Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:32, курсовая работа
Целью работы является изучение современного состояния рынка труда РФ и доказать необходимость наиболее эффективной деятельности службы занятости, направленной на действенное решение проблем безработных, в том числе наименее социально защищенных слоев населения: молодежи, инвалидов и женщин, рассмотрение и обоснование социальной политики государства в области занятости, направленной на решение современных существующих проблем занятости в перспективе.
2. Развитие и поддержка малого бизнеса. Известно, что наибольшее число рабочих мест, в том числе для социально уязвимых групп рабочей силы, обеспечивает развитие мелкого предпринимательства в таких формах, как индивидуальная трудовая деятельность, увеличение числа кооперативов, фермерских хозяйств. Кроме того, в практике многих стран применяется такая форма содействия самозанятости, как выдача субсидий отдельным гражданам для открытия собственного дела; предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды, помощь в техническом оснащении на основе лизинга, в составлении бизнес-плана и т.п.
3. Расширение масштаба профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Это позволяет решить сразу две задачи: сократить предложение рабочей силы и обеспечить массовую её переподготовку для работы в изменившихся условиях движения экономики. При этом необходимость адаптации рынка труда к растущей инновационности воспроизводственного процесса, например, развитию биоиндустрии и нанотехнологий, и другим признакам «супериндустриализации» вынуждает страны пересмотреть свою политику в системе образования и переподготовки.
4. Организация общественных
работ. Это направление
Реализация этих направлений возможна методами как прямого, так и косвенного регулирования рынка труда. К прямым методам можно отнести: законодательно - правовые акты и инструкции, регулирующие деятельность участников социально-трудовых отношений, формирование государственных программ занятости с указанием конкретных источников их финансирования, организацию соответствующих структур содействия занятости с определением их конкретных функций. К косвенным мерам относятся налоговая, денежно- кредитная, амортизационная политика государства. Все они одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования. Они воздействуют на занятость через общеэкономическую конъюнктуру.
Инструментом многослойной
системы политики регулирования
рынка труда стали
На основе анализа современного состояния рынка труда в России в перспективе можно выделить несколько направлений и задач государственного регулирования рынка труда:
Во-первых, конечной целью реформирования социально-трудовых отношений в экономике России должно стать формирование цивилизованного рынка труда, который характеризуется, прежде всего, значительной степенью регулируемости.
Во-вторых, необходимо повышение эффективности работы государственной службы занятости населения путем проведения целенаправленных мер по совершенствованию технологии ее работы. Основной целью здесь выступает сохранение государственной службы занятости населения в качестве одного из определяющих институтов при проведении эффективной социально-экономической политики.
В-третьих, при проведении активных мероприятий на рынке труда, стратегическими целями для государства здесь являются:
– создание эффективной
многофункциональной системы
– совершенствование действующего законодательства в сфере занятости населения с целью недопущения развития негативной трудовой мотивации у безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости;
– повышение эффективности
использования бюджетных
В целом же повсеместное развитие активной политики занятости в целях эффективного содействия в трудоустройстве и защиты от безработицы должно являться основным приоритетным направлением государственного регулирования рынка труда в России.
Занятость населения
составляет необходимое условие
для воспроизводства рынка
Государственную политику
занятости можно определить как
часть социально-экономической
Важнейший принцип реализации государственной политики занятости – это ее комплексность, предполагающая интеграцию в единую систему всех уровней – федерального, регионального и местного. По поводу соотношения различных уровней в единой системе существуют различные мнения. Согласно одному из них, необходима четкая субординация центра и регионов с разграничением их компетенций. Каждый уровень самостоятельно обеспечивает гарантии в пределах своей компетенции и из своих ресурсов.
Такой подход не позволяет
в полной мере учесть динамику конъюнктуры
на региональных рынках труда и ограничивает
уровень решения проблемы весьма
различающимися материальными возможностями отдельных административно-
Другой поход предполагает «многослойное» построение системы социальной поддержки, когда каждый из уровней дополняет остальные. При этом федеральный уровень гарантий не может быть ниже установленных законодательством минимумов, а региональный дополняет его с учетом местной специфики.17 Взаимная увязка национальной (федеральной) политики в области занятости, определяющей цели и направления регулирующего воздействия государства на рынок труда, и региональных программ, конкретизирующих меры государственной поддержки применительно к своей социально-экономической ситуации, должны вести к более эффективным результатам.
Важным условием эффективного выполнения программ содействия занятости населения является реализация действенного механизма социального партнерства, включающая конструктивное взаимодействие заинтересованных органов исполнительной власти всех уровней, с работодателями и общественными объединениями.18
Основным исполнителем государственной политики занятости являются службы занятости населения. При этом определяющее значение в реализации государственной политики занятости принадлежит центрам занятости населения, которые непосредственно предоставляют услуги населению по содействию в трудоустройстве. Именно способность центров занятости удовлетворять самые разнообразные потребности населения в сфере занятости свидетельствует об эффективности всей организационной работы с экономически активным населением.
Востребованность службы занятости на современном рынке труда подтверждается данными бывшего Минтруда России, функции которого в части вопросов занятости населения переданы Федеральной службе по труду и занятости. Так, ежегодно в службу занятости обращаются 15 - 16 млн. чел., регистрируется с целью поиска работы 5,5 - 6 млн. чел., непосредственно при содействии службы занятости находят работу 3,8 - 4 млн. чел.19
Одновременно, положительная динамика наблюдается в количестве вакансий, заявляемых в органы службы занятости работодателями различных форм собственности. Так, за период с 2000 по 2006 годы число предприятий и организаций, контактирующих со службой занятости, выросло с 53 тыс. до 123 тыс., а число заявленных вакансий – с 2,7 до 4,6% списочной численности занятых на данных предприятиях (с 328 тыс. до 818 тыс.).20
Однако, несмотря на высокую эффективность государственной службы занятости, только небольшая часть вакансий заполняется с ее помощью. Преимущественно это рабочие места, требующие низкой квалификации.
Органы государственной службы занятости сегодня находятся в очень трудном положении. Им поручают выполнение все большего числа функций, но одновременно выделяют все меньше средств. Они должны добиваться равновесия между спросом и предложением на рынке труда, включая требования к квалификации; предвидеть появление новых вакансий и специальностей, в том числе вследствие структурной перестройки, и помогать трудящимся и центрам профподготовки заранее готовиться к этому; содействовать людям, находящимся вне рынка труда, в получении работы или пособий; корректировать или сглаживать последствия экономической политики, направленной на повышение эффективности и конкурентоспособности производства, что в то же время крайне отрицательно сказывается на уровне занятости.21
В основу осуществления политики занятости положены компоненты, соответствующие международной практике и российскому законодательству и условно разделенные по степени воздействия на состояние рынка труда на активный (стимулирующий) и пассивный (компенсационный) типы воздействия государства на рынок труда.
«Пассивная политика», ориентированная на материальную поддержку безработных и предоставление простейших услуг по подбору рабочего места через государственные органы по вопросам занятости – наиболее «экономичный» путь с точки зрения государственных расходов. Тактика пассивного ожидания экономического подъема в России могла бы оправдать себя при высокой гибкости рабочей силы и рынка труда в целом, позитивных экономических перспективах, при которых возможности самостоятельного подбора работы велики. В противном случае сдерживающие регуляторы такой политики окажутся слабыми, проблема безработицы не ослабеет, расширится длительная безработица и сопровождающая её социальная изоляция, потеря трудовой мотивации не имеющих работу.
Поэтому неотъемлемой частью политики занятости выступает совокупность активных мер, включающих организационные, правовые и экономические методы, способствующие снижению безработицы до ее минимального (естественного) уровня и ориентированные на обеспечение полной, продуктивной и свободной избранной занятости.
Как следует из описанного выше механизма реализации политики занятости, только комплексное применение «активных» и «пассивных» мер позволит обеспечить эффективную реализацию целей и задач этой политики.
Основными направлениями реализации политики занятости в соответствии с комплексом тактических задач, которые необходимо решить для достижения стратегической цели эффективного содействия в трудоустройстве и защиты от безработицы, стоящими перед органами службы занятости и других социальных партнеров на рынке труда на среднесрочную перспективу являются:
1. Обеспечение социальной
2. Повышение эффективности
- информирование населения и работодателей о положении на рынке труда;
- профориентация граждан,
- профессиональное обучение
- организация временного
3. Развитие организации
4. Поддержка малого