Использование Интернет-ресурсов как средство компенсации иноязычной языковой среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление дидактических возможностей Интернет при обучении иностранным языкам. В свою очередь цель конкретизируется следующими задачами:
1) Проанализировать имеющуюся литературу по данной теме;
2) Выявить особенности Интернет и их влияние на образовательный процесс в целом;
3) Рассмотреть Интернет как средство обучения видам и аспектам речевой деятельности на уроках иностранного языка в средней школе.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Интернет как образовательный ресурс
1.1. Компьютерные телекоммуникации в системе среднего образования..............................................................................................................4
1.2.Дистанционное обучение...................................................................................................................6
Преимущества сети Интернет как средства обучения...................................................................................................................7
Выводы по первой главе………….………………………………………………9
Глава 2. Возможности Интернет в обучении иностранному языку
2.1. Интернет в обучении письменным видам речевой деятельности..........................................................................................................10
2.1.2 Обучение письму……………….............................................................................................10
2.1.3 Обучение чтению..........................................................................................11
2.2 Интернет в обучении устным видам речевой деятельности………………………………………………………………..……14
2.3 Интернет при обучении аспектам речевой деятельности…………………16
2.3.1 Интернет в процессе формирования произносительного навыка……...16
2.3.2 Интернет в процессе формирования лексического навыка……………..17
2.3.3 Интернет в процессе формирования грамматического навыка………...19
2.4 Интернет в проектной деятельности……………………………………….20
Выводы по второй главе ……………………………………………………......21
Заключение.............................................................................................................22
Список используемой литературы.............................................................................................................23
Приложение 1. Сайты, развивающие знание английского языка………………………………………………………………...……………25
Приложение 2. Урок английского языка с использованием Интернет………………………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

курсач .doc

— 695.00 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

 

 

Ткачева Ольга Сергеевна

 

Факультет белорусской  и русской филологии

 

Кафедра иностранных  языков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Использование Интернет-ресурсов как средство компенсации иноязычной языковой среды

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     

                                                                             

 

                                                              Научный руководитель:

кандидат педагогических наук

                                                                 Прохоренко Олеся Геннадьевна

 

 

 

 

 

Минск 2010 
Содержание

 

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Интернет как образовательный ресурс

1.1. Компьютерные телекоммуникации в системе среднего образования..............................................................................................................4

1.2.Дистанционное обучение...................................................................................................................6

Преимущества сети Интернет как  средства обучения...................................................................................................................7

Выводы по первой главе………….………………………………………………9

 

Глава 2. Возможности Интернет в обучении иностранному языку

2.1.  Интернет в обучении письменным видам речевой деятельности..........................................................................................................10

2.1.2  Обучение письму……………….............................................................................................10

2.1.3 Обучение чтению..........................................................................................11

2.2 Интернет  в обучении устным видам речевой  деятельности………………………………………………………………..……14

2.3 Интернет при обучении  аспектам речевой  деятельности…………………16

2.3.1 Интернет в процессе формирования произносительного навыка……...16

2.3.2 Интернет в процессе формирования  лексического навыка……………..17

2.3.3 Интернет в процессе  формирования грамматического  навыка………...19

2.4 Интернет в проектной деятельности……………………………………….20

Выводы  по второй главе ……………………………………………………......21

 

Заключение.............................................................................................................22

 

Список используемой литературы.............................................................................................................23

 

Приложение 1. Сайты, развивающие знание английского  языка………………………………………………………………...……………25

 

Приложение 2. Урок английского языка с использованием Интернет………………………………………………………………………….26

 

Введение

 

В наше время новые информационные технологии интенсивно внедряются в  образовательный процесс. Сегодня цивилизация компьютерная грамотность выпускника школы должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере в качестве пользователя. В обучении особенный акцент ставится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Сегодня можно говорить уже о том, что Интернет - технологии являются частью общей информационной культуры учителя и учащихся.

Появление Интернет в образовании  стимулирует желание ребят учиться, расширяет зону индивидуальной активности каждого ученика, увеличивает скорость подачи качественного материала в рамках одного урока. Всё это осуществляется с помощью переписки по электронной почте со школьниками других стран, создания и проведения совместных телекоммуникационных проектов, возможности чтения книг в оригинале, участия в разнообразных конкурсах и олимпиадах. Вопрос интеграции Интернета в образование и, в частности, применение его в обучении иностранным языкам, в настоящее время достаточно актуален. Это связано в основном с тем, что при использовании Интернета как средства обучения иностранному языку как нельзя лучше реализуются многие цели и задачи обучения и воспитания. [1]

Исходя из вышесказанного, целью данной работы является выявление дидактических возможностей Интернет при обучении иностранным языкам. В свою очередь цель конкретизируется следующими задачами:

1) Проанализировать имеющуюся литературу  по данной теме;

2) Выявить особенности Интернет  и их влияние на образовательный  процесс в целом;

3) Рассмотреть Интернет как средство  обучения видам и аспектам речевой деятельности на уроках иностранного языка в средней школе.

Объектом данной работы является процесс обучения иностранному языку с помощью Интернет.

И соответственно предметом - возможности Интернета как средства обучение иностранному языку.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. В первой главе рассматриваются образовательные возможности сети Интернет для обучения иностранным языкам в том числе дистанционное обучение. Вторая глава содержит рекомендации по применению Интернет для обучения видам и аспектам иноязычной речевой деятельности, а также возможности Интернет при реализации проектной методики. Приложения включают в себя некоторые практические разработки.

 

Глава 1. Интернет как образовательный  ресурс

1.1 Компьютерные  телекоммуникации  в системе среднего  образования

 

В настоящее  время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. В данной работе предпринята попытка выявить пути и способы оптимизации учебного процесса с помощью технологий Интернет.

Конечной целью  обучения иностранным языкам является научение свободному ориентированию в  иноязычной среде и умению адекватно  реагировать в различных ситуациях, то есть общению. Сегодня новые методики с использованием Интернет-ресурсов противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т.е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку пытаются исправить новые технологии, в частности Интернет.

Готовить учащегося к участию в процессе иноязычного общения нужно в условиях иноязычного общения, созданных в классе. Это и определяет сущность коммуникативного обучения, которая заключается в том, что процесс обучения является моделью процесса общения.

Коммуникативный подход - стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним, а так же на осознание требований к эффективности высказывания. Для пользователя реализация коммуникативного подхода в Интернете не представляет особой сложности. Коммуникативное задание должно предлагать учащимся проблему или вопрос для обсуждения, причем ученики не просто делятся информацией, но и оценивают ее. Основным же критерием, позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности является то, что учащиеся самостоятельно выбирают языковые единицы для оформления своих мыслей. У них есть возможность выразить себя и свой опыт посредством иностранного языка. [14]

Использование Интернета в коммуникативном подходе состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещений страны изучаемого языка, во время приема иностранных гостей дома, при переписке, при обмене аудио- и видеокассетами, результатами заданий и т.п. со школами или друзьями в стране изучаемого языка. Коммуникативность не сводима только к установлению с помощью речи социальных контактов, к овладению туристским языком. Это приобщение личности к духовным ценностям других культур - через личное общение и через чтение. Этот подход, реализуемый в Интернете, привлекает обучаемых путем сосредоточения на интересующих их темах и предоставления им возможности выбора текстов и задач для достижения целей программы. Коммуникативная способность обучаемых развивается через Интернет путем вовлечения их в решение широкого круга значимых, реалистичных, имеющих смысл и достижимых задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает их уверенность в себе.

Коммуникативное обучение языку посредством Интернет подчеркивает важность развития способности  учащихся и их желание точно и  к месту использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения. Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, а изучение структуры и словаря иностранного языка служат этой цели.

Одним из новых  требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке (интерактивность). Интерактивный подход в виртуальном пространстве служит одним из средств достижения коммуникативной цели на уроке. От принципа коммуникативности он отличается наличием истинного сотрудничества, незаданности, где основной упор делается на развитие умений общения и групповой работы, в то время как для коммуникативного задания это не является обязательной целью.

Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность.

Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. Можно рассматривать интерактивность как способ саморазвития через Интернет: возможность наблюдать и копировать использование языка, навыки, образцы поведения партнеров; извлекать новые значения проблем во время их совместного обсуждения. [9]

 

1.2 Дистанционное  обучение

В настоящее время все большее  значение приобретают такие возможности, как получение образования на расстоянии, общение учащихся, учителей не только в рамках одной школы, района, но и других регионов страны, мира. С помощью современных информационных технологий становится реальным получать образование не только очно, но и дистанционно, не покидая родного дома. Глобальная сеть Интернет открывает доступ к информации в научных центрах мира, библиотеках, что создает реальные условия для самообразования, расширения кругозора, повышения квалификации.

Ещё одна важнейшая возможность  использования Интернет - это дистанционное  обучение, т.е. обучение на расстоянии в ситуации, когда обучаемый отделён от обучающего расстоянием. На протяжении многих лет эта форма обучения была известна как заочная. [18]

Стратегическая цель дистанционного обучения - обеспечить гражданам право получения образования любого уровня на месте своего проживания или профессиональной деятельности. Данная цель достигается в русле мировой тенденции мобильного распространения знаний посредством обмена образовательными ресурсами. Закономерно, что средством достижения такой цели должны быть высокотехнологичные и научно обоснованные организационные формы, имеющие дистанционный характер.

Интернет - это наиболее дешевая  среда. Разработка и проведение дистанционных  курсов, не требует специальных студий или сложного нестандартного оборудования. [22]

Организация дистанционного обучения позволит решить многим студентам-заочникам проблемы нехватки времени, финансовых затрат, поиска необходимых учебников, справочников и других пособий по иностранному языку. Таким образом, дистанционная форма обучения является эффективным вариантом реализации конечных целей обучения ИЯ студентов гуманитарных специальностей заочной формы обучения в неязыковом ВУЗе. [28]

 

1.3 Преимущества  сети Интернет  как средства обучения

 

В настоящее время уже не вызывает сомнения необходимость использования  Интернет в школьном процессе. И практически во всех сферах школьного образовательного пространства реально использовать возможности сети. [22]

Интернет предоставляет возможности  для получения информационных ресурсов и личного самообразования и ученикам, и учителям.

Интернет предоставляет, с одной  стороны, громадное информационное поле, содержащее самую разнообразную  педагогически ценную информацию, а  с другой - различные средства оживления  восприятия этой информации: графику, звук, движение. Уже одно это показывает значительные преимущества Интернет перед традиционным бумажным учебником. [9]

Информация о работе Использование Интернет-ресурсов как средство компенсации иноязычной языковой среды