Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 15:00, курсовая работа
В связи с этим возникает насущная потребность, во-первых, в глубоком анализе произошедших за последние годы изменений в мире, в чётком понимании реально складывающейся глобальной обстановки, а во-вторых, в поиске новых форм существования системы международных отношений, в выявлении хотя бы самых общих черт будущего миропорядка. Каким будет этот «постбиполярный мир», какие принципы и ценности будут положены в его основу, каковы исторические перспективы его существования — вот актуальные и далеко не праздные для всего мирового сообщества вопросы.
Введение
Основные противоречия Современного мирового порядка.
Краткая характеристика основных игроков мировой арены
Возможные сценарии развития будущего
Заключение
Список использованной литературы
Международная система – в том виде, в каком она возникла после Второй мировой войны, – к 2025 году изменится практически до неузнаваемости благодаря подъему новых держав, глобализации экономики, историческому переходу относительного богатства и экономического могущества с Запада на Восток и растущему влиянию негосударственных субъектов. К 2025 году международная система станет глобальной многополярной системой, а разрыв в государственной мощи2 между развитыми и развивающимися странами продолжит уменьшаться. Одновременно с переходом мощи в национальных государствах усилится относительная власть негосударственных субъектов – включая коммерческие предприятия, кланы, религиозные организации и криминальные структуры. Игроки меняются, но также меняются и спектр, и масштаб транснациональных вопросов, важных для дальнейшего мирового процветания. Стареющее население в развитых странах, все большая напряженность с энергоресурсами, пищей и водой, беспокойство по поводу изменения климата ограничат и уменьшат то, что еще будет считаться эпохой процветания, не имеющей прецедентов в истории.
Исторически зарождавшиеся
многополярные системы
В этой истории нет четкого результата, как показано на примере иллюстраций, с помощью которых мы описывали различные варианты будущего. Хотя США, вероятно, останутся единственной сильнейшей державой, относительная их сила – даже в военной сфере – пойдет на спад, и система рычагов США ослабеет. В то же время неясно, до какой степени прочие субъекты – как государственные, так и негосударственные – пожелают или смогут вынести возрастающее бремя. Политикам и общественности придется справляться с растущим спросом на многостороннее сотрудничество, когда неполный переход от старого к еще только формирующемуся новому порядку ударит по международной системе.
Происходящий ныне перенос богатства и экономического влияния – грубо говоря, с Запада на Восток – по размерам, скорости и направленности потока не имеет прецедентов в современной истории. Источников у него два. Во-первых, устойчивый рост цен на нефть и товары принес непредвиденные доходы странам Персидского залива и России. Во-вторых, более низкие цены в сочетании с политикой правительства переместили локус производства и некоторых отраслей сферы услуг в Азию.
Перспективы роста для Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК) указывают на то, что к 2040 – 2050 годам они совместными усилиями подберутся к исходной доле общего ВВП «Большой семерки». Китай имеет предпосылки в ближайшие двадцать лет оказывать на мир большее влияние, чем какая-либо другая страна. Если нынешние тенденции не изменятся, к 2025 году экономика Китая станет второй по величине в мире, а сам он – ведущей военной силой. Также он может стать крупнейшим импортером природных ресурсов и виновником загрязнения окружающей среды. Индия, вероятно, будет по-прежнему переживать относительно быстрый экономический рост и бороться за многополярный мир, в котором Нью-Дели станет одним из полюсов. Китай и Индия должны понять, до какой степени они желают и способны играть все большую глобальную роль и каким образом будут строить отношения друг с другом. У России есть потенциал стать в 2025 году богаче, сильнее и более уверенной в своих силах, если она инвестирует в кадровые ресурсы, расширит и разнообразит свою экономику и интегрируется в мировой рынок. С другой стороны, Россия может пережить существенный спад, если не сможет предпринять эти шаги, а цены на нефть и газ останутся в диапазоне 50–70 долларов за баррель. Никакие другие государства, по прогнозам, не поднимутся до уровня Китая, Индии и России и вряд ли повторят скачки этих стран, взятых в отдельности.
По большей части Китай,
Индия и Россия не следуют либеральной
западной модели в вопросе саморазвития,
а, напротив, используют иную модель, «государственный
капитализм». Государственный капитализм
– это общий термин, которым
описывают систему
Многие другие страны еще
больше отстанут в экономической
сфере. Район Африки южнее Сахары
останется наиболее уязвимым к экономическим
крахам, напряженности в обществе,
гражданским конфликтам и политической
нестабильности. Несмотря на то что
во всем мире растет спрос на товары,
главным поставщиком которых
будет регион Африки южнее Сахары,
местное население вряд ли получит
существенную экономическую пользу.
Неожиданные доходы, обеспеченные длительным
ростом цен на товары, могут еще
больше укрепить коррумпированные или
некомпетентные правительства в
нескольких регионах, сокращая перспективы
демократических и рыночных реформ.
Хотя к 2025 году доход многих ведущих
стран Латинской Америки
В ближайшие двадцать лет
Азия, Африка и Латинская Америка
могут рассчитывать на прирост фактически
всего населения; на Западе прирост
составит менее трех процентов. Европа
и Япония продолжат значительно
превосходить набирающие силу Китай
и Индию по богатству на душу населения,
но им придется бороться, чтобы поддерживать
активный темп роста, поскольку количество
трудоспособного населения
По прогнозам, количество
стран с преобладанием молодежи
в возрастном составе в нынешней
«дуге нестабильности»
Вопросы ресурсов выйдут на
передний план на международном уровне.
Беспрецедентный рост экономики
в мировых масштабах –
Всемирный банк прогнозирует,
что к 2030 году потребность в пище
возрастет на пятьдесят процентов
в результате прироста мирового населения,
повышения финансового
Ожидается, что изменение
климата обострит дефицит ресурсов.
Хотя последствия будут отличаться
в разных регионах, некоторые пострадают
больше других, лишившись воды и
сельскохозяйственного
Новые технологии могли бы
опять предложить решения, такие
как рентабельные заменители ископаемых
видов топлива или способов преодоления
дефицита пищи и воды. Тем не менее
все нынешние технологии не подходят
для замены традиционных энергетических
структур в нужных масштабах, новые
энерготехнологии могут оказаться
невыгодными и к 2025 году не распространятся.
Ключевую роль будет играть темп развития
технологий. Даже при поддержке и
соответствующем финансировании биотоплива,
обогащенного угля или водорода переход
к новым видам топлива будет
осуществляться медленно. На протяжении
истории фундаментальные
Несмотря на то что шансы
этого весьма невелики, мы не станем
отметать вероятность перехода в 2025
году к такой энергетике, которая
исключила бы траты на ревизию
энергетической инфраструктуры. Самая
верная возможность относительно быстрого
и недорогого перехода в течение
этого периода – использовать
более возобновляемые источники
электроэнергии (фотоэлектричество
и ветер) и усовершенствовать
технологии производства элементов
питания. Для многих таких технологий
препятствия в виде затрат на инфраструктуру
отдельных проектов были бы меньше,
что позволило бы многим мелким участникам
экономики развивать
Тенденция к большему распространению влиятельности и могущества, возникавшая несколько десятилетий подряд, вероятно, ускорится благодаря появлению новых игроков на мировой арене, растущей институциональной нехватке, возможному расширению региональных блоков и усилению негосударственных субъектов и сетей. Многообразие субъектов на международной арене может прибавить силы – в смысле заполнения брешей, оставленных стареющими организациями, которые возникли после Второй мировой войны, – или еще больше раздробить международную систему и испортить международное сотрудничество. Многообразие видов субъектов повышает вероятность того, что в ближайшие двадцать лет возникнет раздробленность, особенно учитывая широкий спектр межгосударственных проблем, встающих перед международным сообществом.
Поднимающиеся державы БРИК
вряд ли изменят международную систему,
как это сделали Германия и
Япония в XIX и XX веках, но благодаря росту
их геополитической и
У существующих многосторонних организаций – огромных, неповоротливых, задуманных для иного геополитического порядка, – возникнут сложности с тем, чтобы быстро адаптироваться к новым задачам, свыкнуться с новыми участниками и увеличить свои ресурсы.
Неправительственные организации (НПО), сосредотачиваясь на конкретных вопросах, станут все больше встраиваться в картину мира, но при этом, вероятно, будет ограничиваться способность сетей НПО что-то менять при отсутствии обоюдных усилий со стороны многосторонних организаций или правительств. Действия по увеличению терпимости для реагирования на появление новых игроков приведут к тому, что международным организациям станет труднее решать межгосударственные проблемы. Уважение к инакомыслию стран-участниц продолжит формировать программы организаций и ограничивать виды решений, которые могут быть опробованы.
Растущий азиатский
Информация о работе Формирование геополитической модели современного мира: реалии и тенденции