Интерактивные технологии как средство развития познавательного интереса на уроках английского языка в основной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 07:57, аттестационная работа

Описание работы

Познавательный интерес всегда являлся условием формирования умственных качеств личности, поэтому проблема формирования познавательного интереса учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку познавательной интерес является важным мотивом учебной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации. Решение проблемы формирования познавательных интересов – потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений.

Файлы: 1 файл

Дипломчик.docx

— 86.81 Кб (Скачать файл)

«Покажи слово». Смысл этой своеобразной викторины в том, что одна команда придумывает слово для игрока другой команды. Говорит ему это слово, чтобы участники его команды не услышали. Этот игрок должен мимикой, жестами, действиями, сподручными предметами (то есть молча) представить (изобразить) слово, которое ему сказали так, чтобы его команда угадала это слово. Если выбранное слово будет связано с домашним заданием, то получится неожиданная форма проверки домашнего задания.

Технология «Карусель».

Как и многие интерактивные технологии, карусель позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы, обычно, очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, тема знакомство, национальности, разговор в общественном месте и т.д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.

Технология «Театр» чем-то сродни спектаклю, где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Задача актеров передать соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, а задача зрителей – заметить, объяснить свои выводы, сказать, на чем они основывались, чем руководствовались.

Технология «Социологический опрос» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий. Учитель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.

Технология «Незаконченное предложение». Детям предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Предложения начинаются весьма неопределенно, поэтому у ребят практически неограниченные возможности закончить его. Они касаются различных жизненных сфер и могут охватывать любые темы.

Технология «Групповой рассказ» реализуется двумя способами. Во время первого способа, каждый учащийся добавляет одно предложение к уже начатому рассказу. По определенному сигналу (через минуту) лист с незаконченным рассказом передается дальше по кругу. Второй способ хорошо подходит для отработки темы «Вопросительные слова». Учитель задает вопросы в определенном порядке, каждый участник процесса пишет ответ, складывает лист бумаги так, чтобы никто его не видел и передает соседу. Движение происходит по кругу. Таким образом, в конце получаются сразу несколько неожиданных рассказов.

Технология «Брейн-ринг» очень хорошо подходит для уроков- обобщения изученного материала. Содержательное наполнение раундов может быть абсолютно разнообразным, и охватывать такие разделы как лексику, грамматику, чтение, аудирования и письмо. Данная технология требует серьезной подготовительной работы, которая включает в себя: выбор темы, составление задания, создание презентации, продумывание вопросов на внимание, заготовка бланков ответов, дипломов. В начале игры происходит выбор жюри, разбиение учащихся на команды. Каждый раунд длится 3 минуты, после чего, ответы сдаются в жюри в письменном виде. Правильность ответов проверяется и обсуждается после каждого раунда, а затем задается серия вопросов на внимание, что тоже приносит дополнительные очки командам.

Технология «Ролевая игра». Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра- это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. Для учителя же цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем. Поскольку ролевая игра строится на межличностных отношениях, она вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в нем на иностранном языке, т.е. выполняет мотивационно-побудительную функцию. Ролевую игру в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, она представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого. Существует огромное количество форм ролевых игр на уроках английского языка: презентации, клубы по интересам, интервью, заочные путешествия, круглые столы, пресс-конференции, экскурсии, сказки, репортажи и т.д. Как показывают результаты обучения, применение ролевой игры на уроках иностранного языка способствует положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи).

«Построение ассоциаций»( «Карта памяти»)  Работа на уроке строится следующим образом: в центре рисуется  образ, который будет символизировать  тему, с которой начинается работа, как на карте, так и в мыслях. От центрального образа отводятся  ветви, на которых пишутся самые важные слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать слово или мысль. От этих ветвей чертятся  другие, которые будут уточнять мысли. Можно использовать фломастеры, цветные карандаши, рисовать, клеить, то есть всё то, что поможет ребёнку развить воображение, фантазию, умение быстро собирать необходимую информацию. Данный метод можно использовать при обучении пересказу, работе с лексическими единицами, введении новой темы.

«Ажурная пила». Первоначально учащиеся делятся на группы по 4 человека для работы над текстом, который разбит на смысловые части. В процессе работы более сильные учащиеся помогают понять содержание менее успешным ученикам. Далее каждая группа выполняет задание       (заполнить таблицу, ответить на вопросы). Следующий этап работы – формирование новых групп, в которых будет по одному участнику из первоначальных, то есть каждый ученик  сможет не только познакомить других членов группы с содержанием своего текста, но, таким образом  помочь им осознать основное содержание печатного материала.  В  результате совместной работы каждый учащийся должен уметь осветить проблему  полностью.

«Дебаты»

Все учащиеся рассчитываются на 1 и 2 и объединяются в 2 команды. Для дебатов дается тема. Выступают по 1 человеку от команды по очереди, отстаивая свое мнение.

«Каждый учит каждого». Данный метод может использоваться при изучении нового материала или при обобщении основных понятий и идей. Суть данного метода состоит в том, что учащиеся учат друг друга в парах сменного состава. Обучение друг друга -это один из самых эффективных способов усвоить информацию по предмету и применить на практике важные навыки и умения объяснять трудный материал, задавать вопросы, слушать, общаться и др. (см. также «Пирамиду обучения»). Учащиеся также смогут с помощью своих товарищей обозреть общую картину понятий и фактов, которые необходимо изучить во время занятия, урока, которые, в свою очередь, вызовут вопросы и повысят интерес. Таким образом, данный метод инициирует интерес, побуждает задавать дополнительные вопросы, дает возможность ученикам принимать активное участие в процессе обучения и обмениваться своими знаниями с одноклассниками.

«Спрятанное СЛОВО». Тот, кому досталось отгадывать, выходит из комнаты на время, пока все остальные договариваются, какое слово загадать. Затем ведущий (он может быть не один, а с помощником — очень часто так и веселее, и полезнее) возвращается и начинает одному за другим задавать любые вопросы (об их числе иногда договариваются заранее). Тот, кого спросили, должен отвечать быстро и при этом обязательно использовать в ответе загаданное слово.

Слова загадываются самые простые, такие, которые могут естественно прозвучать в любой фразе: да, нет, это, то, так, но, я, ты, мы. учителю важно постараться сохранить игровой характер задания (большим подспорьем в этом может стать командная форма работы).

Порой отгадывающий довольно быстро находит спрятанное слово. Тот, на ком слово отгадано, занимает место водящего. Так же делается и в том случае, если кто-то, отвечая, ошибется и не вставит в свой ответ нужного слова, — ту т остальным нужно вмешаться и остановить игру.

 «Волшебная палочка». «Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка и т. д.) передается в классе в произвольном порядке. Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу.

Если получающий не ответил, палочка возвращается в исходное положение и повторно «идет» к тому же собеседнику или меняет«адрес».

«Видимо-невидимо». Доска делится на три части (каждому ряду по столбику). Ученики каждого ряда «цепочкой по одному» записывают, например, существительные, которые имеют форму только единственного или множественного числа (варианты тем: изученные слова, слова на определенную тему.). Бегут, торопятся. Записывают, стараются не повторяться. Потом каждый ряд выбирает судей. Они оценивают грамотность колонок двух других рядов. Ставят оценки (цветными мелками, у каждого ряда свой цвет).

В результате двигательной активности и проверку домашнего задания и закрепление пройденного удаётся провести собранно, сжато и эффективно.

Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию».

Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.

 «OPPOSITES» («Противоположности») Для того, чтобы повторить слова и увеличить словарный запас, особенно прилагательных, наречий, глаголов и пар антонимов необходимо приготовить колоду карточек на которых написано по одному слову: прилагательному, наречию или глаголу. Каждое слово должно иметь антоним (не написанный в карточке).

Класс делится на 2 команды (А и В ). Игрок из команды А выбирает слово и загадывает его игроку из команды В, тот должен сказать антоним и использовать его в своем предложении. Затем игрок из команды В загадывает слово игроку из команды А. И так далее по парам. Если никто не знает антонима, его называет учитель.

TIC - TAC - TENSE (крестики-нолики с временами). Цель: Повторить времена глагола. Необходимый материал: проектор или сетка (см. ниже), нарисованная на доске.

today

Last night

Next Year

Two Weeks ago

Next month

This Morning

This evening

yesterday

Tomorrow afternoon

     

 

Описание: Класс делится на 2 команды ( Х и О ). Ученик из команды X выбирает ячейку и составляет предложение в том времени, показатели которого он видит в ячейке. Например:

Two weeks ago, I broke my leg.

Next year, I'm going to visit my cousins in Texas.

Правильное предложение позволяет его команде занять эту ячейку своим символом. Если допущена ошибка, то ячейка остается свободной, а ход переходит другой команде. Команды по очереди пытаются занять три ячейки по горизонтали, вертикали или диагонали. Побеждает команда, сделавшая это первой.

«Испорченный телефон». Вариант известной детской игры. Ученики как можно быстрее, начиная с первой или последней парты, передают какое-то слово шепотом на ухо один другому так, чтобы все, например, в среднем ряду по цепочке получили и передали слово. Все остальные «ловят» на слух, пытаясь понять, какое слово передает ряд. Сначала учителю лучше спрашивать о передаваемом слове у тех, кто «ловил», потом попросить сказать (написать на доске), какое слово получил последний в линии передачи и, наконец, какое слово передал по ряду первый ученик.

При выполнении задания не разрешается никому ничего советовать. Такой добровольный уговор сдерживает тех, кому кажется, что они все понимают, могут, умеют, и активизирует тех, кому нелегко решиться действовать самостоятельно на свой страх и риск.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив, теоретические подходы к понятию «познавательный интерес», мы выявили условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся. Эти условия заключаются в следующем:

  1. В учебном процессе следует опираться на активную мыслительную деятельность учащихся.
  2. Учебный процесс должен вестись на оптимальном уровне развития учащихся.
  3. Учебный процесс должен находиться в положительном эмоциональном тонусе.
  4. Общение в учебном процессе должно быть благоприятным.

Раскрыв суть понятия «интерактивное обучение», мы пришли к выводу о том, что такое обучение, его методические приемы и технологии удовлетворяют всем вышеназванным условиям формирования познавательного интереса. Соответственно, это дает нам право считать, что выдвинутая нами гипотеза о том, что интерактивные технологии являются эффективным средством формирования познавательного интереса учащихся на уроках английского языка, нашла свое подтверждение в ходе данной работы.

Информация о работе Интерактивные технологии как средство развития познавательного интереса на уроках английского языка в основной школе