Использование Интернет-ресурсов как средство компенсации иноязычной языковой среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление дидактических возможностей Интернет при обучении иностранным языкам. В свою очередь цель конкретизируется следующими задачами:
1) Проанализировать имеющуюся литературу по данной теме;
2) Выявить особенности Интернет и их влияние на образовательный процесс в целом;
3) Рассмотреть Интернет как средство обучения видам и аспектам речевой деятельности на уроках иностранного языка в средней школе.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Интернет как образовательный ресурс
1.1. Компьютерные телекоммуникации в системе среднего образования..............................................................................................................4
1.2.Дистанционное обучение...................................................................................................................6
Преимущества сети Интернет как средства обучения...................................................................................................................7
Выводы по первой главе………….………………………………………………9
Глава 2. Возможности Интернет в обучении иностранному языку
2.1. Интернет в обучении письменным видам речевой деятельности..........................................................................................................10
2.1.2 Обучение письму……………….............................................................................................10
2.1.3 Обучение чтению..........................................................................................11
2.2 Интернет в обучении устным видам речевой деятельности………………………………………………………………..……14
2.3 Интернет при обучении аспектам речевой деятельности…………………16
2.3.1 Интернет в процессе формирования произносительного навыка……...16
2.3.2 Интернет в процессе формирования лексического навыка……………..17
2.3.3 Интернет в процессе формирования грамматического навыка………...19
2.4 Интернет в проектной деятельности……………………………………….20
Выводы по второй главе ……………………………………………………......21
Заключение.............................................................................................................22
Список используемой литературы.............................................................................................................23
Приложение 1. Сайты, развивающие знание английского языка………………………………………………………………...……………25
Приложение 2. Урок английского языка с использованием Интернет………………………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

курсач .doc

— 695.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом информационные технологии позволяют:

- организовывать различного рода  совместные исследовательские работы  учащихся, учителей, студентов, научных  работников из различных школ, научных и учебных центров одного либо разных регионов или даже разных стран.;

- обеспечивать оперативную консультационную  помощь широкому кругу обучаемых  из научно-методических центров;

- создавать сети дистанционного  обучения и повышения квалификации педагогических кадров;

- оперативно обмениваться информацией,  идеями, планами по интересующим  участников вопросам, темам совместных  проектов, расширяя таким образом  свой кругозор, повышая свой культурный  уровень; [17]

- прививать навыки подлинно исследовательской деятельности, моделируя работу научной лаборатории, творческой мастерской;

- развивать умения добывать  информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий, хранить и подавать на сколько угодно дальние расстояния, в разные точки планеты;

- создавать подлинную языковую  среду (в условиях совместимости  международных телекоммуникационных  проектов, телеконференций обычных,  а также аудио - и видеоконференций, чатов), способствующую возникновению  естественной потребности в общении на иностранном языке и отсюда - потребности в изучении иностранных языков;

- способствовать культурному, гуманитарному  развитию учащихся на основе  приобщения к самой широкой  информации культурного, этнического,  гуманистического плана.

Эти преимущества Интернета становятся очевидными при использовании его  непосредственно в студенческой или школьной аудитории. Идеальными условиями для такой работы является наличие компьютерного класса с  подключением к Интернету. Использование Интернета на занятии не должно представлять собой самоцель. Для того чтобы правильно определить место и роль Интернета в обучении иностранному языку, прежде всего, учителю необходимо найти для себя чёткие ответы на вопросы: для кого, для чего, когда, в каком объёме он должен использоваться. [26]

Разумеется, прямой выход в Интернет на уроке практически исключается, поскольку вряд ли можно найти  какое-то приемлемое количество кабинетов  иностранного языка в наших школах, оборудованных достаточным количеством компьютеров с доступом в Интернет.[20] Естественно, при работе с Интернет не обойтись и без проблем.

Рассмотрим подробнее эти проблемы:

Интернет не может заменить собой  педагога. Если Вы хотите использовать информационные ресурсы сети по той  или теме, проблеме, следует не только ознакомиться с этой информацией, но и четко сформулировать цели и задачи использования учениками этой информации, способы их самостоятельной учебной деятельности с этой информацией. [19]

Следующая трудность связана с  организацией деятельности учащихся в сети. Понятно, что пока еще не все школьники имеют свободный доступ в Интернет. Не в каждой школе есть такая возможность. Каждый кабинет не может быть оборудован достаточным количеством компьютеров с выходом в Интернет. Значит, речь может идти об использовании ресурсов Интернет во внеурочное время.

Разумеется, учитель при подготовке к уроку может распечатать  некоторые материалы, если ему важно, например, показать, как следует  работать с материалом текста, какие  факты и как следует искать, что очень важно на уроках иностранного языка. Если перед учащимися ставится задача самостоятельно найти ту или иную информацию по определенной теме, проблеме, что часто возникает при работе над проектом, тогда следует максимально облегчить задачу поиска такой информации.

Общей для всех видов деятельности в сети является проблема коммуникации, сетевого общения. Культура общения - это  также показатель общей культуры человека. Вместе с тем, культура общения  предусматривает определенные интеллектуальные умения: умение кратко излагать главную мысль, умение слушать и слышать собеседника, умение вести дискуссию, аргументировать собственную точку зрения и принимать при определенных обстоятельствах точку зрения оппонента, умение формировать общую точку зрения, учитывающую мнения сторон, пр. Всем этим умениям учащихся следует обучать в школе специально. При общении в сети эти умения особенно актуальны. [24]

 

 

Выводы  по первой главе

 

Работа учащихся в Интернет охватывает различные виды деятельности:

- самостоятельную работу с информацией по той или иной изучаемой теме, проблеме;

- самостоятельную учебную деятельность (в режиме самообразования) для углубления знаний в определенной области, ликвидации пробелов, подготовки к экзаменам, пр.;

- учебную деятельность под руководством удаленного учителя в курсе дистанционного обучения;

 

Глава 2. Возможности  интернет в обучении иностранному языку

2.1 Интернет в  обучении письменным  видам речевой  деятельности

 

2.1.2 Обучение письму

Письменная  форма общения в современном  обществе выполняет важную коммуникативную функцию. Письмо как цель обучения присутствует на всех этапах обучения иностранного языка. Интернет не развивает навык письма напрямую, а можно только найти ряд упражнений и правил по отработке техники письма. [23] Вот эти упражнения.

Первая группа упражнений включает написание текста (письма, открытки, сообщения) с опорой на образец, что характерно для начальных классов. Например, написать поздравление своему любимому учителю на иностранном языке.

Вторая группа - это упражнения в построении собственного письменного высказывания с использованием различных опор: вербальных (ключевые слова, план, логическая схема) и вербально - изобразительных (картина, фотография, фразы, выражения). Используются в основной школе. Например, описать картину по плану.

Третья группа упражнений, имеющих продуктивный характер, требует от учащихся умений выражать свои мысли в письменной форме без опоры на вербальные элементы. Например, написать эссе по данной проблеме.

В этом могут помочь некоторые услуги Интернет: электронная почта, различные форумы и чаты.

 

 

 

2.1.3 Обучение чтению

Интернет - превосходное средство для  получения информации о последних  событиях в мире. А это в первую очередь предполагает чтение. Таким  образом, с помощью Интернет можно превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников - в первоклассных репортеров. Такой вид деятельности подойдет для старших классов, так как включает в себя объемное чтение и искусство интерпретации, беглую речь. [12]

Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителем языка имеют немногие, возможность читать на ИЯ (художественную литературу, газеты, журналы) - практически все. Вот почему обучение чтению выступает сегодня в качестве целевой доминанты. [22]

В зависимости от целевой установки  различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое.

Просмотровое чтение предполагает получение общего самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуацию просмотра. Конечно, работая непосредственно с Интернет, ученики также могут найти огромное количество аутентичных материалов для чтения по изучаемой теме. [23] В связи с этим возможны задания типа:

- по заголовку (иллюстрации)  сделать предположение о теме  и содержании текста;

- по внешней структуре текста, особенностям полиграфического оформления определить тип (характер) текста (реклама, анонс, метеосводки, программа телепередач);

- по доминирующему слову заголовка  сделать предположение о ключевых  словах текста и той области  знаний, к которой относится этот текст.

Следует отметить, что при использовании  Интернет на уроке, учитель может  предоставить учащимся возможность  изучить огромное количество материалов (письма, фотографии, различные рекламы, объявления и т.д.) непосредственно связанного с определённой темой, в том числе страноведческого характера, что способствует формированию у детей представления о культуре страны изучаемого языка.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится всё речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определённой информации. [19]

Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, лёгкие в языковом отношении, содержащие не менее 25 - 30% избыточной, второстепенной информации. Что касается Интернет, то, обладая огромным количеством разнообразного материала, остаётся незаменимым помощником при обучении ознакомительному виду чтения.

При обучении данному виду чтения целесообразно использовать следующие  упражнения:

- Прочитав текст, определить  какие вопросы задеты по данной  теме.

- Фиксация вычитанной информации  в виде плана, ключевых слов, тезисов и т.д.

- Краткая передача содержания  текста своими словами на иностранном  языке.

Изучающее чтение предусматривает максимально точное и полное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое её осмысление. [10]

Объектом изучения при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.

При обучении этого вида чтения подойдут следующие упражнения:

- Постарайтесь понять значения выделенных слов по контексту; проверьте себя по словарю.

- Прочитайте предложение (абзац)  и найдите слова, подтверждающие, что речь идёт о …

- Прочитайте абзац и выпишите  все глаголы с предлогами, обозначающими  движение (время действия, место действия)

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определённых данных (факторов, характеристик, цифровых показателей, указаний). В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации в Интернете, как правило, осуществляется по указаниям преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения. [9]

Таким образом, если предусматривается работа с текстом для ознакомительного, просмотрового или поискового чтения, то учителю также следует подыскать подходящие тексты в сети заранее. Чтение таких текстов лучше давать ребятам как домашнее задание, чтобы на уроке организовать активную устную практику на основе прочитанного.

Незаменимым помощником в плане  овладения умением чтения является онлайновая газета. Она позволит учащимся окунуться в гущу мировых событий, происходящих практически в текущий  момент, увидеть происходящее с различных точек зрения.

BBC World Service предоставляют возможность не только прочитать, но и прослушать новости, на многих языках, причем можно даже выбрать для себя подходящий уровень владения английским и прослушать новости в режиме LEARNING ENGLISH.

ABC News сопровождает свои публикации  помимо звукового еще и видео  сопровождением. Возможна так же  беседа на предложенную тему  среди читателей в разделах CHAT.

CNN World News также предоставляют информацию  на нескольких языках. Возможно  вызвать аудио и видео сопровождение. Интеракция читателей с редакцией и между собой возможна в рамках рубрики DISCUSSION (дискуссия), где есть своя доска объявлений (MESSAGE BOARDS), комната для беседы (CHAT) и связь с редколлегией (FEEDBACK).

The New York Times помимо вышеперечисленного предлагает своим читателям учебную версию газеты с готовыми поурочными разработками. [26]

Можно предложить ученикам работать по двое или по трое, исследовать  Интернет. Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности  всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики могут заняться исследованием более трудных статей, в то время как более слабым можно поручить отчет о погодных условиях или что-нибудь из области культуры. [12]

Основным достоинством такой работы является то, что учащиеся получают доступ к информации из первых рук, а не к недельной или того более давности печатным изданиям, и оказываются вовлеченными в гущу мировых событий, самолично оказывая на него влияние.

С помощью Интернет учащиеся могут попробовать себя в роли не потребителей, а поставщиков информации. Сайт THE YOUNG VOICES OF THE WORLD - открытый форум, представляющий собой некое издательство, где желающие могут опубликовать свои работы, сделав их достоянием многомиллионной аудитории и высказав на обсуждение свое мнение. Все работы сопровождаются электронным адресом их создателя, что позволяет осуществление обратной связи и завязыванию дискуссий. [37]

 

Итак, с помощью Интернета можно  успешно осуществлять эффективное  обучение продуктивным видам иноязычной речевой деятельности - письму и чтению. [5]

 

2.2 Интернет  в обучении устным  видам речевой  деятельности

 

Основная цель обучения иностранному языку - формирование коммуникативной компетенции, которая предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. [1]

Устное общение состоит из говорения  и слушания, которое в методике называется аудированием. Понятия "аудирование" и "слушание" не синонимичны. Слушание обозначает лишь акустическое восприятие звучащей речи, а аудирование - это процесс восприятия звучащей речи, помимо слушания предполагающий ещё слышание, понимание и интерпретацию воспринимаемой на слух информации. Многие учащиеся общеобразовательных школ испытывают трудности с восприятием речи носителей языка на слух. Формирование навыка аудирования - один из способов решения данной проблемы. [2]

Информация о работе Использование Интернет-ресурсов как средство компенсации иноязычной языковой среды