Дидактические игры и их роль в изучении иностранного языка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - проанализировать приёмы использования игровых методов как средства активизации учебного процесса на уроках английского языка.
Поставлены следующие задачи:
- рассмотреть дидактическую игру как средство формирования познавательной активности младших школьников;
- изучить литературу по проблеме использования дидактических игр на уроках английского языка в начальной школе;
- проанализировать требования к использованию дидактических игр на уроках английского языка.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 57.27 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Планируя уроки английского языка, нужно думать не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремиться создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к предмету, нужно понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Учителя иностранного языка, постоянно ищут резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Главная задача - добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.

Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранных языков является организация обучения детей разных возрастов с помощью игр.

Актуальность данной работы  вызвана целым рядом факторов. Самый главный из которых - поиск средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их учебной  деятельности.

Эффективным средством решения этой задачи являются дидактические  игры.

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применения речевой игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе.

Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу, а это значит - творчески относиться к делу, выполнять его качественно, на более высоком уровне. Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. Таким образом, тема дипломной работы "Дидактические игры и их роль в изучении иностранного языка в начальной школе "является актуальной.

Цель исследования - проанализировать приёмы использования игровых методов как средства активизации учебного процесса на уроках английского языка.

Объект исследования - процесс обучения английскому языку.

Предмет исследования - активные игровые приемы в обучении английскому языку на начальном этапе.

Гипотеза исследования - использование дидактических игр на уроках английского языка способствует повышению эффективности введения учебного материала.

Поставлены следующие задачи:

- рассмотреть дидактическую  игру как средство формирования  познавательной активности младших  школьников;

- изучить литературу по  проблеме использования дидактических  игр на уроках английского  языка в начальной школе;

- проанализировать требования  к использованию дидактических  игр на уроках английского  языка.

Методы исследования: педагогические наблюдения, изучение психолого-педагогического опыта, изучение психолого-педагогической литературы.

Структура дипломной работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение,  список литературы и приложения.

Глава 1.

1.1 Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности младших школьников

 

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщать детей к жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра приобретает все большее значение, однако в практике воспитания детей она используется еще недостаточно. Дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения. Она способствует, расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.

Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость [26, с.211].

Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть [4, с.33].

  Каждая дидактическая  игра имеет правила, которые обусловлены  содержанием игры, игровым замыслом  и вместе с тем выполняют  очень большую роль — они  определяют характер и способ  действий, организуют и направляют  поведение, взаимоотношения детей  в игре. Правила, используемые в  дидактической игре, являются критерием  правильности игровых действий, их оценки. Выражение детей «Он  играет не по правилам» отражает  отношение их к правилу игры  как к чему-то незыблемому.

Усвоение детьми правил игры и следование им содействует воспитанию самостоятельности, возможности самоконтроля и взаимоконтроля в игре.

Игровые действия — это те действия, которые производят дети в игре. Чем они разнообразнее и богаче, тем большее количество детей участвует в игре и тем интереснее сама игра. Игровые действия, выполняемые учителем, позволяют руководить игрой через «пробный ход», иногда через роль и направлять игру непосредственно в ходе ее [7, с.48].

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры. Например, отгадывание загадок, выполнение поручений, игровых заданий, проявление смекалки является результатом игры и воспринимается детьми как достижение.

Для учителя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений.

Результат дидактической игры выражается в решении задачи и в том удовольствии, которое доставляет игра ее участникам.

Содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одного из них делает игру невозможной.

 Своеобразие дидактической  игры как игровой деятельности  заключается в том, что взаимоотношения  учителя с детьми и детей  между собой носят именно игровой  характер. Учитель является участником  игры или ее организатором. Дети  часто выполняют ту или иную  роль, которая определена содержанием  игры и наблюдательности, в пользовании  связной речью. Дидактическая игра  является практической деятельностью, в которой дети используют  знания, полученные на занятиях. В этом отношении роль дидактической  игры заключается в том, что  она создает жизненные условия  для разнообразного применения  знаний, для активизации умственной  деятельности. При этом обнаруживаются  ошибки и затруднения, испытываемые детьми. Учитель помогает их исправить и преодолеть [26, с.212].

Во многих дидактических играх очень отчетливо выступает упражнение, но дидактическая игра не может быть отождествлена с упражнением, ибо основу ее составляют игровые отношения детей, игровой замысел, игровые действия.

Многие дидактические игры не вносят ничего нового в знания детей, но они учат детей применять знания в новых условиях или содержат умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности.

Организуя индивидуальную дидактическую игру, учитель создает благоприятные условия индивидуального общения, выясняет причины отставания, многократно упражняет детей, поднимает уровень их развития.

Дидактические игры также нельзя оценивать только со стороны их явно дидактической цели — ориентировки детей в том или ином представлении или усвоении знаний. Эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности: они организуют детей, повышают их самостоятельность. Если они проводятся живо, умелой учительницей, дети реагируют на них огромным интересом, взрывами радости, что увеличивает их значение.

Дидактические игры способствуют формированию правильных взаимоотношений между детьми: умению вместе играть, согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу и радоваться успеху товарища. Игры создают возможность формирования положительных черт личности: честности, правдивости; упражняют детей в моральных поступках, помогают формированию морального опыта.

Дидактическая игра содействует также развитию инициативы. Многие игры типа лото, домино и другие по мере усвоения их детьми используются самостоятельно и оказывают благотворное влияние на развитие организаторских способностей.

Педагогу необходимо, прежде всего, подобрать игрушки, картинки, различные предметы для дидактических игр и хранить их в определенном месте.

В дидактической игре используются картинки. Всем известны «Игры парами», разрезные картинки, игры с картинками типа лото.

В дидактической игре могут широко использоваться и обычные предметы обихода, а также природный материал: листья, цветы, плоды, семена, камни, песок, вода и т. д.

Но многие так называемые «словесные игры» проводятся без игрушек и материалов. Они основаны на использовании слова и тех представлений, которые имеются у детей. Это игры-загадки, игры на противопоставление, на классификацию и др.

Планируя работу с детьми, учитель предусматривает и те дидактические игры, которые он применит на занятиях, и те игры, которые проводятся в часы игр. Следует также продумать и определить место, роль и связь игр с содержанием занятий, другими приемами обучения и воспитания детей [16, с.102].

Определив основные задачи и программное содержание, учитель придает игре игровой, замысел, намечает игровые действия, т. е. делает игру игрой. Через игровой замысел вызывается активный интерес детей к игре, личное отношение ребенка. Как только у детей возникает личная заинтересованность, появляются и активность, и творческие мысли, и действия, и переживания — все те проявления, без которых невозможна игра как специфическая деятельность.

По содержанию наиболее частыми в дидактической игре являются правила, обязывающие детей:

• действовать по очереди,

• отвечать, когда спрашивают,

• слушать товарища,

• не мешать другим в игре,

• выполнять правила,

• честно признаваться в ошибке и др.

При проведении дидактической игры педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей: одному загадать трудную загадку,   другому — легкую; застенчивого ребенка ободрить, плохо владеющего речью чаще привлекать к разговору, высказываниям, повторению правил и т. д. и тем самым развивать его речь.

Чтобы выполнить это требование, необходимо уже в процессе подготовки и продумывания игры наметить тех детей, на которых нужно обратить особое внимание: одних привлечь к активной роли, у других несколько сдержать их инициативу, чтобы они не подавляли других. В ходе игры, которая развертывается обычно в живом темпе, педагог, особенно не очень опытный, замечает лишь наиболее бойких детей, а между тем он должен и детей застенчивых, робких привлечь к активному участию в игре. Руководство в ходе игры должно быть направляющим игру и взаимоотношения детей, но не навязчивым [7, с.81].

Учитель является зачинщиком и участником игры и может руководить игрой через роль, через правило, через «пробный ход». От учителя требуется умение начать игру, возбудить у детей интерес к игре, желание играть

Уже в самом начале игры, в сообщении замысла, содержания игры очень важны образность и краткость речи учителя, скупой и выразительный жест, чуткое внимание к детям.

Сообщая правила игры, он формулирует их кратко, отчетливо и живо. Учитель проводит «пробный ход» игры, т. е. показывает, как играть. В играх со старшими детьми, когда они имеют элемент соревнования, можно предложить кому-нибудь из Детей повторить правила, чтобы недостаточная четкость их усвоения не повлияла на ход и результат игры [1, с.33].

В ходе игры учитель, выступая в роли участника игры, не перестает быть педагогом: он направляет игру репликами, вопросами, незаметно поддерживает инициативу детей, усилия более слабых и поощряет их успехи, создает условия для проявления самостоятельности. Своими действиями, выполнением правил он подает пример детям, дает оценку неправильным поступкам и предупреждает их. Однако не каждая игра требует оценки, так как она заключена в самом результате. Анализ же игры, ее хода может разрушить настроение детей, снять игровой интерес. Дети играют ради игры. Особенно нужно быть осторожным в оценке игры, если она имеет сюжетный характер и дети выступают в какой-то роли. В оценке игры учитель поддерживает радость от игры всем коллективом или группой детей.

Познавательные игры (дидактические) - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых детям предлагается найти выход. Главное назначение этого метода - стимулирование познавательного процесса. Такие стимулы ребенок получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

Информация о работе Дидактические игры и их роль в изучении иностранного языка в начальной школе