Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 14:25, реферат
Одним из неотъемлемых фрагментов «информационного общества» является «электронное правительство», работающее на базе информационной инфраструктуры органов государственной власти, обеспечивающее эффективную реализацию большинства функций государственного управления и в первую очередь, ориентированную на взаимодействие государственного аппарата с гражданами и бизнес-структурами на основе новых информационных технологий.
Для осуществления правильной стратегии и тактики на каждом из этапов формирования инфраструктуры ЭП, рациональной организации, координации и взаимодействия всех участников процесса – исполнительной, законодательной и судебной властей всех уровней, частного сектора, университетов, общественных организаций и граждан необходима соответствующая концепция.
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 4
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 5
4. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 6
5. НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 15
5.1. Правовая готовность 16
5.2. Информационная готовность госорганов 16
5.3. Технологическая готовность 17
5.4. Социальная готовность 18
6. АРХИТЕКТУРА ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 19
7. ОТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 21
8. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 22
8.1. Портал ЭП 23
8.2. Удостоверяющий центр 24
8.3. Национальная идентификационная система 25
8.4. Единая транспортная среда государственных органов 26
8.5. Информационные системы ведомств и местных органов власти 26
9. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФРАСТРУКТУРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 27
9.1. Информационная безопасность 28
9.2. Применяемые стандарты 29
10. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТУПА К ИНТЕРНЕТ И ЛИКВИДАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО НЕРАВЕНСТВА 31
11. УСЛУГИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 32
11.1. Жизненный цикл услуг ЭП 32
11.1.1. Анализ электронной услуги. 32
11.1.2. Разработка спецификаций 32
11.1.3. Планирование 33
11.1.4. Квалификация персонала 33
11.1.5. Реализация 33
11.1.6. Внедрение 34
11.2. Примерный набор услуг электронного правительства 34
11.2.1. Для граждан 34
11.2.2. Для бизнеса 35
11.2.3. Для госслужащих и ведомств 35
12. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ 36
12.1. Управление проектом ЭП 36
12.2. Использование международного опыта 38
12.3. Заключение долгосрочных соглашений с поставщиками 39
12.4. Система сертификации проектов 40
13. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 40
14. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 42
Необходимо учесть мероприятия по снижению тарифов на услуги связи для сельских районов.
Информационные технологии все еще остаются не достаточно дружественными, требуя от пользователей высокой степени специальной подготовки.
В связи с этим, необходимо провести мероприятия, которые позволят ликвидировать информационное неравенство в сфере образования путем создания:
развитой системы повышения ИКТ-квалификации государственных служащих, используя возможности Академии государственной службы при Президенте Республики Казахстан, Евразийского центра обучения государственных служащих, региональных центров обучения;
учебных программ по использованию элементов ЭП для ВУЗов и школ;
курсов повышения квалификации и компьютерных курсов;
консалтинговых коммерческих структур, которые будут помогать гражданам и бизнес-структурам пользоваться услугами ЭП.
Необходимо широко информировать граждан и бизнес-структуры о наличии электронных услуг государства, проводить работы по пропаганде преимуществ получения услуг в электронной форме.
При определении перечня и функциональности услуг, предоставляемых электронным правительством, а также при их разработке и внедрении необходимо выработать и в дальнейшем придерживаться стандартной процедуры, которая включает несколько ключевых моментов и обеспечивает жизненный цикл услуги.
Каждая предлагаемая государственными органами электронная услуга должна рассматриваться детально. Анализ электронной услуги включает следующие основные процедуры:
На основе полученной информации должно быть составлено техническое задание на реализацию и внедрение услуги в составе ЭП.
При разработке спецификаций учитываются как обычные аспекты ИКТ-проектов, так и специфичные для проектов в составе ЭП:
Планирование проекта должно производиться по стадиям с привлечением проектной организации и созданием специальной проектной (экспертной) структуры для реализации электронной услуги.
Планироваться должны:
При разработке и внедрении электронной услуги особое значение имеет определение требований к квалификации персонала, так или иначе имеющего отношение к проектируемой услуге:
Для разных целевых групп должны определяться соответствующие меры и планы их обучения или переподготовки.
Результатом перечисленных выше процедур должно быть техническое задание, содержащее описание всех типичных элементов ИКТ-проекта, таких как архитектура, интерфейсы, функциональное наполнение, окружение и дополнительных элементов учитывающих специфику проектов в рамках ЭП.
Разработка услуг ЭП практически не отличается от реализации обычных ИКТ-проектов. Это:
Отличие заключается в более глубокой проверке и жестких испытаниях системы, углубленном анализе правовых аспектов разработки системы (авторские и имущественные права, право на изменение и расширение, жесткая регламентация всех рабочих процедур и пр.) и требований к безопасности.
После реализации система осуществления электронной услуги должна быть передана в службу сопровождения ЭП как функционально законченное и полностью протестированное приложение. Процедура внедрения системы и сдачи ее в эксплуатацию включает:
В этом разделе приведены наиболее актуальные услуги ЭП. Перечень электронных услуг не полный, он открыт для дополнения по мере возникновения потребностей пользователей и готовности государственных органов к предоставлению новых услуг. При определении перечня электронных услуг должна быть разработана система классификации, позволяющая в дальнейшем составить поэтапный план реализации услуг, а также осуществить их типизацию.
Электронные услуги, реализуемые через портал ЭП, могут быть условно разбиты на следующие категории:
Реализация ЭП это совокупность масштабных и сложных задач, требующих консолидации разнообразных усилий, включая проектирование и создание единой архитектуры ЭП.
Чтобы обеспечить предпосылки для успешной реализации проекта ЭП необходимо уже на начальной стадии планирования предусмотреть и принять административные и политические решения, приведенные ниже.
Отечественная ИКТ-отрасль никогда ранее не решала таких социально значимых, технически сложных, ответственных, наукоемких и ресурсоемких задач, как задача построения ЭП в Республике Казахстан. Для достижения намеченных целей необходимо мобилизовать все национальные ИКТ-ресурсы страны.
Построение ЭП в Республике Казахстан требует координации разработки и реализации крупномасштабных ИКТ проектов со стороны государства.
Прежде всего, необходима выработка единых стандартов и правил для реализации подобных проектов, поскольку до сих пор все ведомства строят собственные системы обособленно, в результате чего возникает проблема несовместимости различных систем. Эту проблему можно решить, только лишь выработав единую политику государства в области создания и внедрения ведомственных информационных систем.
Для целей управления созданием ЭП необходима институализация структуры управления. Систему управления проектом ЭП можно представить следующим образом. Президентом Республики Казахстан поручено Правительству Республики Казахстан, разработать концепцию ЭП и осуществить ее реализацию. Выполнение данной задачи поставлено перед комиссией по информатизации, возглавляемой Вице-Премьером Республики Казахстан и уполномоченным органом в области информатизации, а также перед министерствами и ведомствами. Схема организации работ по созданию ЭП представлена на рисунке 16.
В соответствии с полномочиями национального оператора в сфере информатизации ЗАО «Национальные информационные технологии» должно выступить в роли государственного системного интегратора для реализации единой технической политики в ходе реализации проекта.
Информация о работе Концепция электронного правительства республики Казахстан