Использование электронного учебника при обучении иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить электронный учебник как средство обучения иностранного языка.
Задачи:
Проанализировать литературу по проблеме исследования.
Рассмотреть средства обучения иностранному языку.
Охарактеризовать информационные компьютерные технологии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Современные средства обучения иностранному языку………………………5
Средства обучения иностранному языку…………………………………….5
1.2 Информационные компьютерные технологии…………………………….11
2 Электронный учебник как средство обучения иностранного языка……….19
2.1 Характеристика электронного учебника…………………………………...19
2.2 Особенности применения электронного учебника при обучении иностранному языку……………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………...34

Файлы: 1 файл

электронный учебник.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Современные средства обучения иностранному языку………………………5

    1. Средства обучения иностранному языку…………………………………….5

1.2 Информационные компьютерные  технологии…………………………….11

2 Электронный учебник  как средство обучения иностранного языка……….19

2.1 Характеристика электронного учебника…………………………………...19

2.2 Особенности применения электронного учебника при обучении иностранному языку……………………………………………………………..25

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованных источников…………………………………………...34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) необходимо для удовлетворения образовательных потребностей современного общества и его устойчивого социально-экономического развития. Впервые в истории информация и научное знание становятся не просто средствами совершенствования современного общества, а главными продуктами его экономической деятельности. Более того, знания представляют собой основные ресурсы и продукцию информационного общества, от которых непосредственно зависят его дальнейшее экономическое благосостояние и социальное развитие.

Использование ИКТ является одним из важнейших  условий этого развития. Целью развития ИКТ и информационного общества в целом является создание, приобретение, распределение, распространение и оценка знаний. ИКТ служат средством доступа к обучению и способом обеспечения его непрерывности, что необходимо для успешного вовлечения всех групп учащихся в информационное общество.

Информационная  грамотность и культура стали  залогом успешной профессиональной деятельности человека. Чем раньше учащиеся узнают о возможностях ИКТ, тем быстрее они смогут воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования ее в знания. Одним из средств получения новых знаний является электронный учебник.

Изучением проблемы средств обучения иностранного языка занимались такие ученые, как Н. Д. Гальскова [6],  И. М. Ибрагимов [10],               Т. В. Карамышева [12], Г. К. Селевко [21] и другие. Вопросами электронного учебника занимались Ю. Ю. Баранова [2],  Н. Д. Гальскова [6],                              Г. А. Сапрыкина [20], С. А. Христочевский [26] и другие.

В результате проведенного анализа литературы, было выявлено, что публикаций посвященных изучению средств обучения иностранного языка достаточно. Однако работ, в которых рассматривается проблема электронного учебника как средства обучения иностранного языка недостаточно.  Все вышесказанное дает нам основание считать проблему электронный учебник как средство обучения иностранного языка одной из актуальных.

Объект исследования – средства обучения иностранного языка.

Предмет исследования – электронный учебник как средство обучения иностранного языка.

Цель  исследования – изучить электронный учебник как средство обучения иностранного языка.

Задачи:

  1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
  2. Рассмотреть средства обучения иностранному языку.
  3. Охарактеризовать информационные компьютерные технологии.

4. Рассмотреть электронный учебник как средство обучения иностранного языка.

5. Раскрыть особенности применения электронного учебника при обучении иностранному языку.

Методы  исследования: теоретический анализ литературы.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что  нами были обобщены данные по проблеме использования электронного учебника в процессе преподавания иностранного языка.

 

 

 

 

 

 

 

1 Современные  средства обучения иностранному  языку

 

    1. Средства обучения иностранному языку

 

Средства обучения – это комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком. Средства обучения относятся к базисным категориям методики. Они облегчают процессы обучения и овладения языком и делают их более эффективными.

В структурном отношении, как отмечает  Н. Д, Гальскова, «принято выделять: средства обучения для преподавателя, для учащихся, а также аудиовизуальные и технические средства. Последние в одинаковой степени адресуются как преподавателю, так и учащимся» [6, c. 221].

Средства обучения для преподавателя призваны обеспечить организацию и успешное проведение занятий по языку, а также способствовать повышению профессионального уровня преподавателя.

  1. Образовательный стандарт по языку. Это документ, являющийся лингвометодическим описанием целей и содержания изучения иностранного языка в рамках определенного профиля обучения – дошкольного, школьного, подготовительного (предвузовского), вузовского (филологического-нефилологического), послевузовского, курсового. Стандарт характеризует структурную организацию такого обучения с выделением языкового и речевого материала; сфер общения и коммуникативных задач, решение которых достигается средствами изучаемого языка.
  2. Программа по языку. Является инструктивно-методическим документом, составляемым на основе образовательного стандарта и уточняющим его содержание применительно к конкретным условиям обучения. В программе дается перечень знаний, навыков, умений, которые должны быть усвоены за отведенное для занятий время, определяются цели и задачи обучения. Значительное место отводится изложению учебного материала (лексика, грамматика, фонетика, темы и ситуации общения), приводится список учебных пособий и литературы для чтения, формулируются конечные требования к уровню владения языком.
  3. Книга для преподавателя. Содержит методический комментарий к учебнику в целом и отдельным его компонентам. Как указывает                         А. В. Хуторской, «осуществляя функцию управления обучающей деятельностью преподавателя, материалы «Книги для преподавателя» рекомендуют приемы и формы работы, способы организации педагогического процесса и тем самым в известной мере способствуют повышению общего уровня преподавания, методической грамотности педагога» [27, c. 140].
  4. Методическая литература. Знакомит преподавателя с существующим опытом обучения языку и тем самым способствует повышению уровня преподавания. В первую очередь преподаватель должен познакомиться с материалом общих, частных и специальных методик, раскрывающих как общие закономерности обучения иностранному языку, так и поясняющие специфические особенности овладения конкретным языком в конкретных условиях обучения. Незаменимую помощь преподавателю окажут публикации в журнале «Иностранные языки в школе», в котором характеризуется современное состояние науки о языке и его преподавании.
  5. Справочная и научная литература. Содержит сведения о самом предмете обучения иностранному языку и смежных с ним дисциплинах, считающихся для методики базисными.

Рассмотрим средства обучения для учащихся.

Учебник является основным средством обучения. Содержит языковой материал, образцы устной и письменной речи, знакомство с которыми способствует приобретению знаний и формированию речевых навыков и умений, обеспечивающих возможность пользоваться языком в различных (или избранных) сферах деятельности. При составлении учебника авторы руководствуются рядом принципов, важнейшими из которых являются: а) необходимость и достаточность содержания учебника для достижения планируемых целей обучения; б) доступность представленного в учебнике материала для его усвоения учащимися в отведенное время.

В содержательном плане учебник включает следующие компоненты.

  1. Фонетический материал. Знакомит со звуками, ритмикой, интонацией с учетом трудностей для изучающих язык. Материал дается в виде либо вводно-фонетического курса, либо сопроводительного курса. В первом случае знакомство с основными особенностями фонетической системы проводится в рамках начальных уроков языка, во втором - на протяжении всего курса с постепенным углублением и расширением вводимого материала.
  2. Лексический материал. Представлен в учебнике лексическим минимумом, который вводится тематически с учетом сферы общения. Специально выделяются лексические единицы, предназначенные для продуктивного и рецептивного усвоения, а предложение рассматривается в качестве коммуникативной единицы семантизации лексики.
  3. Грамматический материал. В современных учебниках представлен моделями предложений, речевыми образцами и правилами употребления материала в речи. Как пишет Н. Д. Гальскова, «грамматика вводится функционально (содержание высказывания определяет порядок введения материала) либо формально (изложение материала следует порядку, принятому в академических грамматиках языка). Функциональный подход представления грамматического материала в виде моделей языка и речевых образцов, реализующих речевые интенции, характерен для большинства учебников коммуникативного типа» [6, c. 222].
  4. Социокультурный материал. Включает сведения о стране изучаемого языка в сопоставлении с национальными особенностями изучаемого языка и культуры. Материал представлен социокультурными единицами языка, текстами о достопримечательностях страны, музеях, праздниках, природе и экологии, деятелях литературы и искусства, этикете и др.
  5. Тексты. Представляют в учебнике разные сферы общения: бытовую, учебно-производственную, общественно-политическую, художественную. В зависимости от этапа и профиля обучения преобладают тексты из той или иной сферы общения. Для студента-филолога это преимущественно тексты из художественной литературы. На начальном этапе тексты адаптируются, на продвинутом - даются в оригинале.
  6. Комментарий к текстам. Носит лексико-грамматический и страноведческий характер. Может быть как на родном, так и на изучаемом языке. Важно, чтобы комментарий был по возможности кратким и носил практически значимый для овладения языком характер.
  7. Упражнения. Предназначены для закрепления, активизации учебного материала и организации контроля за качеством его усвоения. Такие упражнения подразделяются на языковые, речевые и условно-речевые.
  8. Словарь. В структуре учебника словарь представлен поурочными списками слов и в виде приложения к учебнику, часто с указанием страницы, где слово встречается впервые. Слова, как правило, даются в контексте предложения с выделением различных значений слова.
  9. Наглядность. В учебниках широко используются художественно-изобразительная наглядность в виде рисунков, репродукций с произведений живописи, фотографий, графическая наглядность (таблицы, схемы), а также различные способы

Н. Д. Гальскова отмечает, что «современные учебники по иностранным языкам чаще всего классифицируются на основе того метода (направления в обучении), который был использован для обоснования его лингводидактической концепции. На занятиях по языку используются различные типы учебников: грамматико-переводные, аудиовизуальные, аудиолингвальные, сознательно-практические, коммуникативные, интенсивные, компьютерные курсы» [6, c. 223].

Словари относятся к ведущим средствам овладения иностранным языком. Изучающему язык нужны словари трех типов: двуязычные, одноязычные (толковые), специальные.

Следующие средства – аудиовизуальные средства обучения (АВСО)

Под аудиовизуальными средствами обучения подразумеваются пособия, рассчитанные на зрительное, слуховое либо зрительно-слуховое восприятие заключенной в них информации. С учетом канала поступления информации АВСО принято подразделять на слуховые (фонограммы), зрительные (видеограммы), зрительно-слуховые (видеофонограммы).

Технические средства обучения – это аппаратура и технические устройства, используемые в учебном процессе для передачи и хранения учебной информации, контроля за ходом ее усвоения, формированием знаний, речевых навыков и умений. Если система АВСО индивидуальна, т.е. предназначена для работы с конкретным учебным комплексом, и рассчитана на определенный контингент учащихся, то система ТСО в значительной мере универсальна и пригодна для применения при различных формах и видах обучения. Специфика ТСО заключается в ее способности обслуживать такие формы обучения и контроля, которые невозможно осуществлять без специальной аппаратуры.

Как пишет И. М. Ибрагимов, «современный этап развития техники характеризуется переходом к созданию многофункциональных учебных комплексов и автоматизированных обучающих систем на базе ЭВМ. Такие комплексы и системы обладают универсальными дидактическими возможностями; они позволяют вести обучение в диалоговом режиме с учетом индивидуальных возможностей обучаемых, обеспечивать дистантное обучение с использованием современных технологий» [10, c. 105].

Применительно к обучению языку ТСО принято подразделять на следующие группы средств: звуке/технические, светотехнические, звукосветотехнические, средства программированного обучения.

Так, компьютер  предназначен для индивидуального использования с целью обработки информации путем выполнения задаваемых программой последовательных операций. На занятиях по языку учебные программы, записанные на дискеты, предназначаются: а) для введения и активизации лексико-грамматического материала; б) для обучения видам речевой деятельности; в) для знакомства со страной изучаемого языка; г) для контроля уровня владения языком. 

В последние годы такие программы стали мультимедийными, т.е. синтезирующими звуковое сопровождение, видеоизображение и тексты, что позволяет активно использовать все виды наглядности в рамках одной программы. Для работы с компьютером предназначаются также специальные компьютерные учебные курсы, ориентированные на возможности дистантного обучения. Такие курсы получили распространение с появлением Интернета. Как указывает И. Г. Захарова, «первоначально компьютерные курсы рассматривались в качестве вспомогательного материала, дополняющего традиционные текстовые учебники. При этом они нередко представляли собой переложение материалов учебника на новый компьютерный носитель с добавлением аудио- и видеоматериалов. В настоящее время распространение мультимедийных сетевых технологий приводит к качественному изменению структуры и содержания таких курсов» [8, c. 92].

Таким образом, под средствами обучения  понимается комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком. К средствам обучения для преподавателя относят образовательный стандарт по иностранному языку, языку, программа по иностранному языку, книга для преподавателя, методическая литература, справочная и научная литература. К средствам обучения для учащихся относятся учебник, словари, сборник упражнений, справочник по иностранному языку. Также выделяют аудиовизуальные и технические средства обучения.

1.2 Информационные компьютерные технологии

 

Эффективное использование  преимуществ информационно-компьютерных технологий (ИКТ) является одним из факторов инновационного развития современного образования.

По мнению Г. К. Селевко, «ИКТ служат активизации познавательной деятельности обучающихся за счет возможности построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию обучения и самообучения; создания эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования; использования компьютера для процедур диагностики и мониторинга. К тому же ИКТ способствуют интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышению его эффективности. Известен педагогический потенциал ИКТ в отношении усиления мотивации учения. Использование компьютера по праву можно считать одним из средств развития личности, повышения эффективности процессов самопознания, самоутверждения, самоопределения, самореализации, актуализации  творческих способностей обучающихся» [21, с. 55].

В настоящее время  компьютер выступает в качестве эффективного средства для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой  для совместной деятельности.

Информация о работе Использование электронного учебника при обучении иностранного языка