Участие органов внутренних дел и внутренних войск в обеспечении действий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе все более ощутимыми являются противоречия, которые возникают между человеком и окружающей его природной средой. Уязвимость мирового сообщества по отношению к природным катастрофам растет, с каждым годом число пострадавших от них увеличивается. Возрастание потенциальной угрозы чрезвычайных ситуаций вызвано и многими другими явлениями, такими, как терроризм, военные конфликты, социальные волнения, расположением большого количества потенциально опасных объектов и производств, все это является источником экологических, производственных и многих других чрезвычайных ситуаций.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

* нарушения правил эксплуатации сооружений и технологических процессов производства (вызывающие взрывы котлов, химических веществ, угольной пыли и метана в шахтах, пыли на элеваторах, муки на мельничных комбинатах, сахарной пудры на сахарных заводах, древесной пыли на деревообрабатывающих предприятиях и т. п.).

Стадии (фазы) развития чрезвычайных ситуаций

 

ЧС любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы).

Первая - стадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, иногда - годы и десятилетия.

Вторая - инициирование  чрезвычайного события, лежащего в  основе ЧС.

Третья - процесс чрезвычайного  события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду.

Четвертая - стадия затухания (действие остаточных факторов и сложившихся чрезвычайных условий), которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности. - локализации чрезвычайной ситуации, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т.д. последствий. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться еще до завершения третьей фазы. Продолжительность этой стадии может составлять годы, а то и десятилетия.

На основе фаз развития чрезвычайной ситуации могут быть построены типовые  модели их возникновения и развития.

 

 

 

 

 

О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон РФ от30мая 2001 г.№3-Ф3

 

Глава I. ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ

 

 Статья 1. Чрезвычайное положение

  1. Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

 

  1. Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.

 

 

 Статья 2. Цели введения чрезвычайного положения

Целями введения чрезвычайного  положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его  введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.

 

Глава V. ОСОБОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЕЙ, НА КОТОРОЙВВЕДЕНО ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

 

 Статья 22. Органы особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение

На территории, на которой  введено чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации может вводиться особое управление этой территорией путем создания:

 

А) временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение;

 

Б) федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

 

 Статья 23. Обращение Президента Российской Федерации при введении особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение

При необходимости введения особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, Президент Российской Федерации обращается к населению территории, на которой введено чрезвычайное положение, и должностным лицам органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на данной территории, с предупреждением о возможности введения особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, путем создания временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, либо федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. Указанное обращение доводится до сведения населения территории, на которой введено чрезвычайное положение, через средства массовой информации.

 

 Статья 24. Временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение

 

  1. Временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, действует на основании положения, утверждаемого Президентом Российской Федерации.

 

  1. Временному специальному органу управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, могут быть переданы полностью или частично полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение.

 

 

  1. Руководитель временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, назначается Президентом Российской Федерации. Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, переходит в подчинение руководителю временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, и по должности является его первым заместителем.

 

 Статья 25. Федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение

 

  1. В случае, если на территории, на которой введено чрезвычайное положение, создание временного специального органа управления указанной территорией не обеспечило достижения целей введения чрезвычайного положения, может быть создан федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. При этом временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, прекращает свои полномочия.

 

  1. Руководитель федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, назначается Президентом Российской Федерации. Положение о федеральном органе управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, утверждается Президентом Российской Федерации.

 

 

  1. При введении особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, путем создания федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, осуществление полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на указанной территории, приостанавливается, а их функции возлагаются на федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

 

  1. Комендатура территории, на которой введено чрезвычайное положение, при введении данной формы особого управления указанной территорией входит в структуру федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. Комендант указанной территории по должности является первым заместителем руководителя федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

 

 

 Статья 26. Правовые акты органов особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение

  1. Указанные в статьях 24 и 25 настоящего Федерального конституционного закона органы особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, вправе издавать в пределах своих полномочий обязательные для исполнения на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения.

 

  1. Организации, должностные лица и граждане, находящиеся на территории, на которой введено чрезвычайное положение, обязаны оказывать всемерную поддержку органам особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, и выполнять приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАТИСТИЧЕСКИЕ  ДАННЫЕ О ЧС В РОССИЙСКОЙ ФЕДАРАЦИИ 

 

Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2008 году.

На территории Российской Федерации произошло 2 154 чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе федеральных - 0, межрегиональных - 2, региональных - 12, межмуниципальных - 47, муниципальных - 159, локальных - 1 935. В результате ЧС погиб 4 491 человек, пострадало 3 756 человек. Усилиями спасателей МЧС России удалось спасти жизни более 3000 человек.

В 2008 г. произошло 1 966 ЧС техногенного характера, в результате которых  погибло 4 455 человек, пострадало 2 176 человек. Количество ЧС природного характера составило 152. В них погиб 21 человек, пострадало 1 249 человек. Всего в 2008 г. произошло 36 биолого-социальных ЧС, в результате которых пострадало 292 человек и погибло 5. Структура количественных показателей ЧС по их видам приведена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Структура количественных показателей ЧС по их видам

 

Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2009 году.

На территории Российской Федерации произошло 424 чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе федеральных - 1, региональных - 23, межмуниципальных - 10, муниципальных - 217, локальных - 173.

К спасению людей и  ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, техногенных пожаров, происшествий на водных бассейнах, дорожно-транспортных происшествий от МЧС России привлекалось около 2,0 миллионов человек 600,0 тысяч единиц техники.

В 2009 г. произошла 270 ЧС техногенного характера, при которых погибло 723 человек, пострадало 1873 человек. Количество ЧС природного характера составило 133. В них погибло 11 человек, пострадало 555 человек. В течение 2009 г. также произошла 21 биолого-социальная ЧС. Структура количественных показателей ЧС по их видам приведена на рисунке 2.

 

Рисунок 2 - Структура  количественных показателей ЧС по их видам

 

Количество произошедших чрезвычайных ситуаций техногенного характера по прогнозу на 2009 год и по сравнению с 2008 годом снизилось в 5 раз.

Снижение количества ЧС произошло по наиболее вероятному источнику возникновения ЧС - пожарам  в жилом секторе. Приказом МЧС  России от 24.02.2009 г. №92 этот источник возникновения ЧС техногенного характера не учитывается в критериях отнесения к ЧС. Это не было учтено при прогнозе ЧС техногенного характера на 2009 год и отразилось в сторону значительного уменьшения прогнозируемого количества ЧС и других пара-

Метров ЧС техногенного характера в 2009 году.

Произошедшие в 2009 году чрезвычайные ситуации техногенного характера  были локального уровня и наиболее вероятные по прогнозу. Источником их возникновения стали - дорожно-транспортные происшествия. Причиной возникновения  чрезвычайных ситуаций стало нарушение правил дорожного движения.

Динамика техногенных  чрезвычайных ситуаций за 1999-2009 годы приведена  на диаграмме 1.

Диаграмма 1 - Динамика техногенных  чрезвычайных ситуаций за 1999-2009 годы

 

Показатель по количеству погибших и пострадавших людей при чрезвычайных ситуациях в 2009 году по сравнению с 2008 годом и среднемноголетним значением снизился из-за уменьшения количества ЧС соответственно.

Количество пострадавших при ЧС в 2009 году снизилось и фактически составило 11 человек при прогнозе 22 человека (уменьшение в 2 раза) и не достигло среднемноголетнего значения - 28 человек (уменьшение в 2,5 раза). Количество погибших при чрезвычайных ситуациях снизилось и фактически составило 10 человек, при прогнозе 20 человек (уменьшение в 2 раза). Среднемноголетний показатель гибели людей при ЧС (19 человек), также не был превышен (уменьшение в 1,9 раза).

Динамика количества погибших и пострадавших при чрезвычайных ситуациях техногенного характера  за 1999-2009 годы приведена на диаграмме 2.

 

Диаграмма 2 - Динамика количества погибших и пострадавших при чрезвычайных ситуациях техногенного характера  за 1999-2009 годы

 

В структуре техногенных  чрезвычайных ситуаций наиболее вероятны в 2010 году чрезвычайные ситуации, обусловленные  пожарами в зданиях, авариями на автодорогах.

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ НЕСЕНИЯ  СЛУЖБЫ И НЕОТЛОЖНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НАРЯДОВ  МИЛИЦИИ и ВНУТРЕННИХ ВОЙСК ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА.

 

Правовой основой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск при выполнении задач в условиях чрезвычайных обстоятельств являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты, а также настоящее Наставление.

В «Положении о МВД  Российской Федерации», утвержденном Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 644, типовых положениях о МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ № 180 от 8 апреля 1996 г., закреплены организационные основы, система управления, задачи и функции ОВД по обеспечению общественного порядка и безопасности в чрезвычайных ситуациях.

 
К числу их основных функций отнесены: 

  • Организация и осуществление неотложных мероприятий при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях направленных на спасение людей, охрану имущества, оставшегося без присмотра;
  • Обеспечение общественного порядка;
  • Участие в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории РФ или в отдельных ее местностях;
  • Осуществление мероприятий единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также участие в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии;

Информация о работе Участие органов внутренних дел и внутренних войск в обеспечении действий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций