Использование электронного учебника при обучении иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить электронный учебник как средство обучения иностранного языка.
Задачи:
Проанализировать литературу по проблеме исследования.
Рассмотреть средства обучения иностранному языку.
Охарактеризовать информационные компьютерные технологии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Современные средства обучения иностранному языку………………………5
Средства обучения иностранному языку…………………………………….5
1.2 Информационные компьютерные технологии…………………………….11
2 Электронный учебник как средство обучения иностранного языка……….19
2.1 Характеристика электронного учебника…………………………………...19
2.2 Особенности применения электронного учебника при обучении иностранному языку……………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………...34

Файлы: 1 файл

электронный учебник.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

По мнению И. Г. Захаровой, электронный учебник – это информационная система (программная реализация) комплексного назначения, обеспечивающая посредством единой компьютерной программы, без обращения к бумажным носителям информации, реализацию дидактических возможностей ИКТ во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения:

  • постановка познавательной задачи с использованием аудиовизуальных средств технологий мультимедиа, гипермедиа;
  • предъявление содержания учебного материала, реализующее возможности технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа;
  • организация учебной деятельности по выполнению отдельных заданий при реализации интерактивности, компьютерной визуализации;
  • автоматизация контроля деятельности учащихся с диагностикой ошибок и коррекцией действий пользователя;
  • подготовка к дальнейшей учебной деятельности (автоматизация предъявления учебного материала, задание ориентиров для самообразования, дополнительного образования) [8, c. 96].

Электронные учебники были изначально разработаны для  организации дистанционного образования. Однако, со временем, благодаря своим  возможностям обучения они переросли  эту сферу применения. Электронный учебник на лазерном диске теперь может использоваться совершенно самостоятельно и автономно как в целях самообразования, так и в качестве методического обеспечения какого либо курса, точно так же, как и обычный бумажный учебник.

Для того чтобы электронный учебник стал популярным, он должен быть универсальным, то есть одинаково пригодным как для самообразования, так и для стационарного обучения, полным по содержанию, высоко информативным, талантливо написанным и хорошо оформленным. Такой учебник можно предложить любому учащемуся и он может стать существенным подспорьем для преподавателя при организации им занятий по самоподготовке учащихся иди студентов, а также проведении зачетов и экзаменов по отдельным предметам.

Несмотря на то, что пользоваться бумажным учебником по сравнению с электронным более удобно, электронный учебник приобрел в последнее время большую популярность благодаря своим функциональным возможностям. Рассмотрим преимущества электронного учебника по сравнению с простым типографским.

Возможность быстрого поиска по тексту. Не всякая печатная книга  обладает индексом, а если и обладает, то он ограничен. Отсутствие такого ограничения – неоспоримое преимущество электронного учебника.

Организация учебной  информации в виде гипертекста. Гипертекст – возможность создания «живого», интерактивного учебного материала, снабженного взаимными ссылками на различные части материала. Термин «гипертекст» ввел в 1963 г. Т. Nelson для обозначения понятия – комбинации текста на естественном языке со способностью компьютера осуществлять интерактивный выбор следующей порции информации или динамичного воспроизведения нелинейного текста, который не может быть напечатан обычным способом на листе бумаги.

Как отмечает Г. К. Селевко, гипертекст – это способ хранения и манипулирования информацией, при котором она хранится в виде сети связанных между собой узлов» Гипертекст дает возможность разделить материал на большое число фрагментов, соединив их гиперссылками в логические цепочки. А затем на основе одного оформленного соответствующим образом материала моделирование «собственных» учебников для каждого учащегося, в зависимости от его уровня подготовки, быстроты усвоения и интересов [21, c. 101].

Наличие мультимедиа (multi – много, media – среда) – богатейшего арсенала способов иллюстрации изучаемого явления. Продукты мультимедиа применяют многообразные разновидности информации: компьютерные данные, теле- и видеоинформацию, речь и музыку. Такое объединение ведет к использованию разнообразных технических устройств регистрации и воспроизведения информации, допускающих управление от компьютера телевизором, видеомагнитофоном, HiFi-аудиосистемой, проигрывателем компакт-дисков (СD), магнитофоном и электронными музыкальными инструментами.

Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, то есть зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остается пассивным. Мультимедиа повышает качество обучения и позволяет удерживать внимание обучаемого. Cовременные технические средства позволяют создать куда более зрелищные учебные пособия в виде компьютерной анимации или даже игры.

Моделирование изучаемых процессов и явлений, возможность проводить «компьютерные  эксперименты» в тех областях человеческого знания, где реальные эксперименты очень трудоемки или  попросту невозможны. Например, возможность поработать с графическим представлением атома водорода, взятым из обучающей программы «Микрофизика на компьютере». Также, как указывает Г. С. Попова, «мультимедийные технологии  характеризуются наличием системы самопроверки знаний, системы рубежного контроля, совместимость с электронной экзаменационной системой, возможностью оценки приобретенных знаний» [18].

При создании электронных  учебников нецелесообразно просто переносить типографский вариант учебного пособия в электронный вид  и затем конвертировать в гипертекст. Конечно, в результате появятся некоторые преимущества в плане поиска и гиперссылок, но такой учебник будет неудобен для обучающегося, так как читать с монитора не так удобно, как книгу. Поэтому, при создании электронных учебников целесообразны:

– иная организация материала учебника: главы целесообразно сделать более короткими чтобы их было проще читать на экране;

– разделение материал на несколько контекстов (например, обязательный для прочтения, дополнительный, вспомогательный, определения и т.п.) и визуально их выделить;

– содержание учебного материала, в соответствии с требованиями психологов, рекомендуется разбивать на модули. Освоение учебного материала, соответствующее конкретному модулю, должно быть ориентировано не более чем на два часа контактного времени;

– после изучения очередного модуля приобретенные учащимися или студентами знания следует контролировать с помощью соответствующей программы, включенной в состав электронного учебника;

– уделение особого внимания интерфейсу пользователя;

– сжатость и краткость изложения материала при максимальной информативности текста. Сокращения, встречающиеся в тексте, должны быть общеупотребительными и их количество сведено к минимуму. Отсутствие нагромождений, тщательное структурирование информации. Наличие кратких и «емких» заголовков, маркированных и нумерованных списков для того, что бы весь текст легко просматривался. Каждому положению должен быть отведен отдельный абзац текста, при этом основная идея абзаца должна находиться в самом его начале. Целесообразно использование табличного формата предъявления материала, который позволяет представить материал в компактной форме и наглядно показать связи между различными понятиями;

– архитектура учебника должна включать графическое обеспечение, которое позволяет передать необходимый объем информации при краткости его изложения. Графическую информацию можно использовать в учебном процессе не только как фрагмент гипертекста. Известна, например, американская методика преподавания на основе конкретных ситуаций (case-method) принципам ведения бизнеса, основанная на серии рисунков или рисованных фильма. Однако, требуется соблюдение меры в графическом оформлении, так как это может привести к отходу от целей обучения [20].

В структуре  электронного учебника могут быть выделены различные компоненты, например: оглавление, справочная система, список информационных источников. Однако основными являются два компонента: содержание учебного материала и система управления обучением, включающая контроль образовательных достижений. Элементы содержания учебного материала могут быть представлены различным образом: текст, графика, анимация, звук, видео, картинки и т. д. Наличие системы контроля образовательных достижений, которая может реализовываться на различных этапах освоения содержания обучения, и возможность управления обучением на основе результатов такого контроля показывает принципиальное отличие электронного учебника от электронного текста, который может быть создан с использованием различных программных систем, например текстового процессора Word. Несмотря на возможность использования в тексте, созданном с использованием современных текстовых процессоров, различных технологических усовершенствований (гиперпереходов, закладок, включения в текст графических объектов и т. д.), такой текст не может быть отнесен к классу учебников, поскольку не реализует в полной мере требования к учебнику и технологии обучения.

Можно выделить несколько классов или видов  электронных учебников.

С точки зрения носителей и представления информации:

  • сетевые электронные учебники – полностью или частично представляются на серверах в Интернете/Интранете;
  • локальные электронные учебники - обычно записываются на компакт-диски или другие съемные носители и могут использоваться либо прямо с носителя, либо инсталлируются на персональный компьютер [20].

С точки зрения ориентации на учебный процесс:

  • электронные учебники, в основной своей части повторяющие печатные учебные пособия и используемые для самостоятельной работы студентов в сочетании с традиционными формами обучения (лекции, семинары, зачеты и экзамены);
  • электронные учебники, включающие наряду с текстами и наглядностью некоторые интерактивные компоненты и используемые не только как пособие для очного обучения, но и как элемент самостоятельного изучения курса;
  • электронные учебники для дистанционного обучения, почти полностью рассчитанные на самостоятельное изучение курса и виртуальное общение с преподавателем.

Таким образом, электронный учебник – это информационная система (программная реализация) комплексного назначения, обеспечивающая посредством единой компьютерной программы, без обращения к бумажным носителям информации, реализацию дидактических возможностей ИКТ во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения: постановка познавательной задачи с использованием аудиовизуальных средств технологий мультимедиа, гипермедиа; предъявление содержания учебного материала, реализующее возможности технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа; организация учебной деятельности по выполнению отдельных заданий при реализации интерактивности, компьютерной визуализации; автоматизация контроля деятельности учащихся с диагностикой ошибок и коррекцией действий пользователя; подготовка к дальнейшей учебной деятельности (автоматизация предъявления учебного материала, задание ориентиров для самообразования, дополнительного образования).

 

2.2 Особенности применения электронного учебника при обучении иностранному языку

 

Электронные учебники, как отмечает Ю. Ю, Баранова, позволяют решать такие основные педагогические задачи, как:

– начальное ознакомление с предметом, освоение его базовых понятий и конструкций;

– базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;

– контроль и оценивание знаний и умений;

– развитие способностей к определенным видам деятельности;

– восстановление знаний и умений [2, с. 18].

Электронный учебник  часто дополняет обычный. Выделяют следующие отличительные признаки электронного учебника от печатного:

1. Печатный учебник  рассчитан на определенный исходный  уровень подготовки обучающихся и предполагает конечный уровень обучения. Электронный учебник может содержать материал нескольких уровней сложности. Электронный учебник обеспечивает многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий, тестов. Таким образом, в электронном учебнике выраженно отмечен принцип индивидуализации обучения.

2. Интерактивность и  мультимедийность. В электронном  учебнике значительно выше наглядность,  чем в печатном, которая обеспечивается  использованием мультимедийных  технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов, слайдов и т.п.

3. Электронные учебники  более доступны и мобильны, нежели  печатные, по своей структуре  они являются открытыми системами.  Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации.

4. Можно создавать  электронный учебник, поддерживающий  программу по конкретному предмету  и учебный материал подавать  согласно имеющемуся тематическому  планированию. Можно разрабатывать  электронные учебники без привязки  к тематическому планированию, просто следуя учебному плану по конкретному курсу [5, с. 56].

Достоинствами электронных  учебников являются мобильность, доступность  в связи с развитием Интернета, адекватность уровню развития современных  научных знаний, постоянное обновление информационного материала, практически мгновенная обратная связь, возможность быстрого поиска необходимой информации (в том числе контекстного поиска), экономия времени при обращениях к гипертекстовым объяснениям, возможность проведения интерактивного моделирования, интерактивная система самопроверки.

Неоспоримым достоинством электронного учебника является обеспечение  эмоционального комфорта, связанного с индивидуальным темпом усвоения учебного материала, характером его восприятия, осмысления, отсутствием боязни допустить ошибку при выполнении заданий.

К недостаткам электронного учебника можно отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея  как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой.

Электронный учебник  предоставляет значительно более  широкие возможности, как для  обучения в рамках существующих программ, так и для развития и оптимизации  образовательного процесса.

Информация о работе Использование электронного учебника при обучении иностранного языка