Проблемы занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение современного состояния рынка труда РФ и доказать необходимость наиболее эффективной деятельности службы занятости, направленной на действенное решение проблем безработных, в том числе наименее социально защищенных слоев населения: молодежи, инвалидов и женщин, рассмотрение и обоснование социальной политики государства в области занятости, направленной на решение современных существующих проблем занятости в перспективе.

Файлы: 1 файл

курсовая работа на тему проблемы занятости населения.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

Также выделяются следующие  проблемы:

- недостаточная гибкость  отечественного рынка труда, которая  определяется жесткими нормами  действующего Трудового Кодекса  РФ9, что, в свою очередь, способствует развитию неформальных и нелегальных правил найма на работу;

- сохранение неэффективной  и фиктивной занятости;

- низкое качество рабочей  силы в России;

- низкая конкурентоспособность  на рынке труда слабозащищенных  категорий граждан (молодежи без  опыта работы, женщин, инвалидов, беженцев и др.);

- недостаточный уровень  развития сферы малого бизнеса,  чему способствует наличие ряда  серьезных административных и  экономических барьеров;

- наличие значительного  накопленного потенциала нелегальной  трудовой миграции (по разным  оценкам от 5 до 10 млн. чел.);

- сохранение значительной  дифференциации ситуации в сфере  занятости в территориальном  разрезе.

В ходе экономических  реформ в России в ряде регионов на рынках труда сложилась критическая ситуация. Она характеризуется: отсутствием механизма «саморегуляции» региональных рынков труда; заметной тенденцией к стихийному производству кризисного состояния; низкой восприимчивостью к внешним воздействиям и мерам, направленным на вывод рынка труда из кризисного состояния. Оздоровлению региональных рынков труда с критической ситуацией препятствуют инерционные процессы, медленная ротация безработных; ограничение предложение рабочих мест; длительная продолжительность безработицы.

Сейчас с определенной долей уверенности можно утверждать, что в России переход от полной безусловной занятости в общественном производстве, соответствующий всеобщности и обязанности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя, трудятся на предприятиях и в организациях частнокорпоративного типа.

Пропорции распределения  занятых изменились в пользу тех  отраслей, деловая активность в которых  возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования финансов, страхования. Россия по отраслевой структуре занятости все более становится похожей на страны с экономикой, переходной к развитому рыночному хозяйству - Венгрия, Польша, Республика Корея. По показателю доли безработных в общей численности экономически активного населения наша страна практически догнала Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.

1.2    Безработица, ее виды и специфика в России

 

Переход России к рыночным отношениям выявил проблемы, связанные  со структурной перестройкой народного  хозяйства и возникновением новых  трудовых отношений. После практически  шести десятилетий обеспечения  полной занятости трудоспособного населения и "нехватки" рабочей силы в России вновь появилась безработица. В начале 1990-х годов внимание к этой проблеме и со стороны государства, и со стороны научного сообщества значительно возросло.

Закон РФ "О занятости  населения в Российской Федерации" № 1032-1, принятый 19 апреля 1991 года,10 законодательно закрепил статус безработного гражданина, а также основные направления деятельности и технологию работы учреждений службы занятости. С этого времени безработица в современной России получила официальное признание.

Вопросам формирования рынка труда, проблемам занятости  и безработицы населения, политики государства в этой области посвящен ряд фундаментальных исследований и значительное количество статей в  периодических изданиях. Следует  выделить труды таких авторов, как: И.Е. Заславский, А.Э. Котляр, В.Г. Былков, А.В. Кашепов, Ф.Т. Прокопов, С.А. Карташов, С.В. Богданов, В.П. Пашин.11 Обстоятельный анализ теоретических основ существования безработицы, фактическое ее состояние в России, зарубежный опыт предупреждения и регулирования данного процесса представлен в работах А.А. Никифоровой, А.В. Топилина, В.И. Плакся.12 Рассмотрев безработицу, как важнейшую проблему современности, Б.Д. Бреев показал ее влияние не только на социально-экономическую, но и политическую ситуацию в стране.13

Безработица – это  явление, органически связано с  рынком труда. По определению Международной  организации труда – безработным  признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов  приступить к ней.14 По российскому законодательству безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.15 Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства.

В этой связи большое  внимание уделяется анализу типов  безработицы. Критерием разграничения  видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения  и продолжительность, а основными видами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая.

Тенденции в экономическом  развитии приводящие к изменению  структуры потребительского спроса, в свою очередь, изменяют структуру  общего спроса на работников, т.е. создаются новые, более современные товары и услуги, требующие внедрения прогрессивных технологий, соответственно осуществляется структурная перестройка производства с сокращением старых и развитием новых хозяйственных объектов. В этой связи осуществляется повышение квалификации имеющихся работников, причем часть сотрудников может быть высвобождена. Высвобождаемые кадры не редко попадают в состав безработных потому, что люди, как правило, медленно реагируют на появление новых профессий, в результате чего структура предложений труда не отвечает структуре рабочих мест и оказывается, что у некоторых работников нет таких навыков, которые нужны работодателям, и эти граждане становятся безработными. Данная разновидность безработицы именуется структурной. Становлению, которой способствовали не только объемы и структуры спроса на товары и услуги, потребности предприятий в количестве и качестве рабочей силы, но и социальные факторы, к которым можно отнести потребности работников в улучшении условий труда, необходимость в периодическом обновлении знаний, расширение профессионального профиля, возможность выбора подходящего режима рабочего времени.

Если человеку предоставляется  свобода выбора рода деятельности и  место работы, то в каждый определенный момент часть работников оказывается в положении, когда они уже оставили, прежнюю работу, но еще не поступили на новую. Один из них добровольно меняет место работы, другие – в первые ищут работу, третьи закончили сезонную работу. Такая сфера, где формируется этот труд, изначально предназначенный на продажу, является фактически составной частью рынка труда, называемого потенциальным рынком труда, без которого другие элементы рынка труда не могут существовать. Экономическая функция этой части рынка труда заключается в том, что здесь лишь формируется наемный труд, а рынок труда в своей деятельности пытается привести в соответствие количество и качество работников с имеющимися рабочими местами. Подобную безработицу называют фрикционной. Поскольку инициатива увольнения в данном случае исходит от самого человека, то фрикционная безработица считается неизбежной и, как утверждают некоторые экономисты, желательной, так как многие работники, добровольно оставшиеся без работы, переходят с низкооплачиваемой, малоэффективной на более высокооплачиваемую и продуктивную работу, а это, в свою очередь, означает повышение благосостояния граждан и более рациональное распределение ресурсов для труда.

Надо иметь ввиду  определенную разницу между структурной  и фрикционной безработицей. Так, «фрикционные» безработные имеют все навыки для того, чтобы трудоустроится, тогда как «структурные» безработные нуждаются в обязательной дополнительной подготовке и переобучении. Совокупность структурной и фрикционной безработицы определяют уровень естественной безработицы.

Фрикционная безработица есть результат динамичности рынка труда, а структурная – возникает из-за территориального или профессионального несоответствия спроса и предложения на рынке труда. Таким образом, уровень естественной безработицы – есть тот общественно минимальный уровень, ниже которого невозможно опуститься и который соответствует понятию полной занятости. При этом полная занятость понимается не как поголовная, а как занятость, не исключающая определенный естественный уровень безработицы.

Изменение ситуации на рынке товаров и услуг, усиление конкуренции между товаропроизводителями ведут к тому, что часть производств уменьшает или даже прекращает выпуск продукции. В результате происходит перемещение наемных работников с одних рабочих мест, предприятий, отраслей на другие, порождая серьезные проблемы на рынке труда. В ходе такого перемещения, а также при выходе из сферы потенциального рынка труда, образуются перерывы в работе по найму разной продолжительности, появляется армия безработных, подобного рода безработицу именуют циклической.

Следовательно, в каждый данный момент времени какая-то часть  наемных работников находится между  выходом одних и включением других в части рынка труда. Это как  раз и есть то состояние, когда  работники предлагают свой труд, перемещаясь между предприятиями. Здесь труд, как и любой другой товар, циркулирует в качестве объекта торговли. А сфера торговли есть сфера обращения товара и денег, которая находится за пределами сферы производства товара. В сфере обращения продавец товара постоянно перемещается между предприятиями в поисках покупателей, как бы циркулируя между ними.

Позиция Международной  организации труда в отношении  занятости и безработицы выражена в Конвенции о содействии занятости  и защите от безработицы.16 Касаясь содействия продуктивной занятости, Конвенция устанавливает, что содействие полной, производительной и свободно избранной занятости всеми соответствующими средствами, включая социальное обеспечение, должно быть приоритетной задачей национальной занятости. Такие средства должны включать, среди прочего службы занятости, профессиональную подготовку и профориентацию. В период экономического кризиса в политику приспособления следует включать, согласно предписанным условиям, меры, поощряющие инициативы, направленные на широкомасштабное использование рабочей силы. Обращается внимание на меры обеспечения профессиональной мобильности, защиты безработных и предоставления им подходящей работы.

Поэтому процветает то общество, где созданы условия для наилучшего использования человеческого ресурса, его воспроизводства и обогащения с учетом интересов каждого человека, где высоко ценится труд и проявляется постоянная забота о повышении его эффективности.

Основным фактором снижения безработицы является повышение  макроэкономических показателей, создание новых рабочих мест. Главную роль в этом процессе играет рост инвестиционной активности и реализация национальных проектов. Так же началось развитие особых экономических зон. Активно заключаются соглашения с иностранными компаниями, например, по открытию производств автомобилей. В большинстве регионов реализуются свои, если можно так сказать, «инвестиционные проекты местного значения». А это все — новые рабочие места. Есть и еще один оптимистический показатель — за последние полгода на 30 процентов выросло количество вакансий, заявленных в службы занятости. Другое дело, что не всегда работодатель может предложить достойную оплату труда. Но с приходом новых инвестиций, открытием современного производства, увеличивается потребность в высококвалифицированных специалистах. И понятно, что найти их можно только, предложив достойную заработную плату.

Специфика рынка труда  в России заключается в сочетании  низкого уровня официально зарегистрированного  с крупномасштабной скрытой безработицей. Причина такого высокого уровня скрытой безработицы состоит в том, что людям, как правило, невыгодно регистрироваться в качестве безработных (с уходом с нормальной работы человек лишается многих льгот). Кроме того, многие предприятия сокращают рабочую неделю, количество вакантных мест, увеличивают вынужденные отпуска. Государство сдерживает массовое высвобождение рабочий силы, проводя соответствующую политику. В результате безработица приобрела скрытую форму. Следовательно, уровень безработицы в России будет определяться не только динамикой производства, но и темпами превращения скрытой безработицы в открытую, к чему вынуждают вводимые рыночные механизмы.

В российской экономике  и особенно в агропромышленном комплексе  рынок труда еще не представляет собой саморегулирующую систему, действующую на основе экономических законов. Специфика проведения экономических реформ требует определенного государственного регулирования этим рынком. Так как отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизмы рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, стала безработица – в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

1.3 Перспективы  регулирования рынка труда России 

Необходимость государственного регулирования рынка труда обусловлена  не только его экономическим, но и  социальным характером, так как данный рынок, как никакой другой, связан с человеческим фактором, с выживанием и развитием как отдельной личности, так и всей нации. Социальный характер рынка труда становится особо ощутимым в периоды экономических кризисов и нестабильности, как, например, в современной России.

Государственное регулирование  рынка труда представляет собой  сложную систему мер и мероприятий, охватывающих в своем взаимодействии не только сферу занятости как  таковую, но практически все элементы экономической системы общества.

Направления и методы государственного регулирования занятости  и рынка труда разнообразны и  определяются конкретной экономической  ситуацией в стране, остротой проблем, возникающих на рынке труда. Наиболее распространенными из них являются:

1. Создание новых рабочих мест. Это и стимулирование работодателей, создающих новые эффективные рабочие места в перспективных сферах деятельности, и  в трудоемких отраслях и производствах, в отраслях, имеющих высокий мультипликативный эффект, и в развитии смежных, взаимосвязанных отраслевых комплексов; финансирование службами занятости вновь создаваемых рабочих мест в сфере надомного труда и т.д. В этих целях используются такие рычаги как налоговые и кредитные льготы, государственные заказы, ускоренная амортизация т. д.

Информация о работе Проблемы занятости населения