Групповая и коллективная форма обучения иностранному языку в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении именно групповой и коллективной форм организации обучения иностранным языкам в начальных классах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие формы организации обучения. Организационные формы обучения………………………………….………………………………………….6
Глава 2. Коллективная форма организации учебно-воспитательного
процесса в начальной школе……………………………………………………....12
Глава 3. Групповая форма организации обучения иностранному языку в начальных классах………………………………………………………………….16
Заключение………….………………………………………………………………31
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Групповая и коллективная форма обучения иностранному языку в начальных классах.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Парная форма связана с коммуникативным взаимодействием между учителем и парой учащихся, выполняющих под его руководством общее учебное задание.

Одной из форм подобной организации обучения является репетиторство, ранее — гувернерство.

Групповая форма — когда общение учителя осуществляется с группой детей более трех человек, которые взаимодействуют, как между собой, так и с учителем с целью реализации образовательных задач.

Коллективная форма — одна из самых сложных форм организации деятельности учащихся, рассматривающая обучение целостного коллектива, имеющего руководителя из среды учащихся. Данная форма ориентирована на активное взаимообучение учеников, их сплоченность и взаимопонимание.

Фронтальная форма, т.е. «обращенная к зрителям», предполагает одновременное обучение группы учащихся или целого класса, решающих однотипные учебные задачи с последующим контролем результатов со стороны учителя. Эта традиционная форма организации учебного процесса связана с «усреднением» обучающихся, так как единообразие заданий не учитывает их индивидуальных особенностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

В поисках путей  более эффективного использования  структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Урок–это сочетание  двух или нескольких форм организации  учебной работы. Поскольку на уроке  могут быть использованы разные формы  организации учебной работы учащихся, то можно рассматривать урок как  некоторую совокупность организационных форм обучения.

Коллективное обучение – это только такое обучение, при котором коллектив обучает каждого своего члена и каждый член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей по совместной учебной работе.

Таким образом, коллективная форма организации учебной работы – это обучение обучающих и обучаемых в динамических парах, или парах сменного состава.

Коллективные  виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя.

Переход к обучению в парах сменного состава или динамических парах возможен лишь в том случае, если учащиеся научились работать в постоянных парах и группах. Поэтому в качестве подготовительной работы на уроках в начальных классах чаще всего имеет место сочетание общеклассной и индивидуальной формы работы. Но на практике можно наблюдать, что не все активно участвуют в общеклассной (фронтальной) работе, так же  как и не все могут индивидуально справиться с тем заданием, которое учитель предлагает для самостоятельной работы, так как всем дается одинаковое задание. Таким образом, учитель не может учесть уровень подготовленности и индивидуальные особенности каждого ученика. Такая работа может быть осуществлена с помощью дифференцированных заданий. Применяя на уроке дифференцированные задания, учитель тем самым выводит класс на коллективную форму обучения.

Освоение коллективной формы работы учащимися проходит с 1-го класса. Сначала дети работают парами (например, проверяя друг у друга  домашние задания по предметам). Со 2-го класса они начинают проверять и запись заданий в дневники.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать  ответ товарища (ведь ребенок выступает  здесь как учитель), постоянно  готовиться к ответу, ибо тебя обязательно  тоже спросят (а детям это очень  важно). Поэтому правила заучиваются всегда. Кроме того, ученик получает возможность ещё раз проверить и закрепить свои знания, пока слушает соседа. Учится говорить, отвечать, доказывать товарищу какое-то положение. Ребенок может делать на этом уроке или в этот момент урока то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Ему очень нравится такая работа. Он говорит, но разговор-то деловой. Дети ограничены временем, поэтому стараются не отвлекаться, чтобы не отстать от других групп. Интересно, что, опрашивая друг друга, дети-«учителя» оказываются, нередко более требовательны друг к другу, нежели учителя.

Но эта работа учит их сочувствовать тем, кто с  трудом справляется с заданием или  не справляется совсем. Они стараются  объяснить непонятное товарищу, заставляют построить еще и еще раз правило.

В.К. Дьяченко выделяет признаки коллективной работы:

1.  наличие у всех ее участников единой цели;

2.  разделение труда, функций и обязанностей, привлечение участников работы к контролю, учету, управлению;

3.  налаженное сотрудничество и товарищеская взаимопомощь;

4.  осознанный общественно-общественно полезный характер всех и каждого ученика в отдельности задается деятельностью;

5.  культивируется забота всех о каждом и каждого обо всех;

6.  достигается равенство объективных условий для каждого.

Рассмотрим  несколько приемов организации  коллективной работы.

Простейшим  случаем коллективных учебных занятий  могут служить взаимные диктанты учащихся, если каждый по очереди работает с разными партнерами и выполняет функции то обучению (диктующего и проверяющего), то обучаемого. Взаимные диктанты в парах постоянного и сменного состава можно проводить, начиная с 1 класса (используя, например, разрезную азбуку).

Рассмотренные выше приемы форм коллективной работы применяются на отдельных этапах урока. Но на уроках обобщения и закрепления той или иной темы мы рекомендуем проводить коллективные учебные занятия, используя различные коллективные формы организации на протяжении всего урока.

При организации  коллективных занятий важно учитывать ряд специфических особенностей:

1.  каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя».

2.  ближайшая цель каждого участника занятий и «ученика» и «учителя» – учить всему тому, что он знает или изучает сам.

3.  деятельность каждого участника занятий имеет отчетливо общественно полезную краску, так как он не только учится, но и постоянно отучает других.

4.  основной принцип работы–все по очереди учат каждого и каждый всех.

5.  каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по учебной работе.

6.  полное совпадение и единство коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.

До настоящего времени проблема коллективного обучения остается актуальной: существует множество «за» и «против». Однако следует признать, что обучение в группах постоянного состава и обучение в группах сменного состава, взаимосвязано друг с другом, так как в обеих формах происходит общее развитие личности ребенка, учащиеся сотрудничают друг с другом, самостоятельно ставят задачи, планируют действия, отыскивают новые, объективные способы в различных вариантах. Для организации работы в паре сменного состава необходимо иметь навыки организации работы в паре постоянного состава.

Существенным  фактором развития в учебной деятельности младших школьников является взаимодействия самих детей. Однако учебное сотрудничество  в современной школе часто отодвигается на второй план. В результате реализуется лишь часть возможностей развития ребенка.

Поэтому рекомендуется  использовать коллективную форму организации  учебно-воспитательного процесса, так  как она строится на сотрудничестве и взаимопомощи, обеспечивает участие  в учебном процессе учащихся, хорошо раскрывает их индивидуальные особенности,  обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Групповая форма организации обучения иностранному языку в начальных классах

До того как  ребенок приходит в школу, ведущей  деятельностью является игровая  деятельность. Дошкольники практически  всегда имеют общество сверстников  – партнеров по игре. Об этом заботятся родители и воспитатели дошкольных учреждений. Общение со сверстниками создает условия для развития творческого начала в ребенке и для формирования у него волевых компонентов деятельности по утверждению, отстаиванию и защите своей позиции. Создаются условия для самовыявления ребенка, а значит для его самопознания и самооценки.  
Далее в жизни ребенка происходят очень важные перемены: он становится школьником. С радостью идет в школу – новизна притягивает.  
На данном возрастном этапе – они лишены общества сверстников – этого существенного факта нормального развития.  
Ученики на уроке не общаются, не взаимодействуют непосредственно: учитель всегда выступает посредником между детьми. Отношение "учитель-ученик” реально существует, а совместная учебная работа детей, предполагающая их непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками без посредства учителя встречаются редко. Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничая друг с другом.  
Дети непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель специально строит их сотрудничество, совместное действие.  
Для того чтобы ребенок достиг самостоятельности в контрольно-оценочной сфере, взрослый должен выйти из ситуации непосредственного взаимодействия, сорганизовав действия самих детей.  
Для организации полноценного совместного учебного действия очень важны такие формы работы, как взаимная проверка заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Так, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляются причины ошибок, разъясняется их характер).  
Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. У робких и слабых детей развивается школьная тревожность, у лидеров – искажение становления характера. Каждый ребенок имеет возможность утвердиться в себе в микроспорах, где нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.  
Ещё хочется отметить то, что работа в группе позволяет повысить мотивацию, вовлечь в содержание обучения как можно больше учащихся класса.  
Особо остановимся на воспитательном моменте. При правильной организации групповой деятельности школьники учатся общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и принимать мнение другого, приходить на помощь товарищу в затруднительной ситуации.

Преимущества  групповой формы работы:

Во-первых, происходит резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и ,как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса.

Академик Х.Й.Лийметс объясняет  это тем, что результаты учения в  существенной мере зависят от его  мотивов. В развитии интереса к учебе большую роль играет потребность детей в эмоциональном контакте. Общение в группе становится на начальных этапах групповой деятельности той точкой опоры, которая переворачивает мир детского отношения к учебе. Во-вторых, групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми: более дружелюбные и менее агрессивные; желающие быть общественно полезными; легко признающие вклад других, осознающие неизбежность различий между людьми и не стремящиеся подогнать оценку других под свои собственные нормы и каноны.  
В-третьих, работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки навыков социального восприятия других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков. В процессе общения учащиеся учатся правильно оценивать свои собственные поступки, регулировать свое поведение в зависимости от изменяющихся условий окружения, преодолевать противоречия между членами группы, чтобы добиться большего взаимопонимания. Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач:

• Возрастает объем  усваиваемого материала и глубина  его понимания;

• На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

• Ученики получают большое  удовольствие от занятий, комфортней чувствуют  себя в школе;

• Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

• Меняется характер взаимоотношений  между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и  человечность;

• Сплоченность класса возрастает;

• Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся  друг к другу и к себе с большим уважением;

• В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший  опыт работы со сверстниками, более  точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует.

• Дети помогают в учебе  своим товарищам, с большим уважением  и менее потребительски относятся к труду учителя;

• Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение  с учетом позиций других людей;

• Учитель получает возможность  реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности;

Воспитательная  работа учителя становится необходимым  условием группового обучения, так  как все группы в своем становлении  проходят стадию конфликтных отношений.

           Интеллигентность, образованность, культурность, толерантность, осознание себя гражданином мира, сопереживание чужой беде, признание суверенных прав всех народов – все это амальгамируется в креативном человеке, а иностранный язык и методика его изучения должны способствовать приближению этой цели.

Когда школьники  приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них познавательной активности во время учебного процесса. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Задача педагога в таком случае состоит в том, чтобы в процессе обучения добиваться постоянства и устойчивости познавательной активности обучающихся. 

Учитель, стремящийся  сделать процесс обучения максимально  познавательным и увлекательным  для ученика, постоянно находится  в процессе поиска. Как избежать монотонности, рутины? Что можно сделать, чтобы ученики с разным потенциалом приобрели как можно больше знаний, умений и навыков? Как решить проблему нехватки времени, когда за сорок минут нужно обеспечить эффективную работу каждого из учеников? И, наконец, как внушить ученику понимание того, что не только учитель, но, прежде всего он сам несет ответственность за свою учебу, а значит, и за ее результаты?  В старших классах я уже не первый год, с успехом использую различные групповые методы и формы работы. В последние годы групповое обучение стало одной из эффективных и популярных технологий.  Я нахожу такие пути решения задач урока, такие формы и приемы работы, которые обеспечивали бы у школьников активную деятельность, направленную на приобретение знаний, повышали бы их познавательную активность и работоспособность, творческую инициативу и давали в результате высокое качество знаний. Навыки и умения, познание и развитие есть звенья одной цепи – формирование личности и имеет большой личностно-развивающий потенциал.

Работая по проблеме  в общеобразовательных классах  и классах развивающего обучения, я определяю в учебнике, по которому работаю, материалы для совместного  обучения, для самостоятельной работы учащихся и для индивидуальной работы  ученика. Проанализировав возможности учебного пособия и учитывая индивидуальные особенности обучаемой программы, выявляются резервы времени, требующие дополнительного обеспечения материалами. В течение многих лет школьное обучение основывалось на принципах индивидуализма и соперничества. Такое обучение носит односторонний характер. Для ученика главным становится личный успех, который противопоставляется неудачам другого ученика. Безусловно, умение работать самостоятельно и достигать поставленных целей очень важно.

Информация о работе Групповая и коллективная форма обучения иностранному языку в начальных классах