Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 12:46, контрольная работа
Объединить усилия государств - а их сегодня более 200, выработать общую программу действий по решению общемировых проблем и, что особенно важно, создать условия для ее реализации - задача исключительно сложная. Ведь речь идет о странах разной политической ориентации, с неодинаковым уровнем экономического и социального развития, обладающих национальными, культурными, религиозными, этническими особенностями. При всей общности вставших перед государствами задач каждое из них преследует собственные цели, обусловленные спецификой его положения в современном мире, располагает разными ресурсами и возможностями. Подобные различия продолжают оставаться главным тормозом на пути решения общемировых проблем.
Пути решения общемировых проблем и роль в их решении межгосударственного сотрудничества и международных организаций.
ТНК как инструмент влияния на международные отношения и роль в процессе глобализации экономических и международных политических отношений.
Пределы роста на планете.
Пути интеграции развивающихся стран в мировую экономику.
Система баланса силы.
Концепции глобальной экономической системы.
Система «баланса сил» характеризуется следующими основными правилами:
1. Действовать с целью расширения своих возможностей, но лучше путем переговоров, чем путем войны.
2. Лучше воевать, чем упустить случай расширения возможностей.
3. Лучше прекратить
войну, чем полностью
4. Действовать против
любой коалиции или единичного
актора, который стремится приобрести
доминирующее положение по отно
5. Действовать против
акторов, которые поддерживают
наднациональные
6. Позволять тем из
основных национальных акторов,
Первое правило указывает на то, что каждый основной национальный актор стремится усилить свое влияние. Однако это должно достигаться, если возможно, без войны, без тех разрушающих равновесие последствий, которые может иметь война для системы «баланса сил».
Согласно второму правилу, долгом каждого национального актора является защита его собственных интересов. Это означает, что если основной актор не может защитить собственные интересы, то эти интересы, как правило, не будут превалировать. Таким образом, возможности должны расширяться даже ценой войны.
Первые два значимых правила, по-видимому, восходят к эгоистическим предписаниям в духе Гоббса. Они соответствуют тому, что называется «войной всех против всех», и вместе с тем соответствуют классическим философским стандартам. Если существуют практические ограничения размеров сообщества, то возможность справедливого порядка между сообществами – хотя и желательного – должна быть подчинена разумной необходимости: сохранению способности самостоятельно противостоять возможным врагам.
Третье правило отвечает классическим стандартам, но не стандартам Гоббса. Основные национальные акторы не должны расширяться настолько, чтобы превышать оптимальный размер справедливого и законного сообщества. Это правило соблюдается как в отношениях между легитимными династическими режимами, так и между современными национальными территориальными государствами. Выход за рамки [с.222] этого правила представляет собой явное исключение или несовместим с национальной идентичностью.
Четвертое и пятое правила – просто рациональные требования, необходимые для сохранения международной системы. Формирование доминирующей коалиции или стремление основного национального актора к доминирующему положению в системе или к подчинению остальных основных акторов, представляют собой угрозу интересам национальных акторов, которые не принадлежат данной коалиции. Кроме того, если коалиция преуспеет в установлении отношений подчинения в международной системе, доминирующий член (или члены) коалиции смогут оказывать политическое давление также и на менее значимых членов той же коалиции. Поэтому коалиции, как правило, получают противовес – формируются противостоящие коалиции. Они возникают в тех случаях, когда первые коалиции начинают угрожать государствам, не участвующим в них, и поэтому становятся уязвимыми, и когда они начинают угрожать интересам собственных членов. При этом государства, которые испытывают давление со стороны доминирующих членов коалиции, могут счесть более выгодным занять нейтральное положение по отношению к коалиции или присоединиться к противостоящей коалиции. Эти правила перекликаются с третьим правилом. Нужно ограничивать некоторые стремления государств и не уничтожать других основных национальных акторов; тогда в будущем они смогут при необходимости войти в какую-либо коалицию.
Шестое правило указывает, что сама жизнеспособность системы зависит от согласованности поведения, акторов с главными правилами и нормами системы «баланса сил». Если количество основных акторов уменьшается, международная система «баланса сил» становится нестабильной. Таким образом, сохранение количества основных национальных акторов в определенных пределах – необходимое условие стабильности системы. Для этого права полного членства в системе возвращаются потерпевшим поражение или проводится реформирование ранее девиантных акторов.
Любое конкретное действие
или взаимоотношения между
Точно так же как любая отдельная молекула газа в резервуаре с газом может двигаться в любом направлении в зависимости от случайных столкновений с другими молекулами, так и отдельные действия национальных акторов могут зависеть от случайных совпадений. Однако точно так же как общие характеристики газа соответствуют давлению и температуре в резервуаре, так и последовательность действий национальных акторов соответствует значимым правилам системы в том случае, когда прочие переменные принимают соответствующие значения.
Таким образом, при переходе от анализа частного события к анализу их последовательности обнаруживается, что уникальные и случайные совпадения становятся частью важных тенденций. На этом пути историческое событие теряет свою уникальность и может быть описано на универсальном языке науки.
Число основных правил нельзя уменьшить. Невыполнение хотя бы одного правила приведет к невыполнению любого другого из оставшихся правил. Кроме того, на этом уровне абстракции, по-видимому, возможно указать другие правила, которые тесно связаны с выделенным набором требований.
Любое значимое правило системы находится в равновесии с другими правилами. Это не означает, что какое-либо конкретное правило характерно только для этой международной системы. Например, первые два правила относятся и к государствам – лидерам блоков в биполярной системе. Однако они необходимы для каждой из указанных систем, и при их отсутствии остальные правила .претерпят изменения.
Правила международных
систем взаимозависимы. Например, неудача
при восстановлении или замене потерпевшего
поражение основного национальн
Набор правил не является постоянным, но обусловлен отдельными действиями на протяжении некоторого периода времени. По ряду причин, если рассматривать достаточно большой отрезок времени, увеличивается вероятность того, что некоторые изменения создадут условия для трансформации системы. Любое действие, которое имеет положительную обратную связь, может способствовать изменению системы. Довольно просто найти исторические примеры, иллюстрирующие действие этих правил. Так, европейские государства принимали Наполеона до тех пор, пока он соглашался играть по правилам игры в системе3. Восстановление династии Бурбонов иллюстрирует применение третьего правила. Если бы Реставрация оказалась Невозможной, международная система стала бы нестабильной. Возвращение Франции в международную систему после восстановления Бурбонов является примером действия шестого правила. Европейский концерт наций, так хорошо описанный Мовэтом, иллюстрирует первое правило, Антанта – четвертое, история ХVIII–ХIХ вв. – второе. Вероятно, лучшим примером действия третьего правила будет дипломатия Бисмарка в Седане, хотя его мотивы были более сложными, чем может показать одно это правило. Но целью данной работы не является умножение исторических иллюстраций; читатель может провести собственное исследование для того, чтобы установить, согласуется ли международное поведение в XVIII–XIX вв. с этими правилами.
Кроме равновесия, устанавливаемого
набором основных правил, существуют
два других типа равновесных характеристик
международной системы: равновесие
между набором значимых правил и
другими переменными
Если поведение акторов
не подчиняется описанным
Кроме того, основные правила международной системы «баланса сил» могут оставлять систему в равновесии при условии, что другие переменные системы принимают определенные значения. Одни изменения в ресурсах и информации, которыми располагают основные акторы, могут быть совместимы с правилами системы, а другие – нет.
Действительно, если значение одной переменной изменяется, например влияние данной коалиции, система не сможет находиться в равновесии, если при этом не изменится количество информации, которой располагает определенный актор. В противном случае соответствующие компенсирующие сдвиги не возникают. Некоторые изменения в образцах коалиции могут быть совместимы с правилами системы, в то время как другие – нет.
Если правила международной системы «баланса сил» точно описывают действия национальных акторов XVIII–XIX вв., данная система могла казаться людям, жившим в то время, абсолютной, универсальной, и правила «баланса сил» могли рассматриваться как универсальные. Однако описанная система не изоморфна существующей биполярной международной системе… поэтому понятно, что она может существовать только в определенных условиях. Для того чтобы объяснить переход от одной системы к другой, необходимо выявить критические условия, в рамках которых может функционировать система «баланса сил».
Условия, при которых система «баланса сил» становится нестабильной, следующие: существование значимых национальных акторов [с.225] , которые не соглашаются играть по правилам; наличие национального актора, национальная политика которого ориентирована на установление некоторой наднациональной политической организации; недостатки в информационном обеспечении системы принятия решений национальных акторов или персональные действия отдельных политиков, которые отклоняются от правил данной системы; изменения ресурсов, которые характеризуются положительной обратной связью; сложности в применении ряда правил, например, правил возрастания влияния, правил восстановления потерпевших поражение акторов; конфликты между правилами и серьезными национальными потребностями; трудности материально-технического обеспечения «баланса», объясняющиеся малым количеством основных акторов или недостаточной гибкостью механизма «балансировки».
Если один из основных национальных акторов не усваивает правила системы «баланса сил», он может нарушить стабильность системы. В системе «баланса сил» равновесие или правила системы поддерживаются взаимодополняющими действиями основных национальных акторов. Однако здесь нет внешней полицейской силы, которая была бы способна восстановить положение, если участники, т.е. основные национальные акторы, своевременно не предпримут компенсирующих действий.
В социальных системах один индивид без поддержки широкого политического движения не может разрушить правила системы. Конечно, маньяк или преступник может убить другого индивида. Однако количество индивидов в обществе так многочисленно, что и в отсутствие организованной полиции один индивид и даже банда преступников не может посредством насилия изменить правила системы. Другие индивиды предпримут различные действия по самозащите; и даже если их действия не прекратят причинение вреда, преступники не смогут изменить социальную систему.
В экономической системе,
характеризуемой свободной
Такие изменения системы «баланса сил» становятся весьма вероятными, если основной национальный актор стремится к какой-либо форме межнациональной или наднациональной гегемонии. Главной характеристикой национального актора является ограничение, учитывающее национальные цели, т.е. национальный актор стремится расширить свое влияние, но не превращать себя в наднационального актора. Даже наполеоновская Франция ограничивала свои стремления, хотя ее действия имели тенденцию выходить за эти границы. Несмотря на то, что наднациональность соответствует определенным ценностям национализма, национальные акторы не используют полностью всех своих возможностей. Например, Германия наложила тяжелые ограничения на Францию после франко-прусской войны 1870–1871 гг., но она не стремилась включить Францию в состав Германии или превратить ее в свою колонию.
Информация о работе Контрольная работа по «Геополитика современного мира»