Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 14:25, реферат
Одним из неотъемлемых фрагментов «информационного общества» является «электронное правительство», работающее на базе информационной инфраструктуры органов государственной власти, обеспечивающее эффективную реализацию большинства функций государственного управления и в первую очередь, ориентированную на взаимодействие государственного аппарата с гражданами и бизнес-структурами на основе новых информационных технологий.
Для осуществления правильной стратегии и тактики на каждом из этапов формирования инфраструктуры ЭП, рациональной организации, координации и взаимодействия всех участников процесса – исполнительной, законодательной и судебной властей всех уровней, частного сектора, университетов, общественных организаций и граждан необходима соответствующая концепция.
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 4
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 5
4. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 6
5. НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 15
5.1. Правовая готовность 16
5.2. Информационная готовность госорганов 16
5.3. Технологическая готовность 17
5.4. Социальная готовность 18
6. АРХИТЕКТУРА ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 19
7. ОТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 21
8. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 22
8.1. Портал ЭП 23
8.2. Удостоверяющий центр 24
8.3. Национальная идентификационная система 25
8.4. Единая транспортная среда государственных органов 26
8.5. Информационные системы ведомств и местных органов власти 26
9. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФРАСТРУКТУРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 27
9.1. Информационная безопасность 28
9.2. Применяемые стандарты 29
10. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТУПА К ИНТЕРНЕТ И ЛИКВИДАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО НЕРАВЕНСТВА 31
11. УСЛУГИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 32
11.1. Жизненный цикл услуг ЭП 32
11.1.1. Анализ электронной услуги. 32
11.1.2. Разработка спецификаций 32
11.1.3. Планирование 33
11.1.4. Квалификация персонала 33
11.1.5. Реализация 33
11.1.6. Внедрение 34
11.2. Примерный набор услуг электронного правительства 34
11.2.1. Для граждан 34
11.2.2. Для бизнеса 35
11.2.3. Для госслужащих и ведомств 35
12. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ 36
12.1. Управление проектом ЭП 36
12.2. Использование международного опыта 38
12.3. Заключение долгосрочных соглашений с поставщиками 39
12.4. Система сертификации проектов 40
13. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 40
14. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 42
Системная архитектура отражает главные связи предлагаемых государственными и местными органами власти услуг с прикладными архитектурными компонентами поддержки этих услуг средствами ИКТ прикладного уровня. Она содержит стандарты и рекомендации развития информационных систем государственных и местных органов власти, обеспечивающих реализацию государственных функций, а также базовых компонент и элементов ЭП, которые должны использоваться централизовано или многократно многими ведомствами: портал ЭП, удостоверяющий центр, национальная идентификационная система.
Техническая архитектура отражает возможности базовых информационно-коммуникационных технологий в качестве средств организации взаимодействия прикладных компонент системной архитектуры между собой, с источниками данных и с пользователями информационных систем. Данная архитектура включает в себя стандарты и рекомендации на используемые в государстве аппаратное и программное обеспечение, коммуникации, технологические стандарты и протоколы, а также методологию описания и стандартизации данных государственных информационных систем и стандарт на метаданные.
Архитектура непрерывности деятельности и безопасности предназначена для планирования, поддержки реализации и контроля на архитектурном уровне комплексов действий и средств, предназначенных для обеспечения непрерывности деятельности органов власти и систем ЭП с заданными значениями параметров и обеспечения информационной безопасности.
Архитектура производительности (эффективности) ЭП и его компонентов представляет собой систему сбалансированных показателей и общих метрик для оценки значений производительности, результативности и эффективности компонентов ЭП по всей вертикали - от отдельных информационных систем и деловых процессов до главных результатов деятельности и их стратегических влияний (последствий).
Инфраструктура электронного правительства состоит из двух взаимосвязанных, но функционально самостоятельных контуров:
Рисунок 12. Схема отношений субъектов ЭП
Внутренний контур
Данный контур охватывает информационные системы, обслуживающие внутриправительственные (ведомственные и межведомственные) бизнес-процессы, включая функционально-целевые информационные системы. Эти бизнес-процессы осуществляются как в центре, так и на региональном уровне.
Здесь идет речь о взаимоотношениях типа «правительство-правительство». Также в данном контуре выделяется такой сектор как «правительство-служащий», учитывая, что эти операции носят внутриведомственный характер, они могут рассматриваться как подгруппа сектора «правительство-правительство».
Внутренний контур содержит в себе виды деятельности, которые используют государственные структуры во взаимосвязи между собой для реализации государственных корпоративных задач.
Внешний контур
Данный контур охватывает публичную информационную инфраструктуру, обеспечивающую взаимодействие государства с гражданами и организациями и охватывающую информационные системы, обслуживающие бизнес-процессы взаимодействия населения и бизнес-структур с правительством через единый шлюз. Внешний контур содержит в себе два других сектора ЭП, таких как «правительство - граждане» и «правительство – организации».
К основным компонентам инфраструктуры ЭП относятся:
Рисунок 13. Общая схема инфраструктуры ЭП
Взаимодействие правительства с гражданами и бизнес-структурами должно быть организовано через портал ЭП, представляющий «единую точку доступа» ко всем электронным услугам и публичным информационным ресурсам госорганов.
На первых порах, необходимо определить набор электронных услуг, позволяющих гражданам и организациям получать образцы всех документов (бланков), которые требуется заполнять при контактах с госорганами, инструкции по их заполнению и распечатке, механизмы поиска документов по заданным критериям и полнотекстовый поиск. Такой подход позволит ведомствам заблаговременно стандартизовать формы электронных документов, спроектировать их вид и структуру полей так, чтобы они правильно отображались на экране терминала.
Необходимо разработать средства аутентификации и персонализация пользователей, обеспечить доступ к информационным ресурсам и услугам ЭП с помощью всех имеющихся средств коммуникаций (Интернет, электронная почта, мобильный протокол WAP и др.).
Необходимо организовать взаимодействие с платежной системой Республики Казахстан для осуществления финансовых транзакций.
Должен быть обеспечен последовательный запуск услуг ЭП в соответствии с выбранной стратегией и приоритетами, с учетом электронных услуг, реализация которых требует взаимодействия информационных систем различных ведомств.
Интеграция и взаимодействие различных услуг и информационных систем различных ведомств может осуществляться как посредством web-служб так и функциями маршрутизации сообщений.
Функции маршрутизации сообщений между информационными системами различных ведомств, а также трансформации этих сообщений на основе соответствующих XML схем в целях обеспечения совместимости информационных систем должны быть обеспечены через Правительственный шлюз, являющийся интерфейсом между порталом и информационными системами ведомств и местных органов власти.
Основными компонентами такого интерфейса являются:
Среда гарантированной доставки, трансформации и маршрутизации сообщений на базе стандартных Интернет-протоколов.
Коммуникативный XML–формат, который служит средством описания и организации информационного взаимодействия портала ЭП и ведомственных информационных систем. При этом данные могут по-прежнему храниться в прикладных системах и базах данных в своем внутреннем формате, но в случае необходимости их пересылки в другое приложение они будут трансформироваться в формат XML, как в промежуточный формат, понимаемый всеми системами.
Он должен основываться на базе метаданных, которые описывают состав и свойства данных, хранящихся в ведомственных информационных системах и методы доступа к ним. Метаданные, обеспечивающие эффективность поиска информации (на портале), описания слабоструктурированной информации (документов), создания архивов с записями электронных документов.
Применение коммуникативного XML–формата уже на этапе проектирования позволит разработчикам ведомственных информационных систем систематизировать, унифицировать и стандартизировать в определенной степени свойства ведомственных данных.
Функции непрерывной поддержки и развития коммуникативного XML-формата, основанного на описании ведомственных информационных систем в Регистре ИТР, необходимо возложить на национального оператора в области информатизации ЗАО «Национальные информационные технологии».
Развитие портала с учетом темпов формирования и готовности элементов инфраструктуры ЭП представляет собой эволюционный процесс. Его внедрение должно происходить поэтапно.
Для реализации портала ЭП целесообразно приобретение стандартного, отлаженного программного обеспечения, реализующего большинство описанных выше функций.
Удостоверяющий центр предназначен для поддержки процедур аутентификации пользователей на портале ЭП, обеспечивая подтверждение соответствия открытого ключа электронной цифровой подписи закрытому ключу электронной цифровой подписи, а также для подтверждения достоверности регистрационного свидетельства пользователя портала. Обращение к Удостоверяющему центру происходит только тогда, когда пользователь обращается к услуге, требующей подтверждения прав доступа к ней. После первого обращения электронные документы, сформированные пользователем портала в этом сеансе работы, автоматически подписываются его электронной цифровой подписью и приобретают правовой статус.
Задачей Удостоверяющего центра является также обеспечение защищенного электронного документооборота между государственными органами Республики Казахстан.
Электронные документы, подписанные в процессе работы, приобретают правовой статус в соответствии с законом РК от 7 января 2003 года №370-II "Об электронном документе и электронной цифровой подписи".
Работа Удостоверяющего центра должна базироваться на инфраструктуре открытых ключей, создание и полноценное использование которой позволит правительству гарантировать высокий уровень защищенности информации, обеспечить соблюдение конституционных прав граждан на конфиденциальность при их взаимодействии с государством, прав коммерческих структур на защиту коммерческой тайны, что приведет к расширению круга потребителей услуг е- правительства.
Технология аутентификации пользователей должна позволять использовать в качестве носителей ключевой информации специализированные персональные устройства, исключающие возможность подделки/тиражирования, например смарт-карты. Конкретный выбор устройства должен быть определен на этапе технического проектирования.
Важной задачей ведения персонального учета является определение принадлежности ключевой информации на электронном носителе данному физическому лицу. Решением здесь может быть применение методов идентификации на основе измерения биометрических показателей (отпечатков пальцев, рисунка радужной оболочки глаза и пр.).
Одной из основных функциональных компонент ЭП является национальная идентификационная система, обеспечивающая процедуры идентификации субъектов обмена информацией.
В настоящее время регистрация и идентификация физических и юридических лиц производится на ведомственном уровне. Существование различных идентификационных номеров, таких как, социальный индивидуальный код (СИК), регистрационный номер налогоплательщика (РНН) и других, усложняет интеграцию информационных систем. Концепция ЭП требует наличия единого идентификационного номера. Решением является создание единых регистров физических и юридических лиц, имеющих на переходном этапе в качестве дополнительных атрибутов ведомственные идентификационные номера.
Индивидуальный идентификационный номер, должен присваиваться, с момента регистрации рождения, или обретением гражданства РК, а на переходном этапе - при выдаче удостоверения личности. Идентификационный номер должен проставляться и использоваться во всех документах, получаемых человеком на протяжении его жизни. Он должен обеспечить интеграцию данных о физическом лице из разных информационных систем и удовлетворять следующим требованиям: неизменность на протяжении всей жизни гражданина, минимально возможная длина, помехоустойчивость, возможность автоматического формирования в децентрализованном режиме.
Для улучшения качества услуг, предоставляемых правительством гражданам и бизнес-структурам, необходимо разработать мероприятия по внедрению удостоверений личности, основанных на микропроцессорных электронных технологиях, содержащих регистрационное свидетельство открытого ключа электронной цифровой подписи, предназначенное для прохождения процедуры аутентификации на портале ЭП. Кроме того, такие удостоверения личности могут содержать дополнительную личную информацию (водительское удостоверение, медицинскую и платежные карточки и т.д.) и должны в дальнейшем стать важнейшим элементом инфраструктуры е- правительства.
Реализация единого персонифицированного
учета будет осуществляться
Целями создания ГБД «Физические лица» для органов власти являются:
обеспечение государственных органов актуальной и достоверной информацией о населении, проживающем и временно пребывающем на территории Республики Казахстан;
обеспечение организаций, занимающихся учетом отдельных категорий населения (органы соцобеспечения, военкоматы, налоговые инспекции и т.п.), актуальной информацией о зарегистрированном населении;
обеспечение эффективного автоматизированного информационного обмена в сфере учета населения;
улучшение информационного обслуживания населения и сокращение потерь времени при обращении граждан в органы государственной власти и местного самоуправления;
создание основы для интеграции баз данных по учёту отдельных категорий населения.
Информация о работе Концепция электронного правительства республики Казахстан