Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:15, курсовая работа
Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности. Важнейшие общественные функции языка - общение, сообщение и воздействие. Для реализации этих функций в русском литературном языке исторически сложились и оформились отдельные разновидности языка, характеризующиеся наличием в каждой из них особых лексико-фразеологических, частично и синтаксических, средств, используемых исключительно или преимущественно в данной разновидности языка. Эти разновидности называются функциональными стилями. Возникнув на экстралингвистической (внеязыковой) основе, будучи тесно связанными с содержанием, целями и задачами высказывания, стили различаются между собой внутриязыковыми признаками - принципами отбора, сочетания и организации речевых средств общенационального языка.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования работы 7
§ 1.1 Определение термина «заимствование». История заимствования 7
§ 1.2 Причины заимствования иноязычных слов в русском языке 11
§1.3 Основные типы иноязычных слов 14
§ 1.4 Публицистический стиль. Основные функции публицистики 16
§ 1.5 Понятие новой общественно-политической лексики 19
Глава 2. Практические аспекты исследования работы. 21
§ 2.1 Примеры из истории заимствования 21
§ 2.2 Примеры по группам заимствований 23
§ 2.3 Использование иноязычных слов в публицистике 24
Заключение 28
Список используемой литературы 32
Классификация новых заимствованных слов общественно-политической лексики по сферам употребления кажется нам обоснованной и для наиболее точного определения семантики той или иной лексемы. Так, например, важно знать, что в общественно-политическом дискурсе СМИ используется именно экономический термин "дефолт", а не таким же образом звучащий и от того же английского слова (default) образованный термин, применяющийся в компьютерных технологиях, т.к. в экономике это слово обозначает "невыполнение долговых денежных обязательств", а в компьютерных технологиях - "набор условий по умолчанию".
Современная газета отличается от газеты советского
времени. Современный текст, кроме нейтральных общелитературных
Иноязычная лексика нередко вытесняет исконно-русские слова не только потому, что иноязычное слово может звучать более модно, более эффектно, чем русское, но и потому, что оно несет в себе дополнительные семы и значения.
Присутствие новых иноязычных
Авторские заимствования
в современной газете становятся экспрессивными «
Граница между общеязыковыми и
индивидуальными заимствованиями (если
иметь в виду под последними авторские слова и слова, употребляемые преимущественно
лишь в одной газете) легко стирается благодаря
актуальности употребления, семантической
Сфера употребления заимствованных слов определяется не столько значением этих слов в языке-источнике и их характером (моносемия или полисемия, терминологичность или ее отсутствие), сколько частотностью их употребления: чем больше слова повторяются, тем быстрее расширяется сфера употребления и активнее развиваются семантические сдвиги.
Проникая в газетный язык (а в перспективе - в русский литературный язык), иноязычные заимствования подвергаются разноступенчатой ассимиляции. Иноязычные заимствования не только адаптируются к русским орфографическим и грамматическим правилам. Их освоение русским языком особенно ярко проявляется в процессе их словопроизводства и семантизации. Новые образования от заимствованного слова создают неповторимый словесный образ автора-журналиста, его авторского стиля.
На окончательной ступени
с ними происходят и сущностные процессы
-семантические сдвиги и стилистические изменения. Изменяется
объём значения иноязычного слова: сужается
(специализируется, конкретизируется)
значение слова, у него появляется переносное
Ассимилируясь в русском
языке, такие слова стремятся
войти в нейтральное
Список литературы
Приложение
Легитимный
"Разве роспуск КПСС был конституционен? Нет, но он был легитимен..." // Новое время, No.40, 1993 г., с. 11);
Электорат
"У него стойкий электорат" (о Черепкове) // Комсомольская правда, 28 апреля 2001 г., с. 5);
Президент
"...рейтинг и.о. президента стабильно высок и находится сейчас на уровне 48-52 процентов..."; "Ставропольская правда", 07.03.2000);
Премьер
"Если б Путин взял в премьеры Примакова и дал ему карт-бланш..."; Комсомольская правда, 28.04.2001; неофиц.);
Баллотироваться
"... В. Путин, баллотируясь в президенты..."; Российская газета, 23.06.2000;
Импичмент
"...внести в повестку дня вопрос об импичменте президенту..."; Комсомольская правда, 28.04.2001;
Инаугурация
"После его инаугурации..."; "Российская газета", 23.06.2000;
Лоббисты
"Завоевывать верхнюю палату парламента уже активно ринулись представители политических партий, разного рода лоббисты..."; "Ставропольская правда", 27.01.2001;
Рейтинг
"...рейтинг и.о. президента стабильно высок и находится сейчас на уровне 48-52 процентов..."; "Ставропольская правда", 07.03.2000;
Референдум
"...референдум о доверии..."; "Новое время", No. 40, 1993;
Национал-сепаратистский
"...одним из наиболее наглядных примеров формирования национал-сепаратистских устремлений на основе общественной организации может служить деятельность Международной черкесской ассоциации..."; "Литературная газета", 28 апреля - 1 мая 2001;
Плюралисты
"...что выберут наши плюралист
Кланово-олигархическая система
"В.Путин получил очевидный мандат на демонтаж кланово-олигархической системы..."; "Российская газета", 23.06.2000;
Мандат
"В.Путин получил очевидный мандат на демонтаж кланово-олигархической системы..."; "Российская газета", 23.06.2000;
Олигарх
"Осень олигарха"; "Некоторые наблюдатели уже успели назвать РСПП "профсоюзом олигархов"; "Нью-Йорк таймс" опасается, как бы, обжегшись
на Гусинском, Путин не забыл о своем обещании уничтожить российских
олигархов "как класс"; "Российская газета", 23.06.2000;
Парламент
"Завоевывать верхнюю палату парламента уже активно ринулись представители политических партий, разного рода лоббисты.."; "Ставропольская правда", 27.01.2001;
Популизм
"Но ему не нужен такой популизм...; о Путине; "Ставропольская правда",
07.03.2000;
Бизнес
"...счет за "игру без правил" в большом бизнесе..."; "Российская газета", 23.06.2000;
Брэнд
"В последнее время имя Путина стало едва ли не торговой маркой, брэндом..."; "Ставропольские губернские ведомости", № 59-60, апрель
2001;
Ваучер
"...идея земельного сертификата, ваучера особого толка, здесь пока не ночевала..."; "Новое время", № 45, 1993;
Дефолт
"...последствия дефолта..."; "Комсомольская правда";
Дилер
"Мы являемся официальным дилер
Инвестиция
"...привлечь западные инвестиц
Инфляция
"Эта составляющая инфляции, конечно, тоже имеет место, но, на мой взгляд, результаты рублевой эмиссии гораздо более значимы..."; "Литературная газета", 28 апреля-1 мая 2001;
Коммерциализация
"Правоохранительные органы Новоалександровского района не хотят потворствовать коммерциализации власти..."; "Ставропольская правда", 16.06.2000;
Консалтинговый
"...сотрудников консалтинговой компании..."; "Комсомольская правда", 26.04.2001;
Миноритарный (мажоритарный) акционер
"Ассоциация по защите прав миноритарных акционеров..."; "Комсомольская правда", 26.04.2001;
Маркет
"Не в каждом маркете можно приобрести все необходимое..."; "Ставропольский бизнес", № 7/291, 2001;
Приватизация
"...тотальное разграбление народного добра под флагом "приватизации"..."; "Российская газета", 23.06.2000;
Фирма
"Стал бы педагогом, учителем обществоведения в школе или преподавателем политологии в вузе. Менеджером в какой-нибудь фирме..." (Жириновский, в ответ на вопрос, кем стал бы, если бы не стал политиком); "Российская газета", 23.06.2000;
Холдинг
"Компания "Арчелик" является крупнейшей из входящих в "Коч" холдинг..."; "Комсомольская правда", 26.04.2001;
Эмиссия
"...результаты рублевой эмисси
Мессидж
«Мессидж и пафос современного героя: «Я – настоящий» [Лит. газета, № 16, 2009];
Контент
«Научитесь жаловаться на недопустимый контент в Сети» [Дом. очаг, май, 2009];
Рейтинг
«Чем больше рекламы, тем больше денег, тем выше рейтинг» [Лит. газета, № 16, 2009];
Мониторинг
«Прокуратура осуществляет еженедельный мониторинг ситуации» [Юж. столица, № 1, 2009];
Гламурный
«Его внешний облик не назовешь ни гламурным, ни модным» [Мир ПК, № 5, 2009];
Приватный
«В приватной беседе автор признался в своей несостоятельности» [Комсомол. правда, № 56, 2009];
Креативный, эксклюзивный, брендовый
«Данный прибор – самый брендовый в настоящем обзоре. Эксклюзивная модель нетбука, креативный дизайн…» [Мир ПК, № 5, 2009];
Слова с префиксальными морфемами анти-, мега-, экс-, пост-:
«В массовых сценах порой высвечиваются убогие постсовесткие лица», «При этом он – не авангардист, не постмодернист, не пост-пост, а самый что ни на есть реалист» [Лит. газета, № 16, 2009],
«Среди них телохранитель экс-
«Практически все мега-успешные люди прошли через такие ситуации» [Юж. столица, № 3, 2009].
Слова с интернациональными суффиксами -ация, -инг, -мен:
«Пока не удается приостановить процессы примитивизации производства, деинтеллектуализации труда, деградации социальной сферы» [Лит. газета, № 16, 2009],
«Наша задача – повысить уровень контейнеризации, а также информатизации транспортной сети» [Рос. газета, № 73, 2009],
«Прекрасное устройство для серфинга по сети…» [Мир ПК, № 5, 2009],
«Это однозначно самый сексуальный файтинг в истории видеоигр» [Браво, № 15, 2009],
«Рекламный раздел пестрит объявлениями о тренингах» [Комсомол. правда, № 56, 2009].