Использование Интернет-ресурсов как средство компенсации иноязычной языковой среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление дидактических возможностей Интернет при обучении иностранным языкам. В свою очередь цель конкретизируется следующими задачами:
1) Проанализировать имеющуюся литературу по данной теме;
2) Выявить особенности Интернет и их влияние на образовательный процесс в целом;
3) Рассмотреть Интернет как средство обучения видам и аспектам речевой деятельности на уроках иностранного языка в средней школе.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Интернет как образовательный ресурс
1.1. Компьютерные телекоммуникации в системе среднего образования..............................................................................................................4
1.2.Дистанционное обучение...................................................................................................................6
Преимущества сети Интернет как средства обучения...................................................................................................................7
Выводы по первой главе………….………………………………………………9
Глава 2. Возможности Интернет в обучении иностранному языку
2.1. Интернет в обучении письменным видам речевой деятельности..........................................................................................................10
2.1.2 Обучение письму……………….............................................................................................10
2.1.3 Обучение чтению..........................................................................................11
2.2 Интернет в обучении устным видам речевой деятельности………………………………………………………………..……14
2.3 Интернет при обучении аспектам речевой деятельности…………………16
2.3.1 Интернет в процессе формирования произносительного навыка……...16
2.3.2 Интернет в процессе формирования лексического навыка……………..17
2.3.3 Интернет в процессе формирования грамматического навыка………...19
2.4 Интернет в проектной деятельности……………………………………….20
Выводы по второй главе ……………………………………………………......21
Заключение.............................................................................................................22
Список используемой литературы.............................................................................................................23
Приложение 1. Сайты, развивающие знание английского языка………………………………………………………………...……………25
Приложение 2. Урок английского языка с использованием Интернет………………………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

курсач .doc

— 695.00 Кб (Скачать файл)

Проблема заключается в том, что не очень просто найти качественные материалы для этих заданий. В  решении этой проблемы может помочь Интернет, который является источником аудиоматериалов с речью носителей языка (в том числе и профессиональных актёров) в виде звуковых файлов и текстов к этим звуковым фрагментам в виде текстовых файлов.

Аудиотексты дают информацию для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие навыков говорения. В этом случае аудирование является средством обучения. [2]

 Важно привлекать для дискуссий  на уроке живые высказывания  носителей языка, полученные из  разных ресурсов Интернета. [15]

Интернет имеет возможность  обеспечивать нас графической (статичной или динамичной) и звуковой информацией, которая заключается в следующем:

- записать (с определенными техническими  условиями) звуковую информацию (речь политических и государственных  деятелей, интересные выступления  на разные темы носителей языка по самым разным вопросам), сократив ее до нужных пределов;

- провести в группах сотрудничества  обсуждение, дискуссию по той  или иной проблемной информации, полученной из ресурсов сети  Интернет, а затем организовать  общую дискуссию всего класса;

- провести лингвистический анализ определенных сообщений устных или письменных высказываний носителей языка, содержащих фразеологизмы, реалии, идиомы, пословицы, поговорки, неологизмы, отражающие специфику функционирования изучаемого языка в культуре народа;

- использовать хотя бы фрагментарно  художественные произведения авторов  страны изучаемого языка, полученные  в виртуальных библиотеках. Особенно  это благодатный материал для  различного рода проектов, дискуссий;

- использовать материалы электронных  грамматических справочников, предлагаемых в них упражнений, а также лексических справочников, словарей, справочников страноведческого характера, материалов дистанционных курсов, имеющихся в открытом доступе для включения их в урок. [9]

 

Располагая колоссальными возможностями, Интернет имеет огромное преимущество над учебником и прилагаемых к нему кассет. С помощью Интернет можно не только услышать речь носителя языка, но и отработать умение говорения, а также пообщаться на различные темы на телефорумах и чатах.

 

2.3 Интернет при обучении аспектам речевой деятельности

2.3.1 Интернет  в процессе формирования  произносительного  навыка

При обучении таким речевым умениям, как говорение и чтение в курсе  иностранного языка особое внимание следует обратить на фонетические ошибки, т.е. на звуковое оформление речи. Поэтому весьма актуальным является выявление типичных ошибок с целью дальнейшей их корректировки и становления аппроксимированного произношения.

Целью обучения произношению является овладение слухо-произносительной стороной говорения и чтения:

- умениями слушать и слышать, развитие фонематического слуха;

- доведённое до автоматизма владение артикуляционной базой ИЯ, способами интонирования;

- развитие внутренней речи (внутреннего проговаривания) [2]

В этом случае Интернет несомненно может помочь. Существуют некоторые сайты, направленные на развитие произносительных навыков. Они предполагают обучение произносительным навыкам посредством повторения звуков, слов, предложений за диктором, но здесь необходимо, чтобы к компьютеру был подключён микрофон. При такой работе отслеживается ваше произношение и соотнесение вашей речи с речью диктора. Для наибольшего интереса могут выставляться оценки за проделанную вами работу.

Сайт компании Lucent Technologies(http://www.bell-labs.com/project/tts/index.html), ее подразделение Bell Labs позволяет услышать, как звучит любая фраза на иностранном языке. Здесь разработан синтезатор речи, который превращает печатный текст в звук. На сайте можно выбрать один из семи языков - английский, немецкий, французский, итальянский, испанский. Затем нужно вписать в окошко что-нибудь на выбранном языке. Через несколько секунд написанное будет произнесено пусть и несколько механическим, но все же голосом. То есть озвучить можно любую фразу из учебника или любого другого пособия, и особенно подойдут онлайновые пособия, откуда можно запросто копировать куски текста, не утруждая себя перепечатыванием. Все произнесенное можно не просто прослушать, но и сохранить у себя на диске, чтобы при необходимости вернуться к прослушиванию, не заходя в Интернет.[3;8]

 

Итак, на начальном этапе обучения необходимо заложить основу хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, соблюдение пауз, знание особенностей ударения в  предложении, а также правильную артикуляцию.

 

2.3.2 Интернет  в процессе формирования  лексического навыка

Цель обучения лексической стороне речи - формирование продуктивного и рецептивного лексических навыков. Прежде всего при восприятии слова на слух или в графике должно произойти его узнавание, что предполагает мгновенное соотнесение контекстной формы слова с его знакомым образом. Использование компьютера позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом. На этапе показа, на экране появляются лексические единицы и соответствующие им картинки.

Одновременно с графическим  изображением слов школьники имеют  возможность прослушать лексические единицы (при этом происходит формирование звукового образа слов). Письменная фиксация лексики способствует укреплению связей слов (речемоторных, слуховых, зрительных) и содействует тем самым их лучшему запоминанию. Использование Интернет представляет определённые удобства и для учителя, поскольку он не имеет возможности принести в школу все нужные ему предметы, а их наглядное изображение требует больших затрат времени. [15]

Ознакомление с лексикой с помощью  Интернет может осуществляться прямо  на уроке по компьютеру или мультимедийному проектору. Через них можно показывать как картинки, так и лексические единицы. Для наилучшего запоминания лучше обучение лексическим навыкам строить в виде игры. В результате многократных, целенаправленных упражнений сознательно автоматизируемые операции превращаются в навык. Рассмотрим операции, характеризующие продуктивные и рецептивные лексические навыки и возможность их отработки с помощью Интернет. С целью формирования лексические навыки учитель использует Интернет для тренировки учащихся в действиях по сочетанию ЛЕ. Например, учащимся предлагается:

- соотнести картинки с лексические единицы;

- составить предложение из данных слов,

- заполнить пропуски в предложениях/диалогах подходящими лексические единицы;

- составить словосочетания из предложенных слов.

Интернет позволяет также интенсифицировать  процесс обучения лексике на основе выполнения детьми разных, но равных по сложности заданий. Примеры упражнений:

- Составить целостный диалог из разрозненных реплик

- Догадайтесь о значении слов, сходных с русскими, и проверьте точность догадки по словарю

- Назовите существительные, которые могут сочетаться с данным глаголом [13]

 

При выполнении таких заданий возможна работа двух учащихся за одним компьютером, т.е. Интернет кроме обеспечения вариативности заданий способствует формированию у ребят умение работать индивидуально и в паре. При обучении с использованием Интернета контроль осуществляется на всех этапах обучения лексике за счёт того, что с его помощью решается проблема обратной связи.

 

Таким образом, Интернет создаёт условия  для индивидуализации и интенсификации процесса обучения лексике, обеспечивая  выполнение равных по сложности упражнений всеми школьниками одновременно.

 

2.3.3 Интернет  в процессе формирования грамматического навыка

Обучать грамматике иностранного языка - значит формировать специфические для этого языка механизмы, причём так, чтобы у учащихся одновременно складывались определённые грамматические знания, чтобы они были "в рабочем состоянии" (А.А. Леонтьев). [10] В процессе деятельности с грамматическим материалом у учащихся постепенно накапливаются языковые знания и начинают формироваться грамматические навыки (ГН). В Интернете можно найти некоторые идеи, советы, а также упражнения для формирования ГН. [19]

Ознакомление с новым грамматическим материалом не должно занимать много  времени. Особенно если в этом помогает Интернет. Т. к., учителю не нужно тратить время на изготовление различных опорных схем, не потребуется тратить много времени на учеников для контроля - за него всё "сделает" Интернет. Также, для детей в Интернете существует много научно-развлекательно материала для дифференцированного обучения. На этом этапе необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль её понимания учащимися и первичное закрепление. Приведем примеры упражнений на этом этапе:

- Образуйте грамматические формы  по образцу и занесите их  в бланк ответов;

- Скажите, какое грамматическое  явление вы употребили бы в следующих ситуациях;

- Измените ситуацию так, чтобы  можно было употребить противоположную  по значению грамматическую структуру.

Основное время отводится автоматизации  в ходе выполнения тренировочных  упражнений. Упражнения должны носить коммуникативный характер. [13] Например:

- Скажите, что сегодня всё было, как обычно.

- Выразите уверенность, удивление по поводу высказывания иностранного друга.

Для систематизации на раннем этапе  обучения ученики могут создать  свою страничку в Интернете и  вести там "Зайкину тетрадь" или "Мой компьютер", в которую они могут записывать грамматические структуры и их грамматические формы в виде схем, рисунков и т.п. Благодаря этой страничке, дети из других стран могут также наглядно обучаться грамматике, высказать свое мнение, дать оценку. Такая систематизация носит сквозной характер, создаёт ситуацию постоянного накопления грамматического материала, что придаёт устойчивость и прочность грамматическому навыку.

На уроках иностранного языка нельзя использовать компьютер постоянно, так как есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.

 

2.4 Интернет  в проектной деятельности

 

Проектная работа учащихся - это наиболее эффективная деятельность ребят  во внеурочное время. Учащиеся не просто делятся информацией с партнерами с разных концов земного шара, а совместно работают над каким-либо проектом: выбирается тема, разрабатываются методы исследования, создается свой стенд, куда и помещаются полученные результаты.[16] Тему проекта можно выбрать из уже предложенных кем-то на лист-сервере или поместить туда свою и ждать ответных контактов.

Страничка Email Project Home Page предлагает к исследованию следующие проблемы: наркотики, стресс, питание, власть, влияние рекламных объявлений на человека, здоровье, сравнение цен на товары в разных регионах, народная медицина и многие другие.

Сейчас разрабатываются следующие проекты:

Email Project (project@hila.hut.fi ) - учащиеся из разных стран  сформировали многонациональные  команды, которым было предложено  принять участие в одном из  трех проектов: соревнование по  решению проблем окружающей среды, городской проект и соревнование по созданию интернационального робота. В ходе исследования команды составляли многочисленные документы: вводные статьи, технические отчеты, сочинения.

K-12 Projects (iearn@igc.apc.org ), Global School Net Foundation (fred@acme.fred.org ) - проекты для младших школьников, включающие в себя публикацию работ учащихся, обмен – от открыток до мнений, сравнительные исследования.

Project Icons (jw53@umail.umd.edu ) - по своей структуре проект  напоминает ООН. Учащиеся из  разных стран образуют переговорные группы, представляющие отдельную страну по заданной теме (демографический контроль или глобальное потепление). Группы обмениваются информацией и помощью электронной почты ведут межнациональные переговоры, которые заканчиваются дебатами в системе реального времени. [27]

 

Таким образом, Интернет-проекты - это  образовательные технологии, позволяющие  их участникам решать свои учебные (образовательные) задачи при помощи организации собственной  деятельности в кооперации с партнерами и коллегами (в том числе из разных стран) и использованием ресурсов Интернет. [17]

 

 Выводы по второй главе

 

- Интернет предоставляет много возможностей для повышения качества преподавания иностранного языка и создания стимулов к обучению. Он является превосходным помощником в организации учебного процесса, а именно, в обучении различным видам речевой деятельности.

 

- Интернет может способствовать формированию речевых навыков, и предоставляет широкий спектр дополнительных упражнений для работы над лексической, грамматической и произносительной сторонами речи.

 

- С помощью Интернет можно сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы, побуждая их к участию в проектной деятельности в глобальной сети.

 

Заключение

 

Таким образом, используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке английского языка:

а) формировать  навыки и умения чтения, непосредственно  используя материалы сети разной степени сложности (http://www.washingtonpost.com/, http://cnn.com/world, http://www.abcnews.go.com/index.html, http://www.bbc.co.uk/worldservice, http://www.washtimes.com/);

б) совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных  звуковых текстов сети Интернет, также  соответственно подготовленных учителем (http://www.bell-labs.com/project/tts/index.html);

в) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного  обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся, материалов сети;

г) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально  или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов  совместной деятельности партнеров;

д) пополнять  свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного английского языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;

Информация о работе Использование Интернет-ресурсов как средство компенсации иноязычной языковой среды