Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:15, курсовая работа
Цель исследования – изучить электронный учебник как средство обучения иностранного языка.
Задачи:
Проанализировать литературу по проблеме исследования.
Рассмотреть средства обучения иностранному языку.
Охарактеризовать информационные компьютерные технологии.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Современные средства обучения иностранному языку………………………5
Средства обучения иностранному языку…………………………………….5
1.2 Информационные компьютерные технологии…………………………….11
2 Электронный учебник как средство обучения иностранного языка……….19
2.1 Характеристика электронного учебника…………………………………...19
2.2 Особенности применения электронного учебника при обучении иностранному языку……………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………...34
ИКТ наряду с другими инновационными образовательными технологиями служит формированию и развитию профессиональной компетентности студентов, в том числе коммуникативной компетентности.
Развитие ИКТ связано с разработкой и внедрением дистанционной формы обучения, которая, во-первых, способствует индивидуализации обучения, во-вторых, дает возможность получить образование лицам, лишенным возможности обучаться традиционно в силу тех или иных причин, в-третьих, использовать в обучении эффективные электронные ресурсы, в-четвертых, в определенной степени сокращает расходы на обучение.
К основным характеристикам образования с использованием ИКТ, с точки зрения И. Г. Захаровой, относят «комплексность, системность (комплексный охват целевых групп, системное решение вопросов организации и обеспечения электронного образования); акцент на развитии современных педагогических технологий на базе информационной образовательной среды (проблемное и проектное обучение, обучение в сотрудничестве и др.); динамично изменяемые структуры; управление процессами; управление знаниями в процессах электронного обучения и его обеспечения» [8, c. 95].
В современных
системах образования широкое
С появлением компьютерных
сетей и других, аналогичных им
средств ИКТ образование
В сети доступны
и другие распространенные средства
ИКТ, к числу которых относятся
электронная почта, списки рассылки,
группы новостей, чат. Разработаны специальные
программы для общения в
С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.
Как отмечает И. М. Ибрагимов, «для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях» [10, c. 134].
С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу учащихся прослушивать уроки лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.
Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные учебники позволяют подавать материал в динамичной графической форме.
По мнению М. Ю. Бухаркиной, «мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого» [3, c. 35].
Сегодня мультимедиа-технологии – это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.
Мультимедиа и гипермедиа-технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Гипермедиа
– это компьютерные файлы, связанные
посредством гипертекстовых ссылок
для перемещения между
Как указывает Г. И. Мамукина, применение мультимедиа технологий в образовании обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:
Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации учащихся, созданию актуальной настройки на учение. Организация занятий с применением мультимедиа технологий дает возможность экономить время, тем самым интенсифицируя изложение учебного материала, за счет использования очень простых, доступных любому ученику средств. В ходе урока самими школьниками может создаваться до предела визуализированная красочная учебно-игровая среда.
Мультимедийная презентация – один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно – урочной системы. Внедрение этой деятельности позволяет учителю организовать освоение современных информационных технологий, сформировать у учащихся необходимые навыки самостоятельной работы с современными системами, позволяет одновременно использовать различные способы представления информации.
При проектировании своего мультимедийного урока, как указывает М. Ю. Бухаркина, каждый учитель должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль играет этот урок в изучаемой теме, для чего предназначен данный урок:
Данные критерии следует сразу определить. Это позволит усилить обучающий и воспитывающий эффект урока. Можно достичь максимального обучающего эффекта урока, если он представлен цельным и завершенным продуктом, а не просто набором слайдов. Таким образом, готовя проектный эпизод и рассматривая его как единое целое, учитель должен ясно представлять, какие учебные задачи он преследует данным эпизодом, какими средствами он добьется их реализации. Помимо этого при создании мультимедийного проекта необходимо учитывать соблюдения некоторых требований к предъявлению наглядности, печатного текста (структура, объем, формат), последовательности графических или звуковых знаков, цветовой гамме и звуку.
Мультимедийные презентации помогают за короткий срок донести информацию до аудитории, наглядно показать объекты в трехмерном измерении. Уникальность мультимедийной презентации заключается еще в том, что она может использоваться на всех типах урока. На уроке, посвященном изложению нового материал, мультимедийная презентация может стать незаменимым помощником учителя: излагаемый материал в доступной форме показан на сайде, остается только дополнить его своими комментариями. На уроках контроля знаний, с помощью мультимедийной презентации можно создать тестовый контроль, как средство контроля, самоконтроля и последующей коррекции знаний учащихся.
Использование мультимедийных презентаций (ресурсов) наиболее востребовано в настоящее время в преподавательской среде в качестве иллюстративного материала к урокам – лекциям. Презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный настрой, облегчающий восприятие и запоминание представленного материала. Эти презентации призваны проиллюстрировать очный рассказ учителя. Как считает О. В. Зимина, «презентация, сопровождающая лекцию, позволяет максимально эффективно использовать особенности восприятия каждого обучаемого. Возможности анимации позволяют акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах урока, позволяют понять логику построения логических цепочек, схем, таблиц» [9, c. 48].
Таким образом,
на современном этапе развития общества
в образовании широкое
Выводы
Под средствами обучения понимается комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком. К средствам обучения для преподавателя относят образовательный стандарт по иностранному языку, языку, программа по иностранному языку, книга для преподавателя, методическая литература, справочная и научная литература. К средствам обучения для учащихся относятся учебник, словари, сборник упражнений, справочник по иностранному языку. Также выделяют аудиовизуальные и технические средства обучения.
Тенденцией современного этапа информатизации образования является всеобщее стремление к интеграции различных компьютерных средств обучения и средств информационных и коммуникативных технологий, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний обучаемых, компьютерные учебники и тренажеры в единые программно-методические комплексы, рассматриваемые как образовательные электронные издания и ресурсы (ОЭИ). При использовании компьютерных технологий существенно повышается качество визуальной и аудиоинформации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане современные технологии мультимедиа.
2 Электронный учебник как средство обучения иностранного языка
2.2 Характеристика электронного учебника
Электронный учебник – это комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях (твердом или гибком дисках) ПЭВМ, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины.
C точки зрения Ю. Ю. Барановой, электронный учебник – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно–справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний [2, c. 16].
Информация о работе Использование электронного учебника при обучении иностранного языка