционного зондирования и трассовых изменений, автоматизированные системы сбора  обработки данных, компьютерные системы  обработки, создает предпосылки  для интеграции систем мониторинга  на качественно новом уровне.

 

Реализация статьи 4 Закона РБ «Об экологическом мониторинге» позволяет объединить ведение экологического мониторинга по следующим основным направлениям:

 

мониторинг источников антропогенного воздействия - осуществляет Государственный  комитет Республики Башкортостан по охране окружающей среды в соответствии с положением о Госкомэкологии РБ; Пункт 3.13 постановления Кабинета Министров  Республики Башкортостан от 6 апреля 2000 N 84 "О Государственном комитете Республики Башкортостан по охране окружающей среды".

 

 

мониторинг окружающей среды - ведется Башкирским территориальным  управлением по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 августа 2000 г. № 622 «Об утверждении Положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды»;

 

мониторинг воздействия  факторов среды обитания на состояние  здоровья населения - осуществляет Центр  государственного санитарно-эпидемиологического  надзора Республики Башкортостан в  соответствии с постановлением Правительства  РФ от 1 июня 2000 г. № 426 «Об утверждении Положения о социально- гигиеническом мониторинге».

 

Перечисленные факторы предопределили необходимость работы по созданию республиканской  единой государственной информационной системы экологического мониторинга.

 

Реализация программно-целевого подхода для решения проблемы управления состоянием окружающей среды, экологической обстановкой и  здоровья населения требует дальнейшего  комплексного подхода, координации  усилий различных министерств и  ведомств для создания единой государственной  информационной системы экологического мониторинга.

 

В связи с вышеизложенным, в развитие программы «Создание  единой государственной информационной системы экологического мониторинга» на период 1995-2000 гг., 19 июня 2001 г. было принято постановление Кабинета Министров РБ № 134 «О республиканской программе "Создание Единой государственной информационной системы экологического мониторинга в Республике Башкортостан» на 2001-2005 годы» (обзор этой программы приведён в п.4 данной работы).

 

3. Закон Республики Башкортостан 

 

«Об экологическом мониторинге»

 

 

Республика Башкортостан - одна из первых среди субъектов  Российской Федерации - привела правовые отношения в области осуществления  экологического мониторинга в рамки  единых требований, приняв 24 мая 2000 года Закон Республики Башкортостан № 73-з  «Об экологическом мониторинге».

 

Закон Республики Башкортостан «Об экологическом мониторинге» состоит из 26 статей и IX глав.

 

Пункт 1 статьи 1 определяет экологический  мониторинг как комплекс мероприятий  по проведению наблюдения, оценки, прогноза состояния окружающей среды на основе измерений количественных и качественных показателей степени ее загрязнения. В соответствии с Законом, экологический  мониторинг ведется на республиканском, местном и локальном (объектовом) уровнях.

 

Одной из основных задач реализации этого закона является определение  механизмов координации деятельности в области экологического мониторинга  для обеспечения принятия обоснованных решений органов государственного управления в сфере рационального  природопользования и охраны окружающей среды. Обоснованность и оперативность  этих решений определяется наличием объективной и своевременной  информации о текущей и прогнозируемой экологической обстановке. Механизмом, обеспечивающим выявление реальных взаимосвязей источников деформации окружающей среды, условий проживания и состояния здоровья населения, является система сбора данных экологического мониторинга.

 

Статья 2 «Основные понятия» позволяет более эффективно применять  закрепленные в Законе нормы на практике. В частности, очень важным является закрепление таких понятий, как  «антропогенное воздействие», «чрезвычайная  экологическая ситуация», «экологически  опасная ситуация».

Информация о работе Стихийные бедствия