Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:32, курсовая работа
Целью работы является изучение современного состояния рынка труда РФ и доказать необходимость наиболее эффективной деятельности службы занятости, направленной на действенное решение проблем безработных, в том числе наименее социально защищенных слоев населения: молодежи, инвалидов и женщин, рассмотрение и обоснование социальной политики государства в области занятости, направленной на решение современных существующих проблем занятости в перспективе.
В связи с тем, что инвалиды являются наименее конкурентоспособными на рынке труда, у инвалидов, состоящих на учете в органах федеральной государственной службы занятости и признанных безработными, отмечается наиболее продолжительный период безработицы по сравнению с другими категориями граждан.
В большинстве регионов
приняты разработанные службой
занятости программы “
Законодательство в отношении инвалидов не учитывает, что работодателю нужен не инвалид, а работник. Полноценная трудовая реабилитация и состоит в том, чтобы сделать из инвалида работника. Однако для этого необходимы определенные условия. Эффективная последовательность - превратить инвалидов в работников, а затем трудоустраивать, но не наоборот. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов являются важнейшими аспектами их профессиональной реабилитации.
Служба занятости проводит профессиональное обучение инвалидов в учебно-курсовых комбинатах, учреждениях начального и среднего профессионального образования, в специализированных учебных заведениях. При обучении инвалидов в неспециализированных учебных заведениях чаще всего используется индивидуальный метод обучения. Что касается обучения инвалидов 1-й и 2-й групп, то оно преимущественно проводится специализированными учебными и учебно-производственными учреждениями: профтехучилище-интернат для инвалидов, учебно-производственные предприятия Всероссийских обществ глухих и слепых.
Следующая проблема заключается в том, что многие инвалиды не имеют опыта в поиске работы. Занятия по поиску работы должны быть включены в программы по реабилитации инвалидов. В службах занятости отсутствует какой-либо существенный опыт по трудоустройству инвалидов. Нет четкого, основанного на нормативно-правовой базе взаимодействия с МСЭК, в результате чего инвалиды обращаются в службу занятости с рекомендациями, содержащими общие указания относительно условий труда, которые являются, скорее, определением предположительной трудовой возможности инвалидов.
Закон о социальной защите инвалидов послужил отправной точкой для развития идеи и реализации квотирования рабочих мест. Данное решение направлено на обеспечение дополнительных гарантий занятости граждан, признанных в соответствии с действующим законодательством инвалидами, и устанавливает механизм введения квоты для приема на работу инвалидов, ее размер и определяет порядок внесения обязательной платы в случае ее невыполнения.
Вместе с тем, существуют и сомнения относительно самой парадигмы квотирования рабочих мест для инвалидов. Безусловно, здесь имеется почва для серьезного конфликта интересов между инвалидами, стремящимся к занятости, с одной стороны, и работодателем, основная цель которого — конкурентоспособность производства на открытом рынке, которая априори стимулирует его к поиску квалифицированной и адекватной потребностям производства рабочей силы, но не наоборот — искусственной адаптации 3% рабочих мест к потребностям отдельных работников-инвалидов. Не случайно, что действующий закон о квотировании породил широко распространенную “обходную технологию”, когда работодатель лишь формально нанимает работников-инвалидов во избежание санкций, реально же они незаняты.
Закрепленная законом система квот только кажется простым решением проблемы трудоустройства инвалидов. В действительности она не очень успешна, непродуктивна и не согласуется с понятием профессиональной реабилитацией инвалидов. Квотовая система редко направлена на поддержку инвалидов в их продвижении по службе, сосредоточивает внимание, в основном, на низкооплачиваемых, малозначительных работах.
Принудительное внедрение закона о квотах для трудоустройства инвалидов происходит довольно трудно и подрывает его законность. Пока еще мала вероятность того, что жесткие принудительные процедуры могут оказать большое влияние на изменение ситуации с занятостью инвалидов и увеличение доли работников-инвалидов в общей численности работников организаций. В настоящее время органы государственной службы занятости, которые контролируют реализацию законодательства о квотах, из-за недостатка денежных средств и персонала не в состоянии осуществлять эффективный контроль за выполнением квоты.
Процессы в переходной экономике довольно в целом негативно отразились на занятости инвалидов, так как многие предприятия находят, что с финансовой точки зрения невозможно держать рабочих-инвалидов или платить оставшимся даже минимально допустимую заработную плату, предоставлять различные льготы или продолжать осуществлять их профессиональную реабилитацию. Особенно сложно это для предприятий, не имеющих государственных дотаций.
Целью направления государственной политики «Содействие занятости женщины» является повышение уровня женщин; адаптация женщин, выходящих на рынок труда впервые или длительно не работающих, к быстро меняющимся условиям; обеспечение рационального сочетания женщины работника с выполнением материнской функции; развитие предпринимательской инициативы и самозанятости.
Среди высвобождаемого
контингента преобладают
Актуальность данной темы заключается в том, что женщина выполняет одну из важнейших социальных функций – деторождение. А в настоящее время проблема повышения рождаемости является одной из наиболее важных социальных задач. В тоже время сложившаяся экономическая ситуация не позволяет женщине не работать. Но, приступая к работе, женщины, имеющие малолетних детей, сталкиваются с проявлением дискриминации на рынке труда.
Основная причина выделения
женщин в качестве социальной группы,
нуждающейся в большей
Самый высокий уровень занятости среди женщин в возрасте от 30 до 40 лет.25 Не занятость более молодых связана с рождением детей и необходимостью ухода за ними; не занятость женщин более старшего возраста объясняется следующими причинами: выходом на пенсию в связи с наличием льготного стажа; заболеваниями; необходимостью воспитывать внуков; низкой конкурентоспособностью на рынке труда из-за трудностей в переучивании, которые снижают возможность найти новое место работы в случае утраты прежнего.
Девушкам и молодым женщинам, не имеющим трудового стажа и профессии, очень трудно найти работу. Те виды занятий, которые предлагают девушкам неофициальный рынок труда, естественно привлекают далеко не всех; большинство из этой категории становятся клиентами служб занятости.
Проблема занятости женщин все чаще звучит как проблема безработица основной причиной трудностей, возникающих у них в сфере занятости, является генеративная способность женщин, женщин с малолетними детьми относятся к категории слабо защищенных в социальном плане. В основном это молодые женщины, не имеющие трудового стажа и профессии, что обуславливает трудность при поиске работ. Тендерное неравенство в доступе к экономической деятельности объясняется также не низким качеством женских трудовых ресурсов, а ограничении возможности выбора трудовой деятельности в силу ее семейных обязанностей по уходу за ребенком. Женщины являются первоочередными кандидатами на увольнение, поскольку работодатели считают их менее выгодными работниками из-за перерывов в работе, вызываемых деторождением и уходом за детьми.
Настоящее и будущее решение проблем занятости и безработицы зависит от активной государственной политики на рынке труда. Формирование и функционирование такой политики определяется тем, насколько полно будет учитываться дифференцированные по регионам его демографические факторы: региональная демографическая ситуация, социально-экономическое положение отдельных демографических групп определяют различные объемы, структуру и динамику спроса на рабочие места.
Важно обратить внимание
на разработку специфических программ
занятости и помощи безработным
из отдельных групп населения, особенно
женщинам с малолетними детьми. Нужно
иметь представление о
В настоящей работе были рассмотрены теоретические и практические проблемы становления рынка труда, занятости и безработицы Российской Федерации на современном социально-экономическом этапе развития, а также вопросы регулирования рынка труда в современных условиях и реализации эффективной государственной политики занятости как основного направления в социальной политике государства.
Безработица — это социально-экономическое явление, состоящее в том, что некоторая часть экономически активного населения страны какое-то время или постоянно не имеет работы и заработка. Под занятостью населения понимают деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им, как правило, трудовой доход.
Специалисты рыночной экономики никогда не ставят перед страной задачи обеспечения полной занятости, как это было записано в сталинской конституции. Считается, что в известной мере умеренная безработица является благом для экономического роста. При этом имеется в виду:
1. Безработица представляет
собой резерв незанятой
2. Наличие безработицы
ограничивает агрессию
3. Страх потерять работу
и влиться в число
Следствием перехода к рыночной экономике в стране явилось резкое обострение ситуации в сфере занятости. В первую очередь, это вызвано реализацией программ разгосударствления и осуществлением структурных сдвигов в экономике. Начавшийся процесс формирования рынка труда во все большей степени выявляет глубокие противоречия между современным состоянием занятости и сложившимися представлениями о рынке труда, товарной форме рабочей силы, ее стоимости и цене. Появился и ряд новых явлений в сфере занятости населения: сегментация рынка труда по формам собственности и статусу занятости, развитие неформального сектора, малого предпринимательства и другие. В связи с этим становится очевидной необходимость принципиально новых подходов к оценке рассматриваемых категорий и явлений.
Политика занятости имеет несколько уровней: общегосударственный (макроуровень), региональный и локальный. Все уровни политики занятости объединены единой концепцией занятости, отражающей принятый тип экономического развития.
Политика занятости на макроуровне должна носить комплексный характер и быть нацелена на формирование основных черт занятости в социальной рыночной экономике: обеспечение полной занятости как необходимой предпосылки реализации права граждан на труд и достижения высокого уровня жизни в качестве цели длительного действия. В этих условиях содействие полной занятости становится стратегической целью.
С повышением эффективности труда и функционирования всей экономики у населения появится материальная основа обеспечивать современный стандарт жизни при снижении уровня занятости, широком распространении режимов труда с неполным рабочим временем, сокращении установленной продолжительности рабочей недели. Даже в целях реализации социальной потребности в профессиональной деятельности как средстве самовыражения личности необходимо достигнуть оптимального сочетания рабочего и свободного времени, а каждому гражданину иметь возможность чередовать труд, учебу, отдых, воспитание детей и т. д.
Ближайшей тактической целью должна стать сбалансированность спроса и предложения рабочих мест. Это возможно только при комплексном подходе к условиям достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Чаще всего при решении этой проблемы обращается внимание на развитие системы рабочих мест как необходимой предпосылки упреждения массовой безработицы. Это очень важный аспект, особенно если учитывать значительное увеличение прироста трудоспособного населения в 1996 –2007 гг. и его неравномерное распределение по территории. В рамках ближайших 15 лет предстоит не только преодолеть кризис и стабилизировать экономику, но и создать условия для экономического роста, способного дать работу новому поколению трудоспособных граждан.