Формирование грамматических навыков посредством схем-опор на уроках немецкого языка у учащихся 6-7 классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление, обоснование и апробация педагогических условий формирования грамматических навыков у учащихся 6 – 7 классов посредством использования схем – опор.
Объект исследования – процесс обучения немецкому языку в 6 – 7 классах.
Предмет исследования – использования схем – опор для формирования грамматических навыков у учащихся 6 – 7 классов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ СХЕМ – ОПОР У УЧАЩИХСЯ 6 – 7 КЛАССОВ…………………………………………………6
Определение грамматического навыка и его характеристика………..6
Определение понятия схема-опора и его характеристика…………….35
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ……………………………………………………….42
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАМММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ СХЕМ-ОПОР НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ 6-7 КЛАССОВ ПО УМК И.Л.БИМ…………………………………………………………………………43
2.1 Разработки схем-опор по грамматике немецкого языка для учащихся 6-7 классов. Описание методики работы по опорной схеме.
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ…………………………………………......................47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КРMicrosoft Office Word (2).doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)
 

   Имплицитный подход может широко использоваться на начальном этапе обучения детей  и взрослых. В современных УМК  для начальной школы удачно сочетаются оба метода: структурный и коммуникативный, с учетом реального контекста  деятельности детей.

                                                                                                         

                                                                                              Таблица №2 

   Эксплицитный  подход (с объяснением  правил) (Соловова Е.Н.)

   Дедуктивный метод    Индуктивный метод
   От  общего – к частному.

   От  правила – к действию.

   Последовательность  действий:

   1)Изучается  правило, сформулированное обычно  с использованием специфических  грамматических терминов.

   2) Учащиеся  находят данное грамматическое  явление или структуру в предложениях или в тексте, называют его форму, объясняют, в каком значении оно употреблено в данном контексте.

   3) выполняются  подстановочные упражнения по  аналогии с образцом.

   4) Затем  происходит переход к упражнениям  на трансформацию в соответствии с правилом.

   5) Переводные  упражнения с родного языка  на иностранный.

   Плюсы:

  • осуществляет реализацию принципов сознательности, научности;
  • обеспечивает пооперационную отработку грамматического навыка;
  • способствует формированию учебных умений и навыков, большей автономии учащихся;
  • может быть использован при самостоятельной работе.

   Минусы:

  • трудность понимания грамматической терминологии;
  • часто грамматика отрабатывается на «безликих» предложениях, вне связного речевого контекста, вне актуализируемой лексики и тематики общения, что приводит к тому, что грамматический навык существует словно сам по себе, вне формируемых речевых умений.
   
   От  единичного – к общему.

   Учащиеся  сами формулируют правило, пытаясь  через контекст осмыслить новое  грамматическое явление, определить его форму и выяснить закономерности его употребления.

   Последовательность  действий:

   1) Дается  текст или набор предложений,  где часто встречается новое  грамматическое явление, в том  числе и на контрасте с уже  известными грамматическими явлениями/формами/структурами. Учитель формулирует речевую задачу. Уместно использовать различные подсказки в тексте, например, подчеркивание или выделение разными цветами особенностей формы данной грамматической структуры, подбор таких предложений, где контекст использования данной структуры настолько однозначен, понятен и прозрачен, что учащиеся смогут с легкостью вывести правило. Задание должно быть посильно для учащихся, иначе оно займет неоправданно много времени, а неправильные выводы, сделанные самостоятельно, могут закрепляться в сознании и приводить в дальнейшем к устойчивым ошибкам.

   2) Формулировка  учащимися правила образования/использования  грамматической структуры, корректируемая  учителем.

   3) Выполнение  упражнений на подстановку.

   4) Выполнение  упражнений на трансформацию.

   5) Переводные  упражнения.

   Плюсы:

  • обеспечивает реализацию проблемного обучения;
  • стимулирует самостоятельное языковое наблюдение;
  • развивает догадку по контексту;
  • способствует лучшему запоминанию изучаемого материала.

   Минусы:

  • может занимать много времени;
  • не все языковые явления можно объяснить индуктивно;
  • неверно выведенное правило может приводить к устойчивым ошибкам.
 

   Наиболее  распространенным в настоящее время в практике школьного обучения грамматике является дифференцированный подход, построенный на основе выборочного использования положений двух традиционно сложившихся подходов, отмеченных выше.

   Дифференцированный  подход

   Дифференцированный  подход к обучению грамматике позволяет  сочетать различные подходы и  методы с учетом особенностей обучения.

   Е.Н.Соловова считает, что в начальной и  средней школе по возможности  надо использовать индуктивный метод, поскольку:

  • именно на данном этапе активно формируется механизм языковой догадки;
  • характер грамматического материала в большинстве случаев допускает выведение правила по контексту самими учащимися;
  • при корректировке выведенного учащимися правила учитель может избежать употребления трудных грамматических терминов, свойственных грамматическим справочникам.

   Для закрепления грамматических навыков необходимо увеличить количество условно-речевых и собственно речевых упражнений и заданий. Наиболее эффективным в данном случае будет использование разнообразных грамматических игр, направленных на отработку грамматических навыков в значимом, коммуникативно-ориентированном контексте.

   В старшей школе и на продвинутом  этапе обучения, как правило, используют дедуктивный метод, поскольку:

  • уровень языковой грамотности, академических умений уже достаточно высок и позволяет эффективно использовать специальную справочную литературу как в классе, так и при самостоятельной работе;
  • грамматические структуры, изучаемые на продвинутом уровне, достаточно сложны, и их вряд ли можно понять самостоятельно, а если и возможно, то временные затраты будут непозволительно велики;
  • в старшей школе акцент делается на дальнейшее развитие автономности учащихся, формирование умений самостоятельно преодолевать возникающие трудности, проводить самооценку и коррекцию полученных знаний и умений.

   Далеко  не все грамматические упражнения должны быть подлинно коммуникативными. При этом тренировочный характер упражнений отнюдь не исключает, а предполагает содержательную, речевую, социокультурную ценность заданий.

   В практике обучения иностранному языку  нельзя разорвать практические, образовательные, развивающие цели обучения. Формирование языковой компетенции не стоит противопоставлять формированию речевой и социокультурной компетенции. Применительно к обучению грамматике это может иметь реальное выражение в:

  • содержательной и социокультурной ценности предложений;
  • сочетании доречевых и собственно речевых упражнений.

   Овладение грамматикой предполагает не столько  знание правил, сколько умение, не задумываясь  реализовывать их в процессе речевого взаимодействия. Поэтому наряду с  чисто тренировочными упражнениями на грамматику обязательно  нужно использовать условно – коммуникативные и собственно коммуникативные упражнения для закрепления грамматических навыков. Наилучшим способом решения данной задачи представляется использование различных игр на уроке.

   Существуют  различные способы исправления  грамматических ошибок. Выбор способа  исправления зависит от многих причин, а именно от того, идёт ли речь об исправлении  грамматических ошибок в устной речи и на письме, в тренировочных или  творческих заданиях, при индивидуальной или фронтальной работе и т.д.

   Наиболее  общие тенденции следующие:

    1. Можно сразу исправить неправильный вариант на правильный и убедиться в том, что ученик, допустивший ошибку, повторил или написал правильный вариант.
    2. Можно, используя различные способы, лишь привлечь внимание ученика к ошибке (например, подчеркнуть ошибку в письменной работе).
    3. Можно попросить ученика самому определить ошибку и исправить или объяснить её.
    4. Можно использовать элемент взаимообучения, привлекая других учеников к определению и исправлению ошибок товарищей.
    5. Е.Н.Соловова даёт следующие рекомендации учителям иностранного языка при обучении грамматике:

       1.     Соблюдать разумный баланс между  требованиями к чистоте и беглости  речи учеников, не стараясь любой  ценой исправить все ошибки сразу.

           2.  Поощрять использование разнообразных грамматических структур, даже если их употребление на первых порах приводит к обилию ошибок. Ошибки – это не только показатели пробелов в знаниях, но и показатель амбиций учеников в изучении иностранного языка, их реального прогресса от упрощённых моделей к более сложным, приближённых к уровню независимого пользователя.

   3.   Развивать у учащихся бережное  отношение к языку, стимулировать  самостоятельное определение и  исправление ошибок. Основным фактором, обуславливающим успех формирования, развития и совершенствования речевых грамматических навыков являются упражнения, которые в целом образуют систему упражнений по формированию грамматических навыков.

   Система упражнений по немецкому языку всегда должна иметь своей целью практическое овладение иностранным языком. Она направлена на освоение тех операций с материалом для речи, которые необходимы для понимания и выражения мыслей на языке.

   Известно, что главная трудность в обучении грамматическим умениям и навыкам состоит не в запоминании отдельных фактов языка, а в овладении действиями с ними. Поэтому основное назначение грамматических упражнений заключается в том, чтобы обеспечить обучающимся овладение действиями с грамматическим материалом, как в рецептивном, так и в продуктивном плане.

   Грамматические  упражнения должны отвечать следующим  основным требованиям:

    1. Обучать действиям с грамматическим материалом.
    2. Отражать психофизиологические и лингвистические закономерности развиваемых видов речевой деятельности.
    3. Иметь коммуникативную направленность.
    4. Располагаться в порядке от более лёгких к более трудным.
    5. Активизировать умственную деятельность обучающихся (ставить проблемные задачи).

   Упражнения  могут быть следующих видов:

   Имитативные — это упражнения, в которых учащийся для выполнения речевой задачи находит языковые формы, лексические единицы в реплике учителя (в речевом образце) и использует их, не изменяя.

   Например:

  • 1. Повторите … вслед за диктором.
  • 2. Повторите следующие предложения, выполняя соответствующие действия.
  • 3. Повторите… в паузах вслед за диктором, обращая внимание на повышение (понижение) тона к концу предложения.
  • 4. Прочитайте предложение хором (по цепочке, в парах).
  • 5. Перепишите следующие предложения.
  • 6. Скажите, что вы делали то же, что и диктор (если это соответствует действительности).
  • 7. Подтвердите высказывание диктора, если он прав.
  • 8. Если вы вчера делали что то другое, скажите об этом.
  • 9. Выполните команду и скажите, что вы сделали.
  • 10. Скажите, что сегодня все было, как обычно.
  • 11. Скажите, что в воскресение (на прошлой неделе) вы делали то, что любите делать.
  • 12. Подтвердите, что высказывание вашего собеседника соответствует действительности.
  • 13. Заверьте товарища, что в действиях Н., которого он хвалит нет ничего  удивительного.
  • 14. Заверьте собеседника, что он ошибается.
  • 15. Согласитесь с утверждениями товарищей.
  • 16. Произнесите одну и ту же фразу громко, тихо, быстро, задумчиво, иронически.
  • 17. Выразите уверенность, удивление по поводу высказывания вашего товарища.
  • 18. Произнесите фразу, изменяя поочередно логическое ударение на отдельных словах.
  • 19. Повторите, добавляя слово (словосочетание, фразу).
  • 20. Повторите для того, кто вас не расслышал.
  • 21. Срифмуйте несколько фраз и повторите их.

   Подстановочные  – это упражнения, характеризующиеся тем, что в них происходит подстановка лексических единиц в структуру какой- либо грамматической формы.

   Например:

  • 1. Составьте предложения с помощью подстановочной таблицы.
  • 2. Составьте как можно больше предложений, используя таблицу. Переведите предложения, отмеченные звездочкой.
  • 3. Составьте предложения из заданных слов.
  • 4. Раскройте скобки, употребляя соответствующую грамматическую форму.
  • 5. Составьте предложения по образцу.
  • 6. Составьте предложения по образцу, заменяя определения (дополнения, обстоятельства) развернутой фразой.
  • 7. Составьте предложения по образцу, заменяя подпись к каждому рисунку одним словом.
  • 8. Составьте предложения по таблице. Имена данные в таблице, замените именами ваших друзей и знакомых.
  • 9. Прослушайте диалог, воспроизведите его в парах и составьте диалог по аналогии.
  • 10. Выберите из таблицы предложения, отвечающие действительности.
  • 11. Расскажите о себе или о своем товарище, используя образец.
  • 12. Ответьте на вопросы, используя образец.
  • 13. Закончите предложения по образцу.
  • 14. Пользуясь таблицей ответьте на вопросы.
  • 15. Сгруппируйте следующие предложения так, чтобы получился рассказ. Для самопроверки используйте образец.
  • 16. Изучите содержание подстановочной таблицы и скажите, где (когда), при каких обстоятельствах произошло событие.
  • 17. Дополните таблицу своими примерами.
  • 18. Посоветуйте другу посмотреть фильм (прочитать книгу, рассказ, журнал), который вам понравился. (приводится образец.)
  • 19. Расскажите о… используя подстановочную таблицу (логико-синтаксическую схему, образец).
  • 20. Посмотрите на фотографии и скажите, чем отличаются одна от другой. (приводится образец.)
  • 21. Спросите, как сделать … . (приводится образец.)
  • 22. Проверьте, хорошо ли знают ваши товарищи, где находятся различные вещи. (приводится образец.)
  • 23. Примите участие в беседе. Используйте таблицу, которая поможет вам найти нужные слова.
  • 24. Скажите, о чем вы попросите своего товарища, который собирается в туристическую поездку по Сибири. (приводится образец.)
  • 25. Прослушайте реплики своего товарища. Скажите, что вы выполнили (выполните) только одно из названых им действий.

Информация о работе Формирование грамматических навыков посредством схем-опор на уроках немецкого языка у учащихся 6-7 классов