Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 14:25, реферат
Одним из неотъемлемых фрагментов «информационного общества» является «электронное правительство», работающее на базе информационной инфраструктуры органов государственной власти, обеспечивающее эффективную реализацию большинства функций государственного управления и в первую очередь, ориентированную на взаимодействие государственного аппарата с гражданами и бизнес-структурами на основе новых информационных технологий.
Для осуществления правильной стратегии и тактики на каждом из этапов формирования инфраструктуры ЭП, рациональной организации, координации и взаимодействия всех участников процесса – исполнительной, законодательной и судебной властей всех уровней, частного сектора, университетов, общественных организаций и граждан необходима соответствующая концепция.
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 4
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 5
4. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 6
5. НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 15
5.1. Правовая готовность 16
5.2. Информационная готовность госорганов 16
5.3. Технологическая готовность 17
5.4. Социальная готовность 18
6. АРХИТЕКТУРА ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 19
7. ОТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 21
8. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 22
8.1. Портал ЭП 23
8.2. Удостоверяющий центр 24
8.3. Национальная идентификационная система 25
8.4. Единая транспортная среда государственных органов 26
8.5. Информационные системы ведомств и местных органов власти 26
9. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФРАСТРУКТУРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 27
9.1. Информационная безопасность 28
9.2. Применяемые стандарты 29
10. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТУПА К ИНТЕРНЕТ И ЛИКВИДАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО НЕРАВЕНСТВА 31
11. УСЛУГИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 32
11.1. Жизненный цикл услуг ЭП 32
11.1.1. Анализ электронной услуги. 32
11.1.2. Разработка спецификаций 32
11.1.3. Планирование 33
11.1.4. Квалификация персонала 33
11.1.5. Реализация 33
11.1.6. Внедрение 34
11.2. Примерный набор услуг электронного правительства 34
11.2.1. Для граждан 34
11.2.2. Для бизнеса 35
11.2.3. Для госслужащих и ведомств 35
12. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ 36
12.1. Управление проектом ЭП 36
12.2. Использование международного опыта 38
12.3. Заключение долгосрочных соглашений с поставщиками 39
12.4. Система сертификации проектов 40
13. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 40
14. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 42
Управление проектом ЭП должно базироваться на централизованном мониторинге со стороны специальной рабочей группы управления проектом, создаваемой при Агентстве Республики Казахстан по информатизации и связи. В задачу специальной группы управления проектом входит разработка и реализация плана мероприятий по созданию ЭП. Группа должна иметь соответствующую компетенцию и полномочия. Группа должна обеспечивать поддержку реализации базовых компонент, единых методик управления информатизацией ведомств и местных органов власти в соответствии с единой архитектурой ЭП.
Группа управления проектом на базе ЗАО «Национальные информационные технологии» создает сектора рабочей группы по направлениям проекта:
Группа работает на основе четкой постановки задач со стороны Правительства РК. Она должна объединить информационные, технические и интеллектуальные ресурсы ведомств и местных органов власти для решения стоящих перед нею задач. Члены секторов группы, привлеченные из коммерческих структур, должны работать на платной основе. Компетентные опытные государственные служащие из подразделений информатизации, информационной безопасности, управления проектами направляются на срок выполнения конкретной задачи как штатные сотрудники группы с отрывом от основной работы. Эксперты из коммерческих структур привлекаются к работе в составе секторов как внештатные работники или по временному трудовому договору.
В целях эффективного управления подобными проектами, обеспечивающими непосредственное предоставление услуг ЭП, могут создаваться временные рабочие группы для решения вопросов, связанных с ведомственными и местными аспектами реализации.
Рисунок 16. Организация работ по созданию ЭП РК
Реализация концепции ЭП в зависимости от объема работ требует создания в государственных органах соответствующих подразделений либо назначения уполномоченного лица ведомства по информационным технологиям. Основной задачей этих подразделений является проведение единой политики информатизации государственного органа в рамках ЭП с соответствующей координацией всех ведомственных информационных систем. Для выработки скоординированной политики всех государственных органов в области информационных технологий целесообразно организовать совет ИТ-руководителей при Агентстве Республики Казахстан по информатизации и связи, который будет призван обеспечить решение не только организационных задач, но и методических, а также задач по обмену опытом.
Немаловажное значение имеют вопросы мониторинга эффективности работы e-правительств. Инициатива «электронного правительства» должна получить широкую рекламно-пропагандистскую поддержку в средствах массовой информации, в казахстанском сегменте Интернет в целях формирования интереса государственных органов власти и управления, общественных организаций, коммерческих структур и населения к процессам информатизации и содействия этим процессам.
Крупные проекты охватывают множество различных компонентов и задач. Все компоненты, являющиеся частями одной системы, должны гармонично взаимодействовать друг с другом. Это влечет за собой необходимость формулирования и экспертизы решений во многих специальных областях, таких как техника и технология связи, информационная безопасность, разработка локальных бизнес-процессов, управление качеством, правовое и лингвистическое обеспечение и прочие компоненты обширного проекта электронного правительства.
Так как выполнение крупных ИКТ-проектов не относится к типичным задачам госорганов, не следует от них ожидать готовых решений и необходимых ресурсов персонала для квалифицированного управления проектом ЭП. Не имеют достаточного опыта разработки проектов такой сложности и отечественные ИКТ-компании, хотя многие из них могут хорошо справиться с реализацией отдельных компонентов и модулей в рамках единого проекта. В целях учета международного опыта должна быть рассмотрена возможность привлечения стратегического партнера, в лице одной из ведущих мировых компаний, имеющей соответствующий опыт в управлении и системной интеграции проектов такого уровня. При выборе стратегического партнера необходимо учитывать следующие аспекты:
При оформлении договорных отношений с выбранным стратегическим партнером необходимо учесть национальные интересы нашей республики, а именно:
В целях научно-методического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения формирования и поддержки ЭП, проведения обучающих семинаров и курсов по данной тематике целесообразна поддержка создания Центра компетенции ЭП (далее - Центр). Центр должен позиционироваться как общественная консультационная компания, осуществляющая трансферт методологий и технологий модернизации бизнес-процессов органов государственной власти, что позволяет эффективно решать ключевые вопросы реинжиниринга бизнес-процессов с использованием современных подходов и технологий.
В рамках создания ЭП будет выполняться ряд масштабных программных проектов, разработка и внедрение которых объективно займут до трех и более лет.
Основными направлениями для развития данной концепции на ближайшие три года являются:
Действующая в стране законодательная и нормативная база, регулирующая закуп услуг из средств государственного бюджета, не предусматривает заключения договоров с поставщиками услуг на срок, выходящий за рамки одного финансового года, что приводит к ряду негативных последствий:
Нужно в краткие сроки внести необходимые изменения в законодательную базу. Особенно важны такие изменения при заключении соглашений с государственным системным интегратором и разработчиками программного обеспечения.
Для успешной реализации задач, стоящих в рамках создания ЭП должна быть создана система сертификации проектов. Сертификация должна вестись в нескольких направлениях:
Необходимо
создать службу сертификации проектов
и испытательную лабораторию на базе ЗАО
«Национальные информационные технологии»,
так как общество уже осуществляет поддержку
Государственного регистра информационно-
Формирование инфраструктуры ЭП должно осуществляться поэтапно.
Рисунок 17. Этапы реализации электронного Правительства
Первый этап - Публикация (распространение) информации.
Основными задачами первого этапа должны быть: обследование национальной информационной инфраструктуры и анализ действующих и создаваемых информационных систем государственных органов.
На первом этапе необходимо начать мероприятия по разработке и внедрению нормативно-правовых документов и стандартов в сфере ИКТ в соответствии с планом мероприятий Государственной программы ЭП, учитывающим очередность реализации мероприятий по созданию компонентов инфраструктуры ЭП.
На данном этапе каждое ведомство должно определить перечень сетевых услуг, оказываемых гражданам и частному сектору и технологии их реализующие.
Необходимо провести анализ принятых решений по результатам опытной эксплуатации Единой системы электронного документооборота и ГБД «Физические лица». Должны быть запланированы промышленная эксплуатация и развитие ЕСЭДО в 20 государственных органах, проведение мероприятий по внедрению базы данных «Физические лица», разработка проекта базы данных «Юридические лица» и подготовка предложений по формированию национальной идентификационной системы.
Первый этап предусматривает продолжение работ по развитию web-сайтов Правительства, министерств и ведомств, начинаются работы по созданию портала ЭП: организация интерактивного взаимодействия правительства с гражданами и организациями. Государственные органы должны предоставлять динамическую информацию и реализовывать простые интерактивные услуги. К примеру, поиск вакансий в базе данных государственных организаций на основе заданных пользователем критериев, предоставление возможности доступа в электронной форме к различным формулярам документов, которые требуются гражданам и частному сектору для взаимодействия с государством. Эти услуги не обязательно предполагают ответную реакцию. На этом этапе решаются проблемы правового статуса электронных документов.
Мероприятия данного этапа включают проведение работ по развитию инфраструктуры доступа и ликвидации информационного неравенства. Необходимо предусмотреть разработку мероприятий по стимулированию частных структур для привлечения к производству относительно недорогих средств доступа к сети Интернет, мероприятий по развитию инфраструктуры высокоскоростного доступа к ней (широкополосного доступа) и по развитию инфраструктуры доступа к Сети через модемное соединение в тех регионах, где пока невозможно подключение по выделенным каналам. Следует уделить большое внимание повышению ИКТ образования среди широких слоев населения.
Второй этап - Интерактивное транзакционное взаимодействие.
На данном этапе должны продолжиться работы по подготовке необходимой нормативно-правовой базы для реализации ЭП и переходу государственных органов с ведомственной ориентации на сервисное обслуживание. В частности, планируется начать разработку проектов по автоматизации предоставляемых услуг и интеграции их с имеющимися или разрабатываемыми информационными системами и начать реализацию межведомственных проектов по объединению государственных и муниципальных информационных ресурсов.
Этап характеризуется тем, что государственные органы через существующий портал ЭП предоставляют гражданам и организациям возможность осуществлять финансовые и юридические операции, требующие подтверждения личности пользователя услуги. К данным операциям можно отнести такие услуги как продление срока действия лицензии, уплата штрафа или запись на курсы обучения. На этом этапе необходимо развить государственные базы данных до национальной идентификационной системы, обеспечивающей процедуры идентификации субъектов взаимодействия и повысить требования к безопасности инфраструктуры ЭП, что подразумевает собой широкое использование инфраструктуры открытых ключей.
Информация о работе Концепция электронного правительства республики Казахстан