Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 08:23, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследование проблем рынка труда и его регулирования в Удмуртской Республике.
Данная цель определила следующие задачи:
– сделан анализ социально-экономического положения УР;
– дана характеристика населения и трудовых ресурсов УР;
– изучены теоретические аспекты регулирования рынка труда;
– выявлены масштабы, структура, основные тенденции и изменения рынка труда в УР;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИКИ УДМУРТСКОЙ 5
РЕСПУБЛИКИ 5
1.1 Показатели социально-экономического развития 5
1.2 Характеристика трудовых ресурсов Удмуртской Республики 12
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА 20
2.1 Население и трудовые ресурсы 20
2.2 Понятие рынка труда, его особенности и основные элементы 22
2.3 Виды рынков труда 25
2.4 Спрос и предложение рабочей силы 29
2.5 Особенности российского рынка труда 33
2.6 Регулирование занятости населения 35
3. АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА 38
3.1 Характеристика занятости населения в Удмуртской Республике 38
3.2 Анализ управления занятостью населения в Удмуртской Республике 47
3.3 Предложения по регулированию занятости населения 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
– государственный спрос в отраслях социальной сферы и государственного управления.
Совокупный спрос на рабочую силу или спрос в рамках национальной экономики в целом в количественном отношении представляет собой агрегатную величину, слагающуюся из суммы спроса в рамках частного сектора и суммы спроса в рамках государственного сектора экономики.
В качественном плане совокупный спрос на рабочую силу – это экономическая категория, выражающая, помимо отмеченных выше аспектов (купли-продажи рабочей силы), общественные отношения по поводу использования трудовых ресурсов в экономике страны в целом.
Предложение рабочей силы – это предложение наемным работником принадлежащей ему и неотделимой от него способности к труду, выступающей в качестве товара на рынке труда, покупателю данного специфического товара – работодателю за определенную плату, на определенный временной период. Это не акт купли-продажи товара рабочая сила, а ситуация, когда наемный работник выступает лишь как потенциальный продавец товара рабочая сила, а предприниматель (фирма) как потенциальный покупатель данного товара, т.е. это ситуация предлагаемой, а не действительно покупаемой рабочей силы [16, с.114].
В рыночной экономике гражданская рабочая сила неизбежно распадается на две количественно неравные группы:
а) занятые, т.е. имеющие работу; Это преобладающая по численности группа экономически активного населения страны;
б) незанятые, подавляющее большинство которых составляют не имеющие работы по экономическим причинам.
Общая численность занятых
включает в себя значительную группу
работников, занятость которых не
связана с рынком труда, находится
вне рыночных отношений, существующих
в сфере труда. При определении
совокупного предложения труда
Таким образом, предложение рабочей силы – это спрос на рабочие места; спрос на рабочую силу – это предложение рабочих мест. Из этого следует, что объем реализованного предложения рабочей силы зависит от реального спроса на нее. Спрос определяется количеством рабочих мест, имеющихся в наличии и вновь создаваемых. Для незанятых (полностью безработных), ищущих работу вопрос о наличии вакантных рабочих мест имеет первостепенное значение.
В российской экономике интенсивно нарастает процесс вымывания квалифицированных работников из сферы производства и, следовательно, депрофессионализации рабочей силы. Сокращение численности квалифицированных рабочих в отраслях промышленности страны означает сдвиг в составе совокупной занятой рабочей силы в пользу работников средней и низкой квалификации, а также неквалифицированных рабочих. В структуре спроса, реализуемого через службу занятости, преобладает спрос на малоквалифицированную рабочую силу, тогда как среди ищущих работу по найму значительная часть – лица с высоким уровнем образования и профессиональной подготовки.
В Российской Федерации острые проблемы предложения труда и сложность трудоустройства незанятых, главную массу которых составляют высвобождаемые из сферы производства, сосредоточены на внешнем рынке труда, который и представляет собой собственно рынок труда (рынок рабочей силы) в подлинном – экономическом, рыночном и социальном значении этого понятия.
Проблема состоит в том, что в отличие от внутрифирменных рынков труда, имеющих дело с контингентом уже занятых лиц наемного труда, имеющих работу и заработок и для которых вся проблема сводится к периодической перепродаже (или переоформлению продажи) рабочей силы путем заключения очередного трудового соглашения с работодателями, на внешнем рынке концентрируется незанятая часть лиц наемного труда, способных к труду и желающих трудиться, но лишенных этой возможности по независящим от них причинам, не имеющих работы и средств к существованию, для которых трудоустройство, получение рабочего места – жизненно важный вопрос.
Для экономики России сейчас характерна структурная безработица, дополняемая безработицей циклической.
Причина заключается в чрезмерном развитии в прошлом отраслей по производству оружия и неконкурентоспособности многих видов отечественных товаров по сравнению с зарубежными. В новой российской экономике предприятия, производящие такую продукцию, оказались ненужными, и над их работниками нависла серьезная угроза безработицы. В то же время отрасли, производящие потребительские товары, хотя и обладают большим потенциалом развития, но не могут этот потенциал реализовать из-за нехватки денежных средств.
Сейчас в нашей стране стало явным весьма специфичное явление, возникшее еще во времена командной системы, – так называемая неполная занятость.
Неполная занятость – ситуация, при которой работник формально числится занятым, но заработной платы не получает, так как находится в вынужденном отпуске, или получает лишь часть своей нормальной зарплаты, так как трудится неполный рабочий день.
Наиболее распространенными в России проявлениями неполной занятости являются:
• предоставление работникам неоплачиваемых отпусков;
• введение сокращенного рабочего дня или сокращенной рабочей недели.
Люди, находящиеся в таком положении, формально не стоят на учете в службе занятости и не получают пособия по безработице. Если руководствоваться принятыми в экономической науке критериями, безработными их назвать нельзя. Но по уровню трудовой активности и заработкам они нередко находятся в худшем положении, чем официальные безработные.
Формальная ликвидация безработицы была куплена дорогой ценой – поддержанием на предприятиях избыточной численности работников. Сегодня российские предприятия просто уволить избыточных работников не всегда могут или не хотят. Дело, в частности, в том, что после увольнения работников закон предусматривает перечисление службе занятости их заработной платы в течение нескольких месяцев. Это позволяет платить безработным пособие в течение некоторого времени, пока они ищут работу.
Но у многих предприятий просто нет денег на такие выплаты, и дешевле оказывается не увольнять работника, а держать его в состоянии скрытой безработицы.
К методам воздействия на занятость можно отнести:
– прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;
– косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политика.
Типы государственного воздействия на занятость:
– пассивный: социальная помощь незанятому населению;
– активный: стимулирование предложения труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения (информация, консультативные услуги, профконсультации, разработка программ занятости для низкоконкурентных групп населения и т.д.), меры помощи регионам и т.д.
Государственная политика в области содействия занятости населения и процессов на рынке труда в целом в современных условиях определена Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»:
• государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость;
• государственная политика в области содействия занятости населения направлена на реализацию многообразных элементов социально-экономических условий рационального и продуктивного использования наличного трудового потенциала общества [2, ст.5].
В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство призвано осуществлять:
• разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
• правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;
• разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;
• создание государственной службы занятости населения и др. [2, ст. 14].
Конкретные меры, формирующие содержание государственной политики содействия занятости населения, направлены на развитие трудовых ресурсов и обеспечение равных возможностей всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости. Среди этих мер существенное место принадлежит: созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; поддержке трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности; содействию развития способностей к производительному, творческому труду.
Одной из центральных задач Федеральной службы по труду и занятости является реализация политики государства на рынке труда. В этих целях Роструд оказывает в соответствии с законодательством Российской Федерации следующие государственные услуги:
• содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
• информирование о положении на рынке труда;
• организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
• психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
• осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
• организация проведения оплачиваемых общественных работ;
• организация временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
В решении проблем предотвращения возникновения и сокращения масштабов безработицы немало роль наряду с государственными органами призваны играть негосударственные структуры.
Биржи труда, клубы ищущих работу, осуществляющие свою деятельность нередко как товарищества с ограниченной ответственностью и работающие при поддержке региональных органов по труду и занятости, играют наиболее существенную роль в трудоустройстве молодежи. Их цель – добиваться сдерживания темпов роста безработицы, способствовать достижению экономической самостоятельности молодежи и реализации ее права на труд.
Службы занятости –
государственные и
Среднесписочная численность работников крупных и средних организаций города Ижевска (без учета данных территориально-обособленных подразделений, расположенных на территории других муниципальных образований) за 9 месяцев 2010 года составила 209,7 тыс. человек.
Наибольшую долю от общей
среднесписочной численности
Рост численности работающих за 9 месяцев 2010 года отмечен в организациях со следующими видами экономической деятельности: здравоохранение и предоставление социальных услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, образование.
Рассмотрим основные показатели по труду и занятости УР за период 2005-2009гг.
Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы государственной службы занятости составила на конец 2009 года 11375 чел. Это больше, чем в 2009 году на 5075 чел., и на 6091 чел. больше, чем в 2007 году. В 2006 и году число обратившихся за содействием в поиске работы уменьшалось соответственно на 1289 чел. по сравнению с 2005 годом и в 2007 на 1685 чел. по сравнению с 2005 годом.
Рассмотрим основные показатели по труду и занятости Удмуртской Республики [17] (табл.7).
Таблица 7
Основные показатели по труду и занятости Удмуртской Республики
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Среднесписочная численность работников в организациях, не являющихся субъектами малого предпринимательства, тыс. чел. |
259,6 |
250,9 |
238,9 |
231,3 |
220,3 |
Среднемесячная начисленная |
8078,4 |
9709,5 |
12181,3 |
15185,3 |
15979,1 |
Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы государственной службы занятости на конец периода, чел. |
8258 |
6969 |
5284 |
6300 |
11375 |
из них |
|||||
лица, не занятые трудовой деятельностью |
8132 |
6863 |
5074 |
6090 |
11288 |
из них |
|||||
безработные |
7341 |
6279 |
4248 |
4927 |
10110 |
из них |
|||||
получают пособие по безработице |
67841) |
60711) |
3408 |
3414 |
8842 |
Заявленная организациями |
6155 |
10657 |
6664 |
5285 |
3850 |
Информация о работе Особенности рынка труда в Удмуртской Республике, его регулирование