Участие органов внутренних дел и внутренних войск в обеспечении действий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе все более ощутимыми являются противоречия, которые возникают между человеком и окружающей его природной средой. Уязвимость мирового сообщества по отношению к природным катастрофам растет, с каждым годом число пострадавших от них увеличивается. Возрастание потенциальной угрозы чрезвычайных ситуаций вызвано и многими другими явлениями, такими, как терроризм, военные конфликты, социальные волнения, расположением большого количества потенциально опасных объектов и производств, все это является источником экологических, производственных и многих других чрезвычайных ситуаций.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

БАШКИРСКИЙ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ  ТЕХНИКУМ 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА 
 
 
 
 
 
по дисциплине «Тактика специально подготовки» 
 
 
На тему «Участие органов внутренних дел и внутренних войск в обеспечении действий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций» 
 
 
 
 
 
 
                                                                          Выполнила студентка 3 курса 
                                                     группы ПД-11-29 
                                                Цветкова И.В. 
 
 
 
                                                  Преподаватель 
                                               Яппаров Р.Р. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Уфа 
2013

 

 


Введение 

В современном обществе все более ощутимыми являются противоречия, которые возникают  между человеком и окружающей его природной средой. Уязвимость мирового сообщества по отношению к природным катастрофам растет, с каждым годом число пострадавших от них увеличивается. Возрастание потенциальной угрозы чрезвычайных ситуаций вызвано и многими другими явлениями, такими, как терроризм, военные конфликты, социальные волнения, расположением большого количества потенциально опасных объектов и производств, все это является источником экологических, производственных и многих других чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации Являются своеобразным экзаменом для проверки способности государства им противостоять. Эти ситуации определяют степень готовности (способности) посредством эффективных действий практически всех ветвей и институтов государственной власти, и в первую очередь органов исполнительной власти на всех управленческих уровнях по предотвращению или минимизации возможных разрушительных последствий.

По данным МЧС России в 2013 году на территории нашей страны зарегистрировано 338 различных по своему характеру чрезвычайных ситуаций, в которых пострадало около 3 тыс. чел, в том числе 680 - погибло.

 
С чрезвычайными ситуациями связано  множество различных действий органов  власти, граждан и организаций, таких, как: выделение финансовых и материальных средств; привлечение сил и средств  различных ведомств и организаций; выполнение множества работ и услуг, направленных на предупреждение, профилактику и устранение различных процессов с целью недопущения чрезвычайных ситуаций; надлежащее исполнение обязательств и т.д.

В наше непростое время, изобилующее различного рода авариями, катастрофами и катаклизмами, особенно важно создать и отрегулировать эффективную систему защиты населения и территорий от подобного рода обстоятельств. Эту роль сегодня на себя берет Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ (РСЧС), это большая многоуровневая и разветвленная система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действующая на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях, объединяющая органы, пункты и средства управления, силы и средства федеральных, межрегиональных, региональных органов власти, муниципальных органов местного самоуправления и объектовых органов и организаций, в полномочия которых входят мероприятия по предупреждению и защите населения, территорий (со всеми объектами материальных и культурных ценностей независимо от форм собственности) и окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций различного характера (техногенного, природного, биолого-социального, экологического, космического и др.).

В силу специфики решаемых задач и нормативно закрепленных обязанностей, подразделения МВД  России играют важную роль в системе  РСЧС, участвуя в ликвидации последствий  ЧС природного и техногенного характера (согласно разработанным, согласованным и утвержденным в установленном порядке планам). Кроме того, подразделения МВД России и МЧС России являются одними из тех, кто способен наиболее оперативно прибыть в зону чрезвычайной ситуации и приступить к ее ликвидации и без которых, как показывает практика, не обходится практически ни одно мероприятие по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Обеспечение охраны общественного  порядка и безопасности в условиях стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии, техногенных явлений и при других чрезвычайных ситуациях (ЧС) имеет особое значение, так как в указанные периоды подвергается реальной угрозе жизнь и здоровье многих людей, сохранность имущества граждан, возникает опасность уничтожения материальных ценностей государства и общества, парализуется нормальная экономическая деятельность отраслей народного хозяйства, нарушается естественный процесс жизни общества. 
 
Органы внутренних дел призваны обеспечивать общественный порядок и безопасность, как в обычных условиях, так и в экстремальных ситуациях. Ухудшение в последние годы социально-экономических условий жизни людей, санитарно-эпидемиологической, экологической и криминогенной обстановки, состояния техники безопасности привели к увеличению числа социальных, экологических и техногенных чрезвычайных ситуаций. В связи с этим значительно возросло участие ОВД в обеспечении общественного порядка и безопасности, в спасении жизни, здоровья людей, имущества, охране объектов при различного рода экстремальных условиях. 
В настоящее время в России проводится большая работа по созданию системы правового регулирования предупреждения и ликвидации последствий ЧС, призванная обеспечить координацию деятельности всех органов и организаций, способных участвовать в предотвращении угрозы возникновения и ликвидации последствий таких ситуаций.

 

 

 

 

 

 

Чрезвычайные  ситуации. Классификация. Условия возникновения. Стадии развития чрезвычайных ситуаций.

 

Чрезвычайное событие - зональное происшествие техногенного, антропогенного или природного происхождения, заключающееся в резком отклонении от нормально протекающих процессов или явлений и оказывающее отрицательное воздействие на жизнедеятельность человека, функционирование экономики, социальную сферу и природную среду.

При этом под  нормой понимается такое протекание процесса или явления, к которому население и производство приспособились путем длительного опыта или специальных научно-технических разработок.

Чрезвычайные условия - характерные меры общей обстановки, сложившиеся в соответствующей зоне (на объекте, в регионе и др.) в результате чрезвычайного события и других одновременно действующих усугубляющих или стабилизирующих факторов, в том числе местных особенностей.

Чрезвычайная ситуация - совокупность исключительных обстоятельств, сложившихся в соответствующей зоне в результате чрезвычайного события техногенного, антропогенного или природного характера, а также под влиянием возникших чрезвычайных условий.

Обстановка в районе ЧС - конкретная характеристика зоны (объекта, региона и др.), в которой сложилась чрезвычайная ситуация, выявленная на определенный момент времени и содержащая сведения о состоянии, последствиях, ресурсах и проведенных работах, а также данные о внешних условиях.

К чрезвычайным ситуациям мирного и военного времени относятся:

    • Аварии;
    • Крупные аварии;
    • Опасные природные явления;
    • Стихийные бедствия;
    • Экологические бедствия;
    • Экологические катастрофы;
    • Социальные, политические, национальные явления.

 

Крупная авария (производственная, транспортная катастрофа) - авария, повлекшая за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Опасное природное явление - ЧС природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей и функционирования экономики.

Стихийное бедствие - катастрофическое природное явление (процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Экологическое бедствие - ЧС, вызванное изменением под действием антропогенных факторов состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы, и заключающееся в проявлении резкого отрицательного влияния этих изменений на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд.

Экологическая катастрофа - экологическое бедствие особо крупных масштабов и наиболее тяжких последствий, как правило сопровождающееся необратимыми изменениями природной среды.

Для правильной оценки возникающих происшествий и  явлений существуют критерии для отнесения возникающей ситуации к чрезвычайной. Только наличие одновременно всей совокупности критериев позволяет классифицировать ситуацию как чрезвычайную.

Все чрезвычайные ситуации (антропогенного, техногенного и природного происхождения (характера)) могут быть классифицированы по значительному количеству признаков, описывающих эти явления с различных характерных сторон их природы и свойств. Каждая ЧС имеет свою физическую сущность, свои, только ей присущие причины возникновения, движущие силы развития, свои особенности воздействия на человека и окружающую среду.

 

Классификационные структуры чрезвычайных ситуаций могут быть построены по:

 

1.     Типам и видам чрезвычайных событий, лежащих в основе чрезвычайных ситуаций (причинам возникновения ЧС), это:

* стихийные  бедствия (землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, ураганы, снежные заносы, грозы, ливни, засухи и т. п.);

* техногенные катастрофы (аварии на энергетических, химических, биотехнологических объектах, на транспорте, продуктопроводах и т. д.);

*   антропогенные  катастрофы (катастрофические изменения  биосферы под воздействием научно-технического процесса и хозяйственной деятельности);

*   социально-политические  конфликты (военные, социальные  и национальные явления);

2.         Масштабу распространения с учетом тяжести последствий;

3.  Скорости распространения опасности (темпу развития) - это внезапное, быстро распространяющиеся, умеренные и плавные («ползучие») катастрофы;

4.        Сложности обстановки;

5.     Масштабу и уровням привлекаемых для ликвидации последствий органов управления, сил и других ресурсов.

Чрезвычайные  события, лежащие в основе чрезвычайных ситуаций, могут быть классифицированы по:

* сущности и характеру лежащих в их основе базовых явлений и процессов, важнейшим признакам проявления (типам и видам);

* характеру поражающих факторов или источников опасности (тепловые, химические, радиационные, биологические и т. д.);

* местам возникновения или принадлежности;

* основным причинам возникновения (конструктивные, эксплуатационные, производственные, погодные, геофизические и т, д.);

*   интенсивности  протекания;

* масштабам воздействия (поражения);

* характеру воздействия (разрушение, заражение, затопление и др.);

* содержанию и характеру последствий;

* долговременности и обратимости последствий.

Условия возникновения  чрезвычайных ситуаций

 

Характерными  условиями возникновения ЧС являются:

*   Существование  источников, опасных и вредных  факторов. К основным источникам  относятся:

•   предприятия  и производства, продукция и технологические процессы которых предусматривают использование высоких давлений, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, а также химически агрессивных, токсичных, биологически активных и радиационно-опасных веществ и материалов;

•   гидротехнические сооружения;

• транспортные средства и продуктопроводы;

•   места  захоронения отходов токсичных  и радиоактивных веществ;

• здания и сооружения, построенные с нарушением СН и П;

• военная деятельность.

*   Действие  факторов риска - высвобождение энергии различных видов, а также токсичных, биологически активных или радиоактивных веществ в количествах или дозах, представляющих угрозу жизни и здоровью населения и загрязняющих окружающую среду.

*   Экспозиция  населения, а также среды его  обитания (зданий, орудий труда, воды, продуктов питания и т. п.), способствующих повышению действия факторов риска.

Причины возникновения  чрезвычайных ситуаций

 

На любой  объект экономики (включающий в себя комплекс зданий, сооружений, технологических, энергетических и транспортных коммуникаций), помимо стихийных бедствий, постоянно действуют и другие природные и производственные факторы, недоучет и недооценка которых, а также отсутствие необходимых профилактических мероприятий могут привести к катастрофическим последствиям.

Катастрофы  возникают в результате:

*   стихийных  бедствий, вызываемых катаклизмами  природы (землетрясение, ураганы,  горные обвалы, наводнения, лесные пожары, снегозаносы и т, а);

*   эпидемий, эпизоотии, эппиориторий и массового  размножения вредителей лесного и сельского хозяйства (саранча, сибирский шелкопряд, колорадский жук и т. п.);

* воздействия внешних природных факторов, приводящих к старению или коррозии материалов, конструкций, сооружений и снижению их физико-механических свойств;

*   проектно-производственных дефектов сооружений и конструкций при изыскании и проектировании, низкокачественное выполнение строительных работ, плохого качества строительных материалов и конструкций, нарушения правил техники безопасности при ведении строительных и монтажных работ;

*   воздействия  технологических процессов промышленного  производства на материалы сооружений (нагрузки, превышающие допустимые, высокие температуры, вибрации, действие окислителей, парогазовой и жидкой агрессивных сред, минеральных масел, эмульсий и дисперсии);

Информация о работе Участие органов внутренних дел и внутренних войск в обеспечении действий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций