Формирование геополитической модели современного мира: реалии и тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим возникает насущная потребность, во-первых, в глубоком анализе произошедших за последние годы изменений в мире, в чётком понимании реально складывающейся глобальной обстановки, а во-вторых, в поиске новых форм существования системы международных отношений, в выявлении хотя бы самых общих черт будущего миропорядка. Каким будет этот «постбиполярный мир», какие принципы и ценности будут положены в его основу, каковы исторические перспективы его существования — вот актуальные и далеко не праздные для всего мирового сообщества вопросы.

Содержание работы

Введение
Основные противоречия Современного мирового порядка.
Краткая характеристика основных игроков мировой арены
Возможные сценарии развития будущего
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Формирование геополитической модели современного мира.docx

— 163.80 Кб (Скачать файл)

Прогресс в социальных вопросах, таких как снижение преступности и бедности, сможет, по всей вероятности, сыграть решающую роль в определении  будущей роли Бразилии и ее лидерского статуса. Без успехов на пути достижения власти закона даже быстрый рост экономики  будет тормозиться нестабильностью, вытекающей из распространяющихся преступности и коррупции. Для включения растущего  населения в формальную экономику  потребуются механизмы, способные  гарантировать обретение Бразилией, с полным на то правом, статуса модернизирующейся  мировой державы.

Глобальный сценарий номер  один: мир без Запада

 

В этом фантастическом сценарии новые державы приходят на смену  Западу в качестве лидеров на мировой  арене. Это не является ни неизбежным, ни единственно возможным результатом  подъема новых государств. Исторически  подъем новых держав, таких как  Япония и Германия в конце XIX века, стал жестким вызовом существовавшей международной системе и окончился  конфликтом мировых масштабов. Мы считаем  более правдоподобной версией ту, при которой растущие державы  попытаются сыграть более важную роль в сферах, затрагивающих их жизненные интересы, а не ту, при  которой бросят прямой вызов международной  системе, особенно с учетом того, что  лидирующая роль будет становиться  все более обременительной для  стран Запада.

Подобная коалиция сил  может стать соперником таких  институтов, как НАТО, и предоставить другим странам альтернативу Западу. Мы не рассматриваем эти альтернативные коалиции как неотъемлемый элемент  нового ландшафта. Действительно, с  учетом их разнообразных интересов  и конкуренции за ресурсы новые  державы могут с такой же легкостью  дистанцироваться друг от друга, как  и сойтись вместе. Хотя новые державы  будут заняты прежде всего внутренними  проблемами и поддержкой своего экономического развития, они во все больших масштабах, как было изложено в этом разделе, будут обретать способность становиться  глобальными игроками.

 

Предпосылки такого сценария:

Отставание в росте  западных стран потребует от Соединенных  Штатов и Европы принятия протекционистских  мер против быстро растущих и усиливающих  свое влияние государств.

Различные модели отношений  государства с обществом смогут поддержать мощную (хотя и хрупкую) китайско-российскую коалицию.

Напряженность между основными  акторами в многополярном мире высока, и страны стремятся к энергетической безопасности и увеличению сфер влияния. Особенно Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) ведет поиск надежных и зависимых  клиентов в стратегических регионах, а Центральная Азия является ближним  двором как России, так и Китая.

Глобальный сценарий номер  два: октябрьский сюрприз

 

В следующем воображаемом отчете отсутствие глобального внимания к изменениям климата привело  к крупным неожиданным воздействиям, мир оказался на новом уровне уязвимости. Ученые в настоящее время не уверены, достигли ли мы уже той точки, когда  изменения климата ускорились и  мы уже мало что можем изменить – включая уменьшение выбросов, – что могло бы смягчить результаты изменений, хотя бы и в долговременной перспективе. Многие ученые считают, что мы не узнаем о прохождении этой точки, пока не станет слишком поздно что-либо предпринимать. Неопределенность относительно скорости изменений и специфических уязвимостей и воздействий климатических изменений, вероятно, будет присутствовать в течение следующих 15–20 лет, даже в случае, если наши знания относительно изменений климата углубятся и сильно изменятся, как утверждают многие ученые.

Экстремальные погодные события  – как описано в данном сценарии – могут произойти. Справиться с  подобными событиями, частота которых  возрастет, будет сложнее, если к  ним добавятся другие физические воздействия климатических изменений, такие как растущая нехватка водных ресурсов, большее количество кризисов, связанных с нехваткой продовольствия. Все это станет предметом внимания политиков даже в случае, если реальные шансы на разрешение таких кризисов уменьшатся. В данном примере может  быть рассмотрено перемещение Нью-Йоркской фондовой биржи в менее уязвимое место, но серьезное внимание должно быть уделено также перемещению других институтов – с целью обеспечить их бесперебойное функционирование. Хотя этот сценарий фокусируется на событии, которое произошло в Соединенных Штатах, другие правительства также оказываются застигнутыми врасплох природными катастрофами различного характера и испытывают ущерб от уменьшения прочности своих позиций. Из данного отчета следует, что усилия, направленные на смягчение последствий – дальнейшее сокращение выбросов от использования угля, – вряд ли изменят ситуацию, по меньшей мере в ближайшее время. Такой мир, в котором происходят потенциально значимые и важные перемещения, может представлять угрозу как для развитых, так и для развивающихся стран.

 

Предпосылки этого  сценария:

Национальные государства  принимают стиль мышления, где  приоритетом является принцип «рост  – прежде всего», ведущий к широкому распространению пренебрежения  окружающей средой и ее деградации.

Правительства, в особенности  те, в которых ощущается недостаток подотчетности обществу («транспарентности»), теряют легитимность по мере того, как  они перестают справляться с  проблемами окружающей среды и другими  бедствиями.

Так и не найдена, несмотря на значительный прогресс в технологиях, технологическая «серебряная пуля», способная поразить и остановить последствия изменений климата.

Попытки найти решение  проблем окружающей среды в национальных рамках являются кратковременными и  неадекватными.

Глобальный сценарий номер  три: разрушение БРИК

 

В данном воображаемом сценарии опасения Китая по поводу нарушения  энергопоставок приводят к внезапным  столкновениям с Индией. По мере увеличивающихся трудностей в доступе  к ресурсам в период до 2025 года споры  относительно ресурсов становятся растущим потенциальным источником конфликтов. Чувство уязвимости усиливается  в результате сокращения количества производителей энергии и усиливающейся  их концентрации в таких нестабильных регионах, как Ближний Восток. В  мире, в котором существует достаточно конфронтации по другим проблемам, таким  как новые торговые барьеры, вероятно, повысится возможность эскалации  любого спора до уровня вооруженного конфликта. Как описывается в  данном сценарии, неверное истолкование намерений – вместе с коммуникационными  сбоями – может сыграть такую  же важную роль, как и любая актуальная угроза. Конкуренция испытывающих подъем держав за ресурсы является другой стороной, иллюстрируемой данным сценарием. И Китай, и Индия, хотя и обладают богатыми запасами каменного угля, имеют весьма ограниченные и уменьшающиеся запасы нефти и газа и должны полагаться в энергообеспечении на иностранные источники поставок. Размышляя о возросшем потенциале конфликта в многополюсном мире, нам следует иметь в виду и размеры находящихся на подъеме держав, которые могут вступить в схватку друг с другом.

 

Предпосылки, лежащие  в основе данного сценария:

Период стабильного роста  сокращается по мере того, как государствам приходится справляться с проблемой  нехватки энергии и ресурсов, что  особенно остро ощущается в азиатских  экономиках.

Подъем националистических настроений происходит параллельно  интенсифицировавшемуся энергетическому  соперничеству, которое в этом мире является «игрой с нулевой суммой».

Возникает баланс сил, который  начинает напоминать повторение в XXI веке ситуации, сложившейся перед 1914 годом.

Глобальный сценарий номер  четыре: политика не всегда локальна

 

В этом беллетризованном сценарии появляется новый мир, в котором  национальные государства не отвечают за формирование международной повестки. Рассеивание могущества и власти вдали от национальных государств способствовало увеличению числа субнациональных  и межнациональных союзов, включая  социальные и политические движения. Увеличение общественной обеспокоенности  относительно экологической деградации и бездействия правительств придает  силы сети политических активистов, которые  в столицах своих стран вырывают контроль из рук государственных  чиновников. Технология глобальной связи  позволяет отдельным людям непосредственно  присоединиться к группам, действующим  на основе идентичности, и сетям, которые  простираются вне географических границ. Движение в защиту окружающей среды  – проблема, вызывающая широкое  слияние интересов и желаний.

 

Предпосылки к  этому сценарию:

Значимость и власть национальных правительств снижается в условиях все более децентрализованного  мира.

Диаспоры, профсоюзы, НПО, этнические группы, религиозные организации  и другие объединения приобретают  значительную силу и устанавливают  формальные и неформальные отношения  с государствами.

Коммуникационные технологии делают возможной повсеместную и  непрерывную интеграцию в сети идентичности.

Разделение силы в многополярном  мире

 

В следующие 15–20 лет Соединенные Штаты будут оказывать большее влияние на развитие системы международных отношений, чем любой другой актор, но в многополярном мире утратят ту власть, которой обладали на протяжении последних десятилетий. Соединенные Штаты не будут иметь такой гибкости, как раньше, в выборе вариантов политических решений в связи с относительным снижением их экономической и в меньшей степени военной мощи. Мы считаем, что заинтересованность и готовность США играть лидирующую роль также могут снизиться, поскольку американские избиратели пересмотрят свое отношение к экономическим, военным и вероятностным издержкам американского лидерства.

Ход событий в других странах  мира, в том числе внутриполитические события в ряде ключевых стран, особенно в Китае и России, вероятно, также станут важнейшими детерминантами политики США. Мир с относительно небольшим количеством конфликтов между крупными державами облегчит путь к развитию многополярной системы, в которой США будут первыми среди равных. В конце концов события будут формировать параметры внешней политики США. Непредвиденные обстоятельства, такие как использование террористами ядерного оружия или оружия массового уничтожения, могут потрясти всю международную систему и в корне изменить роль США.

 

Спрос на лидерство  США, вероятно, останется высоким, а  возможности уменьшатся. Несмотря на рост антиамериканизма в последнее десятилетие, похоже, США все еще рассматриваются как наиболее востребованный региональный стабилизатор на Ближнем Востоке и в Азии. Недавний опрос (см. «Антиамериканизм идет на убыль?») показывает растущее беспокойство в связи с подъемом Китая среди соседних с ним государств, а во многих регионах смягчение антагонизма, если не улучшение отношения к Соединенным Штатам. Кроме растущей экономической мощи все большее беспокойство соседних стран вызывает программа военной модернизации Китая. Уровень тревоги может возрасти, даже если азиатская система безопасности укрепится, например, соглашением между Китайской Народной Республикой и Тайванем, хотя противоположная реакция на такое событие тоже возможна. На Ближнем Востоке ядерный Иран увеличит давление, которое потребует распространения американского «защитного зонта» на Израиль и другие государства.

 

«Развитие событий  в других странах мира… особенно в Китае и России, вероятно, также  станет важнейшим детерминантом  политики США».

 

Другие государства продолжат  стремиться к лидерству США в  решении новых проблем безопасности, таких как изменение климата. Например, многие страны рассматривают  лидерство США как решающий фактор в том, чтобы заставить крупнейшие развивающиеся страны, такие как Китай и Индия, которые являются источником парниковых газов, взять на себя серьезную ответственность за сокращение выбросов углерода в режиме контроля над выбросом парниковых газов после 2012 года. Большинство стран «Группы 77» понимают, что их экологии вредят загрязнения, и не возражают против того, чтобы США вмешались в дела Пекина.

Другие стремятся к  лидирующей роли США для противостояния распространению ОМУ путем принятия мер по снижению заинтересованности в ОМУ, усилению режимов нераспространения, предотвращения приобретения ОМУ, использования  экспертизы и технологии для отбрасывания назад или уничтожения ОМУ  в странах, вызывающих тревогу, создания барьеров к использованию ОМУ  и минимизации последствий от его использования.

Новые отношения и пересмотр  старого партнерства

 

Все более многополярный  мир предполагает увеличение количества акторов, включая влиятельных негосударственных, с которыми придется соперничать  США и другим странам. Погружение в мир, в котором меркантилизм и национализм в отношении  ресурсов становятся преимущественным modus operandi,вероятно, сузит число партнеров США, повышая риск трений, если не конфронтации между державами в условиях игры с нулевой суммой. С другой стороны, мир длительного процветания усилил бы перспективы большего разделения ответственности и шагов к оживлению мультилатерализма и глобальных институтов.

В период до 2025 года Китай и Индия, вероятно, сохранят статус-кво держав, сконцентрированных на своих внутренних проблемах, пользуясь преимуществами нынешней системы и не слишком стремясь к тому, чтобы США или другие страны вносили радикальные изменения в международный порядок до тех пор, пока Пекин и Нью-Дели не сочтут, что они готовы помочь установить новые правила игры.

Хотя растущие центры влияния  захотят сохранить свободу маневра  и автономию, чтобы оказывать  влияние в регионе, не завися от Соединенных  Штатов, их отношения с США, вероятно, углубятся, если сохранятся их планы  относительно большего экономического развития. Экономический крах, особенно в случае Китая, может привести к  националистическому всплеску и  росту трений с зарубежными странами, в том числе с Соединенными Штатами.

Информация о работе Формирование геополитической модели современного мира: реалии и тенденции