Вредные привычки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

В последние годы отмечается рост алкоголизма среди подростков. Причин этому несколько. Самыми главными являются социальные причины, из которых основными – реклама, безнадзорность и вседозволенность в семьях,алкоголизм родителей и другие. Яркие, красочные этикетки отечественных и заморских вин, пива, крепких бросаются в глаза. Доступность и относительная дешевизна спиртных напитков является другим фактором.
Психология подростков такова, что они хотят казаться взрослее, самостоятельное. Они всегда подражают своим кумирам эстрады, кино, телесериалов, как они пытаются вести себя, говорить, употреблять спиртное, курить. Подростки вообще по своей природе склонны к подражанию всего того, что полагается модным, лучшим, престижным.

Файлы: 1 файл

ПОЧТИ ВСЕ.docx

— 254.34 Кб (Скачать файл)

Курсовая

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1 «Вредные привычки»

 

 

1.1. Алкоголизм.

В последние годы отмечается рост алкоголизма среди подростков. Причин этому несколько. Самыми главными являются социальные причины, из которых основными – реклама, безнадзорность и вседозволенность в семьях,алкоголизм родителей и другие. Яркие, красочные этикетки отечественных и заморских вин, пива, крепких  бросаются в глаза. Доступность и относительная дешевизна спиртных напитков является другим фактором.

Психология подростков такова, что  они хотят казаться взрослее, самостоятельное. Они всегда подражают своим кумирам  эстрады, кино, телесериалов, как они  пытаются вести себя, говорить, употреблять  спиртное, курить. Подростки вообще по своей природе склонны к  подражанию всего того, что полагается модным, лучшим, престижным.

Большое значение имеет и подростковый конформизм – подражание себе подобным в кругу друзей. При этом если в пьющей пиво компании находится кто-то отказывающийся от этого напитка, то он подвергается в этой среде насмешкам, презрению и, в конечном итоге, изгоняется из группы

Большое значение при раннем употреблении спиртных напитков имеют взрослые и, прежде всего,  родители. Если в семье еженедельно  устраивается коллективная попойка, то ребенок воспринимает это естественным  и в последующем начинает себя вести точно так же. В таких семьях дети рано приобщаются к алкоголю. А в семьях алкоголиков пьющих детей еще больше. Несмотря на то, чтоалкоголизм не передается по наследству, пьянство хотя бы одного из родителей во время зачатия зачастую приводит к тому, что дети в таких семьях рождаются с различными психопатическими или интеллектуальными отклонениями, задержкой развития. Психопатизация ребенка заключается в том, что человек с рождения с трудом переносит конфликты и очень часто сам является их причиной. При этом зачастую и сами родители провоцируют своих отпрысков на прием алкоголя. Часто подростковый алкоголизм появляется в неполных семьях и как следствие – безнадзорность подростка, воспитываемого улицей. Другой причиной является гиперопека ребенка. Стремясь оградить ребенка от всех трудностей, всячески потакая ему во всем, родители воспитывают морально слабое, безвольное существо, которое попадая в другую среду легко поддается дурным влияниям, поскольку у него отсутствуют моральные тормоза.

Приобщение к алкоголю подростков приводит к изменению системы  ценностей и привычек. Времяпровождение они обычно проводят в кругу пьющих друзей путем бесцельного гуляния  по улицам, просиживания в барах, кафе, слушанья модной музыки, сопровождаемых приемом алкоголя. При этом совсем не остается ни времени, ни желания  для саморазвития и других интеллектуальных занятий: чтения, учебы, воспринимаемых как скучная и ненужная обязанность. Приблизительно половина из пьющих подростков по данным статистики книг почти не читают

Кроме того организм подростка отличается от организма взрослого человека в том, что у него изначально снижена  устойчивость к алкоголю, сравнительно небольшие дозы которого поначалу вызывают очень сильное опьянение и даже тяжелое отравление. Однако  со временем устойчивость к употреблению больших доз алкоголя у подростка возникает, но вместе с тем катастрофически быстро возникают все симптомы алкоголизма. Организм подростка отличается от организма взрослого человека в том, что его органы и в первую очередь центральная нервная система еще развиваются и мало устойчивы к различного рода ядам,  к алкоголю. Поэтому ранее начало употребления спиртного приводит к быстрому развитию зависимости от алкоголя и к поражению  внутренних органов.

Из заболеваний, связанных с  употреблением алкоголя, у подростков следует назвать гепатиты и панкреатиты, заболевания эндокринной системы, нарушения работы сердца, проблемы с артериальным давлением, появление различного рода легочных заболеваний, снижение устойчивости к различного рода инфекционным заболеваниям и особенно расстройства со стороны центральной нервной системы и психики.

Лечение детей, больных алкоголизмом осуществляется в специализированных палатах или отделенияхнаркологического диспансера, чтобы исключить контакт и влияние взрослых алкоголиков.

Профилактика подросткового алкоголизма заключается прежде всего в воспитательных и организационных мерах, направленных на то, чтобы молодой человек знал пагубное действие алкоголяи стремился активно избегать контакта с ним и с пьющими. Важно занять свободное время, поощрять и стимулировать различного рода здоровые увлечения, повысить интерес к образованию и получению профессии. Родителям следует помнить, что безвредных для организма подростка спиртных напитков не существует.

 

1.2. Табакокурение.

Табакокурение относится к числу важнейших медико-социальных проблем современного общества, представляя серьезную опасность для здоровья населения, способствуя развитию целого ряда хронических неинфекционных заболеваний и являясь причиной преждевременной смерти. Именно поэтому Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) табак назван убийцей номер один. По инициативе ВОЗ была принята Рамочная конвенция по борьбе против табака, цель которой состоит в защите нынешнего и будущих поколений от разрушительных медицинских, социальных, экологических и экономических последствий потребления табака и воздействия табачного дыма. Она определяет меры, которые необходимо предпринять на национальном, региональном и международном уровнях, чтобы постоянно и существенно сокращать распространенность употребления табака и воздействия табачного дыма.  
Согласно классификации международного агентства по изучению рака (IARC) курение и табачный дым относятся к 1-й группе канцерогенов, причем органами-мишенями признаны не только легкие, но и мочевой пузырь, полость рта, глотка, пищевод, поджелудочная железа, почки. Более половины всех смертей от болезней, вызванных табакокурением, произошли среди курильщиков в возрасте 30-69 лет, т. е. лиц трудоспособного возраста. Ежегодно из-за болезней, вызванных табакокурением, в России умирают свыше 400 тысяч человек, и это, несомненно, заниженные данные, поскольку не во всех историях болезней имелись записи о курении (Г.Я. Масленникова, С.А. Мартынчик, С.А. Шальнова и др., 2004).  
Проведенное ВОЗ в России исследование «Здоровье школьников и их поведение в сфере здоровья» показало, что среди 15-летних постоянно курят 20 % мальчиков и 14 % девочек. По данным Центра мониторинга вредных привычек (Е.С. Скворцова, 2001), распространенность вредных привычек, в том числе курения, за период с 1991 по 1999 год достоверно увеличилась среди мальчиков на 10 %, среди девочек - на 7,5 %.  
Исследование распространенности табакокурения у подростков Санкт-Петербурга, проведенное НИИ пульмонологии СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, показало, что ежедневно курят почти треть школьников (29,4 %): мальчики курят в 29,0 %, девочки - в 31,7 % случаев.  
Первую сигарету мальчики взяли в 11-14 лет в 45 % случаев, при этом в 15 % случаев возраст начала регулярного (ежедневного) курения составил 8,5 лет. Девушки 11-14-летнего возраста курили в 23 % случаев, около 3 % девочек 7-8-летнего возраста уже употребляли табак.  
Большинство курящих подростков выкуривают до 10 сигарет в день (до 5 сигарет в день - 61 %, от 5 до 10 сигарет в день - 22 %, 11-20 сигарет в день - 16,5 %) и имеют очень слабую никотиновую зависимость (от 0 до 2 баллов). Только у 6 % школьников определяется средняя степень никотиновой зависимости. У бездомных подростков отмечалась слабая степень в 58,6 % случаев, средняя - в 13,8 % и высокая - в 27,6 % случаев.  
Опрос курящих родителей показал, что 35 % из них курили в присутствии детей дома, при этом в 14,4 % случаев курящие родители считали, что они подают плохой пример детям. Только в 12 % случаев родители готовы прекратить курение, так как это пагубно влияет на здоровье их детей. Эти данные, по-видимому, свидетельствуют не о безразличии родителей к здоровью своих детей, а о незнании ими влияния пассивного табакокурения на здоровье. Поэтому в соответствии с Рамочной конвенцией по борьбе с табаком необходимо принять меры по информированию каждого человека о последствиях для здоровья, наркотическом характере и смертельной опасности, возникающей в результате потребления табака. 
В то же время пример взрослых является одним из самых главных стимулов для детей, и курение взрослого в семье позволяет подростку без труда найти сигарету. Это подтверждает исследование курения подростков в зависимости от курения в семье. 
 

 
 
Частота встречаемости курения подростков в зависимости от курения родителей 
В семьях, где курили оба родителя (20,2 % от общего количества обследованных семей) 75 % мальчиков курили, 25 % пробовали курить. Курение девочек в этих семьях отмечено в 65 % случаев, и в 33 % случаев девочки пробовали курить, т. е. практически все дети пробовали табак или курили. 
В семьях, где курила только мать (8,5 %), мальчики курили в 50 % случаев (в 20 % - пробовали курить), девочки - в 25 % случаев (пробовали табак в 30 % случаях).  
Если в семье курил только отец (33 %), мальчики тоже курили в 15 % случаев, а в 10 % случаев пробовали табак, девочки курили в 9,1 % случаев и пробовали курить в 32 % случаев).  
В семьях, где никто из родителей не курил (39,4 %), мальчики курили в 27,8 % случаев (пробовали курить в 18 % случаев), девочки - в 15,8 % (пробовали курить в 26 % случаев). 
Таким образом, наибольшее число курящих подростков живут в семьях, где курят оба родителя или мать. Различия в частоте употребления табака в семьях, где курит отец и никто не курит, возможно, обусловлено тем, что при активной позиции матери в отношении табакокурения в семьях, где курит только отец, процент школьников, курящих или пробовавших табак, меньше, чем в семьях, где никто из родителей не курит, так как в последнем случае проблема табакокурения, возможно, не обсуждается дома и в ряде таких семей не формируется негативное отношение к табакокурению. И дети закуривают из любопытства. А в семьях, где курит отец, они знают негативные последствия табакокурения, и их любопытство в какой-то мере удовлетворено, особенно если они видят проблемы со здоровьем у отца, на которые обращает внимание мать. 
 
Как показывают исследования (Stephenson M. T., Helme D. W., 2006), курение является фактором, повышающим риск начала употребления других наркотиков и развития различных зависимостей, в первую очередь алкогольной. Поэтому профилактические и реабилитационные мероприятия будут более эффективными, если учитывают эту закономерность и направляются на весь комплекс веществ, вызывающих злоупотребление и зависимость. Социальная реклама должна быть направлена на формирование здорового образа жизни. Однако, учитывая распространенность употребления табака и его провоцирующую роль в развитии наркотической зависимости (Media-Mora M. E. et al., 2002), профилактика табакокурения в организации пропаганды здорового образа жизни должна иметь первостепенное значение. 
В заключение следует отметить, что медицинские и социальные проблемы, связанные с курением, могут быть решены лишь при совместных усилиях государственных, общественных и научных институтов. Как показывает опыт США и некоторых стран западной Европы, это ценовая и налоговая политика, запрет курения в общественных местах, запрет рекламы табачных изделий и активная антитабачная пропаганда. 

 

1.3. Таксикомания

Токсикомания у подростков развивается под влиянием нескольких причин.

1. Психологические: у подростков  наблюдается потребность в самостоятельности  и независимости от взрослых, связанная с чувствомвзрослости , они легко поддаются негативному влиянию, в том числе и увлечению токсикоманией.

2. Социальные: подростковыми  токсикоманами чаще становятся  в тех семьях, где жизнь подростков  пущена на самотек, родители  в личную жизнь детей не  вмешиваются (либеральный стиль  воспитания).

3. Бытовые токсикоманы  - подростки: насыщение быта различными  химическими средствами. Широкое  распространение средств бытовой  химии и токсикомании почти  совпадает по времени.

Наибольшее распространение  токсикомания получила среди подростков. Восприимчивые, любопытные, без достаточной  критики своего поведения, неустойчивые в волевых побуждениях, подростки  нередко оказываются вовлеченными в токсикоманию.

Для получения одурманивающего  эффекта токсикоманами используются легко доступные и распространенные средства бытовой химии, нитрокраски, растворители, средства для выведения пятен, синтетические клеи.

На начальных этапах своего действия, дурманящие ароматические  вещества вызывают веселое настроение подростка, говорливость, желание двигаться, приятное самочувствие, состояние благодушия, нередко с появлением зрительных галлюцинаций. Психологическая зависимость  при этой токсикомании развивается  в течение нескольких недель и  носит стойкий характер.

Для бытовой профилактики токсикомании у подростков, можно  разводить в жилых помещениях различные комнатные цветы, особенно те, которые выделяют приятные запахи (пеларгонию). В палисадниках, на садово-огородных  участках с этой же целью желательно выращивать сирень, чубушник, черемуху, ландыш.

Для лечения токсикомании у подростков можно воспользоваться  запахами герани, лаванды и камфары  – они придают бодрость и внушают оптимизм. Запахи черемухи, белой акации и ландыша улучшают настроение. Это далеко не полный список растений, которые могут помочь справиться с бедой.

Эффективное лечение токсикомании у подростков может быть достигнуто в комплексе ароматотерапии и гипноза. Двойное воздействие на нервные центры окажется более сильным, чем при токсикомании, что и послужит основой для ее излечения.

 

1.4. Игромания.

Зависимость подростков от компьютерных игр. В Киргизии эту  проблему пытаются решить различными методами, начиная от воспитательной работы в школах до запрета посещать игровые клубы в вечернее время. 
Зависимость подростков от компьютерных игр - пока в Киргизии не могут решить эту проблему. Ребята просиживают в клубах порой ночи на пролет, пропускают школьные занятия, а чтобы раздобыть деньги на игру, готовы пойти на правонарушения. 
История 14-летнего Азиза 
"Это уже как наркотики, от них отвыкнуть тяжело. Первый раз сел за компьютер и все, забросить уже тяжело", - это слова 14-летнего Азиза. 
С ним мы познакомились в одном из компьютерных клубов Бишкека. Это его любимое место в городе, и здесь, по его словам, он проводит как минимум 5-6 часов в день. Но чаще - гораздо больше. Играть в компьютерные игры Азиз начал со второго класса. С тех пор игры стали частью его жизни. 
"Мне компьютерные игры очень понравились, я хотел туда идти все больше и больше. Деньги есть лишние – туда иду, денег нет – все равно иду", - рассказывает Азиз. "У друзей деньги прошу, дома прошу. "Бывало, что деньги добывали в школе, забирали у кого-нибудь, чтобы потом на компьютерные игры пойти – говорит подросток - школу прогуливали, иногда неделю на занятия не ходил". 
Компьютерные игры развивают агрессию у детей 
Частые конфликты с родителями, с учителями в школе - для Азиза это уже привычно. Но никакие уговоры, запреты и наказания не помогают. Он все равно каждый день идет в игровой клуб. 
"Меня родители и ругали, и били, и под домашний арест сажали. Бывало, что и в милицию попадал, с участковым разбирался. Но когда мы играем, мы ни о чем другом не думаем", - признается подросток. По его словам, "суть этих игр, в том, что нужно постоянно продвигаться вперед, тебя постоянно просто тянет туда". 
Играют дети, как правило, в агрессивные игры, где нужно стрелять и убивать. Но впоследствии эту жестокость ребята проявляют не только в мире виртуальном, но и в реальной жизни. Как рассказывает Азиз:"Допустим в одной из игр, которую я люблю, зарабатываешь много денег, подойдешь и убьешь кого-нибудь, на полу деньги появляются, ты их собираешь. То же самое и в жизни иногда хочется ". По словам Азиза, "сидишь в игровом клубе, деньги на игру заканчиваются, хочется пойти кого-нибудь побить и забрать деньги, чтобы опять вернуться в клуб играть. Мы так и делали". 
Контролировать все игровые салоны органы образования не в состоянии 
В Бишкеке Интернет-кафе и игровые клубы можно найти практически в любом районе города. Нередко они открываются непосредственно вблизи школ. 
А дети между школьной партой и игровым залом часто выбирают второе. Как говорит главный специалист по воспитательной работе управления образования столичной мэрии Татьяна Кузнецова: "Дети потом отстают по школьной программе, у них уже развивается компьютерная зависимость, можно сказать, болезнь уже такая". 
Татьяна Кузнецова говорит, что ими регулярно проводятся рейды по игровым клубам, выявляются заядлые их посетители несовершеннолетнего возраста, проводятся профилактические беседы, приглашаются родители, некоторые ребята берутся на особый учет. В ходе рейда может быть выявлено до 100 детей, которые чрезмерно увлекаются компьютерными играми. Но какой-либо сводной статистики по юным игроманам нет. Даже если детей ставят на учет в инспекции по делам несовершеннолетних, то по бумагам они проходят как постоянные прогульщики школьных занятий, либо как совершившие правонарушения, если таковые были. 
Специалист бишкекского управления образования Татьяна Кузнецова также отмечает, что охватить все игровые салоны Бишкека, у органов образования просто нет возможности. Проверка клубов производится выборочно, да и то не чаще, чем раз в квартал. "Нужен орган, который бы отслеживал эти компьютерные клубы. Например, госрайадминистрации могли бы к этому хоть какие-то усилия приложить? Какая-то ведь фильтрация должна быть, где открывать Интернет-клубы, а где - нет. А у нас ведь они на каждом шагу", - говорит она. 
В качестве одной из мер, бишкекскими властями был вынесен запрет на посещение компьютерных клубов подростками после 19 часов. 
В клубах - ночи напролет 
Но большинство владельцев таких клубов подобные предписания просто игнорируют. Убедится в этом не сложно. В восемь вечера я направляюсь в одно из Интернет-кафе. Полуподвальное помещение. Примерно треть зала занята детьми школьного возраста, свет выключен, азартные лица ребят освещают лишь мониторы. Как говорит один из игроков: "Я играю постоянно, люблю стратегии и "стрелялки". В клуб иду после школы, часов семь-восемь вечера и могу до утра здесь просидеть". 
Частенько в этот компьютерный клуб заглядывают и взрослые - в поисках своих детей. У Светланы Усмановой сын учится в шестом классе. Она уже знает, что если ее ребенок задержался со школы, то, в первую очередь, нужно искать его в игровом салоне. 
"Мой сын даже рисовать стал кинжалы, пистолеты, убийства…" 
Светлана Усманова убеждена, что агрессивные компьютерные игры губительно действуют на психику детей. 
"Когда мой сын пошел в первый класс, он хорошо рисовал. Он рисовал деревья, природу. А потом как стал играть в компьютерные игры, мой сын даже рисовать стал кинжалы, пистолеты разного калибра, какие-то убийства. Это просто ужас. А ведь есть такое, что человек рисует, то у него и на душе", - рассказывает Светлана. 
Как говорит Светлана Усманова, иногда ее сын сбегает из дома по вечерам и может провести в игровом клубе до утра. "И что удивительно, хозяева этих компьютерных клубов даже не спрашивают у ребенка, сколько ему лет. Они просто зарабатывают деньги на детских душах",- подчеркивает она.

 

1.5. Наркомания.

Подростковая наркомания впервые начала зарождаться в США и других западных странах в конце 50-х – начале 60-х годов, а в СССР подростковая наркомания стала зарождаться в конце 60-х годов.

Ученые, изучая наркоманию среди подростков, отметили следующие возрастные особенности:

  • Периодическое злоупотребление без зависимости от наркотиков преобладает над сформировавшейся наркоманией.
  • Подростковая наркомания постоянно омолаживается, возраст подростков уменьшился с 17 лет до 12 лет.
  • «Мода» на наркотики не постоянна, используемые наркотические вещества весьма разнообразны.
  • Широкое распространение получила так называемая «аптечная наркомания», подростки научились синтезировать из аптечных препаратов наркотики, которые отличаются высокой токсичностью и смертностью.
  • Подростки склонны к экспериментам, они попеременно пробуют различные наркотики.
  • Подростковая наркомания развивается из-за воздействия на подростка социально-психологических факторов, особенно при неблагоприятном биологическом фоне (алкоголизм или наркомания у родителей, неустойчивый характер и т.п.).

В СССР подростковая наркомания носила региональный характер, т.е. были регионы, где подростки употребляли только коноплю (Средняя Азия, Казахстан, Кавказ), ингалянты употребляли на севере и средней полосе, на Крайнем Севере подростки баловались транквилизаторами. Региональный характер объяснялся тем, что взрослые (чаще иностранные туристы) навязывали «моду» на наркотические вещества, эти регионы раньше других выпали из-под наблюдения государства и именно сюда стали проникать отрицательные поведенческие модели западного образа жизни. Подростки, которые так хотели походить на «крутых» взрослых иностранных дяденек с быстротой впитывали модели поведения и прочие атрибуты красивой беззаботной жизни. В 80-х годах потребление наркотических веществ распространилось по всей стране. Возрастные особенности подростковой наркомании сводились к тому, что токсикоманить предпочитали подростки 12-15 лет, а внутривенные наркотики предпочитали более взрослые подростки (16-18 лет). Те подростки, которые токсикоманили переходили либо на тяжелые наркотики, либо на алкоголь. Алкоголизм у таких подростков развивался злокачественный, причиной служили тяжелые психические расстройства, возникающие из-за вдыхания токсических веществ. 
Наркомания среди подростков тяжело лечилась, это связано с тем, что подростки редко давали добровольное согласие на принудительное лечение от наркомании, а если и давали, то только для того, чтобы избежать других неприятностей. Подростки рассматривали лечение от наркомании, как форму наказания, поэтому большинство из них снова начинали принимать наркотики в течение первого года. Лечение наркомании среди подростков оказалосьнедостаточно эффективным, а специальных средств подавляющих влечение к наркотикам не существует и в наше время. Наиболее эффективным методом лечения подростковой наркомании является психотерапия, да и то только в том случае, если подросток добровольно изъявил желание вылечиться от наркомании. Психотерапия при подростковых наркоманиях ставит цель, побудить желание излечится от наркомании. Большинство подростков наркоманов не считают что они наркоманы или считают, что они всегда могут бросить эту «вредную привычку». Поэтому психотерапия должна убедить подростка наркомана в том, что он действительно болен, и настроить подростка на лечение от наркомании. Индивидуальная психотерапия не так эффективна, как групповая, но групповая психотерапия чревата осложнениями, поэтому должна выполняться опытными специалистами. Иначе психотерапевтическая группа, созданная из подростков наркоманов способна быстро превратиться в типичную группу наркоманов. Лечение необходимо начинать, когда у подростка нет еще сформировавшейся зависимости от наркотиков. Для подростков характерен так называемый «поисковый» полинаркотизм, это когда подросток пробует на себе многие наркотические вещества (обычно идет по возрастающей). Внутривенные наркотики поначалу настораживают подростков, но постепенно они добираются и до них, поэтому важно как можно раньше начинать лечить подростка от наркомании. На раннем этапе употребления наркотиков подростком даже не требуется использования лекарственных препаратов, за исключением случаев интоксикации.

Профилактика подростковой наркомании

Профилактика подростковой наркомании должна начинаться с санитарного просвещения, однако не в том виде, в котором санитарное просвещение используют сейчас. Профилактика подростковой наркоманииставит  цель раскрыть тот страшный вред, который способны нанести наркотики. Однако не всегда учитывается свойственное подросткам легкомыслие с своему здоровью. Профилактика подростковой наркомании проводится не достаточно действенными способами, например, проводимые лекции и беседы непривлекательны для подростка, а иногда способны  вызвать реакцию протеста. Более интересная и наглядная подача информации для подростка – это фильмы показываемы по телевидению, специальные молодежные передачи о вреде наркотиков. Однако даже самая продуманная и действенная профилактика подростковой наркомании будет безрезультатна, если подростка будут окружать употребляющие наркотики взрослые (пьянство – это один из видов наркомании), особенно близкие или друзья. У подростка создается впечатление, что все передачи о вреде наркотиков сильно преувеличивают вред от наркотиков, создается ложное представление, будто если он захочет, то всегда может бросить и т.п.  
Профилактика подростковой наркомании должна проводиться опытными специалистами, которые способны выявить подростков из группы риска. Необходимо учитывать, что рассказы о вреде наркотиков могут спровоцировать (у недостаточно устойчивых подростков) интерес к наркотикам. Профилактикой наркомании среди подростков должен заниматься врач нарколог с большим опытом работы в подростковой наркологии.

 

Глава 2 «Психологические особенности  подростков»

 

2.1. Развитие психических  функций.

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формальнологическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно.

Предложим младшим школьникам и подросткам такую, например, задачу: «У всех марсиан желтые ноги. У этого  существа ноги желтые. Можно ли утверждать, что это — марсианин?» Младшие школьники или вообще не решают эту задачу («Я не знаю»), или приходят к решению образным путем («Нет. У собак тоже бывают желтые ноги»). Подросток не только дает правильное решение, но и логически обосновывает его. Он приходит к выводу, что ответ был бы положительным только в том случае, если известно, что все существа с желтыми ногами — марсиане.

Подросток умеет оперировать  гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Кроме того, он способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к ее решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Им находятся способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач. Эти умения развиваются в процессе школьного обучения, при овладении знаковыми системами, принятыми в математике, физике и химии. Например, решая задачу: «Найти число, которое равняется удвоенному самому себе минус тридцать», подростки, используя сложную операцию — алгебраическое уравнение (х = 2х — 30), быстро находят ответ (х = 30). В то же время младшие школьники пытаются решить эту задачу подбором — умножают и вычитают разные числа, пока не придут к правильному результату.

Информация о работе Вредные привычки