Использование электронного учебника при обучении иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить электронный учебник как средство обучения иностранного языка.
Задачи:
Проанализировать литературу по проблеме исследования.
Рассмотреть средства обучения иностранному языку.
Охарактеризовать информационные компьютерные технологии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Современные средства обучения иностранному языку………………………5
Средства обучения иностранному языку…………………………………….5
1.2 Информационные компьютерные технологии…………………………….11
2 Электронный учебник как средство обучения иностранного языка……….19
2.1 Характеристика электронного учебника…………………………………...19
2.2 Особенности применения электронного учебника при обучении иностранному языку……………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………...34

Файлы: 1 файл

электронный учебник.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

При разработке электронных учебников необходимо обеспечить так называемую «дружественность программного обеспечения» (предполагается  наличие психолого-эргономической поддержки разработки программных средств), адекватность  программы  целям и функциям обучения, удобство работы пользователя с ЭВМ и сохранение его   здоровья. Психолояльность и эргономичность  являются  одними  из  важнейших  характеристик  качества  программных  средств.

Обучение иностранным  языкам традиционно является одной  из сфер, в которых электронные учебники используются наиболее активно, поскольку они позволяют не только интенсифицировать учебный процесс за счет применения разнообразных учебных и аутентичных электронных материалов, но и включения в него реальной коммуникации на изучаемом языке.

Как указывает М. Ю. Бухаркина, «электронные учебники позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы студента» [3, с. 37].

В педагогической литературе приводится довольно большой перечень функций преподавателя иностранных языков, которые можно реализовать средствами компьютера и которые выполняет компьютер в дистанционном обучении: 

– коммуникативная (осуществляется за счет имитации в электронном учебнике деятельности преподавателя в роли партнера по вербальной коммуникации на иностранном языке, реализуемой в форме диалогового взаимодействия студента с компьютером);

– организационно-стимулирующая (реализуется благодаря тому, что  компьютер выступает в качестве технической поддержки организации  учебного процесса при реализации дистанционного обучения, возможна имитация организационно-стимулирующей  функции преподавателя);

– информативная (заключается  в возможности хранения и переработки  больших объемов информации, представленной в виде информационных кадров информационной поддержки);

– тренировочная (появляется уникальная возможность формирования прочных навыков при обучении иностранным языкам);

– управляющая (усиливается  за счет моментальной обратной связи);

– контролирующе-коррегирующая (осуществляется в виде: принятия и  распознания ответов обучающихся, анализа и определения правильности полученных ответов, сохранения полученных результатов, оценки конечного результата) [13].

Коммуникативная компетенция, на которую ориентирован процесс  обучения иностранному языку, нуждается  в основательной языковой базе. Как  показывает опыт работы, на овладение  обучающимися языковой компетенцией затрачивается около трети учебного времени. В связи с этим, применение программ, призванных оптимизировать этот процесс, вполне оправдано

Обучение общению и  коммуникации осуществляется в рамках коммуникативного учебного сотрудничества. Подготовительную работу к такому взаимодействию – выполнение рутинных заданий – правомерно проводить в режиме самостоятельной работы. Языковые средства успешно осваиваются в контексте самостоятельной деятельности. На самостоятельную работу по освоению языковых средств следует выносить действия, основанные на операциях. И одной из форм организации самостоятельной работы студентов по освоению этих действий может стать работа с применением компьютеров.

Как отмечает А. Ф. Сидоренко, «благодаря компьютеру у преподавателя иностранного языка и студентов появляется время на активную коммуникацию, личностное общение в рамках профессионально-ориентированного обучения иностранному языку» [22, c. 42].

Для студентов, осваивающих  иностранный язык, электронный учебник  выступает, главным образом, как тренажер для самостоятельных занятий в условиях профессионально-ориентированного обучения. Работа с электронным учебником может проводиться в режиме чтения учебных материалов, обучения элементам языка, контроля и оценки знаний.

Электронный учебник по иностранному языку должен быть направлен на овладение элементами языка, например, произносительными навыками терминов по специальности, необходимыми грамматическими навыками и т. д.

Таким образом, очевидно, что педагогически обоснованное применение электронного учебника служит реализации таких дидактических принципов, как наглядность, научность, сознательность и активность, систематичность и последовательность, доступность и прочность усвоения, и соответствует современным требованиям личностно ориентированного подхода в преподавании иностранных языков.

На уроках немецкого языка можно использовать следующие компьютерные программы:

    1. Neya: Немецкий для хулиганов – мотивирующая программа обучению немецкому языку. Компьютерная программа (2008).
    2. Баба-Яга: За тридевять земель. Начинаем учить немецкий – обучающая игра для детей первого-второго года обучения.
    3. НЕсерьезные уроки. Немецкий. Шаг 1-3 
      Лучшие развивающие игры по немецкому языку. Компьютерная игра (2007).
    4. Болек и Лелек учат немецкий. Основы немецкого языка в увлекательной игровой форме. Компьютерная игра (2006).
    5. Немецкий язык. 6-11 классы. Электронное пособие. Компьютерная программа (2008).
    6. Дракоша и занимательный немецкий. Компьютерная игра (2005).
    7. Начинаю учить немецкий. Интерактивный курс немецкого языка. Компьютерная программа (2008).
    8. Профессор Хиггинс. Немецкий без акцента! Версия 6.0. Полный фонетический и лексический мультимедийный справочник-тренажер. Компьютерная программа (2007).
    9. Н. Снегирева. Немецкий язык. Учебный тестовый комплекс. Быстрый и эффективный способ проверки знаний! Компьютерная программа (2005).
    10. Живой немецкий. Lite. Ein. Обучающая программа. Первая часть курса немецкого языка. Программный продукт (2004).
    11. Diamond Deutsch. 85 устных тем по немецкому языку. Компьютерная программа (2004) [22, c. 42].

Таким образом, электронный учебник как средство обучения иностранного языка позволяет индивидуализировать процесс обучения и контроля; повысить активность обучающихся; интенсифицировать процесс обучения и контроля; увеличить мотивацию студентов; создать необходимые условия для самостоятельной работы; выработать самооценку у обучаемых; развить познавательный интерес к изучению иностранного языка; создать комфортную среду обучения.

Выводы

Электронный учебник – это информационная система (программная реализация) комплексного назначения, обеспечивающая посредством единой компьютерной программы, без обращения к бумажным носителям информации, реализацию дидактических возможностей ИКТ во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения: постановка познавательной задачи с использованием аудиовизуальных средств технологий мультимедиа, гипермедиа; предъявление содержания учебного материала, реализующее возможности технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа; организация учебной деятельности по выполнению отдельных заданий при реализации интерактивности, компьютерной визуализации; автоматизация контроля деятельности учащихся с диагностикой ошибок и коррекцией действий пользователя; подготовка к дальнейшей учебной деятельности (автоматизация предъявления учебного материала, задание ориентиров для самообразования, дополнительного образования).

Значение электронного учебника как средства обучения иностранного языка велико. Электронный учебник позволяет индивидуализировать процесс обучения и контроля на уроках иностранного языка; повысить активность обучающихся; интенсифицировать процесс обучения и контроля; увеличить мотивацию студентов; создать необходимые условия для самостоятельной работы; выработать самооценку у обучаемых; развить познавательный интерес к изучению иностранного языка; создать комфортную среду обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, в результате проведенного исследования по проблеме электронный учебник как средство обучения иностранного языка были сформулированы следующие выводы.

Под средствами обучения  понимается комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком. К средствам обучения для преподавателя относят образовательный стандарт по иностранному языку, языку, программа по иностранному языку, книга для преподавателя, методическая литература, справочная и научная литература. К средствам обучения для учащихся относятся учебник, словари, сборник упражнений, справочник по иностранному языку. Также выделяют аудиовизуальные и технические средства обучения.

Тенденцией современного этапа информатизации образования является всеобщее стремление к интеграции различных компьютерных средств обучения и средств информационных и коммуникативных технологий, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний обучаемых, компьютерные учебники и тренажеры в единые программно-методические комплексы, рассматриваемые как образовательные электронные издания и ресурсы (ОЭИ). При использовании компьютерных технологий существенно повышается качество визуальной и аудиоинформации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане современные технологии мультимедиа.

Электронный учебник – это информационная система (программная реализация) комплексного назначения, обеспечивающая посредством единой компьютерной программы, без обращения к бумажным носителям информации, реализацию дидактических возможностей ИКТ во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения: постановка познавательной задачи с использованием аудиовизуальных средств технологий мультимедиа, гипермедиа; предъявление содержания учебного материала, реализующее возможности технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа; организация учебной деятельности по выполнению отдельных заданий при реализации интерактивности, компьютерной визуализации; автоматизация контроля деятельности учащихся с диагностикой ошибок и коррекцией действий пользователя; подготовка к дальнейшей учебной деятельности (автоматизация предъявления учебного материала, задание ориентиров для самообразования, дополнительного образования).

Значение электронного учебника как средства обучения иностранного языка велико. Электронный учебник позволяет индивидуализировать процесс обучения и контроля на уроках иностранного языка; повысить активность обучающихся; интенсифицировать процесс обучения и контроля; увеличить мотивацию студентов; создать необходимые условия для самостоятельной работы; выработать самооценку у обучаемых; развить познавательный интерес к изучению иностранного языка; создать комфортную среду обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Использование электронного учебника при обучении иностранного языка