Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 16:44, доклад
Наиболее выражено процессы техногенного изменения качественных характеристик среды развиваются в производственной сфере, являющейся наиболее значимой в профессиональной трудовой деятельности специалистов различного профиля. Достигнутый прогресс в сфере производства в период научно-технической революции сопровождался и сопровождается в настоящее время ростом числа и повышением уровнем опасных и вредных факторов производственной среды.
Так создание двигателей внутреннего сгорания решило много транспортных проблем, но одновременно привело к повышенному травматизму на автодорогах, породило трудноразрешимые задачи по защите человека и природной среды от токсичных выбросов автомобилей.
Производственная деятельность человека постоянно оказывает возрастающее негативное влияние на качество природной среды, способствуя возникновению неблагоприятных экологических факторов, формирующих до 25-30% патологию человека.
распределение энергии в области видимого, ультрафиолетового и инфракрасного
видов излучений. ЕО благоприятно влияет на психофизиологическое состояние
человека.
В помещениях используют:
· Боковое ЕО (через световые премы в наружных стенах [СНиП])
· Верхнее ЕО (через фонари, световые проемы в стенах в местах перепада
высот здания[СНиП])
· Комбинированное (верхнее ЕО + боковое ЕО)
ЕО верхним или
освещенности, чем боковое (т.к. в глубине помещения может быть недостаток
света). Однако во многих случаях применение толбко ЕО недопустимо (снижение ЕО
из-за загрязнения воздуха, облачности, природных явлений). Поэтому используют
совмещенное освещение – сочетание ИО и ЕО. ИО в системе совмещенного
может функционировать постоянно или включаться с наступлением сумерек.
НОРМАТИВЫ ЕО: Оценка ЕО производится в относительных
показателях коэффициента естественной освещенности – КЕО.
КЕО – отношение ЕО в рассматриваемой точке внутри помещения (Ев) к
одновременному значению наружной горизонтальной освещенности без прямого
солнечного света.
КЕО=(Ев/Ен)*100%
На величину
КЕО влияют размер и
расположение светопроемов, отражающая способность внутренних поверхностей
помещения и затеняющих его объектов. Нормы КЕО есть в СНиП, например, в
бытовых помещениях этот показатель не должен быть ниже 25%.
ИО: осуществляется лампами накаливания и газоразрядными. В
современных городах в связи с теснотой застроек является преобладающим, а в
безоконных помещениях единственным. В настоящее время разработаны осветительные
установки, которые по яркости, характеру, спектру излучаемого света
приближаются к дневному, что позволяет дополнять недостаток ЕО искусственным
«дневным» светом.
На производстве применяют общее и местное освещение. Общее освещение
– освещение, при котором светильники располагаются в верхней зоне помещения
равномерно (общее равномерное освещение) или применительно к расположению
оборудования (общее локализованное освещение). Местное освещение
– дополнительное к общему, создаваемое светильником,
концентрирующим световой поток непосредственно на рабочих местах; местное
освещение без общего не применяется.
Источники искусственного света
– лампы накаливания и
настоящее время в производстве чаще используют люминесцентные
лампы, т.к. по спектру излучения они ближе к естественному освещению. Лампы
накаливания применяются при местном освещении, т.к люминесцентные могут
вызвать стробоскопический эффект, и при аварийном (для эвакуации из помещения
при аварийном отключении раб. освещения), в этом случае для них применяется
автономное питание
НОРМАТИВЫ ИО: регламентируются СНиП. Нормы предусматривают освещенность
исходя из условий зрительной работы. Например:
Помещение
Освещение раб. Поверхностей
комбин. освещение общее
Чит. Зал Г=0.8 200 –
400 лк
Помещения для на экране --------------------------
200лк
работы с дисплеями
учебные помещения
750 лк
спорт.зал
200
классная комната
500
Освещение в учебных помещениях:
Все учебные помещения должны иметь ЕО. Наилучшими видами ЕО в учебных
являются боковое левостороннее. При глубине помещения более 6м необходимо
устройство правостороннего подсвета. Направление основного светового потока
справа, спереди и сзади недопустимо, т.к. уровень ЕО на рабочих поверхностях
парт снижается в 3-4 раза.
Стекла окон следует ежедневно протирать влажным способом с внутренней стороны
и мыть снаружи не менее 3-4 раз в год и со стороны помещений не менее1-2 раз
в месяц. Нормирование ЕО осуществляется по СниП.
Для окраски парт рекомендуется зеленая гамма цветов, а также цвет натуральной
древесины с Q (коэф. отражения) 0,45. Для классной доски – темно зеленый или
коричневый цвет с Q=0,1 – 0,2. Стекла, потолки, полы, оборудование учебных
помещений должны иметь матовую поверхность во избежание образования бликов.
Поверхности интерьера учебных помещений следует окрашивать в теплые тона,
потолок и верхние части стен окрашивают в белый цвет. Нельзя помещать
растения на подоконники.
ИО обеспечивается люминесцентными лампами (ЛБ, ЛЕ) или лампами накаливания. На
помещение площадью 50м2 должно быть установлено 12 действующих
люминесцентных светильников. Классная доска освещается двумя установленными
параллельно ей светильниками (на 0,3м выше верхнего края доски и на 0,6 в
сторону класса перед доской). Общая электромощность на класс в этом случае
составляет 1040Вт.
При освещении лампами накаливания помещения площадью 50м2 должно быть
установлено 7-8 действующих световых точек общей мощностью 2400Вт.
Светильники в учебном помещении располагают двумя рядами параллельно линии
окон при расстоянии от внутренней и наружной стен 1,5м, от классной доски
1,2м, от задней стены
1,6м; расстояние между
Светильники очищают не реже одного раза в месяц (запрещается привлекать
учащихся к очистке осветительной арматуры).
На Севере соблюдение всех рекомендаций необходимо, что позволит сохранить
зрение и работоспособность в экстремальных условиях среды.
Профессиональные вредности производственной среды и классификация основных форм трудовой деятельности
Большую часть времени активной жизнедеятельности человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая при несоблюдении принятых нормативных требований может неблагоприятно повлияет на :его работоспособность и здоровье. Производственная среда — это часть окружающей человека среды, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными факторами. Опасными называются факторы, способные при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья и гибель организма; вредными — факторы, отрицательно влияющие на работоспособность или вызывающие профессиональные заболевания и другие неблагоприятные последствия.
Условия труда зависят также от производственной обстановки и характера труда.
Характер и организация
труда, взаимоотношения в трудовых
коллективах могут
Опасные и вредные факторы подразделяются на:
+ химические, возникающие от токсичных веществ, способных вызвать неблагоприятное воздействие на организм;
+ физические, причиной которых
могут быть шум, вибрация и
другие виды колебательных
+ биологические, вызванные патогенными микроорганизмами, микробными препаратами, биологическими пестицидами, сапрофитной спорообразующей микрофлорой (в животноводческих помещениях), микроорганизмами, являющимися продуцентами микробиологических препаратов.
К вредным (или неблагоприятным) факторам также относятся:
+ физические (статические и динамические) перегрузки — подъем и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы и кости;
+ физиологические — недостаточная двигательная активность (гипокинезия);
+ нервно-психические перегрузки
— умственное перенапряжение, эмоциональные
перегрузки, перенапряжение анализаторов.
Трудовая деятельность
Формы труда, требующие значительной мышечной энергии. Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000 — 6000 ккал) и выше в сутки. Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный физический труд имеет и ряд недостатков. Это прежде всего его неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих :до 50% рабочего времени.
Механизированные формы
труда. При этих формах труда энергетические
затраты рабочих колеблются в
пределах 12,5 — 17 МДж (3000 — 4000 ккал) в
сутки. Механизированные формы труда
изменяют характер мышечных нагрузок
и усложняют программы
Формы, связанные с частично
автоматизированным производством. Полуавтоматическое
производство исключает человека из
процесса непосредственной обработки
предмета труда, который целиком
выполняют механизмы. Задача человека
ограничивается обслуживанием
Физиологическая особенность автоматизированных форм труда — это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок; Такое функциональное состояние "оперативного ожидания" различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т. д.
Групповые труда — конвейер. Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.
Конвейерная форма труда требует синхронной работы, участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.
Монотония — одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и, как следствие, быстро наступает утомление.
Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека. С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других — редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или двигательных актах, во втором — работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.