Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:00, курсовая работа
В современном обществе все более ощутимыми являются противоречия, которые возникают между человеком и окружающей его природной средой. Уязвимость мирового сообщества по отношению к природным катастрофам растет, с каждым годом число пострадавших от них увеличивается. Возрастание потенциальной угрозы чрезвычайных ситуаций вызвано и многими другими явлениями, такими, как терроризм, военные конфликты, социальные волнения, расположением большого количества потенциально опасных объектов и производств, все это является источником экологических, производственных и многих других чрезвычайных ситуаций.
- осуществление комплекса мер
по выполнению мобилизационных
заданий и мероприятий
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г.
№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера», «Положением
о единой государственной системе предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций»,
утвержденном Постановлением Правительства
РФ от 5 ноября 1995 г. № 1113, Постановлением
Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 924
«О силах и средствах единой государственной
системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций» определены принципы
построения, состав сил и средств и порядок
функционирования единой государственной
системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Силы и средства органов внутренних дел
входят в состав сил и средств РСЧС на
всех уровнях управления и применяются
при ликвидации
Приказ МВД РФ № 180 от 8 апреля 1996 г. «О мерах
по совершенствованию организации работы
министерств внутренних дел, главных управлений
(управлений) внутренних дел субъектов
РФ, УВД на транспорте и режимных объектах».
Постановление Правительства РФ от 5 ноября
1995 г. № 1113 «О единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций». -СЗ РФ, 1995, № 46, ст. 4459.
чрезвычайных ситуаций в соответствии
с задачами и возложенными на них законами
иными нормативными актами России и субъектов
РФ.
В чрезвычайных ситуациях ОВД используют
особые формы, методы деятельности и тактические
приемы; привлекают не только все свои
силы и средства, но также дополнительные
силы для ликвидации последствий и восстановления
нормальных условий. Они действуют в условиях,
связанных с риском для жизни сотрудников,
быстрого и непредвиденного изменения
обстановки, возникающих сложностей с
обеспечением связью, получением информации,
дефицита времени для принятия решений.
В этих условиях возникает необходимость
создания оперативных штабов, через которые
руководители ОВД непосредственно управляют
силами и средствами подчиненных и приданных
сил. Они вводят специальные планы по ликвидации
последствий чрезвычайной ситуации.
Оперативные планы деятельности органов
внутренних дел определяются спецификой
каждого вида экстремальных ситуаций.
Однако, помимо перечисленных выше задач,
сосредоточенных в планируемых мероприятиях, ОВД
привлекаются к оповещению населения о
грозящей опасности, осуществлению контроля
за соблюдением режимных ограничений,
оцеплению пораженных зон и обезвреживанию
очагов опасности, физической защите и
охране режимных объектов и территорий,
эвакуации населения,
Участие в ликвидации банд и незаконных
вооруженных формирований, освобождение
заложников, пресечение массовых беспорядков,
террористических акций, розыск и задержание
вооруженных и особо опасных преступников
(вооруженных дезертиров), пресечение
блокирования транспортных коммуникаций
и угона транспортных средств, оказание
содействия органам и войскам ФПС России
в проведении мероприятий по защите Государственной
границы РФ и т.д.
животных и имущества из опасных зон, охране
мест их временного размещения, розыску
и спасению пострадавших, учету погибших,
борьбе с паникой, ложными слухами, мародерством
и т. д.
Для оперативного решения наиболее трудных
задач при ЧС, охране общественного порядка
и в борьбе с преступностью в системе ОВД
созданы отряды милиции особого назначения
(ОМОН), специальные отряды быстрого реагирования
(СОБР), отряды милиции специального назначения
(ОМСН), которые относятся к силам постоянной
готовности к действиям в ЧС. В их составе
создаются ударные группировки для решения
особо сложных задач, которые по указанию
МВД РФ могут быть использованы в любом
регионе страны.
Таким образом, необычная, неординарная
обстановка, складывающая-[ ся в результате
чрезвычайной ситуации, влияет на изменения
характера общественных отношений, требует
изменения форм и методов государственного
управления в создавшихся экстремальных
условиях и, как следствие, установление
специального административно-правового режима жизнедеятельности . На территории, на которой введено ЧП
в соответствии со ст. 22 ФКЗ «О чрезвычайном
положении», может вводиться особое управление
этой территорией путем создания временного
специального органа управления или федерального
органа управления территорией, на которой
введено ЧП.
В ст. 11 ФКЗ «О чрезвычайном
положении» перечислены меры и временные
ограничения, применяемые при введении
ЧП, к которым относятся:
Основаниями введения ЧП, и специального
характера, дополняющие первые и
зависящие от обстоятельств введения ЧП (ст.ст. 12, 13). Кроме этого
о чрезвычайности ситуации, послужившей
основанием для введения ЧП, говорят и
следующие меры, применяемые государственными
органами для нормализации обстановки.
Так за нарушение правил комендантского
часа граждане задерживаются до его окончания,
а не имеющие при себе документов - до установления
их личности, но не более трех суток. Задержанные
и их вещи могут подвергаться досмотру.
За нарушение всех остальных требований
и ограничений режима чрезвычайного положения
в соответствии со ст. 20.5 КоАП РФ (за исключением
правил комендантского часа) предусмотрена
административная ответственность, влекущая
за собой наказание в виде штрафа или административного
ареста на срок до 30 суток (если они не
влекут уголовную ответственность). Дела
об административных правонарушениях
предусмотренных данным составом рассматриваются
народными судьями в срок до трех суток,
при этом нарушители могут задерживаться
до рассмотрения дела судьей. Административные
наказания налагаются в порядке, установленном
КоАП РФ.
I. Общие положения
3.3. Чрезвычайное положение
[Федеральный конституционный закон № 3 -ФКЗ от 30.05.2001 г. «О чрезвычайном
положении», Собрание законодательства
Российской Федерации, 2001, № 23, ст.2277.] —
это вводимый в соответствии с Конституцией
Российской Федерации и Федеральным конституционным
законом на всей территории Российской
Федерации или в ее отдельных местностях
особый правовой режим деятельности органов
государственной власти, органов местного
самоуправления, организаций независимо
от организационно-правовых форм и форм
собственности, их должностных лиц, общественных
объединений, допускающий установленные
федеральным конституционным законом
отдельные ограничения прав и свобод граждан
Российской Федерации, иностранных граждан,
лиц без гражданства, прав организаций
и общественных объединений, а также возложение
на них дополнительных обязанностей.
3.4. Объект, определенный планами и иными
руководящими документами, вышестоящими
руководителями, имеющий значение для
обеспечения государственного управления
и местного самоуправления, жизнедеятельности
людей и работы организаций считается
важным объектом.
3.5. Обстановка, сложившаяся в результате
возникновения чрезвычайных обстоятельств,
введения чрезвычайного положения, при
проникновении или действиях на обслуживаемой
территории диверсионно- разведывательных
и террористических групп, угрозы применения
или применение ими оружия массового поражения,
характеризующаяся повышенной степенью
опасности для жизни людей, деятельности
органов государственной власти, органов
местного самоуправления, работы организаций,
сохранности материальных ценностей определяется
как особые условия.
3.6. Для обеспечения межотраслевого управления
силами и средствами органов внутренних
дел, образовательных учреждений, соединений
(воинских частей) внутренних войск при
выполнении задач в особых условиях создается
оперативный штаб [Далее - «ОШ»].
3.7. Для обеспечения
оперативного управления, создаваемый
для координации действий сил
и средств, обеспечивающих
3.8. Сосредоточенные на определенной территории
для выполнения конкретной задачи при
чрезвычайных обстоятельствах органы
управления, подразделения (части подразделений)
органов внутренних дел со штатным вооружением,
специальными средствами и техникой (средствами
усиления), воинские части (подразделения)
внутренних войск, подразделения взаимодействующих
органов, сформированные в группы по предназначению
(оперативно-служебного и служебно-боевого
применения), объединяются в группировку
сил и средств.
4. Заблаговременная подготовка органов
внутренних дел и внутренних войск проводится
с целью обеспечения высокой оперативно-служебной
и служебно-боевой готовности органов
внутренних дел и внутренних войск к выполнению
задач при возникновении ЧО.
Эта цель достигается:
планированием действий органов внутренних
дел и внутренних войск к выполнению задач
при возникновении ЧО (План действий органов
внутренних дел при ЧО [Далее - «План»]);
подготовкой (обучением) личного состава
и слёживанием элементов группировки
сил и средств, а также органов управления
к выполнению задач и функций при возникновении
ЧО;
осуществлением проверки готовности сил
и средств к действиям при ЧО в ходе проведения
инспектирования, контрольных проверок,
комплексных и целевых (самостоятельных)
выездов в:
МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации,
УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России, образовательных
учреждениях профессионального образования
МВД России, округах, соединениях, военных
образовательных учреждениях профессионального
образования внутренних войск МВД России
— не реже одного раза в год;
горрайлинорганах внутренних дел, воинских
частях внутренних войск МВД России —
не реже одного раза в полугодие; подразделениях
горрайлинорганов внутренних дел, в войсковых
нарядах воинских частей внутренних войск
МВД России — ежемесячно
ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ИВНУТРЕННИХ ВОЙСК ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБЪСТОЯТЕЛЬСТВАХ
Органы внутренних дел,
в силу своего предназначения и своей
компетенции, являются одним из элементов
СУЧС и принимают участие в ликвидации возникших чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера.
Цели и задачи органов внутренних дел
как в обычных условиях, так и в условиях
возникновения чрезвычайных ситуаций
изложены в основополагающих нормативно-правовых
актах, регламентирующих деятельность
ОВД в целом. Закон «О полиции» целью деятельности
ОВД провозглашает защиту жизни, здоровья,
прав и свобод граждан, собственности,
интересов общества и государства от преступных
и иных противоправных посягательств.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного
характера не содержат в себе преступного
и противоправного посягательства, однако
и в данных условиях на органы внутренних
дел возлагается ряд обязанностей: необходимость
принятия неотложных мер по спасению людей
и оказанию им первой медицинской помощи,
а также по охране имущества, оставшегося
без присмотра; участие в соответствии
с законом в обеспечении правового режима
чрезвычайного или военного положения
в случае их введения на территории Российской
Федерации или в отдельных ее местностях;
участие в проведении карантинных мероприятий
во время эпидемий и эпизоотии
Степень возможности возникновения в
России ЧС природного и техногенного характера
достаточно высока и связана с ее географическим
положением, климатическими условиями,
размерами территории, наличием большого
числа высоко рисковых производств, низким
техническим уровнем их защищенности,
социальными и многими другими причинами.
Для ОВД особенности организации деятельности
при ЧС природного и техногенного характера
обуславливаются характером явления,
вызвавшего ЧС; масштабом возможных негативных
последствий для населения, объектов экологии
(в том числе объектов жизнеобеспечения
и высоко рисковых объектов); возможным
характером поведения людей (в том числе
сотрудников ОВД) и т. д.
Правовой основой этой
системы является Федеральный закон
от 21 декабря 1994 г. № 3-ФКЗ «О защите
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера». В ст. 1 данного Закона
под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной
территории, сложившаяся в результате
аварии, природного явления, катастрофы,
стихийного или иного бедствия, которые
могут повлечь или повлекли за собой человеческие
жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей
природной среде, значительные материальные
потери и нарушение условий жизнедеятельности
людей. В «Положении о МВД Российской Федерации»,
утвержденном Указом Президента РФ от
18 июля 1996 г. № 644, типовых положениях о
МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации,
утвержденных Приказом МВД РФ № 180 от 8
апреля 1996 г., закреплены организационные
основы, система управления, задачи и функции
ОВД по обеспечению общественного порядка
и безопасности в чрезвычайных ситуациях.
К числу их основных функций отнесены:
1.организация
и осуществление неотложных мероприятий
при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных
бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях
направленных на спасение людей, охрану
имущества, оставшегося без присмотра;
2.обеспечение
общественного порядка;
3.участие в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории РФ или в отдельных ее местностях;
4.осуществление мероприятий единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также участие в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии;
- осуществление комплекса мер
по выполнению мобилизационных
заданий и мероприятий
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г.
№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера», «Положением
о единой государственной системе предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций»,
утвержденном Постановлением Правительства
РФ от 5 ноября 1995 г. № 1113, Постановлением
Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 924
«О силах и средствах единой государственной
системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций» определены принципы
построения, состав сил и средств и порядок
функционирования единой государственной
системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС)2.
Силы и средства органов внутренних дел
входят в состав сил и средств РСЧС на
всех уровнях управления и применяются
при ликвидации
Приказ МВД РФ № 180 от 8 апреля 1996 г. «О мерах
по совершенствованию организации работы
министерств внутренних дел, главных управлений
(управлений) внутренних дел субъектов
РФ, УВД на транспорте и режимных объектах».
Постановление Правительства РФ от 5 ноября
1995 г. № 1113 «О единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций». -СЗ РФ, 1995, № 46, ст. 4459.
чрезвычайных ситуаций в соответствии
с задачами и возложенными на них законами
иными нормативными актами России и субъектов
РФ.
Независимо от типа или класса ЧС ОВД выполняют
следующие задачи:
В чрезвычайных ситуациях ОВД используют
особые формы, методы деятельности и тактические
приемы; привлекают не только все свои
силы и средства, но также дополнительные
силы для ликвидации последствий и восстановления
нормальных условий. Они действуют в условиях,
связанных с риском для жизни сотрудников,
быстрого и непредвиденного изменения
обстановки, возникающих сложностей с
обеспечением связью, получением информации,
дефицита времени для принятия решений.
В этих условиях возникает необходимость
создания оперативных штабов, через которые
руководители ОВД непосредственно управляют
силами и средствами подчиненных и приданных
сил. Они вводят специальные планы по ликвидации
последствий чрезвычайной ситуации.
Статья 17. Привлечение
дополнительных сил и средств
для обеспечения режима чрезвычайного положения.
1. В исключительных случаях на основании
указа Президента Российской Федерации
в дополнение к силам и средствам, указанным
в статье 16 настоящего Федерального конституционного
закона, для обеспечения режима чрезвычайного
положения могут привлекаться Вооруженные
Силы Российской Федерации, другие войска,
воинские формирования и органы. Пограничные
органы, осуществляющие защиту и охрану
Государственной границы Российской Федерации,
привлекаются для обеспечения режима
чрезвычайного положения только в целях
охраны Государственной границы Российской
Федерации.
2. Вооруженные Силы Российской Федерации,
другие войска, воинские формирования
и органы привлекаются для выполнения
следующих задач:
А) поддержание особого режима въезда
на территорию, на которой введено чрезвычайное
положение, и выезда с нее;
Б) охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность
населения и функционирование транспорта,
и объектов, представляющих повышенную
опасность для жизни и здоровья людей,
а также для окружающей природной среды;
В) разъединение противоборствующих сторон,
участвующих в конфликтах, сопровождающихся
насильственными действиями с применением
оружия, боевой и специальной техники;
Г) участие в пресечении деятельности
незаконных вооруженных формирований;
Д) участие в ликвидации чрезвычайных
ситуаций и спасении жизни людей в составе
сил Единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций 3. Задачи, указанные в пунктах «а» - «г»
части второй настоящей статьи, военнослужащие
Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и
органов выполняют совместно с сотрудниками
органов внутренних дел, уголовно-исполнительной
системы, федеральных органов безопасности
и военнослужащими внутренних войск. При
этом на военнослужащих Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов распространяются
положения федерального законодательства
о внутренних войсках в части, касающейся
условий, порядка и пределов применения
физической силы, специальных средств,
оружия, боевой и специальной техники,
гарантий личной безопасности военнослужащих
и членов их семей, гарантий их правовой
и социальной защиты.
При ликвидации последствий ЧС техногенного
характера перед ОВД может ставиться множество
различных задач. Расчеты сил и средств
производятся с целью создания оптимальной
группировки, необходимой для выполнения
задач при ЧО. Из ОВД при необходимости
могут создаваться группы тушения пожаров,
проведения неотложных аварийно-спасательных
работ, медицинского, тылового (материально-технического),
технического обеспечения, взаимодействия
со средствами массовой информации.
Мероприятия по ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера (ЧС), к выполнению которых привлекаются
силы и средства органов внутренних дел
и внутренних войск, определяются республиканской
(краевой и областной) комиссией по чрезвы
чайным ситуациям. Этой же комиссией дается
часть исходных данных для расчета сил
и средств (общий характер и размер возможных
чрезвычайных ситуаций), а также гидрометеорологические,
сейсмотектонический, медико-бактериологический,
и ветеренарно-бактериологический прогнозы.
При прогнозировании чрезвычайных ситуаций
техногенного характера размеры зон заражения
следует рассчитывать, используя “Методики
выявления и оценки химической обстановки
при разрушении (аварии) объектов, содержащих
сильнодействующие ядовитые вещества”
(1984 г.) и “Методики выявления и оценки
радиационной обстановки при разрушениях
(авариях) атомных электростанций” (1989
г.), пакет программ “Автоматизированная
информационная система прогнозирования
и оценки последствий ЧС при авариях на
АЭС и ХОО” (1984 г.).