Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 15:00, курсовая работа
В связи с этим возникает насущная потребность, во-первых, в глубоком анализе произошедших за последние годы изменений в мире, в чётком понимании реально складывающейся глобальной обстановки, а во-вторых, в поиске новых форм существования системы международных отношений, в выявлении хотя бы самых общих черт будущего миропорядка. Каким будет этот «постбиполярный мир», какие принципы и ценности будут положены в его основу, каковы исторические перспективы его существования — вот актуальные и далеко не праздные для всего мирового сообщества вопросы.
Введение
Основные противоречия Современного мирового порядка.
Краткая характеристика основных игроков мировой арены
Возможные сценарии развития будущего
Заключение
Список использованной литературы
Прогресс в социальных
вопросах, таких как снижение преступности
и бедности, сможет, по всей вероятности,
сыграть решающую роль в определении
будущей роли Бразилии и ее лидерского
статуса. Без успехов на пути достижения
власти закона даже быстрый рост экономики
будет тормозиться
В этом фантастическом сценарии
новые державы приходят на смену
Западу в качестве лидеров на мировой
арене. Это не является ни неизбежным,
ни единственно возможным
Подобная коалиция сил
может стать соперником таких
институтов, как НАТО, и предоставить
другим странам альтернативу Западу.
Мы не рассматриваем эти
Предпосылки такого сценария:
Отставание в росте западных стран потребует от Соединенных Штатов и Европы принятия протекционистских мер против быстро растущих и усиливающих свое влияние государств.
Различные модели отношений государства с обществом смогут поддержать мощную (хотя и хрупкую) китайско-российскую коалицию.
Напряженность между основными акторами в многополярном мире высока, и страны стремятся к энергетической безопасности и увеличению сфер влияния. Особенно Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) ведет поиск надежных и зависимых клиентов в стратегических регионах, а Центральная Азия является ближним двором как России, так и Китая.
В следующем воображаемом
отчете отсутствие глобального внимания
к изменениям климата привело
к крупным неожиданным
Экстремальные погодные события
– как описано в данном сценарии
– могут произойти. Справиться с
подобными событиями, частота которых
возрастет, будет сложнее, если к
ним добавятся другие физические
воздействия климатических
Предпосылки этого сценария:
Национальные государства принимают стиль мышления, где приоритетом является принцип «рост – прежде всего», ведущий к широкому распространению пренебрежения окружающей средой и ее деградации.
Правительства, в особенности те, в которых ощущается недостаток подотчетности обществу («транспарентности»), теряют легитимность по мере того, как они перестают справляться с проблемами окружающей среды и другими бедствиями.
Так и не найдена, несмотря
на значительный прогресс в технологиях,
технологическая «серебряная
Попытки найти решение проблем окружающей среды в национальных рамках являются кратковременными и неадекватными.
В данном воображаемом сценарии
опасения Китая по поводу нарушения
энергопоставок приводят к внезапным
столкновениям с Индией. По мере
увеличивающихся трудностей в доступе
к ресурсам в период до 2025 года споры
относительно ресурсов становятся растущим
потенциальным источником конфликтов.
Чувство уязвимости усиливается
в результате сокращения количества
производителей энергии и усиливающейся
их концентрации в таких нестабильных
регионах, как Ближний Восток. В
мире, в котором существует достаточно
конфронтации по другим проблемам, таким
как новые торговые барьеры, вероятно,
повысится возможность
Предпосылки, лежащие в основе данного сценария:
Период стабильного роста сокращается по мере того, как государствам приходится справляться с проблемой нехватки энергии и ресурсов, что особенно остро ощущается в азиатских экономиках.
Подъем националистических настроений происходит параллельно интенсифицировавшемуся энергетическому соперничеству, которое в этом мире является «игрой с нулевой суммой».
Возникает баланс сил, который начинает напоминать повторение в XXI веке ситуации, сложившейся перед 1914 годом.
В этом беллетризованном сценарии
появляется новый мир, в котором
национальные государства не отвечают
за формирование международной повестки.
Рассеивание могущества и власти
вдали от национальных государств способствовало
увеличению числа субнациональных
и межнациональных союзов, включая
социальные и политические движения.
Увеличение общественной обеспокоенности
относительно экологической деградации
и бездействия правительств придает
силы сети политических активистов, которые
в столицах своих стран вырывают
контроль из рук государственных
чиновников. Технология глобальной связи
позволяет отдельным людям
Предпосылки к этому сценарию:
Значимость и власть национальных правительств снижается в условиях все более децентрализованного мира.
Диаспоры, профсоюзы, НПО, этнические группы, религиозные организации и другие объединения приобретают значительную силу и устанавливают формальные и неформальные отношения с государствами.
Коммуникационные технологии делают возможной повсеместную и непрерывную интеграцию в сети идентичности.
В следующие 15–20 лет Соединенные Штаты будут оказывать большее влияние на развитие системы международных отношений, чем любой другой актор, но в многополярном мире утратят ту власть, которой обладали на протяжении последних десятилетий. Соединенные Штаты не будут иметь такой гибкости, как раньше, в выборе вариантов политических решений в связи с относительным снижением их экономической и в меньшей степени военной мощи. Мы считаем, что заинтересованность и готовность США играть лидирующую роль также могут снизиться, поскольку американские избиратели пересмотрят свое отношение к экономическим, военным и вероятностным издержкам американского лидерства.
Ход событий в других странах мира, в том числе внутриполитические события в ряде ключевых стран, особенно в Китае и России, вероятно, также станут важнейшими детерминантами политики США. Мир с относительно небольшим количеством конфликтов между крупными державами облегчит путь к развитию многополярной системы, в которой США будут первыми среди равных. В конце концов события будут формировать параметры внешней политики США. Непредвиденные обстоятельства, такие как использование террористами ядерного оружия или оружия массового уничтожения, могут потрясти всю международную систему и в корне изменить роль США.
Спрос на лидерство США, вероятно, останется высоким, а возможности уменьшатся. Несмотря на рост антиамериканизма в последнее десятилетие, похоже, США все еще рассматриваются как наиболее востребованный региональный стабилизатор на Ближнем Востоке и в Азии. Недавний опрос (см. «Антиамериканизм идет на убыль?») показывает растущее беспокойство в связи с подъемом Китая среди соседних с ним государств, а во многих регионах смягчение антагонизма, если не улучшение отношения к Соединенным Штатам. Кроме растущей экономической мощи все большее беспокойство соседних стран вызывает программа военной модернизации Китая. Уровень тревоги может возрасти, даже если азиатская система безопасности укрепится, например, соглашением между Китайской Народной Республикой и Тайванем, хотя противоположная реакция на такое событие тоже возможна. На Ближнем Востоке ядерный Иран увеличит давление, которое потребует распространения американского «защитного зонта» на Израиль и другие государства.
«Развитие событий в других странах мира… особенно в Китае и России, вероятно, также станет важнейшим детерминантом политики США».
Другие государства продолжат
стремиться к лидерству США в
решении новых проблем
Другие стремятся к
лидирующей роли США для противостояния
распространению ОМУ путем
Все более многополярный
мир предполагает увеличение количества
акторов, включая влиятельных
В период до 2025 года Китай и Индия, вероятно, сохранят статус-кво держав, сконцентрированных на своих внутренних проблемах, пользуясь преимуществами нынешней системы и не слишком стремясь к тому, чтобы США или другие страны вносили радикальные изменения в международный порядок до тех пор, пока Пекин и Нью-Дели не сочтут, что они готовы помочь установить новые правила игры.
Хотя растущие центры влияния
захотят сохранить свободу
Информация о работе Формирование геополитической модели современного мира: реалии и тенденции