Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 17:12, курсовая работа
Цель исследования - проанализировать приёмы использования игровых методов как средства активизации учебного процесса на уроках английского языка.
Поставлены следующие задачи:
- рассмотреть дидактическую игру как средство формирования познавательной активности младших школьников;
- изучить литературу по проблеме использования дидактических игр на уроках английского языка в начальной школе;
- проанализировать требования к использованию дидактических игр на уроках английского языка.
3.Picture Dictations.
Перед выполнением этого задания учащимся объясняет учитель, что писать ничего не надо. Надо зарисовывать ту информацию, которая содержится в тексте. При проверке учитывается то, насколько верно изображена на нем информация.
There are two men on the picture. One man is fat, the second man is thin. The fat man is shot, the thin man is tall. The fat man is wearing trousers and a checked shirt, the tall man is wearing shorts and a striped T-shirt. The fat man has a hat on but the thin one has no hat.
3. WHAT’S THE DIFFERENCE?
Особое значение отводится развивающим играм, которые пробуждают интерес к решению логических задач и способствуют развитию абстрактного мышления, памяти и внимания. На протяжении всего курса детям можно предлагать отыскивать различия в картинках. Например, показать ребятам изображения двух львов. Предложить найти отличия и даже пофантазировать. Учащиеся младших классов охотно вовлекаются в игровую деятельность.
What’s the difference between these two lions? – This lion is fat (strong, wicked, big, bad, brave) and this lion is thin (weak, kind, small, good, cowardly).
4. MATROSKIN’S LETTER.
Ребята делятся на группы. Учителем делаются карточки-заготовки для каждой команды. В зависимости от изучаемой темы учитель добавляет изображения разнообразных предметов, один рисунок напротив номера предложения. Предлагается каждой группе придумать содержание письма. Каждый участник группы составляет одно предложение и передает другому карточку- заготовку. В предложении необходимо употребить слово, изображенное на картинке. Далее зачитываются письма каждой группы. Выигрывает та команда, письмо которой более связано по смыслу. Целью предлагаемой работы - выработать навыки в составлении предложений, закрепить знания в конструировании вопросительной, повествовательной и отрицательных форм.
5. WHO WANTS TO BE THE TEACHER?
Игра в «Учителя» учит детей не только безбоязненно выходить к доске, но и управлять группой, дает возможность ощутить себя лидером, а также более детально разобраться в изученной теме. Учитель может предложить ученику выступить в роли учителя и провести фрагмент урока.
Игры с погружением в языковую среду.
Принцип деятельности подразумевает «открытие» ребенком нового знания. Основным видом деятельности ребенка на уроках иностранного языка является речевая деятельность. Стимулировать детей к открытиям можно только погружением в языковую среду. Ролевые игры могут послужить хорошим помощником.
«Прием на работу». Цель: практика иноязычного общения в форме дискуссии.
Ход игры: играющие делятся на группы. Каждая группа должна решить, кого она выберет на вакантное место. Обсуждаются 4 заявления. Ведущий каждой группы объясняет выбор. Можно предложить каждой группе нарисовать лестницу из нескольких ступеней. Учитель просит детей написать слова на каждой ступени, обозначающие важные качества в работе. Принимается окончательное решение.
«Заседание детективного клуба». Цель: практика иноязычного общения в форме дискуссии.
Ход игры: играющие делятся на группы. Учитель предлагает ситуацию. Например, потерялся мальчик. Каждая группа получает информацию о ребенке и высказывает предположения, где следует искать ребенка.
«Покупки для каждого». Цель: активизация лексики и грамматики посредством повторяющихся речевых действий.
Ход игры: класс делится на группы. Каждая группа представляет ситуацию, что ими получены денежных средств и им необходимо посетить магазин. Ребятам необходимо решить как рассчитать свои денежные средства, потратить имеющуюся сумму денег, чтобы купить продукты из которых можно было приготовить ужин.
Грамматические, лексические, фонетические игры, способствующие формированию речевых навыков.
Большинство таких игр могут быть использованы в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и дальнейшего закрепления.
Фонетическая игра «Какое слово звучит?» Цель: формирования навыка установления адекватных звукобуквенных соответствий.
Ход игры: Обучаемым предлагается набор из 10-12 слов. Преподаватель начинает читать с определенной скоростью слова в произвольной последовательности. Обучаемые должны сделать следующее:
1Вариант. Найти в списке
слов произнесенные
2Вариант. Отметить в списке только те слова, которые были произнесены преподавателем.
На наш взгляд, одним из основных принципов обучения иностранному языку, является принцип комфортности. Чем более комфортны условия на уроке, тем интенсивнее происходит усвоение иноязычной речи. Любая стрессовая ситуация может уничтожить желание ребенка общаться с вами. Использование игр научит детей работать в сотрудничестве и будет способствовать раскрытию творческого потенциала.
Глава II.Особенности влияния дидактических игр на овладение иностранным языком
2.1. Диагностика уровня сформированности знаний у младших школьников, при обучении иностранному языку
Обучение иностранному
языку значимо на всех
Для выявления состояния уровня сформированности знаний при обучении иностранному языку мы использовали тесты, контрольные работы.
Опытная работа состоит из трёх этапов:
1. Констатирующий эксперимент.
2. Обучающий эксперимент.
3. Контрольный эксперимент.
Базой нашего исследования является МБОУ «СОШ» №4, учащиеся 4 «А» и 4 «Б» класса.
Задания предлагались в двух группах. Одна является контрольной- 4 «А», другой экспериментальной – 4 «Б», которой после теста были предложены специально созданная система уроков с использованием дидактических игр.
Детям предлагалась контрольная работа.
Цель заключалась в выявлении уровня знаний учащихся при обучении иностранному языку.
На первом этапе учащимся был предложен текст, состоящий из 6 частей (A-F). Перед учащимися 5 вопросов (1-5) к разным частям текста. Задача учеников установить, в каких частях текста можно найти ответы на эти вопросы.
Ответ на каждый вопрос можно найти только в одной части текста. Задача ребят занести свои ответы в таблицу, приведенную ниже, где под номером вопроса впишите соответствующую букву. В задании одна часть текста лишняя (Приложение 1).
В ходе проверки работы было выявлено следующее:
Уровень знаний учащихся при обучении иностранного языка
Умение |
Всего учащихся |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
4 «А» |
15 |
7% |
50% |
43% |
4 «Б» |
15 |
7% |
53% |
40% |
В ситуации выбора, испытуемые данной группы предлагали неверные ответы, не соответствующие содержанию текста.
Основываясь на вышесказанном, мы выделяем этих школьников в группу с низким уровнем нравственного опыта.
В экспериментальном классе они составляют 43%, в контрольном - 40%.
Далее, из оставшейся выборки выделяются испытуемые, у которых знания, ответы отличаются в лучшую сторону, в сравнении с учащимися с низким уровнем знаний.
Варианты ответов этих учащихся правильны. Но при этом обобщенность их знаний довольно низка.
Знания у этих учеников находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся с низким уровнем.
В результате проведенного анализа, мы выделяем данных испытуемых в группу со средним уровнем знаний. Она составляет 50% от выборки экспериментального класса и 53% контрольного.
Оставшиеся испытуемые образовали самую немногочисленную группу с высоким уровнем знаний – 7% - в экспериментальном классе и столько же в контрольном.
Все проявления знаний у этих школьников характеризуются высокой степенью соответствия норме. Ответы оказались точными и верными. Этот факт указывает на глубокое содержание знаний учащихся.
На основе сказанного мы выделяем этих учащихся в отдельную группу с высоким уровнем знаний.
Вся выборка экспериментального и контрольного класса разделяется на три группы – с низким, средним и высоким уровнем знаний учащихся. Однако процентное разделение испытуемых по группам несколько иное.
На втором этапе исследования (Приложение 2) мы формировали у учеников экспериментальных классов в процессе обучения на уроке иностранного необходимые знания (при работе с текстом, при общении) учебной деятельности не изменялось, менялся только характер ее протекания.
Уроки проходили в нетрадиционной форме, с использованием дидактических игр.
Задачи, которые решались на этих уроках:
После проведенной работы учащимся была предложена контрольная работа (Приложение 3), для того, чтобы, прежде всего, проанализировать изменения полученных знаний в экспериментальном классе.
Как и на первом этапе исследования, испытуемые экспериментальных классов разделились на три группы – с низким, средним, и высоким уровнем знаний.
В то же время изменился их количественный состав. Так в экспериментальном классе количество учащихся с низким уровнем знаний составляет 16% от выборки, со средним уровнем – 57%, и с высоким – 27%.
В ходе проверки работы было выявлено следующее:
Таблица 2.
Контрольный анализ знаний учащихся
Умение |
Всего учащихся |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
4 «А» |
15 |
27% |
57% |
16% |
4 «Б» |
15 |
7% |
53% |
40% |
При сравнении с первым этапом исследования оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась на 27%, со средним увеличилась на 7%, и с высоким увеличилась на 20%. Более детальное сравнение позволило проследить изменение состава учащихся в группах разных уровней от первого этапа исследования по второй. Так 24% испытуемых бывших в группе с низким уровнем попали в группу со средним уровнем, и 3% - в группу с высоким уровнем. Из группы со средним уровнем на первом этапе исследования 17% испытуемых попали в группу с высоким уровнем.
В целом 44% испытуемых в экспериментальном классе изменили свое положение, и попали в группы с более высоким уровнем знаний, при изучении иностранного языка.
Этот факт свидетельствует
о том, что в результате эксперимента,
с использованием различных
2.2.Методические
рекомендации по применению
Игры имеют особое место на уроке иностранного языка. Существует множество различных игровых заданий, использование которых помогает разнообразить и расширить рамки содержания и технологии обучения.
Дидактическая игра, введённая в учебный процесс на занятиях по иностранному языку, в качестве одного из приёмов обучения, должна быть интересной, несложной и оживлённой, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний. Языковые игры предназначены для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений.
Психологами было доказано, что игра "оправдывает" переход на новый язык. Она является одновременно и интересным видом работы для ученика и аналогом языковых упражнений для учителя, благодаря которым развиваются навыки всех видов речевой деятельности. Игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приемов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.
Какие педагогические цели достигаются во время игры? Игры можно использовать на этапе первичного закрепления материала, непосредственно после введения новой лексики. На последующих уроках, игра становится способом повторить пройденное ранее. Игра – хороший способ активизации активности детей на уроке. После сложных упражнений, игра – это способ расслабиться и снять напряжение. Игры помогают снять скованность, особенно, если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно и будет участвовать в игре активнее, если цель игры – просто повеселиться, а не считать очки и выигрывать. Хотя элемент соревнования часто добавляет оживление и повышает активность, именно он создаёт большое психологическое давление на учеников, они боятся не справиться с заданием, что выводит из игры застенчивых и отстающих.
Информация о работе Дидактические игры и их роль в изучении иностранного языка в начальной школе