Концепция электронного правительства республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 14:25, реферат

Описание работы

Одним из неотъемлемых фрагментов «информационного общества» является «электронное правительство», работающее на базе информационной инфраструктуры органов государственной власти, обеспечивающее эффективную реализацию большинства функций государственного управления и в первую очередь, ориентированную на взаимодействие государственного аппарата с гражданами и бизнес-структурами на основе новых информационных технологий.
Для осуществления правильной стратегии и тактики на каждом из этапов формирования инфраструктуры ЭП, рациональной организации, координации и взаимодействия всех участников процесса – исполнительной, законодательной и судебной властей всех уровней, частного сектора, университетов, общественных организаций и граждан необходима соответствующая концепция.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 4
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 5
4. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 6
5. НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 15
5.1. Правовая готовность 16
5.2. Информационная готовность госорганов 16
5.3. Технологическая готовность 17
5.4. Социальная готовность 18
6. АРХИТЕКТУРА ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 19
7. ОТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 21
8. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 22
8.1. Портал ЭП 23
8.2. Удостоверяющий центр 24
8.3. Национальная идентификационная система 25
8.4. Единая транспортная среда государственных органов 26
8.5. Информационные системы ведомств и местных органов власти 26
9. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФРАСТРУКТУРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 27
9.1. Информационная безопасность 28
9.2. Применяемые стандарты 29
10. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТУПА К ИНТЕРНЕТ И ЛИКВИДАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО НЕРАВЕНСТВА 31
11. УСЛУГИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 32
11.1. Жизненный цикл услуг ЭП 32
11.1.1. Анализ электронной услуги. 32
11.1.2. Разработка спецификаций 32
11.1.3. Планирование 33
11.1.4. Квалификация персонала 33
11.1.5. Реализация 33
11.1.6. Внедрение 34
11.2. Примерный набор услуг электронного правительства 34
11.2.1. Для граждан 34
11.2.2. Для бизнеса 35
11.2.3. Для госслужащих и ведомств 35
12. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ 36
12.1. Управление проектом ЭП 36
12.2. Использование международного опыта 38
12.3. Заключение долгосрочных соглашений с поставщиками 39
12.4. Система сертификации проектов 40
13. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 40
14. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 42

Файлы: 1 файл

Концепция электронного правительства республики казахстан.doc

— 5.15 Мб (Скачать файл)

Необходимо учесть мероприятия по снижению тарифов на услуги связи для сельских районов.

Информационные технологии все еще остаются не достаточно дружественными, требуя от пользователей высокой степени специальной подготовки.

В связи с этим, необходимо провести мероприятия, которые позволят ликвидировать информационное неравенство в сфере образования путем создания:

развитой системы повышения ИКТ-квалификации государственных служащих, используя возможности  Академии государственной службы при Президенте Республики Казахстан, Евразийского центра обучения государственных служащих, региональных центров обучения;

учебных программ по использованию элементов ЭП для ВУЗов и школ;

курсов повышения квалификации и компьютерных курсов;

консалтинговых коммерческих структур, которые будут помогать гражданам и бизнес-структурам  пользоваться услугами ЭП.

Необходимо широко информировать граждан и бизнес-структуры о наличии электронных услуг государства, проводить работы по пропаганде преимуществ получения услуг в электронной форме.

  1. УСЛУГИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

    1. Жизненный цикл услуг ЭП

При определении перечня и функциональности услуг, предоставляемых электронным правительством, а также при их разработке и внедрении необходимо выработать и в дальнейшем придерживаться стандартной процедуры, которая включает несколько ключевых моментов и обеспечивает жизненный цикл услуги.

      1. Анализ электронной услуги.

Каждая предлагаемая государственными органами электронная услуга  должна рассматриваться детально. Анализ электронной услуги включает следующие основные процедуры:

  • исследование существующих процессов, реализующих услугу в ведомстве до включения её в перечень услуг ЭП;
  • изучение возможности оптимизации существующих процессов на организационном и функциональном уровне;
  • определение потребности в защите информации и требований к безопасности;
  • проверку правового соответствия электронной услуги действующему законодательству;
  • анализ расходов, и эффективности, как экономической, так и социальной, от внедрения электронной услуги.

На основе полученной информации должно быть составлено техническое задание на реализацию и внедрение услуги в составе ЭП.

      1. Разработка спецификаций

При разработке спецификаций учитываются как обычные аспекты ИКТ-проектов, так и специфичные для проектов в составе ЭП:

  • спецификация функций электронной услуги;
  • спецификация и описание внешних интерфейсов электронной услуги;
  • разработка архитектуры и модели данных;
  • выявление существующего ИКТ-окружения и возможностей использования имеющихся ИКТ-компонентов для реализации электронной услуги;
  • определение механизмов безопасной аутентификации и шифрования для данной электронной услуги;
  • определение основных организационно-технических мер в реализации электронной услуги.
      1. Планирование

Планирование проекта должно производиться по стадиям с привлечением проектной организации и созданием специальной проектной (экспертной) структуры для реализации электронной услуги.

Планироваться должны:

  • сроки исполнения этапов работ;
  • привлечение финансовых ресурсов и источники;
  • трудовые ресурсы для разработки, внедрения, сопровождения и модернизации проекта:
  • технические ресурсы;
  • способы и процедуры приемки и тестирования программного обеспечения и общего функционирования электронной услуги;
  • обучение всех категорий персонала;
  • мероприятия по популяризации и рекламе электронной услуги.
      1. Квалификация персонала

При разработке и внедрении электронной услуги особое значение имеет определение требований к квалификации персонала, так или иначе имеющего отношение к проектируемой услуге:

  • техническому специальному персоналу (администратор сети, администратор базы данных и пр.);
  • персоналу функционального обслуживания электронной услуги в государственном учреждении, предоставляющем данную услугу (делопроизводители, налоговый инспектор, работник центра регистрации недвижимости и пр.);
  • пользователям (граждане, бухгалтеры и юристы коммерческих предприятий и пр.).

Для разных целевых групп должны определяться соответствующие меры и планы их обучения или переподготовки.

Результатом перечисленных выше процедур должно быть техническое задание, содержащее описание всех типичных элементов ИКТ-проекта, таких как архитектура, интерфейсы, функциональное наполнение, окружение и дополнительных элементов учитывающих специфику проектов в рамках ЭП.

      1. Реализация

Разработка услуг ЭП практически не отличается от реализации обычных ИКТ-проектов. Это:

  • разработка программного обеспечения;
  • документирование
  • составление планов тестирования;
  • инсталляция программного обеспечения и технических средств;
  • интеграция с другими услугами ЭП и ведомственными информационными системами, информацию которых использует данная услуга;
  • тестирование;
  • приемо-сдаточные испытания.

Отличие заключается в более глубокой проверке и жестких испытаниях системы, углубленном анализе правовых аспектов разработки системы (авторские и имущественные права, право на изменение и расширение, жесткая регламентация всех рабочих процедур и пр.) и требований к безопасности.

      1. Внедрение

После реализации система осуществления электронной услуги должна быть передана в службу сопровождения ЭП как функционально законченное и полностью протестированное приложение. Процедура внедрения системы и сдачи ее в эксплуатацию включает:

  • разработку стратегии ввода электронной услуги в эксплуатацию;
  • разработку организационных мероприятий и процедур (определение задач для персонала, определение полномочий, определение регламента работы служб и пр.)
  • конвертацию данных из других систем и услуг и первоначальное наполнение информационного окружения электронной услуги, включая нормативно-справочную информацию;
  • разработку учебных программ и проведение обучения всех категорий пользователей электронной услуги;
  • ввод новых данных;
  • пилотную эксплуатацию системы на ограниченном (территориально, социально, во времени и пр.) множестве объектов;
  • аудит и ревизию результатов пилотной эксплуатации (недостатки системы безопасности, неудовлетворительное быстродействие, неудовлетворительная эргономика пользовательского интерфейса и пр.);
  • техническое обслуживание системы реализующей электронную услугу и пользователей электронной услуги;
  • организацию круглосуточной службы сопровождения пользователей электронной услуги  («горячая линия», call-центры, информационные сайты и пр.).
    1. Примерный набор услуг электронного правительства

В этом разделе приведены наиболее актуальные услуги ЭП. Перечень электронных услуг не полный, он открыт для дополнения по мере возникновения потребностей пользователей и готовности государственных органов к предоставлению новых услуг. При определении перечня электронных услуг должна быть разработана система классификации, позволяющая в дальнейшем составить поэтапный план реализации услуг, а также осуществить их типизацию.

Электронные услуги, реализуемые через портал ЭП, могут быть условно разбиты на следующие категории:

      1. Для граждан

  1. регистрация актов гражданского состояния (рождение, брак, смерть);
  2. оформление документов (паспортов, удостоверений личности, водительских удостоверений, прав на ношение и хранение оружия);
  3. регистрация физических лиц по месту жительства и/или временного проживания, извещение о перемене адреса
  4. регистрация собственности (движимого и недвижимого имущества) и операции с ней;
  5. услуги поиска работы службой занятости, электронное предоставление резюме и т.п.;
  6. осуществление обязательных платежей в бюджет (подоходного налога, налога на транспорт, земельного и др.);
  7. прием и контроль документов и сведений при совершении таможенных операций физическими лицами;
  8. предоставление налоговой отчетности;
  9. обеспечение социальной безопасности (социального страхования и социального обеспечения)
  10. организация общедоступных электронных библиотек и информационных хранилищ;
  11. обращение в органы правопорядка и правосудия;
  12. получение разрешения на строительство
  13. медицинские услуги (предоставление необходимой медицинской информации гражданам, консультации с врачами-специалистами, база данных лекарственных препаратов, запись на прием к врачу в поликлинику или больницу, медицинское страхование);
  14. образовательные услуги (подача заявлений на поступление в учебное заведение, получение стипендии, организация дистанционного обучения, электронное тестирование).
      1. Для бизнеса

  1. регистрация новых компаний;
  2. получение разрешений и согласований проектной документации от уполномоченных организаций (экология, строительство, использование природных ресурсов);
  3. получение и продление различных лицензий, разрешений, справок, выдаваемых госорганами;
  4. организация электронных государственных закупок на конкурсной основе;
  5. осуществление обязательных платежей в бюджет (корпоративного подоходного налога, НДС, налога на транспорт, земельного и др.);
  6. прием и контроль документов и сведений при совершении таможенных операций юридическими лицами;
  7. подготовка и подача отчетов для статистического агентства;
  8. социальные отчисления работодателей
  9. информационная поддержка малого и среднего бизнеса.
      1. Для госслужащих и ведомств

  1. электронный документооборот;
  2. устройство на работу;
  3. пенсии, субсидии и дотации;
  4. дистанционное обучение служащих;
  5. управление государственными закупками;
  6. управление кадрами;
  7. управление финансами и пр.
  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Реализация ЭП это совокупность масштабных  и сложных задач, требующих консолидации разнообразных усилий, включая проектирование и создание единой архитектуры ЭП.

Чтобы обеспечить предпосылки для успешной реализации проекта ЭП необходимо уже на начальной стадии планирования предусмотреть и принять административные и политические решения, приведенные ниже.

Отечественная ИКТ-отрасль никогда ранее не решала таких социально значимых, технически сложных, ответственных, наукоемких и ресурсоемких задач, как задача построения ЭП в Республике Казахстан. Для достижения намеченных целей необходимо мобилизовать все национальные ИКТ-ресурсы страны.

    1. Управление проектом ЭП

Построение ЭП в Республике Казахстан требует координации разработки и реализации крупномасштабных ИКТ проектов со стороны государства.

Прежде всего, необходима выработка единых стандартов и правил для реализации подобных проектов, поскольку до сих пор все ведомства строят собственные системы обособленно, в результате чего возникает проблема несовместимости различных систем. Эту проблему можно решить, только лишь выработав единую политику государства в области создания и внедрения ведомственных информационных систем.

Для целей управления созданием ЭП необходима институализация структуры управления. Систему управления проектом ЭП можно представить следующим образом. Президентом Республики Казахстан поручено Правительству Республики Казахстан, разработать концепцию ЭП и осуществить ее реализацию. Выполнение данной задачи поставлено перед комиссией по информатизации, возглавляемой Вице-Премьером Республики Казахстан и уполномоченным органом в области информатизации, а также перед министерствами и ведомствами. Схема организации работ по созданию ЭП представлена на рисунке 16.

В соответствии с полномочиями национального оператора в сфере информатизации ЗАО «Национальные информационные технологии» должно выступить в роли государственного системного интегратора для реализации единой технической политики в ходе реализации проекта.

Информация о работе Концепция электронного правительства республики Казахстан