Дидактические игры и их роль в изучении иностранного языка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - проанализировать приёмы использования игровых методов как средства активизации учебного процесса на уроках английского языка.
Поставлены следующие задачи:
- рассмотреть дидактическую игру как средство формирования познавательной активности младших школьников;
- изучить литературу по проблеме использования дидактических игр на уроках английского языка в начальной школе;
- проанализировать требования к использованию дидактических игр на уроках английского языка.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 57.27 Кб (Скачать файл)

Спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие. Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им закрепиться в памяти учащихся. Игры помогают запоминать материал глубоко и надолго, поскольку происходит воздействие на непроизвольную память детей. Игры делают трудный и утомительный процесс обучения более весёлым для детей, что усиливает мотивацию к учению.

Самая большая работа по социализации ребенка происходит во время ролевой игры, так как ее содержанием являются отношения между людьми и людьми с различными организациями.

Игры подразделяются также на коммуникативные и лингвистические. Порой их невозможно разграничить, так как на практике целью лингвистической игры для ученика будет осуществление общения. Игра помогает обучить и устному и письменному видам речи. Готовя карточки с заданиями, приглашения или составляя меню, дети уже в раннем возрасте развивают коммуникативную компетенцию.

Обучение невербальным средствам общения относится уже к иной сфере - преподаванию лингвострановедческого материала, введение которого в программу начальной школы продиктовано самой жизнью. Варианты лингвострановедческих игр можно разделить на 3 большие группы: игры, знакомящие учащихся с продуктами культуры; игры, направленные на изучение поведения носителей языка, их традиций; игры, раскрывающие культурные ценности разных народов. Играя в эти игры, ребенок приобретает такую компетентность как толерантность, учится смотреть на другую культуру критически, сравнивать ее со своей. Новый подход к преподаванию культуры изменил отношение к самому языку. Он рассматривается как средство осуществления диалога равноправных культур, а не пропаганда одной из них. Соответственно изменяются критерии отбора учебного материала, прослеживается тенденция не замыкаться на англоязычной культуре, а проводить культурные параллели.

В связи с изменившимся подходом к обучению культуре через язык и попытками создать мост между нашей и новой культурой изменяются и приоритеты форм работы на уроке английского языка. В частности все большую популярность приобретают проекты - особый вид организации игр. В них школьник получает возможность поговорить о своих привычках, любимых вещах в сравнение с теми же явлениями в англоязычных странах. Кроме того, что проекты создают мотив изучения языка и культуры, в них учитываются основные особенности детей младшего школьного возраста, они еще учат школьников учиться, выполнять разнообразные виды работы - собирать информацию, организовывать текст, брать интервью, делать аудио записи и тому подобное. Ребенок учится работать самостоятельно, использовать разные источники информации и новые технологии.

Возможности применения игровых приемов при изучении лексики с привлечением материалов учебников достаточно велики. Во-первых, это использование наглядности, или макетов, для ввода и повторения лексики. Также существуют различные игровые задания творческого характера, например, придумать несуществующего персонажа и сказочный дом, дворец или замок для него. При этом оговаривается, что персонаж живёт в Англии. При презентации своих работ, дети рассказывают о своих творениях на английском языке, используя активную лексику темы.

Таким образом, включение в учебную деятельность игрового компонента, в частности, при обучении детей, является очень важным средством поддержания и усиления интереса и мотивации младших школьников и способствует повышению уровня усвоения материала.

Требования социально-психологического характера подразумевают создание условий, обеспечивающих взаимодействие, общение и сотрудничество участников игры. Одним из таких условий является социально-психологическая готовность учащихся к такого рода деятельности. Данный вид готовности предполагает, в частности, компетенцию участников общения в области той или иной затрагиваемой проблемы и наличие коммуникативных умений, обусловливающих эффективность взаимодействия в процессе игры. Содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для ее участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата, представляющего для них ценность. Игровое действие должно опираться на знания, навыки и умения, приобретенные на различных занятиях и обеспечивать возможность обучаемых принимать рациональные и эффективные решения, при этом критически оценивая себя и окружающих. Одним из важнейших социально-психологических требований является логическое сочетание игры с практикой реального общения.

Педагогические требования сводятся к следующему. Применяя игру как форму (средство, методический прием) обучения, преподаватель должен определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему, предполагающую их определенную последовательность и постепенное усложнение. При этом необходимо учитывать особенности группы и ее членов. Всякая учебная игра должна решать конкретную задачу.

Нет нужды объяснять, насколько все эти качества необходимы ребенку в дальнейшей жизни, и, в первую очередь, в школе, где он должен включиться в большой коллектив сверстников, сосредоточиться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.

Иными словами, взрослые должны сознавать, что игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.

Для учителя же главное помнить, что игра – лишь элемент урока, и  она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать какой именно навык, умения тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры.

Руководство дидактическими играми должно включать:

1.Отбор и продумывание  учителем программного содержания, четкое определение дидактических  задач, определение места и роли  игры в системе обучения и  воспитания, установление взаимосвязи  и взаимодействия с другими  формами обучения.

2.Создание (вернее сказать, проектирование) самой игры и  определение игровой задачи, игровых  действий, игровых правил и результата  игры.

3. Руководство ходом игры  и обеспечение активности всех  детей, оказание помощи робким, застенчивым, поощрение инициативы, умной выдумки, доброжелательных отношений детей  между собой и положительного  отношения к отражаемым в игре  явлениям, событиям.

При проведении дидактических игр учитель должен основываться на общих дидактических принципах. Одним из них является принцип системности. Игры-одиночки могут быть интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр по их содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Принцип системности выражается и во взаимосвязи дидактических игр как формы обучения и занятий.

При планировании педагогического процесса учитель обязан четко определить взаимодействие двух форм обучения.

Обучение детей и усвоение ими программных требований требует повторности. Это дидактическое требование относится и к обучению на занятиях и к дидактическим играм. Ведь только в результате повторения дети младшего школьного возраста учатся выделять в предметах признаки, качества (назначение, форму, цвет, величину, количество). Овладение пространственными ориентировками, использование их в жизни затрудняет детей среднего и даже старшего возраста; значительные трудности возникают при усвоении знаний о материалах, из которых изготовлены предметы, ориентировка в их свойствах.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Значение использования  дидактической  игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.

Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Игра - превосходный материал подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке (или поблагодарить их за сотрудничество), когда приходится заниматься менее приятными вещами.

После трудного устного упражнения или другого утомительного занятия веселая игра – это идеальная возможность расслабиться.

Ученики очень активны во время игры, потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпровождение быстро закончилось. Следовательно, игры заставляют их бороться.

Игровые действия - это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного,- умственные действия, выраженные в процессах мышления.

 

Список использованной  литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 2000. – 342 с.

2. Бабанский Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников: сб. статей. – Ростов-на-Дону, 2002. – 134 с.

3. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М ., 2004

4.  Букичева О. Дидактические игры и дети.// Учитель. - №1. – 2006. – с. 62-64.

5. Давыдов   В.В.   Возрастная   и   педагогическая   психология. – М.: Просвещение, 1979. – 250 с.

6.   Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М., 2001.

7.       Ильина О.В. Интегрированный подход в формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка. – Смоленск, 2005.

8.       Каргопольцева О.И. Игра на уроках английского языка как средство развития коммуникативных способностей учащихся. – Боровичи, 2006.

9.        Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе. - №4. – 1989.

10.        Конышева А.В. Современные методы обучения иностранному языку. – Минск, 2003.

11. Крутецкий   В.А. Психология   обучения   и воспитания   школьников. – М.: Просвещение, 1976.  – 280 с.

 

12.         Лапухина Ю.В. Стимулирование и развитие творчества детей на уроках английского языка. – Новгород, 2007.

13.        Матковская И. Ситуация успеха: формирование творческой активности учащихся на уроках иностранного языка посредством конкурсных мероприятий.// Учитель.-№2. - 2006. – с.68-71.

14.       Мильруд Р.П. Организация ролевой игры на уроке.// Иностранные языки в школе. - №3. – 1987.

15. Мишин  Е.М.  От  игры  к  знаниям:  Пособие  для  учителя. – М.: Просвещение 2007. – 67 с.

 

16.        Назарова Т. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников на уроках английского языка.// Учитель. - №6. – 2002. – с. 77-79.

17.       Назарова Т. Формирование эмоционального мира младшего школьника средствами игры на уроках английского языка.// Учитель. - №3. – 2002. – с. 71-72.

18.        Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М., 2003.

19.       Олейник Т.Н. Ролевая игра в обучении диалогической речи шестиклассников.// Иностранные языки в школе. - №1. – 2009.

20.       Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному языку. – М.: Просвещение,2004.

21.        Перкас С.В. Ролевые игры на уроках английского языка.// Иностранные языки в школе. - №4. – 2009.

22.        Салынская Т. Формула успеха.// Учитель. - №4. – 2006. – с. 58-59.

23.         Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. – М., 2005.

24.        Шадрикова. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1990. – 337 с.

25. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М., 2004

26.         Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 2002.

27.         Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения, Библиотека журнала «Директор школы», Выпуск №7, 2000

 

 

 

 


Информация о работе Дидактические игры и их роль в изучении иностранного языка в начальной школе