Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 07:57, аттестационная работа
Познавательный интерес всегда являлся условием формирования умственных качеств личности, поэтому проблема формирования познавательного интереса учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку познавательной интерес является важным мотивом учебной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации. Решение проблемы формирования познавательных интересов – потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений.
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся:
Именно благодаря отношениям, которые складываются в активной деятельности и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности ученика
В педагогике различают несколько моделей обучения:
1) пассивная: ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)
2) активная: ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)
3) интерактивная: процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Термин «интерактивный» английского происхождения и означает «взаимодействующий». Интерактивность означает способность к взаимодействию или же взаимодействие, диалог с кем-либо (например, преподавателем, другими участниками учебно-воспитательного процесса). Поэтому интерактивное обучение - это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между субъектами процесса. Так, А.И. Пометун, Л.В. Пироженко и А.И. Сичкарук сущность интерактивного обучения видят в том, что учебный процесс протекает в условиях постоянного, активного взаимодействия: взаимодействие между преподавателем иобучающимися, между самими обучающимися.
В педагогической литературе в исследованиях Ш.А. Амонашвили, Г. И. Коберник, С.М. Лысенковой, И. Пометун, Л.В. Пироженко, Н.С. Побирченко, В.С. Сухомлинского, С. А. Сысоевой, Г.К. Селевко, П. Н. Щербаня, И. С. Якимской и др.. раскрываются теоретические и методические основы организации интерактивного обучения, описано много типов и форм интерактивного обучения (по уровню активности учащихся, уровню привлечения их к продуктивной деятельности, по дидактической цели, методам организации и т.д.).
Ключевым в понимании психологической основы интерактивных методов является понятие интеракции, более известной в психологической литературе как межличностное или социальное взаимодействие. Социальное взаимодействие считается составной частью общения и совместной деятельности. Люди не просто общаются в процессе выполнения ими общественных функций, они всегда общаются в определенной деятельности, "по поводу" нее8.
Результатом такого общения является решение проблемы, задачи, нахождение путей решения проблемной ситуации. Общение в учебном процессе – это не просто обмен мнениями или знаниями. На основе этого общения активизируется познавательная деятельность, рождается новое знание, формируется умение, в первую очередь, использовать теоретические знания в конкретной ситуации, комбинировать знания из различных областей. Дети учатся учитывать мнение другого человека, совместно работать над решением проблемы, перенимать чужой опыт, брать на себя ответственность за принятое решение, за результаты собственного действия, управлять и подчиняться.
Большинство ученых разделяют интерактивные методы на два вида: групповые (работа в парах, работа в тройках, карусель, аквариум) и фронтальные (большой круг, микрофон, мозговой штурм, незаконченное предложение, дискуссия, кейс-метод). Первые предусматривают взаимодействие участников малых групп (на практике от 2 до 6 человек), вторые - совместную работу и взаимообучение всей группы. Работа в малых группах предоставляет всем учащимся возможность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, в частности, владение приемами активного слушания, выработки совместного решения, разрешения противоречий.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
- развивает коммуникативные
- решает информационную задачу,
поскольку обеспечивает
- развивает общие учебные
- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д. В таком понимании интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно оптимизировать сущность, содержание и структуру педагогических взаимодействий.
Интерактивное обучение является сегодня необходимостью. Оно позволяет в учебном процессе моделировать такие ситуации, которые будут развивать у школьников инициативность, способность предлагать новые проекты, нести социальную ответственность и уметь работать в команде.
В условиях интерактивного обучения мы наблюдаем целый ряд позитивных изменений в поведении, в деятельности, в личности обучающихся:
- развивается инициативность и личностная ответственность обучающихся за принимаемые ими решения;
- формируется адекватная самооценка и более высокий уровень притязаний;
- усиливаются мотивы самосовершенствования, самоизменения, возрастает чувство личностной включенности в образовательный процесс;
- повышается эмоциональная устойчивость;
-снижается уровень ситуативной тревожности;
- повышается уровень коммуникативной компетентности
- пробуждается познавательный интерес;
-эффективно усваивается
К счастью, сегодня сложились благоприятные условия для использования интерактивных технологий в школьном обучении. Они позволяют реорганизовать преподавание и саму учебную деятельность учащихся. Основательная образовательная тенденция заключается в переходе от преимущественно информативных форм к активным методам и формам на основе учебного сотрудничества, кооперации и коммуникации. Эта тенденция соотносится с необходимостью организации обучения как коллективной совместной деятельности учащихся, где акцент переносится на самостоятельную познавательную активность ученика.
Именно поэтому интерактивное обучение, на наш взгляд, является именно тем методом и прекрасным средством развития и формирования познавательного интереса. Кроме того интерактивные методы способствуют развитию коммуникативных способностей школьника, помогают снимать психологические барьеры, устанавливать благоприятный психологический климат в классе и стимулировать самостоятельную познавательную, творческую деятельность учащихся.
«Пять по пять». Педагог выбирает текст и делит его на несколько (три-шесть) приблизительно равных по объему и законченных по смыслу частей и делит учащихся на малые группы, количество которых соответствует числу смысловых частей текста. Число учащихся в группах должно быть одинаковым и не превышать шести. Группы располагаются за отдельными столами, каждый учащийся получает одну часть текста.
Педагог предлагает в течение 10 минут поработать над содержанием полученной части текста индивидуально. При работе над содержанием учащийся должен внимательно прочитать текст, для того чтобы как можно точнее передать его основной смысл другим учащимся в произвольной форме (составляет план, тезисы и т. п.).
По окончании работы учащимся в каждой группе предлагается рассчитаться по порядку и запомнить свои номера. Затем образуются новые группы: первая группа формируется из первых номеров всех групп; вторая - из вторых номеров всех групп и т. д. Таким образом, образовавшиеся группы состоят из учащихся, каждый из которых владеет одной частью текста. Учащимся предлагается представить содержание текста в группе. Работа продолжается около 15-20 минут в зависимости от объема и сложности материала. По окончании работы учащиеся могут задать вопросы друг другу, педагог также в форме вопросов проверяет, как учащиеся поняли содержание всего текста. Педагог может собрать на проверку тетради, в которых учащиеся фиксировали основные тезисы.
«Полина, пицца, Прага». Педагог предлагает каждому учащемуся назвать свое имя, а также гастрономическое блюдо и город. Название блюда и города должны начинаться на первую букву имени учащегося. Например, «Меня зовут Полина, блюдо - пицца, город - Прага».