Новосибирский институт повышения
квалификации и переподготовки работников
образования |
Выпускная аттестационная работа |
Интерактивные технологии как
средство развития познавательного интереса
на уроках английского языка в основной
школе (5-9 классы) |
|
Выполнила:
студентка группы ЛИЯ-20
Тропина Ольга Александровна |
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Главная цель обучения в современной
школе – это развитие личности школьника.
Обществу необходимы творческие личности,
умеющие критически мыслить, предлагать
нестандартные решения возникающих проблем,
способные реализовать себя.
Познавательный интерес всегда
являлся условием формирования умственных
качеств личности, поэтому проблема формирования
познавательного интереса учащихся на
всех этапах развития образования была
одной из актуальных. От решения этой проблемы в значительной
степени зависит эффективность учебного
процесса, поскольку познавательной интерес
является важным мотивом учебной деятельности
школьника, и, одновременно, основным средством
ее оптимизации. Решение проблемы формирования
познавательных интересов – потребность
общества, жизни, практики обучения и воспитания
подрастающих поколений.
Потребность
саморазвития и способность удовлетворять
ее посредством учения характеризует
школьника, который является субъектом
учения. Проблема развития познавательного
интереса и активности рассматривалась
в различных трудах педагогов и психологов.
Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк определяли
познавательную активность как естественное
стремление учащихся к познанию. Современные
отечественные исследователи изучали
особенности познавательной деятельности
и способы ее активизации у школьников.
Это Маркова А.К., Лозовая В.И., Тельнова
Ж.Н., Щукина Г.И. и многие другие.
В настоящий
момент учителями-практиками отмечается
снижение или полное отсутствие познавательного
интереса учащихся к обучению. И мне, как
учителю английского языка, также знакома
эта проблема. На своем собственном, пусть
и небольшом педагогическом опыте я убедилась,
что организация моего взаимодействия
с учащимися в форме учебных игр, значительно
повышает их познавательный интерес к
предмету «английский язык».
Исходя из
актуальности проблемы, мною выбрана тема
дипломного исследования: «Интерактивные
технологии как средство формирования
познавательного интереса учащихся на
уроках английского языка».
Объект исследования:
процесс формирования познавательного
интереса учащихся.
Предмет исследования:
интерактивные технологии как средство
формирования познавательного интереса
учащихся на уроках английского языка.
Цель исследования:
составить сборник технологий, приемов
и методов интерактивного обучения, использование
которых позволит эффективно развивать
и поддерживать познавательный интерес
учащихся средней школы на уроках английского
языка.
Гипотеза
исследования: мы исходим из предположения,
что интерактивные технологии являются
эффективным средством формирования
познавательного интереса учащихся на
уроках английского языка.
Также мы ставили
перед собой следующие задачи:
- Изучить теоретические подходы к понятию «познавательный интерес» и выявить условия, способствующие его формированию.
- Раскрыть суть понятия «интерактивное обучение» и определить его роль в формировании познавательного интереса школьников.
- Составить сборник интерактивных технологий для формирования познавательного интереса учащихся на уроках английского языка.
Теоретические подходы
к понятию «познавательный интерес»
Проблема интереса и его роли
в учебной деятельности с давних пор интересовала
педагогов.
Родоначальником научного подхода
к теоретическому и практическому решению
проблемы интереса считают великого чешского
педагога Я.А.Коменского. Он полагал, что
одна из основных задач учителя «всеми
средствами воспламенять жажду знания
и пылкое усердие в учении… Хороший ученик
будет сгорать от нетерпения учиться,
не боясь никаких трудов, лишь бы овладеть
наукой…Мало того, - писал Коменский, -
что он не будет избегать труда, он будет
искать его и не бояться напряжений и усилий»1.
Немецкий
педагог – демократ А.Дистервег призывал
«сделать обучение увлекательным»2.
Глубже изучать детские интересы, быть
внимательным к душевному миру ребенка
призывал Ж.Ж.Руссо, в известном труде
«Эмиль, или о воспитании».
Оригинальную
систему пробуждения любознательности
и развития интереса к знаниям разработал
великий русский педагог К.Д. Ушинский.
«Воспитатель не должен забывать, что
учение, лишенное всякого интереса и взятое
только силою принуждения…убивает в ученике
охоту к учению, без которой он далеко
не уйдет, - писал Ушинский. Учение – это
серьезный труд, требующий волевых усилий,
но, тем не менее, этот труд должен быть
интересным, привлекательным»3.
Проблема интереса нашла свое
отражение и в педагогических сочинениях
Л.Н.Толстого. Он подчеркивал, что, убивая
всякую живую мысль, творческую фантазию,
воображение, невозможно формировать
интересы ребенка.
Н.Г.Чернышевскому принадлежат
слова: « Если десятилетний мальчик не
любит учиться, причиной тому не он, а воспитатель,
заглушающий в нем любознательность дурными
приемами преподавания или непригодным
для его воспитанника содержанием его».
В ряде работ А.И.Герцена звучит
мысль о воспитании у учащихся самостоятельности
и активности, что, несомненно, скажется
на развитии их интересов. Писатель подчеркивает,
что, вызвав интерес к научным знаниям,
нужно уметь поддерживать его. Поэтому
надо развивать способность к самообразованию,
к самостоятельным поискам в области науки.
В трудах Н.К.Крупской мы находим
рекомендации, как следует развивать познавательные
интересы учащихся. Подчеркивается, что
исключительная роль принадлежит учителю
– его эрудиции, любви к предмету, педагогическому
мастерству. Умение заинтересовать, пробудить
интерес – одно из необходимых качеств
хорошего учителя.
Значительный вклад в разработку
теории познавательного интереса внесла
Г.И.Щукина. По ее словам, «познавательный
интерес можно охарактеризовать как сложное
отношение человека к предметам и явлениям
окружающей действительности, в котором
выражено его стремление к всестороннему,
глубокому изучении., познанию их существенных
свойств»4.
Целый ряд исследований психологов
и педагогов направлен на изучение разных
сторон проблемы интереса. В одних исследованиях
изучается психологическая природа интереса
(М.Ф.Беляев, Л.А.Гордон), в других – познавательный
интерес как средство обучения (Г.И.Щукина,
В.Б.Бондаревский), в третьих - как мотив
(А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн)
Интерес, как сложное и очень
значимое для человека образование, имеет
множество трактовок в своих психологических
определениях, он рассматривается как:
избирательная
направленность внимания человека (Н.Ф.
Добрынин, Т. Рибо);
проявление
его умственной и эмоциональной активности
(С.Л. Рубинштейн);
активатор разнообразных
чувств (Д. Фрейер);
активное эмоционально-познавательное
отношение человека к миру (Н.Г. Морозова);
специфическое
отношение личности к объекту, вызванное
сознанием его жизненного значения и эмоциональной
привлекательностью (А.Г. Ковалев);
форма проявления
познавательных потребностей, обеспечивающая
направленность личности на осознание
целей деятельности и тем самым способствует
ориентировке, ознакомлению с новыми фактами,
более полному и глубокому отражению действительности ( по Петровскому).
Важнейшая область общего феномена
интереса — познавательный интерес. Его
предметом является самое значительное
свойство человека: познавать окружающий
мир не только с целью биологической и
социальной ориентировки в действительности,
но в самом существенном отношении человека
к миру — в стремлении проникать в его
многообразие, отражать в сознании сущностные
стороны, причинно-следственные связи,
закономерности, противоречивость.
В то же время познавательный
интерес, будучи включённым в познавательную
деятельность, теснейшим образом сопряжён
с формированием многообразных личностных
отношений: избирательного отношения
к той или иной области науки, познавательной
деятельности, участию в них, общению с
соучастниками познания. Именно на этой
основе — познания предметного мира и
отношения к нему, научным истинам — формируется
миропонимание, мировоззрение, мироощущение,
активному, пристрастному характеру которых
способствует познавательный интерес.
Более того, познавательный
интерес, активизируя все психические
процессы человека, на высоком уровне
своего развития побуждает личность к
постоянному поиску преобразования действительности
посредством деятельности (изменения,
усложнения её целей, выделения в предметной
среде актуальных и значительных сторон
для их реализации, отыскания иных необходимых
способов, привнесения в них творческого
начала).
О
собенностью познавательного
интереса является его способность обогащать
и активизировать процесс не только познавательной,
но и любой деятельности человека, поскольку
познавательное начало имеется в каждой
их них. Значение познавательного интереса
в жизни конкретных личностей трудно переоценить.
Интерес выступает как самый энергичный
активатор, стимулятор деятельности, реальных
предметных, учебных, творческих действий
и жизнедеятельности в целом.
Особую значимость познавательной
интерес имеет в школьные годы, когда учение
становится фундаментальной основой жизни,
когда к системообразующему познанию
ребёнка, подростка, юноши привлечены
специальные учреждения и педагогически
подготовленные кадры.
Познавательный интерес — интегральное
образование личности. Он как общий феномен
интереса имеет сложнейшую структуру,
которую составляют как отдельные психические
процессы (интеллектуальные, эмоциональные,
регулятивные), так и объективные и субъективные
связи человека с миром, выраженные в отношениях.
Интерес формируется и развивается
в деятельности, и влияние на него оказывают
не отдельные компоненты деятельности,
а вся её объективно-субъективная сущность
(характер, процесс, результат). Интерес
— это «сплав» многих психических процессов,
образующих особый тонус деятельности,
особые состояния личности (радость от
процесса учения, стремление углубляться
в познание интересующего предмета, в
познавательную деятельность, переживание
неудач и волевые устремления к их преодолению).
Г.И. Щукина отмечает, что психологической
наукой установлены разные ступени развития
познавательных интересов: любопытство,
любознательность, познавательный интерес,
теоретический интерес. И хотя эти стадии
выделяются чисто условно, наиболее
характерные их признаки являются общепризнанными 5.
В исследованиях В.Г.Иванова
отмечается, что по уровню осознанности
и действенности различают следующие
виды познавательных интересов:
1)прежде всего, занимательность,
наиболее низкий уровень осознанности
и действенности. Этот интерес
возникает в результате яркости
впечатления, новизны предмета. Он
отличается непродолжительностью,
нестойкостью и легко вытесняется
новыми яркими впечатлениями;
2) интерес частный, узкий
– это интерес к определенным
фактам, к той или иной теме, иногда к частному
вопросу темы;
3) интерес обобщенный, широкий
– к предмету в целом. Очень
высока степень осознанности
и активности;
4) интерес специализированный,
глубокий, индивидуальный – наиболее
высокая степень осознанности. Он
проявляется в одном из трех
направлений:
а) в длительной направленности
личности на изучение определенного предмета
и потребности в расширении и углублении
знаний по этому предмету;
б) в самостоятельном и творческом
подходе к изучаемым вопросам, в дополнительном
изучении ряда разделов предмета;
в) в добровольном выборе заданий
повышенной трудности по интересующему
предмету и их успешном выполнении.
Сегодня формирование эмоционально-положительного
отношения учащихся основной и средней
школы к учению составляет одну из важнейших
задач, стоящих перед учителем любого
предмета, а перед учителем иностранного
языка в особенности, так как отсутствие
«ежедневной» «ежеминутной» информационно-образовательной
среды иноязычного характера не «работает»
на пользу (на его личностные, предметные
и метапредметные результаты) ни ученику,
ни учителю, к великому сожалению6.
Понимая под познавательным интересом
прежде всего эмоционально положительное
отношение к системе знаний и к самому
процессу их приобретения, к учебно-познавательной
деятельности в целом, носящей творческий
поисковый проблемный характер на уроке,
познавательный интерес как сложное психическое
новообразование в структуре личности
школьника представляет собой своего
рода переплетение эмоциональных, волевых
и интеллектуальных процессов психики,
которые в процессе обучения в школе должны
воспитываться, развиваться, совершенствоваться,
помогая обучающимся постигать все доброе,
значимое для духовно-нравственного возрождения
личности в российском обществе7.