Групповая и коллективная форма обучения иностранному языку в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении именно групповой и коллективной форм организации обучения иностранным языкам в начальных классах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие формы организации обучения. Организационные формы обучения………………………………….………………………………………….6
Глава 2. Коллективная форма организации учебно-воспитательного
процесса в начальной школе……………………………………………………....12
Глава 3. Групповая форма организации обучения иностранному языку в начальных классах………………………………………………………………….16
Заключение………….………………………………………………………………31
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Групповая и коллективная форма обучения иностранному языку в начальных классах.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Но мы призваны готовить детей к жизни в мире взрослых, где в наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи. Стремительное развитие экономики, возможно, прежде всего, благодаря высоким технологиям и сверхскоростному процессу накопления, анализа и передачи информации, и нормой профессиональной деятельности становится взаимодействие нескольких команд, решающих комплексные задачи, которые не под силу выполнить в одиночку.Именно на принципе сотрудничества и строится групповое обучение. Ученики, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. При этом задание строится таким образом, чтобы ученик не смог выполнить его без помощи остальных участников группы. Меняется  роль учителя, который превращается из единственно возможного источника информации и контроля в советника и консультанта, направляющего работу группы в правильное русло.

Многие учителя, впервые  сталкиваясь с возможностью использования  элементов группового обучения, опасаются, что они неизбежно будут обращать больше внимания на сам процесс работы в ущерб содержанию, таким образом, тратить больше времени на выполнение того или иного задания по сравнению с традиционным уроком. Однако результаты работы доказывают обратное. Любое задание в контексте группового обучения строится таким образом, чтобы каждый участник группы активно работал в течение определенного времени. Например, используя работу в группах на уроке английского языка с целью развития навыков устной речи, я предоставляю возможность каждому ученику говорить в течение 10—15 минут на одном уроке, в то время как при традиционном обучении потребуется 3-4 часа на то, чтобы опросить каждого из 10 учеников. Возникает вопрос: что будут делать остальные ученики, пока учитель будет работать с одним? Ответ очевиден. Таким образом, одним из преимуществ данной технологии является интенсификация учебного процесса, что в большинстве случаев приводит к повышению успеваемости.

Еще одним преимуществом  группового обучения является возможность  осуществлять разноуровневый подход к преподаванию иностранного языка. Учителя, использующие работу в группе, без особого труда могут обеспечить учеников с разным потенциалом и способностями разноуровневыми заданиями. При этом ученик, считавшийся самым “слабым”, почувствует себя способным выполнить данное ему задание, что в конечном итоге повысит его мотивацию к изучению данного предмета. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что технология группового обучения вобрала в себя достаточно много преимуществ, что позволяет использовать ее наряду с традиционными методами преподавания в школе.

Групповое обучение основывается на четырех основных принципах:

- социальное взаимодействие

- позитивная взаимозависимость

- личная отчетность 

- равная доля участия  каждого. 

Принцип позитивной взаимозависимости заключается в том, что спешное выполнение работы всей группой зависит от результатов работы каждого из участников этой группы. В большей или меньшей степени такой ситуации можно достигнуть в случае, если:

  • задание построено таким образом, что каждый из участников группы получает для работы лишь часть материала (структура типа “пила”);
  • за каждым из участников группы заранее закреплена определенная роль;
  • вся группа должна представить единый продукт своей деятельности;
  • успех группы зависит от достижения определенной цели всеми участниками группы;
  • участники группы ощущают себя частью единого целого - группы, для чего каждая группа перед началом работы может разработать эмблему или любой другой объединяющий опознавательный знак (девиз, флаг и т.д.);
  • участники группы располагаются за одним столом.

Теперь несколько слов о принципе личной отчетности. Как  уже отмечалось, очень важно обратить внимание всех участников группы на то, что успех зависит не только от слаженной работы всей группы в целом, но и от личного вклада каждого ученика. Но очень часто инструкции учителя не приносят в этом смысле желаемого результата: некоторые участники группы предпочитают оставаться в тени своих более активных товарищей, которые фактически выполняют всю работу.

Каким образом  построить работу в группах так, чтобы ученик нес долю ответственности  за успех? При планировании групповой  работы учитель должен продумать, каким  образом каждая группа будет представлять продукт совместной работы. Публичное  выступление каждого ученика группы должно являться необходимым условием презентации результатов работы. Многие из структур в рамках группового обучения предполагают личную отчетность каждого в той или иной форме, а структуры типа “пила” основаны на этом принципе. И, наконец, очень важно, чтобы работа в группах была спланирована таким образом, чтобы обеспечить участие каждого в равной степени.

Теперь обратимся к  проблеме формирования групп.

  Ученики должны  знать, с какой целью они  будут работать в группах, каковы преимущества работы совместно с другими учениками в рамках именно этого предмета, сколько времени будет затрачено на работу в группах; также учитель должен разъяснить ученикам, что они могут оказаться в группе не со своими друзьями, но это не означает, что между членами группы не должно быть взаимоуважения и взаимопомощи. Такие вопросы ученики могут обсудить в группах и лишь затем с учителем: это настроит их на работу в будущем.

Каково оптимальное  количество учеников в группе? Это  очень важный вопрос, от которого порой зависит работа учителя по составлению заданий.

Практика показывает, что предпочтительно формировать  группы по четыре человека. Такое деление  позволяет организовать наиболее эффективную  работу в парах внутри одной группы: каждый из участников группы может последовательно работать в трех разных парах (принцип социального взаимодействия).    

При организации группового обучения на стадии формирования групп  учителю приходится выбирать наиболее подходящий для данного вида работы тип группы.

 Как сделать правильный выбор, чтобы обеспечить наиболее эффективную работу групп? Существует множество разных типов групп. Выбор того или иного типа зависит от целей, которые преследует учитель при организации работы в группах. Остановимся на некоторых из них.

Многие специалисты  в области группового обучения считают  разнородность групп определяющей характеристикой этой методики. Разнородные  группы обычно формируются по принципу: один “сильный”, два “средних”  и один “слабый” ученик, при этом желательно в группу поместить как девочек, так и мальчиков, а в случае если в классе есть ученики разных национальностей, разнообразить состав группы и по этому признаку. Можно выделить следующие достоинства данного типа группы:

  • учитель сам формирует группы, обеспечивая баланс в каждой группе;
  • обеспечивается максимальное воздействие между учениками с разными способностями;
  • “слабые” ученики попадают под опеку “сильных” и при правильном построении задания приобретают максимум знаний и опыта;
  • в каждой группе есть сильный ученик, который может стать помощником учителю во многих случаях при работе в группах.

В то же время следует  отметить и некоторые недостатки: например, формирование групп в таком  случае занимает достаточно много времени, поэтому рекомендуется делать это  во время подготовки к уроку. Практически отсутствуют возможности взаимодействия “сильных” учеников с “сильными”, “слабых” со “слабыми”, что бывает необходимо в некоторых случаях. К тому же ученики могут привыкнуть к статусу “сильных” и “слабых”, что повлечет за собой формирование нежелательных стереотипов в классе. Именно поэтому рекомендуется периодически использовать однородные группы.

Существуют также другие подтипы разнородных групп для  выполнения соответствующих заданий; например, при обсуждении какой-либо темы с целью спровоцировать дискуссию формируются тематические группы, в состав которых входят ученики с разными точками зрения. В этом случае ученики выстраиваются в так называемую “оценочную шеренгу”: в начале шеренги окажутся ученики, которые согласны с утверждением, в конце шеренги - ученики, которые категорически не согласны с утверждением. Далее необходимо “сложить” шеренгу вдвое так, чтобы ученики с противоположными точками зрения оказались друг напротив друга. Теперь группы готовы к работе: в каждой из них есть ученики с разными точками зрения. Рассмотрим еще один подтип разнородных групп - базовые группы.

Базовая группа - это группа, формируемая учителем на длительный срок (например, на полугодие), участие в ней чередуется с участием в других типах групп. Формирование таких групп должно проходить в соответствии с некоторыми принципами:

  • группы формируются учителем в начале учебного года/четверти;
  • группы должны быть преимущественно разнородными;
  • учитель должен принимать во внимание психологическую совместимость учеников, поскольку им предстоит работать в одной группе в течение длительного времени; в то же время необходимо по возможности избегать наличия в одной группе учеников, которые своим чрезмерным общением друг с другом могут помешать эффективной работе.

Конечно, если вы работаете  с классом в течение уже  достаточно долгого времени, вам  будет достаточно сформировать базовые  группы. Однако, если вы еще недостаточно хорошо знаете учеников, будет уместным проведение анкетирования, в результате которого вы сможете наилучшим образом разделить класс на такие группы. Перед проведением анкетирования ученикам следует рассказать о его цели и призвать их быть откровенными при ответе на вопросы. Также необходимо объяснить, что вы постараетесь максимально учитывать ответы учеников, но это не означает, что ученик окажется в группе со своими друзьями.

 Анкета может состоять  из разного количества вопросов  в зависимости от той информации, которую хотел бы получить  учитель, и может выглядеть  следующим образом: 

  1. Имя, фамилия.
  2. Кого из учеников класса ты бы пригласил на вечеринку близких друзей? (Ответ на этот вопрос обычно выявляет близких друзей, которые склонны к активному общению даже во время урока; соответственно, желательно поместить этих учеников в разные группы.)
  3. Представь себе, что ты оказался на необитаемом острове; кто бы стал тебе незаменимым спутником в этой ситуации?
  4. Тебе необходимо вовремя доставить по определенному адресу важные документы, но ты не имеешь возможности сделать это сейчас; кого бы ты попросил это сделать, в полной уверенности, что этот человек сделает все так, как ты его попросил?
  5. Кого бы ты взял в команду по ориентированию на местности с надеждой, что этот человек поможет твоей команде выиграть? (Ответы на вопросы 2—5 обычно выявляют тех учеников, с которыми опрашиваемый готов сотрудничать и доверяет.)
  6. Кого бы ты не хотел видеть участником своей группы ни при каких обстоятельствах?

Прежде чем задавать последний вопрос, учитель должен заверить учеников в неразглашении  тайны; ответ на данный вопрос позволяет выявить проблемные ситуации, и учитель должен по возможности избегать помещения в одну группу таких учеников.

 Под произвольным  формированием групп подразумевается  деление на группы по произвольному  признаку (месяц рождения, любимый цвет волос, размер обуви и т.п.). У такого способа есть свои преимущества и недостатки, и именно по причине наличия серьезных недостатков нет необходимости   использовать этот способ для формирования групп на длительный срок. Отметить можно следующие преимущества: 

  • гарантируется максимальная объективность деления на группы, поскольку оно носит случайный характер;
  • уместно использовать такой способ формирования групп в начале первого года обучения, когда ученики еще плохо знают друг друга;
  • сам процесс формирования групп таким способом вносит разнообразие и элемент игры в монотонное течение урока;
  • при временном переходе из базовой группы в произвольную ученики получают разные социальные роли.
  • Тем не менее, используя произвольный способ формирования групп, вы можете получить следующие нежелательные для группового обучения ситуации:
  • возможны конфликты в результате наличия в группе двух или более учеников, у которых есть проблемы в общении друг с другом;
  • вы можете получить группы, целиком состоящие из “слабых” или “сильных” учеников (однородные группы), это может отрицательно повлиять на работу в группах (поскольку работа в группах проходит с учетом ограничения по времени, группа “сильных” учеников может, например, закончить работу намного раньше); по этой же причине в группах, сформированных произвольно, может стать невозможной ситуация, в которой “сильный” ученик будет выступать в роли учителя и помогать более слабым ученикам.

Наиболее распространенным способом формирования произвольных групп  является так называемая “шеренга”, когда ученики выстраиваются в один ряд по определенному признаку, например по цвету глаз, волос, по месяцам рождения или знакам Зодиака (на уроках иностранного языка это хорошая возможность повторить ту или иную лексику), и учитель делит их на необходимое количество групп. Также можно подготовить набор карточек разных цветов (количество цветов определяется предположительным числом групп, количество карточек - числом учеников) и предложить ученикам лотерею: все ученики с карточками одинакового цвета становятся участниками одной группы.

Информация о работе Групповая и коллективная форма обучения иностранному языку в начальных классах