Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:00, курсовая работа
В современном обществе все более ощутимыми являются противоречия, которые возникают между человеком и окружающей его природной средой. Уязвимость мирового сообщества по отношению к природным катастрофам растет, с каждым годом число пострадавших от них увеличивается. Возрастание потенциальной угрозы чрезвычайных ситуаций вызвано и многими другими явлениями, такими, как терроризм, военные конфликты, социальные волнения, расположением большого количества потенциально опасных объектов и производств, все это является источником экологических, производственных и многих других чрезвычайных ситуаций.
БАШКИРСКИЙ ЭКОНОМИКО-
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Тактика специально подготовки»
На тему «Участие органов внутренних
дел и внутренних войск в обеспечении
действий по ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций»
Преподаватель
Уфа
2013
Введение
В современном обществе все более ощутимыми являются противоречия, которые возникают между человеком и окружающей его природной средой. Уязвимость мирового сообщества по отношению к природным катастрофам растет, с каждым годом число пострадавших от них увеличивается. Возрастание потенциальной угрозы чрезвычайных ситуаций вызвано и многими другими явлениями, такими, как терроризм, военные конфликты, социальные волнения, расположением большого количества потенциально опасных объектов и производств, все это является источником экологических, производственных и многих других чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации Являются своеобразным экзаменом для проверки способности государства им противостоять. Эти ситуации определяют степень готовности (способности) посредством эффективных действий практически всех ветвей и институтов государственной власти, и в первую очередь органов исполнительной власти на всех управленческих уровнях по предотвращению или минимизации возможных разрушительных последствий.
По данным МЧС России в 2013 году на территории нашей страны зарегистрировано 338 различных по своему характеру чрезвычайных ситуаций, в которых пострадало около 3 тыс. чел, в том числе 680 - погибло.
С чрезвычайными ситуациями связано
множество различных действий органов
власти, граждан и организаций, таких,
как: выделение финансовых и материальных
средств; привлечение сил и средств
различных ведомств и организаций; выполнение
множества работ и услуг, направленных
на предупреждение, профилактику и устранение
различных процессов с целью недопущения
чрезвычайных ситуаций; надлежащее исполнение
обязательств и т.д.
В наше непростое время, изобилующее различного рода авариями, катастрофами и катаклизмами, особенно важно создать и отрегулировать эффективную систему защиты населения и территорий от подобного рода обстоятельств. Эту роль сегодня на себя берет Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ (РСЧС), это большая многоуровневая и разветвленная система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действующая на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях, объединяющая органы, пункты и средства управления, силы и средства федеральных, межрегиональных, региональных органов власти, муниципальных органов местного самоуправления и объектовых органов и организаций, в полномочия которых входят мероприятия по предупреждению и защите населения, территорий (со всеми объектами материальных и культурных ценностей независимо от форм собственности) и окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций различного характера (техногенного, природного, биолого-социального, экологического, космического и др.).
В силу специфики решаемых задач и нормативно закрепленных обязанностей, подразделения МВД России играют важную роль в системе РСЧС, участвуя в ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера (согласно разработанным, согласованным и утвержденным в установленном порядке планам). Кроме того, подразделения МВД России и МЧС России являются одними из тех, кто способен наиболее оперативно прибыть в зону чрезвычайной ситуации и приступить к ее ликвидации и без которых, как показывает практика, не обходится практически ни одно мероприятие по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение охраны общественного
порядка и безопасности в условиях
стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии,
техногенных явлений и при других чрезвычайных ситуациях (ЧС)
имеет особое значение, так как в указанные
периоды подвергается реальной угрозе
жизнь и здоровье многих людей, сохранность
имущества граждан, возникает опасность
уничтожения материальных ценностей государства
и общества, парализуется нормальная экономическая
деятельность отраслей народного хозяйства,
нарушается естественный процесс жизни
общества.
Органы внутренних дел призваны обеспечивать
общественный порядок и безопасность,
как в обычных условиях, так и в экстремальных
ситуациях. Ухудшение в последние годы
социально-экономических условий жизни
людей, санитарно-эпидемиологической,
экологической и криминогенной обстановки,
состояния техники безопасности привели
к увеличению числа социальных, экологических
и техногенных чрезвычайных ситуаций.
В связи с этим значительно возросло участие
ОВД в обеспечении общественного порядка
и безопасности, в спасении жизни, здоровья
людей, имущества, охране объектов при
различного рода экстремальных условиях.
В настоящее время в России проводится
большая работа по созданию системы правового
регулирования предупреждения и ликвидации
последствий ЧС, призванная обеспечить
координацию деятельности всех органов
и организаций, способных участвовать
в предотвращении угрозы возникновения
и ликвидации последствий таких ситуаций.
Чрезвычайные ситуации. Классификация. Условия возникновения. Стадии развития чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайное событие - зональное происшествие техногенного, антропогенного или природного происхождения, заключающееся в резком отклонении от нормально протекающих процессов или явлений и оказывающее отрицательное воздействие на жизнедеятельность человека, функционирование экономики, социальную сферу и природную среду.
При этом под нормой понимается такое протекание процесса или явления, к которому население и производство приспособились путем длительного опыта или специальных научно-технических разработок.
Чрезвычайные условия - характерные меры общей обстановки, сложившиеся в соответствующей зоне (на объекте, в регионе и др.) в результате чрезвычайного события и других одновременно действующих усугубляющих или стабилизирующих факторов, в том числе местных особенностей.
Чрезвычайная ситуация - совокупность исключительных обстоятельств, сложившихся в соответствующей зоне в результате чрезвычайного события техногенного, антропогенного или природного характера, а также под влиянием возникших чрезвычайных условий.
Обстановка в районе ЧС - конкретная характеристика зоны (объекта, региона и др.), в которой сложилась чрезвычайная ситуация, выявленная на определенный момент времени и содержащая сведения о состоянии, последствиях, ресурсах и проведенных работах, а также данные о внешних условиях.
К чрезвычайным ситуациям мирного и военного времени относятся:
Крупная авария (производственная, транспортная катастрофа) - авария, повлекшая за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.
Опасное природное явление - ЧС природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей и функционирования экономики.
Стихийное бедствие
- катастрофическое природное явление
(процесс), которое может вызвать многочис
Экологическое бедствие - ЧС, вызванное изменением под действием антропогенных факторов состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы, и заключающееся в проявлении резкого отрицательного влияния этих изменений на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд.
Экологическая катастрофа - экологическое бедствие особо крупных масштабов и наиболее тяжких последствий, как правило сопровождающееся необратимыми изменениями природной среды.
Для правильной оценки возникающих происшествий и явлений существуют критерии для отнесения возникающей ситуации к чрезвычайной. Только наличие одновременно всей совокупности критериев позволяет классифицировать ситуацию как чрезвычайную.
Все чрезвычайные ситуации (антропогенного, техногенного и природного происхождения (характера)) могут быть классифицированы по значительному количеству признаков, описывающих эти явления с различных характерных сторон их природы и свойств. Каждая ЧС имеет свою физическую сущность, свои, только ей присущие причины возникновения, движущие силы развития, свои особенности воздействия на человека и окружающую среду.
Классификационные структуры чрезвычайных ситуаций могут быть построены по:
1. Типам и видам чрезвычайных событий, лежащих в основе чрезвычайных ситуаций (причинам возникновения ЧС), это:
* стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, ураганы, снежные заносы, грозы, ливни, засухи и т. п.);
* техногенные катастрофы (аварии на энергетических, химических, биотехнологических объектах, на транспорте, продуктопроводах и т. д.);
* антропогенные
катастрофы (катастрофические изменения
биосферы под воздействием
* социально-политические
конфликты (военные,
2. Масштабу распространения с учетом тяжести последствий;
3. Скорости распространения опасности (темпу развития) - это внезапное, быстро распространяющиеся, умеренные и плавные («ползучие») катастрофы;
4. Сложности обстановки;
5. Масштабу и уровням привлекаемых для ликвидации последствий органов управления, сил и других ресурсов.
Чрезвычайные события, лежащие в основе чрезвычайных ситуаций, могут быть классифицированы по:
* сущности и характеру лежащих в их основе базовых явлений и процессов, важнейшим признакам проявления (типам и видам);
* характеру поражающих факторов или источников опасности (тепловые, химические, радиационные, биологические и т. д.);
* местам возникновения или принадлежности;
* основным причинам возникновения (конструктивные, эксплуатационные, производственные, погодные, геофизические и т, д.);
* интенсивности протекания;
* масштабам воздействия (поражения);
* характеру воздействия (разрушение, заражение, затопление и др.);
* содержанию и характеру последствий;
* долговременности и обратимости последствий.
Характерными условиями возникновения ЧС являются:
* Существование источников, опасных и вредных факторов. К основным источникам относятся:
• предприятия и производства, продукция и технологические процессы которых предусматривают использование высоких давлений, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, а также химически агрессивных, токсичных, биологически активных и радиационно-опасных веществ и материалов;
• гидротехнические сооружения;
• транспортные средства и продуктопроводы;
• места захоронения отходов токсичных и радиоактивных веществ;
• здания и сооружения, построенные с нарушением СН и П;
• военная деятельность.
* Действие факторов риска - высвобождение энергии различных видов, а также токсичных, биологически активных или радиоактивных веществ в количествах или дозах, представляющих угрозу жизни и здоровью населения и загрязняющих окружающую среду.
* Экспозиция населения, а также среды его обитания (зданий, орудий труда, воды, продуктов питания и т. п.), способствующих повышению действия факторов риска.
На любой объект экономики (включающий в себя комплекс зданий, сооружений, технологических, энергетических и транспортных коммуникаций), помимо стихийных бедствий, постоянно действуют и другие природные и производственные факторы, недоучет и недооценка которых, а также отсутствие необходимых профилактических мероприятий могут привести к катастрофическим последствиям.
Катастрофы возникают в результате:
* стихийных
бедствий, вызываемых катаклизмами
природы (землетрясение,
* эпидемий,
эпизоотии, эппиориторий и
* воздействия внешних природных факторов, приводящих к старению или коррозии материалов, конструкций, сооружений и снижению их физико-механических свойств;
* проектно-производственных дефектов сооружений и конструкций при изыскании и проектировании, низкокачественное выполнение строительных работ, плохого качества строительных материалов и конструкций, нарушения правил техники безопасности при ведении строительных и монтажных работ;
* воздействия
технологических процессов