Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 08:23, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследование проблем рынка труда и его регулирования в Удмуртской Республике.
Данная цель определила следующие задачи:
– сделан анализ социально-экономического положения УР;
– дана характеристика населения и трудовых ресурсов УР;
– изучены теоретические аспекты регулирования рынка труда;
– выявлены масштабы, структура, основные тенденции и изменения рынка труда в УР;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИКИ УДМУРТСКОЙ 5
РЕСПУБЛИКИ 5
1.1 Показатели социально-экономического развития 5
1.2 Характеристика трудовых ресурсов Удмуртской Республики 12
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА 20
2.1 Население и трудовые ресурсы 20
2.2 Понятие рынка труда, его особенности и основные элементы 22
2.3 Виды рынков труда 25
2.4 Спрос и предложение рабочей силы 29
2.5 Особенности российского рынка труда 33
2.6 Регулирование занятости населения 35
3. АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА 38
3.1 Характеристика занятости населения в Удмуртской Республике 38
3.2 Анализ управления занятостью населения в Удмуртской Республике 47
3.3 Предложения по регулированию занятости населения 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Для улучшения функционирования рынка труда предлагается развитие социального партнерства в целях реализации активных программ по содействию занятости работников, высвобождаемых в процессе реструктуризации отраслей экономики (создание на предприятиях консультационных пунктов и организация консультирования по содействию в трудоустройстве высвобождаемых работников).
За основную цель политики
занятости в ближайшей
В результате анализа рынка труда Удмуртской Республики можно сделать вывод, что Удмуртская Республика располагает значительным трудовым потенциалом, как с количественной стороны, так и с точки зрения качества трудовых ресурсов. Данный потенциал используется недостаточно эффективно.
В республике присутствуют все основные возрастные группы потребителей, имеется преобладание численности определенных возрастных групп.
Уровень безработицы в городах по-прежнему меньше, чем в сельских районах. Это объясняется большим количеством вакансий, предлагаемых работодателями.
Количество безработных
значительно снизилось в
Несмотря на это, в некоторых районах, в частности Кизнерском, Красногорском, Шарканском, Юкаменском, Камбарском и Селтинском, сохраняется куда более высокий уровень безработицы - до 3 - 4 %.
По этим показателям Удмуртия занимает средние позиции в Приволжском федеральном округе.
Анализ рынка труда Удмуртской Республики показал, что с 2007 года численность трудовых ресурсов снижается. Так, в 2007 году данный показатель снизился на 5,8 тыс.чел., в 2008 году на 4,7 тыс.чел., в 2009 – на 7 тыс. чел. За период 2005-2008 годы рынок труда Удмуртии стабилизировался и находился под влиянием позитивной динамики большинства социально-экономических показателей. Численность занятых на всех предприятиях республики увеличилась с 598 тыс. человек (в 2005 году) до 603,0 тыс. человек в 2008 году. Уровень регистрируемой безработицы снизился с 2,8 % на конец 2005 года до 1,64 % на начало 2009 года.
Однако, начиная с 3 квартала 2008 года, негативные последствия мирового кризиса отрицательно сказались и на занятости населения. Снижение численности работающих на предприятиях в течение 2009 года привело к ухудшению ситуации на регистрируемом рынке труда, росту безработицы.
В 2009 году численность занятого населения почти по всем видам деятельности снизилась.
Анализ занятости населения Удмуртской Республики показал, что политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.
Для регулирования занятости государством должны предприниматься следующие действия:
– в период массовой безработицы сокращать законодательно установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели;
– способствовать осуществлению на предприятиях «разделение рабочих мест» между работниками (для увеличения занятости);
– досрочно увольнять на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года;
– создавать новые рабочие места и организовывать общественные работы, особенно для хронически безработных и молодежи.
Государство должно способствовать развитию малого и среднего бизнеса, создать правовую базу, которая будет регулировать вопросы занятости и социальной защиты безработных. Должна быть взаимосвязь с общими направлениями социально-экономического развития общества.
Необходимо, чтобы государство настойчиво, твердо и планомерно проводило свою политику в сфере занятости населения, снижении уровня безработицы и как следствие укрепления экономической мощи страны.
1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // Российская газета от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42.
2. Закон о занятости. Принят Государственной Думой 22 марта 1996 г. Одобрен Советом Федерации 11 апрели 1996 г. (Последняя редакция, 31.12.2005 № 199-ФЗ) – М.: Международный трудовой центр, 2006.
3. Закон «О занятости населения в Удмуртской Республике» от 23 апреля 1996 г. №192-1 (в ред. Законов УР от 03.10.1997 №468-I; от 01.03.2000 №156-II)
4. Кодекс Законов о труде Российской Федерации. – М., Перспектива, 2002.
5. Денисова И.А., Савватеев
А.В. Эффективность активных
6. Докторович А.Б. Социально ориентированное развитие общества: теория и методы системного исследования. – М.: 2003.
7. Кирсанов К.А., Буянов В.М., Михайлов Л.М. Теория труда. – М.: Экзамен, 2003.
8. Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: Экзамен, 2007.
9. Лапин А.Е. Региональный рынок труда: мониторинг, модели и государственная политика. – Ульяновск, 2002.
10. Мониторинг. Доходы и уровень жизни населения. – М.: ВЦУЖ, Выпуск, 2007.
11. Отчет о деятельности Управления федеральной государственной службы занятости населения по Удмуртской Республике за 2009 год.
12. Павленков В.А. Рынок труда, занятость, безработица. Учебник. – М.: МГУ, 2004.
13. Плакся В.И. Безработица в рыночной экономике. – М.: РАГС, 2005.
14. Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы // Собрание законодательства Удмуртской Республики.- 2004.- №2.- С. 4-215.
15. Российский статистический ежегодник. 2009. – М.: Росстат. 2010.
16. Рынок труда: учебник / под ред. проф. B.C. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М,: Издательство «Экзамен», 2007. – 479, [ 1 ] с. (Серия «Учебник для вузов»)
17. Труд и занятость в Удмуртской Республике (Статистический сборник). – № 291 (7778). – Ижевск, 2010.
18. Удмуртия Республика в цифрах. 2005-2009: Краткий статистический сборник. – Ижевск., 2010.
19. Удмуртская республика: Энциклопедия. – Ижевск, 2000. – 800 с.
20. Экономика: учебник для вузов / И.В. Липсиц. – 2-е изд., стер. – Москва: Омега-Л, 2007. – 656 с. – (Высшее экономическое образование).
21. Экономическая теория. Учебное пособие / Под общей редакцией Кушлина В.И. – М.: РАГС, 2006.
22. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.
23. http://mintrud.ru (сайт Министерства труда и социального развития Российской Федерации)
24. http://info.gks.ru (официальные статистические данные Госкомстата РФ)
25. http://udmurt.regiontrud.ru/
26. http://udmurt.ru (сайт Удмуртской Республики)
1) Назначено пособие по безработице.
Информация о работе Особенности рынка труда в Удмуртской Республике, его регулирование