Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:00, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении именно групповой и коллективной форм организации обучения иностранным языкам в начальных классах.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие формы организации обучения. Организационные формы обучения………………………………….………………………………………….6
Глава 2. Коллективная форма организации учебно-воспитательного
процесса в начальной школе……………………………………………………....12
Глава 3. Групповая форма организации обучения иностранному языку в начальных классах………………………………………………………………….16
Заключение………….………………………………………………………………31
Список использованной литературы
Но мы призваны готовить детей к жизни в мире взрослых, где в наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи. Стремительное развитие экономики, возможно, прежде всего, благодаря высоким технологиям и сверхскоростному процессу накопления, анализа и передачи информации, и нормой профессиональной деятельности становится взаимодействие нескольких команд, решающих комплексные задачи, которые не под силу выполнить в одиночку.Именно на принципе сотрудничества и строится групповое обучение. Ученики, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. При этом задание строится таким образом, чтобы ученик не смог выполнить его без помощи остальных участников группы. Меняется роль учителя, который превращается из единственно возможного источника информации и контроля в советника и консультанта, направляющего работу группы в правильное русло.
Многие учителя, впервые сталкиваясь с возможностью использования элементов группового обучения, опасаются, что они неизбежно будут обращать больше внимания на сам процесс работы в ущерб содержанию, таким образом, тратить больше времени на выполнение того или иного задания по сравнению с традиционным уроком. Однако результаты работы доказывают обратное. Любое задание в контексте группового обучения строится таким образом, чтобы каждый участник группы активно работал в течение определенного времени. Например, используя работу в группах на уроке английского языка с целью развития навыков устной речи, я предоставляю возможность каждому ученику говорить в течение 10—15 минут на одном уроке, в то время как при традиционном обучении потребуется 3-4 часа на то, чтобы опросить каждого из 10 учеников. Возникает вопрос: что будут делать остальные ученики, пока учитель будет работать с одним? Ответ очевиден. Таким образом, одним из преимуществ данной технологии является интенсификация учебного процесса, что в большинстве случаев приводит к повышению успеваемости.
Еще одним преимуществом группового обучения является возможность осуществлять разноуровневый подход к преподаванию иностранного языка. Учителя, использующие работу в группе, без особого труда могут обеспечить учеников с разным потенциалом и способностями разноуровневыми заданиями. При этом ученик, считавшийся самым “слабым”, почувствует себя способным выполнить данное ему задание, что в конечном итоге повысит его мотивацию к изучению данного предмета. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что технология группового обучения вобрала в себя достаточно много преимуществ, что позволяет использовать ее наряду с традиционными методами преподавания в школе.
Групповое обучение основывается на четырех основных принципах:
- социальное взаимодействие
- позитивная взаимозависимость
- личная отчетность
- равная доля участия каждого.
Принцип позитивной взаимозависимости заключается в том, что спешное выполнение работы всей группой зависит от результатов работы каждого из участников этой группы. В большей или меньшей степени такой ситуации можно достигнуть в случае, если:
Теперь несколько слов о принципе личной отчетности. Как уже отмечалось, очень важно обратить внимание всех участников группы на то, что успех зависит не только от слаженной работы всей группы в целом, но и от личного вклада каждого ученика. Но очень часто инструкции учителя не приносят в этом смысле желаемого результата: некоторые участники группы предпочитают оставаться в тени своих более активных товарищей, которые фактически выполняют всю работу.
Каким образом построить работу в группах так, чтобы ученик нес долю ответственности за успех? При планировании групповой работы учитель должен продумать, каким образом каждая группа будет представлять продукт совместной работы. Публичное выступление каждого ученика группы должно являться необходимым условием презентации результатов работы. Многие из структур в рамках группового обучения предполагают личную отчетность каждого в той или иной форме, а структуры типа “пила” основаны на этом принципе. И, наконец, очень важно, чтобы работа в группах была спланирована таким образом, чтобы обеспечить участие каждого в равной степени.
Теперь обратимся к проблеме формирования групп.
Ученики должны
знать, с какой целью они
будут работать в группах, како
Каково оптимальное количество учеников в группе? Это очень важный вопрос, от которого порой зависит работа учителя по составлению заданий.
Практика показывает,
что предпочтительно
При организации группового обучения на стадии формирования групп учителю приходится выбирать наиболее подходящий для данного вида работы тип группы.
Как сделать правильный выбор, чтобы обеспечить наиболее эффективную работу групп? Существует множество разных типов групп. Выбор того или иного типа зависит от целей, которые преследует учитель при организации работы в группах. Остановимся на некоторых из них.
Многие специалисты
в области группового обучения считают
разнородность групп
В то же время следует отметить и некоторые недостатки: например, формирование групп в таком случае занимает достаточно много времени, поэтому рекомендуется делать это во время подготовки к уроку. Практически отсутствуют возможности взаимодействия “сильных” учеников с “сильными”, “слабых” со “слабыми”, что бывает необходимо в некоторых случаях. К тому же ученики могут привыкнуть к статусу “сильных” и “слабых”, что повлечет за собой формирование нежелательных стереотипов в классе. Именно поэтому рекомендуется периодически использовать однородные группы.
Существуют также другие подтипы разнородных групп для выполнения соответствующих заданий; например, при обсуждении какой-либо темы с целью спровоцировать дискуссию формируются тематические группы, в состав которых входят ученики с разными точками зрения. В этом случае ученики выстраиваются в так называемую “оценочную шеренгу”: в начале шеренги окажутся ученики, которые согласны с утверждением, в конце шеренги - ученики, которые категорически не согласны с утверждением. Далее необходимо “сложить” шеренгу вдвое так, чтобы ученики с противоположными точками зрения оказались друг напротив друга. Теперь группы готовы к работе: в каждой из них есть ученики с разными точками зрения. Рассмотрим еще один подтип разнородных групп - базовые группы.
Базовая группа - это группа, формируемая учителем на длительный срок (например, на полугодие), участие в ней чередуется с участием в других типах групп. Формирование таких групп должно проходить в соответствии с некоторыми принципами:
Конечно, если вы работаете с классом в течение уже достаточно долгого времени, вам будет достаточно сформировать базовые группы. Однако, если вы еще недостаточно хорошо знаете учеников, будет уместным проведение анкетирования, в результате которого вы сможете наилучшим образом разделить класс на такие группы. Перед проведением анкетирования ученикам следует рассказать о его цели и призвать их быть откровенными при ответе на вопросы. Также необходимо объяснить, что вы постараетесь максимально учитывать ответы учеников, но это не означает, что ученик окажется в группе со своими друзьями.
Анкета может состоять
из разного количества
Прежде чем задавать последний вопрос, учитель должен заверить учеников в неразглашении тайны; ответ на данный вопрос позволяет выявить проблемные ситуации, и учитель должен по возможности избегать помещения в одну группу таких учеников.
Под произвольным
формированием групп
Наиболее распространенным способом формирования произвольных групп является так называемая “шеренга”, когда ученики выстраиваются в один ряд по определенному признаку, например по цвету глаз, волос, по месяцам рождения или знакам Зодиака (на уроках иностранного языка это хорошая возможность повторить ту или иную лексику), и учитель делит их на необходимое количество групп. Также можно подготовить набор карточек разных цветов (количество цветов определяется предположительным числом групп, количество карточек - числом учеников) и предложить ученикам лотерею: все ученики с карточками одинакового цвета становятся участниками одной группы.
Информация о работе Групповая и коллективная форма обучения иностранному языку в начальных классах