Интерактивные технологии как средство развития познавательного интереса на уроках английского языка в основной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 07:57, аттестационная работа

Описание работы

Познавательный интерес всегда являлся условием формирования умственных качеств личности, поэтому проблема формирования познавательного интереса учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку познавательной интерес является важным мотивом учебной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации. Решение проблемы формирования познавательных интересов – потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений.

Файлы: 1 файл

Дипломчик.docx

— 86.81 Кб (Скачать файл)

Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся:

  1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. 
  2. Ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся.
  3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.
  4. Благоприятное общение в учебном процессе.

Именно благодаря отношениям, которые складываются в активной деятельности и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности ученика

 

 

Понятие «интерактивного обучения»  и его роль  в формировании познавательного интереса

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная: ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)

2) активная: ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

3) интерактивная: процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Термин «интерактивный» английского происхождения и означает «взаимодействующий». Интерактивность означает способность к взаимодействию или же взаимодействие, диалог с кем-либо (например, преподавателем, другими участниками учебно-воспитательного процесса). Поэтому интерактивное обучение - это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между субъектами процесса. Так, А.И. Пометун, Л.В. Пироженко и А.И. Сичкарук сущность интерактивного обучения видят в том, что учебный процесс протекает в условиях постоянного, активного взаимодействия: взаимодействие между преподавателем иобучающимися, между самими обучающимися.

В педагогической литературе в исследованиях Ш.А. Амонашвили, Г. И. Коберник, С.М. Лысенковой, И. Пометун, Л.В. Пироженко, Н.С. Побирченко, В.С. Сухомлинского, С. А. Сысоевой, Г.К. Селевко, П. Н. Щербаня, И. С. Якимской и др.. раскрываются теоретические и методические основы организации интерактивного обучения, описано много типов и форм интерактивного обучения (по уровню активности учащихся, уровню привлечения их к продуктивной деятельности, по дидактической цели, методам организации и т.д.).

Ключевым в понимании психологической основы интерактивных методов является понятие интеракции, более известной в психологической литературе как межличностное или социальное взаимодействие. Социальное взаимодействие считается составной частью общения и совместной деятельности. Люди не просто общаются в процессе выполнения ими общественных функций, они всегда общаются в определенной деятельности, "по поводу" нее8.

Результатом такого общения является решение проблемы,  задачи, нахождение путей решения проблемной ситуации. Общение в учебном процессе – это не просто обмен мнениями или знаниями. На основе этого общения активизируется познавательная деятельность, рождается новое знание, формируется умение, в первую очередь, использовать теоретические знания в конкретной ситуации, комбинировать знания из различных областей. Дети учатся учитывать мнение другого человека, совместно работать над решением проблемы, перенимать чужой опыт, брать на себя ответственность за принятое решение, за результаты собственного действия, управлять и подчиняться.

Большинство ученых разделяют интерактивные методы на два вида: групповые (работа в парах, работа в тройках, карусель, аквариум) и фронтальные (большой круг, микрофон, мозговой штурм, незаконченное предложение, дискуссия, кейс-метод). Первые предусматривают взаимодействие участников малых групп (на практике от 2 до 6 человек), вторые - совместную работу и взаимообучение всей группы. Работа в малых группах предоставляет всем учащимся возможность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, в частности, владение приемами активного слушания, выработки совместного решения, разрешения противоречий.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

- развивает коммуникативные умения  и навыки, помогает установлению  эмоциональных контактов между  учащимися;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся  необходимой информацией, без которой  невозможно реализовывать совместную  деятельность;

- развивает общие учебные умения  и навыки (анализ, синтез, постановка  целей и пр.), то есть обеспечивает  решение обучающих задач;

- обеспечивает воспитательную  задачу, поскольку приучает работать  в команде, прислушиваться к чужому  мнению.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д. В таком понимании интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно оптимизировать сущность, содержание и структуру педагогических взаимодействий.

Важным условием использования форм и методов интерактивного обучения является степень эффективности применения этих форм, оправданность их выбора в организации урока.

Формами интерактивного обучения являются:

  1. работа в статичных парах или парах сменного состава;

  1. работа в малых группах;

  1. игровое сотрудничество.

Общими признаками всех интерактивных методов являются: 

  1. ориентация на всю полноту содержания образования и компетентность личности как образовательную цель;

  1. ориентация на активную групповую познавательную деятельность;

  1. ориентация на сотрудничество или партнерство как основной способ взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Очевидно, что при использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется. Она перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. В.А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Стоит учителю отбросить менторский тон, проявить подлинный интерес, забыть, что он находится «наверху» и «встать рядом», как обучающиеся откликнутся, проявят искреннюю заинтересованность в общении. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Интерактивное обучение является сегодня необходимостью. Оно позволяет в учебном процессе моделировать такие ситуации, которые будут развивать у школьников инициативность, способность предлагать новые проекты, нести социальную ответственность и уметь работать в команде.    

В условиях интерактивного обучения мы наблюдаем целый ряд позитивных изменений в поведении, в деятельности, в личности обучающихся:

- развивается инициативность и личностная ответственность обучающихся за принимаемые ими решения;

- формируется адекватная самооценка и более высокий уровень притязаний;

- усиливаются мотивы самосовершенствования, самоизменения, возрастает чувство личностной включенности в образовательный процесс;

- повышается эмоциональная устойчивость;

-снижается уровень ситуативной тревожности;

- повышается уровень коммуникативной компетентности

- пробуждается познавательный интерес;

-эффективно усваивается учебный  материал;

К счастью, сегодня сложились благоприятные условия для использования интерактивных технологий в школьном обучении. Они позволяют реорганизовать преподавание и саму учебную деятельность учащихся. Основательная образовательная тенденция заключается в переходе от преимущественно информативных форм к активным методам и формам на основе учебного сотрудничества, кооперации и коммуникации. Эта тенденция соотносится с необходимостью организации обучения как коллективной совместной деятельности учащихся, где акцент переносится на самостоятельную познавательную активность ученика.

Таким образом, суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Именно поэтому  интерактивное обучение, на наш взгляд, является именно тем методом и прекрасным средством развития и формирования познавательного интереса. Кроме того интерактивные методы способствуют развитию коммуникативных способностей школьника, помогают снимать психологические барьеры, устанавливать благоприятный психологический климат в классе и стимулировать самостоятельную познавательную, творческую деятельность учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сборник интерактивных технологий

 

Рассмотрим некоторые методические приёмы и технологии интерактивного обучения, позволяющие повысить познавательный интерес учащихся на уроках английского языка.

Технология «Карусель».

Как и многие интерактивные технологии, карусель позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы, обычно, очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, тема знакомство, национальности, разговор в общественном месте и т.д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.

 «Пять по пять». Педагог выбирает текст и делит его на несколько (три-шесть) приблизительно равных по объему и законченных по смыслу частей и делит учащихся на малые группы, количество которых соответствует числу смысловых частей текста. Число учащихся в группах должно быть одинаковым и не превышать шести. Группы располагаются за отдельными столами, каждый учащийся получает одну часть текста.

Педагог предлагает в течение 10 минут поработать над содержанием полученной части текста индивидуально. При работе над содержанием учащийся должен внимательно прочитать текст, для того чтобы как можно точнее передать его основной смысл другим учащимся в произвольной форме (составляет план, тезисы и т. п.).

По окончании работы учащимся в каждой группе предлагается рассчитаться по порядку и запомнить свои номера. Затем образуются новые группы: первая группа формируется из первых номеров всех групп; вторая - из вторых номеров всех групп и т. д. Таким образом, образовавшиеся группы состоят из учащихся, каждый из которых владеет одной частью текста. Учащимся предлагается представить содержание текста в группе. Работа продолжается около 15-20 минут в зависимости от объема и сложности материала. По окончании работы учащиеся могут задать вопросы друг другу, педагог также в форме вопросов проверяет, как учащиеся поняли содержание всего текста. Педагог может собрать на проверку тетради, в которых учащиеся фиксировали основные тезисы. 

«Полина, пицца, Прага». Педагог предлагает каждому учащемуся назвать свое имя, а также гастрономическое блюдо и город. Название блюда и города должны начинаться на первую букву имени учащегося. Например, «Меня зовут Полина, блюдо - пицца, город - Прага».

Информация о работе Интерактивные технологии как средство развития познавательного интереса на уроках английского языка в основной школе