Формирование грамматических навыков посредством схем-опор на уроках немецкого языка у учащихся 6-7 классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление, обоснование и апробация педагогических условий формирования грамматических навыков у учащихся 6 – 7 классов посредством использования схем – опор.
Объект исследования – процесс обучения немецкому языку в 6 – 7 классах.
Предмет исследования – использования схем – опор для формирования грамматических навыков у учащихся 6 – 7 классов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ СХЕМ – ОПОР У УЧАЩИХСЯ 6 – 7 КЛАССОВ…………………………………………………6
Определение грамматического навыка и его характеристика………..6
Определение понятия схема-опора и его характеристика…………….35
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ……………………………………………………….42
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАМММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ СХЕМ-ОПОР НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ 6-7 КЛАССОВ ПО УМК И.Л.БИМ…………………………………………………………………………43
2.1 Разработки схем-опор по грамматике немецкого языка для учащихся 6-7 классов. Описание методики работы по опорной схеме.
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ…………………………………………......................47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КРMicrosoft Office Word (2).doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

   А также возможность опоры на различные  ориентиры обеспечивает выполнение задания учащимися с разным уровнем  языковой подготовки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по I главе.

   В данной главе мы изучили и проанализировали теоретический аспект по проблеме исследования. А так же раскрыли понятия «грамматический навык» и «схемы-опоры»

   Наиболее  подходящим нам показалось определение, данное В.М Филатовым. Грамматический навык – это автоматизированное использование грамматического материала в продуктивной и рецептивной речевой деятельности.

   Изучив  литературу, мы определили, что конкретного  понятия «схема-опора» в современной методике не существует. Поэтому мы выявили понятие «схема-опора» самостоятельно. Схемы-опоры – это средство наглядности, оформленное в виде графика, чертежа, таблицы, рисунка, диаграммы, которые рождаются в момент объяснения, позволяют включить учащихся в активную деятельность на уроке, довести представление по изучаемой теме до формирования устойчивых грамматических навыков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАМММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ СХЕМ-ОПОР НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ 6-7 КЛАССОВ ПО УМК И.Л.БИМ

    2.1 Разработки схем-опор по грамматике немецкого языка для учащихся 6-7 классов. Описание методики работы по опорной схеме.

    Для анализа характера использования  схем-опор при формировании грамматических навыков были выбраны два учебника немецкого языка под редакцией  И.Л.Бим для 6 и 7 классов.

    Проведённый анализ показал, что в учебниках  И.Л.Бим за 6 класс новый грамматический материал представлен в рубрике  Grammatik. «Ist das eine harte Nuss?» В 7 классе новый грамматический материал представлен в рубрике «Wir arbeiten an der Grammatik.»

    Изучение  грамматических правил и структур –  процесс сам по себе очень трудный  и зачастую скучный. Поэтому и  мотивация учеников к овладению  иноязычной грамматикой тоже не высока. Но ведь возможно сделать процесс обучения иностранного языка интересным и ярким, используя опорные схемы, картинки, знаки и символы, которые помогут сделать материал нагляднее и потренировать применение грамматических правил на практике, а также будут развивать внимание и зрительную память ребенка.

    Лексико-грамматические опорные схемы можно применять для разных целей: введения и закрепления грамматического материала.

   Мы  разработали специальный комплекс схем-опор в работе над темой «Склонение имён прилагательных» 7 класс УМК  И.Л. Бим.(приложение)

   Мы  считаем данную разработку- комплекс схем-опор необходимой, так как склонение имён прилагательных считается в грамматике немецкого языка одной из самых трудных тем.

   Для этого мы использовали особые приёмы работы над грамматическим материалом. Одним из таких приёмов является SOS-модель. Применяя SOS-модель, которая состоит из трёх этапов (шагов): sammeln-ordnen-systematiesieren, учащиеся легко усваивают новое грамматическое явление, самостоятельно формулируют правило, визуализируют его с помощью схемы или рисунка и применяют затем новую грамматическую форму при решении конкретной коммуникативной задачи.

   Первый  шаг: sammeln- на столе у учащихся по 3 кружка: красный- символ имён существительных женского рода; зелёный – мужского; жёлтый – среднего.

   Учитель проговаривает существительные  всех родов программного материала: der Berg, die Landschaft, das Wetter u.s.w. Учащиеся показывают кружки, соответствующие роду имён существительных.

   Второй  шаг: ordnen- даётся задание – определить род имён существительных, входящих в словосочетание с именами прилагательными с определённы, неопределённым и без артикля, обращая внимание при этом на окончания прилагательных и сгруппировать словосочетания по роду имён существительных: учитель показывает слайды: der  hohe Berg, der breite Fluss, ein hoher Berg, weißer Schnee – м.р; das warme Meer, ein interessantes Buch, schönes Wetter – с.р; die kühle Ostsee, eine schöne Landschaft, frische Luft – ж.р.

   Третий  шаг- systematiesieren

   Учащиеся  анализируют сгруппированные слова, находят грамматические закономерности с помощью вопросов учителя:

   - Обратите внимание, как ведёт  себя прилагательное, если оно  выступает в роли определения  к существительному?

   Предполагаемый  ответ учеников – оно получает разные окончания.

   - Отчего же зависит окончание  прилагательного?

   - 1) от того, стоит ли перед прилагательным артикль или нет: das schöne Meer, но schönes Meer.

     2) от того, какой это артикль  (определённый или неопределённый): der lose Hund, но ein loser Hund.

   Учащиеся  формулируют правило и записывают его в виде схемы – после определённого артикля прилагательные получают следующие окончания:

    Singular –die

                    der e

                    das

    Plural- die- en

   Систематизируя  данное грамматическое явление, учитель  представляет первую таблицу: склонение  прилагательных с определённым артиклем.(Приложение).

   - Если артикль недостаточно чётко  показывает род, число и падеж  существительного, то прилагательное  принимает окончания определённого  артикля:

    Singular ein er

                  eine e

                  ein  es

   Учитель демонстрирует таблицу склонения прилагательных после неопределённого артикля в единственном числе:

   - если артикль отсутствует, то:

    Singular м.р er            Plural  e

                  ж.р e

                  с.р es

   Формированию  прочных грамматических навыков данного грамматического явления способствует организация упражнений, выполняемых с опорой на комплексное использование зрительно-графического материала.

   Нам представляется необходимым использование  для закрепления данной темы не только схем, таблиц, но и текстов-моделей.

   Учащиеся  получают задание: придумать словосочетания, связанные общим признаком, например цветом. 

    blauer Fluss            grüner Grass          gelbe Sonne

   blauer See               grüner Baum          gelbes Feld Das ist meine                                   

   blauer Himmel        grüne Wiese            gelber Garten Heimat 

   Мы  считаем, что повторяющаяся грамматическая структура создаёт чувство ритма, благодаря чему, грамматические структуры, встречающиеся в тексте-модели, откладываются в памяти учащихся и легко запоминаются.

     Мы разработали специальный комплекс схем-опор в работе над темой «Предлоги, требующие дательного и винительного падежей» для учащихся 6 классов по УМК  И.Л. Бим.(приложение)

   Мы  считаем эту  разработку необходимой, так как  данный комплекс схем-опор поможет преодолеть трудности при работе с одной из самых трудных тем за год обучения в 6 классе.

   И предоставляем вашему вниманию вариант схемы-опоры с графическими элементами, а также предлагаем вам разработку по данной теме.

   Мы  считаем, что повторяющаяся грамматическая структура создаёт чувство ритма, благодаря чему, грамматические структуры, встречающиеся в тексте-модели, откладываются  в памяти учащихся и легко запоминаются. 
 
 
 
 

Выводы  по II главе

   Во  второй главе мы разработали комплексы схем-опор по УМК И.Л. Бим для 6 и 7 классов. Мы выбрали следующие темы: для 6 класса - «Предлоги, требующие дательного и винительного падежей», для 7 класса - «Склонение имён прилагательных». Данные схемы-опоры представлены в презентации, которая входит в приложение.

     Подобного рода символические наглядности  помогают ребенку достаточно быстро вспомнить заученные фразы и небольшие предложения, способствуют формированию всех видов навыков, особенно грамматических, и помогают правильно применить их в речи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   В рамках подготовки к данной курсовой работы поставленные задачи были реализованы  частично. Мы проанализировали теоретические  аспекты по формированию грамматических навыков посредством схем-опор для  учащихся6-7 классов на уроках немецкого языка. В ходе изучения нами были рассмотрены несколько определений понятия «грамматический навык».наиболее удачным является, на наш взгляд, понятие, данное В.М.Филатовым Грамматический навык – это автоматизированное использование грамматического материала в продуктивной и рецептивной речевой деятельности. Процесс формирования грамматических навыков может быть организован с точки зрения различных методических подходов. Выделяют следующие подходы: имплицидный, эксплицидный и дифференцированный.

   Грамматический  навык является неотъемлемой частью любого речевого умения: чтения, аудирования, говорения и письма. Он влияет на эффективность, как понимания чужой, так и построения собственной  речи.

   Мы  раскрыли ключевое понятие «схема-опора» нашей курсовой работе. Так как чёткого определения схемы-опоры в методике не существует, мы сформулировали это понятие самостоятельно на основе изученных источников.

   Грамматика  и лексико-грамматические схемы-опоры, как нам кажется, призваны облегчить учащимся процесс овладения иностранным языком способствовать разрешению различного вида сложностей, облегчить преодоление нарастающих трудностей, сконцентрировать внимание на новом изучаемом грамматическом материале, сформировать прочные грамматические умения и навыки. Функциональное значение схем-опор в обучении грамматике и формировании грамматических навыков заключается, в том, что он выступает средством концентрации воспринимаемого материала.

   Мы  разработали комплекс схем-опор по УМК  И.Л. Бим для учащихся 6—7 классов на уроках немецкого языка. Созданные нами схемы-опоры отличаются простотой и ясностью. Использование данных схем-опор, символов, моделей и таблиц облегчит учащимся усвоение и запоминание грамматических явлений. Мы считаем, что данный комплекс схем-опор можно использовать как приложение к учебникам 6-7 классов при формировании грамматических навыков. 
 
 
 
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Библиографический список

    1. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку / И.Л Бим. – М.: Просвещение, 1988. – 20 с.
    2. Бим, И.Л. Немецкий язык. Шаги:2 Учебник для 6 кл. образовательных учреждений. / И.Л. Бим, Л.М.Санникова, Л.В. Садомова. - М Просвещение, 2003. – 32с.
    3. Бим, И.Л. Немецкий язык. Шаги:2 Учебник для 7 кл. образовательных учреждений. / И.Л. Бим, Л.М.Санникова, Л.В. Садомова. - М Просвещение, 2003. – 50с.
    4. Гак, В.Г. Теоретическая грамматика французского языка / В.Г.Гак.- М.: Добросвет, 2000. - 832 c.
    5. Гальскова, Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова, Н.И Гез: Лингводидактика и методика: Учеб. Пособие для студентов лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2005.-55с.
    6. Грачёва, Н.П. О комплексном использовании средств наглядности в овладении грамматической стороной устной речи / Н.П. Грачёва // Иностранные языки в школе. – 1191. - 1янв. - с27.
    7. Даль, Толковый словарь живого великорусского языка / В.Даль II издание 1880-1882 гг. - 50с.
    8. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М: Красанд, 2010.- 106с.
    9. Маслыко, Е.А Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько и др.: справ. Пособие – Мн.: Высшая школа, 1992. – 29с.
    10. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методика обучения французскому языку / Р.К.Миньяр-Белоручев. – М.: Просвещение, 1990. – 365с.
    11. Мустафина, Ф.Ш. Методика преподавания иностранных языков /Ф.Ш. Мустафина: Учебное пособие. – Уфа: Восточный университет, 2004.- 30с.
    12. Ожегов, С.И Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений / С.И Ожегов, Н.Ю. Шведова – 4 издание. – М.: ООО «ИНТИ ТЕХНОЛОГИИ» 2003 - 100с.
    13. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. / Е.И. Пассов – М.: Просвещение, 1991.- 72с.
    14. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. / Рогова Г.В, Рабинович Ф.М, Сахарова Т.Е – М.: Просвещение, 1991- 90с
    15. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам / Е.Н.Соловова: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М.: Просвещение, 2002.-70с.
    16. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935- 40с.
    17. Филатов, В.М. Семинарские и практические занятия по методике обучения иностранным языкам / В.М Филатов, Т.А.Уланова. Учебно-мет.

Информация о работе Формирование грамматических навыков посредством схем-опор на уроках немецкого языка у учащихся 6-7 классов