Групповая и коллективная форма обучения иностранному языку в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении именно групповой и коллективной форм организации обучения иностранным языкам в начальных классах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие формы организации обучения. Организационные формы обучения………………………………….………………………………………….6
Глава 2. Коллективная форма организации учебно-воспитательного
процесса в начальной школе……………………………………………………....12
Глава 3. Групповая форма организации обучения иностранному языку в начальных классах………………………………………………………………….16
Заключение………….………………………………………………………………31
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Групповая и коллективная форма обучения иностранному языку в начальных классах.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….3

        Глава 1.  Понятие формы организации обучения. Организационные формы обучения………………………………….………………………………………….6

        Глава 2. Коллективная форма организации учебно-воспитательного

процесса в  начальной школе……………………………………………………....12

        Глава 3. Групповая форма организации обучения иностранному языку в начальных классах………………………………………………………………….16

Заключение………….………………………………………………………………31

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На протяжении нескольких лет современная школа  нуждалась в коренных качественных изменениях в отношении обучения и воспитания. В последние годы произошли большие перемены в  жизни современной школы: изменяются учебные планы; разрабатываются  и успешно вводятся в обучение альтернативные программы и учебники; появились частные школы, лицеи, гимназии, колледжи; изучается опыт зарубежных школ.

Качество знаний учащихся при традиционной системе  обучения давно вызывает всеобщее волнение. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельности учащихся и учителей, в невозможности решения многих жизненно важных задач обучения и воспитания. Совершенствование урока - основной формы процесса обучения - призвано обеспечить органическое единство образования, воспитания и развития учащихся.

Особое значение для развивающего обучения имеют  результаты психолого-педагогических исследований, проводимые под руководством Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина. Основная задача начального обучения данных исследований - общее развитие учащихся и его тесная связь с обучением.  Д.Б.Эльконин писал: «Чтобы обучение в начальной школе было развивающим, необходимо позаботиться, прежде всего, о научности».

Качественно новое  содержание обучения младших школьников предполагает качественно новые формы усвоения. Исходной формой освоения любого культурного содержания является сотрудничество. Отношение формы и содержания сотрудничества, сформировал Л.В. Выготский: «Новый тип обобщения требует и нового типа общения».

По дидактической  концепции, разработанной под руководством педагога В.К. Дьяченко, обучение - есть общение, в процессе которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности. Он считает, что самым важным в учебно-воспитательном процессе необходимо считать два фактора – коллективизм и самостоятельность.

Классно-урочная  система не в полной мере дает возможность  приобретать навыки коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельности, а следовательно сдерживает процесс развития учащихся.

В единой концепции  развивающего обучения изменения коснулись  прежде всего содержания методов, использования  различных средств обучения, но осталась неизменной организационная форма  обучения.

Актуальность. Встала проблема пересмотра разработанных в дидактике организационных форм обучения, которая отвечала бы требованиям развивающего обучения. Г.А. Цукерман считает, что требованиям развивающего обучения отвечает коллективная и групповая формы организации учебно-воспитательного процесса.

С недавних пор  в начальных классах стала  практиковаться коллективная форма  организации учебно-воспитательного  процесса. Учителя средней школы  на уроках используют групповую форму организации учебно-воспитательного процесса, основываясь на предположении, что общение и совместная деятельность со сверстниками – один из факторов развития учащихся.

Все вышеупомянутое побудило  взять темой курсовой работы групповую и коллективную форм организации обучения на уроках иностранного языка в начальных классах.

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении именно групповой и коллективной форм организации обучения иностранным языкам в начальных классах.

Объектом является коллективы и группы начального класса

Предметом являются приемы коллективной и групповой форм обучения.

Гипотезы: если при осуществлении развивающего обучения использовать как групповую, так и коллективную форму организации учебно-воспитательного процесса, то уровень развития младших школьников значительно повысится.

В соответствии с поставленной целью курсовой работы, предметом и объектом исследования ставятся следующие задачи:

  • выявить основные формы организации обучения;
  • описать формы в процессе обучения иностранным языкам в начальном классе;
  • определить  минусы и плюсы  данных форм обучения;
  • сделать анализ групповой и коллективной форм организации обучения иностранным языкам в начальном классе;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие формы организации обучения.

 Организационные формы обучения

Успех и эффективность  учебно-воспитательной работы зависит от умелого использования многообразия форм ее организации. В научно-педагогических исследованиях представлены различные трактовки понятия организационные формы обучения.

Существуют  различные определения организационных  форм обучения, которые содержат те или иные отличительные признаки формы. Как правило, перечисляемые признаки организационных форм обучения совпадают.

Как указывает  И.М.Чередов, формы организации обучения выполняют интегративную функцию, поскольку в них в упорядоченном виде входят все основные элементы процесса обучения. Форма организации в данном случае рассматривается как специальная конструкция, которая характеризует «внешнюю» сторону процесса обучения, обусловленную содержанием, методами, приемами, средствами, видами учебной деятельности, особенностями взаимосвязи педагога и учеников при работе над учебным материалом. Именно форма определяет, каким образом должен быть организован учебный процесс.

Анализируя  данный педагогический феномен, Ю. К. Бабанский  под формой организации обучения понимает внешнее выражение какого-либо содержания, отмечая, что формы организации обучения входят в операционно-деятельностный компонент процесса обучения и представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Поэтому термин «форма» употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан, таким образом, с понятием «структура».

Б.Т.Лихачев  рассматривает форму обучения как  «целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся». С. А. Смирнов под формой обучения понимает «способ организации деятельности учащихся, определяющий количество и характер взаимосвязей участников процесса обучения».

В учебных пособиях Н. А. Сорокина, М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера  под формой обучения понимается определенный порядок и установленный режим  совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.

В.И.Андреев, в  свою очередь, выдвигает следующее, более полное определение: «Форма организации  обучения — это целостная системная  характеристика процесса обучения с  точки зрения особенностей взаимодействия учителя и учащихся, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества учащихся, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения».

Форма обучения, отмечает Б.Т.Лихачев, реализуется как  органическое единство содержания, обучающих средств и методов, так как единичная и изолированная форма обучения имеет лишь частное обучающе-воспитательное значение.

Одновременно  эффективность реальной практики обучения обеспечивается не отдельными формами, а их продуманной, взаимосвязанной системой, выполняющей функции:

    • обучающе-образовательные, позволяющие конструировать и использовать данные формы для создания наиболее эффективных условий передачи детям знаний, умений и навыков, формирования их мировоззрения и развития способностей;
    • воспитательные, обеспечивающие последовательное введение учеников в разнообразные виды деятельности. В результате происходит развитие интеллектуальных, нравственно-эмоциональных и физических качеств личности;
    • организационные, требующие четкой методической проработки и инструментовки образовательного процесса;
    • психологические, предполагающие оптимальное развитие у учащихся всех психических процессов, способствующих обучению;
    • развивающие, связанные с созданием многообразия условий для полноценной интеллектуальной деятельности;
    • систематизирующие и структурирующие, обеспечивающие научную последовательность и логичность передачи информационного учебного материала;
    • комплексирующие и координирующие, представляющие взаимосвязь самих форм обучения с целью повышения эффективности образовательного процесса;
    • стимулирующие, проявляющиеся в учете возрастных особенностей учащихся.

В целом все  исследователи признают, что реализация этих функций в единстве различных  форм обучения способствует профессиональному  совершенствованию учителя и личностному развитию учащихся.

         В настоящее время существуют разнообразные формы организации воспитательно-образовательного процесса, классификация которых проводится по различным основаниям. М.И.Махмутов и С. А. Смирнов особо подчеркивают, что в дидактике есть необходимость указать на различия терминов, включающих слово «форма»:

  • форма обучения (педагогическая технология);
  • форма учебной деятельности учащегося;
  • форма организации текущей учебной работы класса, группы.

Ч. Куписевич и И.П.Подласый предлагают классифицировать формы обучения по следующим показателям:

  • количество учащихся, участвующих в процессе обучения (коллективные, индивидуальные формы);
  • место организации учебы (школьные и внешкольные);
  • продолжительность учебных занятий (классные и внеклассные мероприятия), классический урок — 45 мин, спаренное занятие — 90 мин,- спаренное укороченное занятие — 70 мин, а также уроки «без звонков» произвольной длительности.

По утверждению  современных исследователей И.Ф.Исаева, А. И. Мищенко, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова, в дидактике признается наличие трех наиболее известных основных систем организационного оформления педагогического процесса, отличающихся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности учеников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога. К ним отнесены: индивидуальное обучение; классно-урочная система; лекционно-семинарская система.

В работе В. И. Андреева на основе анализа всех имеющихся  классификаций сконструирована  целостная трехмерная модель систематизации различных форм организации обучения.

В основе трехмерной модели лежит идея о рассмотрении в систематике форм обучения следующих компонентов: общих форм как особенностей взаимодействия участников учебного процесса (индивидуальные, парные, групповые, коллективные, фронтальные);  внешней составляющей, которая ориентирована на особенности передачи учебного материала учащимся (урок, игра, семинар, лекция, экскурсия, лабораторное занятие и т.д.); внутренней составляющей с точки зрения доминирующей цели обучения (вводное занятие, практическое занятие, комбинированная форма организации занятия).

Для целостного осознания особенностей форм организации учебного процесса рассмотрим его основные характеристики по представленной трехмерной модели.

Трехмерная  модель систематики форм организации  обучения

Индивидуальная форма сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от старшего поколения младшему, от одного человека — другому. Ее суть заключалась в индивидуальном выполнении определенных заданий в доме учителя или самого ученика на основе их непосредственного контакта.

В настоящее  время данная форма обучения применяется  с целью адаптирования степени  сложности учебных заданий, оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей ученика и оптимизации самого учебного процесса. В связи с этим в качестве основного достоинства данной формы обучения выделяется возможность полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы получения образования, отслеживая и корректируя как преподавательскую, так и учебную деятельность.

Информация о работе Групповая и коллективная форма обучения иностранному языку в начальных классах