Использование стихотворений на разных этапах обучения иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 03:08, курсовая работа

Описание работы

Цель – исследовать процесс применения стихотворений в обучении иностранному языку на начальной, средней и старшей ступенях обучения. Данная цель достигается путём решения следующих задач:
- изучение методической и дидактической литературы по данной теме;
- рассмотрение методики и особенностей работы со стихотворным материалом при обучении иностранным языкам;
- рассмотрение специфики иностранной поэзии, как одного из стимулирующих факторов в обучении иностранным языкам;
- анализ учебников иностранного языка.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….. 3
Глава I Теоретические основы использования стихотворений
на разных этапах обучения иностранному языку…………….………….… 6
§ 1. Стихотворные произведения, используемые на занятиях
по иностранному языку…………………………………………………….……. 6
§ 2. Цели обучения иностранному языку, достигаемые с использованием стихотворений на разных этапах обучения……………………………………. 10
Глава II Методика работы над стихотворениями на разных этапах обучения иностранному языку ………………………………………………. 12
§ 1. Формирование языковых навыков с использованием стихотворений ….. 12
§ 2. Формирование умений в видах речевой деятельности с использованием стихотворений……………………………………………………….…………… 20
§ 3. Анализ учебников иностранного языка по исследуемой проблеме …….. 25
Заключение ……………………………………………………………………... 28
Список литературы ……………………………………………………………. 29

Файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение ………………………………………………………………………….. 3

 

Глава I  Теоретические основы использования стихотворений

на разных этапах обучения иностранному языку…………….………….… 6

§ 1. Стихотворные произведения, используемые на занятиях

по иностранному языку…………………………………………………….……. 6

§ 2. Цели обучения иностранному языку, достигаемые с  использованием стихотворений на разных этапах обучения……………………………………. 10

Глава II Методика работы над стихотворениями на разных этапах обучения иностранному языку ………………………………………………. 12

§ 1. Формирование языковых навыков с использованием стихотворений ….. 12

§ 2. Формирование умений в видах речевой деятельности с использованием стихотворений……………………………………………………….…………… 20

§ 3. Анализ учебников иностранного языка по исследуемой проблеме …….. 25

 

Заключение ……………………………………………………………………... 28

 

Список  литературы ……………………………………………………………. 29

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях гуманизации  образования, когда личность ученика  находится в центре всей образовательной  и воспитательной деятельности, поиск  эффективных способов и приёмов обучения, в том числе и обучения иностранным языкам привлекает пристальное внимание многих учёных, методистов и учителей. Один из таких эффективных приёмов обучения – использование стихотворного текста на уроках иностранного языка. Практически все педагоги и методисты, работающие с детьми на разных этапах обучения иностранному языку, отводят большое место поэтическим текстам.

Некоторые учебные  пособия целиком базируются на использовании  поэтических текстов : или аутентичных, или специально сочинённых. Важность этой работы трудно переоценить. Данной проблемой занимались такие учёные как : Колков М.К., Соловова Е.Н., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Шолло И.А. и др.

Во-первых, стихотворение- это текстовый материал, который  дети любят, который им интересен, а следовательно, работа со стихотворениями положительно эмоционально окрашена для ученика, это в значительной степени способствует усвоению материала. Во-вторых, аутентичный литературный или фольклорный материал способствует постижению языка в контексте культур. В-третьих, поэтические тексты являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации иноязычной речи, совершенствования произношения. В-четвёртых, при работе со стихотворениями решается проблема многократного повторения высказываний по одной модели или восприятия одного и того же слова. Проблема использования стихотворений заслуживает должного внимания на всех этапах обучения, начиная с начального и заканчивая старшим, так как повышается эффективность обучения языковому материалу. Таким образом, изложенные выше факты определили тему исследования.

Всё вышеперечисленное обуславливает актуальность работы следующими факторами: поиском эффективных путей обучения языковому материалу; трудностями овладения учащимися языковым материалом.

Объектом данной работы является процесс обучения иностранным языкам с использованием стихотворных текстов.

Предмет – использование стихотворного текста на уроках иностранного языка, как средства повышения эффективности образовательного процесса.

Цель – исследовать процесс применения стихотворений в обучении иностранному языку на начальной, средней и старшей ступенях обучения.

Данная цель достигается путём решения следующих задач:

- изучение методической и дидактической литературы по данной теме;

- рассмотрение методики и особенностей работы со стихотворным материалом при обучении иностранным языкам;

- рассмотрение специфики иностранной поэзии, как одного из стимулирующих факторов в обучении иностранным языкам;

- анализ учебников иностранного языка.

При написании  курсовой работы были использованы такие методы научного исследования, как изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы; метод сравнительно-сопоставительного анализа, обобщение опыта преподавания.

Цель и задачи работы определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Каждая глава завершается выводами.

Во  введении раскрываются актуальность выбранной темы, определена цель, задачи, объект, предмет и методы исследования, описывается структура исследования.

В первой главе определяется роль стихотворения в обучении иностранному языку, описываются основные принципы работы со стихотворением и его виды, а также цели использования стихотворного материала на уроках иностранного языка.

Во  второй главе подробно рассматриваются цели и формы работы со стихотворениями в формировании определенных речевых навыков и умений, а также дается анализ учебников по исследуемой проблеме.

В заключении подведены итоги и сделаны выводы проведённого исследования.

Список  литературы включает 20 источников по теме исследования.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

 § 1. СТИХОТВОРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

 

Текстовый материал является важным компонентом содержания обучения иностранному языку, так как  в процессе работы над текстами формируются  не только лексические, фонетические и  грамматические навыки и речевые  умения, но и языковая, речевая, коммуникативная, межкультурная и другие компетенции.

В учебном процессе тексты должны соответствовать коммуникативно-познавательным интересам и потребностям школьников, соответствовать по степени сложности  их языковому и речевому опыту  в родном и иностранном языках, содержать интересную для учащихся каждой возрастной группы информацию. Отвечая данным требованиям, учебный текст помогает активизировать речевую коммуникацию как в устной, так и в письменной форме. Одной из разновидностей учебных текстов являются художественные тексты. Художественные тексты характеризуются как коммуникативно-направленные вербальные произведения, обладающие эстетической ценностью, выявляемой в процессе её восприятия, используются на всех этапах обучения в школе. Согласно Ю.М. Лотману, поэзия значительно информативнее, чем любые непоэтические формы речи. Подлинно оригинальное стихотворение заключает в себе неисчерпаемый источник смыслов и долго не теряет свою культурную значимость.

Практически все  педагоги и методисты, работающие с детьми на разных этапах обучения, отводят большое место поэтическим текстам при изучении иностранного языка. Некоторые учебные пособия целиком базируются на использовании поэтических текстов: или аутентичных, или специально сочинённых. Важность этой работы сложно переоценить. И.Л. Шолпо приводит следующие доводы за использование стихотворных произведений.

Во-первых, стихи  – это тот текстовый материал, который дети любят, который им интересен, а, следовательно, работа с ними положительно эмоционально окрашена для ученика, что в значительной степени содействует усвоению материала.

Во-вторых, аутентичный  литературный или фольклорный материал способствует постижению языка в  контексте культур.

В-третьих, поэтические  тексты являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации иноязычной речи, совершенствования произношения.

В-четвёртых, при  работе со стихами решается проблема многократного повторения высказываний по одной модели или восприятия одного и того же слова. Многократное повторение стихотворения не воспринимается как искусственное.

По словам Т.П. Рачок, «поэзия даёт импульс творческому  воображению и обладает огромным потенциалом эмоционального воздействия».

Стихотворение – написанное стихами художественное произведение, небольшое по объёму, организовано по правилам, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи в той или иной системе стихосложения. Поэтические тексты стихов связаны друг с другом в определённом порядке с помощью фонических признаков, например рифмой

[ строчки.ru ].

Говоря о поэтических текстах и их видах, важно упомянуть, что можно выделить огромное количество их классификаций. В разных источниках критерии для разделения стихотворного материала на группы тоже являются различными. Например, приведём классификацию по относительной степени аутентичности:

- аутентичные (носители языка для носителей языка):

- полуаутентичные/квазиаутентичные (небольшая доля адаптации);

- учебные (созданные авторами учебника).

Так же классифицируют стихи по стилям и жанрам:

- рифмовки, стишки для детей;

- фольклор (народные стихи);

- шуточные стихи (лимерики);

- авторские лирические стихи;

- пейзажная лирика;

- любовная лирика;

- сонет и др.

Рифмовка – это специально составленные стихотворные тексты.

Фолькло́р (англ. folklore  «народная мудрость»)  – народное творчество, чаще всего устное.

Лимерики – это форма короткого юмористического стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы  
[Фетисова А.А., 2009].

Пейзажная лирика – это род литературного творчества, предмет отображения которого – природа.

Любовная лирика воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора.

Сонет – твёрдая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы).

По формированию умений и навыков стихи можно классифицировать следующим образом:

- стихи , направленные  на формирование языковых навыков;

- стихи, направленные  на формирование умений в видах  речевой деятельности.

На начальном  этапе обучения можно использовать различные стихотворные рифмовки, содержащие нужную структуру на английском языке. Использование рифмовок и стишков позволяет сформировать языковые навыки. Не стоит забывать о том, что память ребёнка носит непроизвольный характер: он достаточно хорошо запоминает то, что ему близко, доступно, эмоционально окрашено, порой смешно. Поэтому, дети хорошо запоминают простые, весёлые стишки на русском языке, и фраза на английском, содержащаяся в таких стишках, органично входит в речь [Дроздова Т.И., 1999].

На среднем этапе обучения можно использовать стихи о природе, фольклорные и шуточные стихи, пейзажную лирику. Тематика таких стихотворений позволяет провести урок в форме беседы или дискуссии, что положительно влияет на формирование умений в видах речевой деятельности.

На старшем этапе происходит совершенствование полученных раннее умений и навыков. Преобладает доля использования аутентичных стихотворных текстов. Темой стихотворений становятся любовь, дружба, взаимоотношения людей и их поступки.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что использование стихотворений положительно влияет на эффективность учебного процесса  на разных этапах обучения иностранному языку. При помощи стихотворений формируются языковые навыки и речевые умения.

 

§ 2. ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ, ДОСТИГАЕМЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИХОТВОРЕНИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ

 

Стихотворение является полифункциональным средством  для организации учебной работы [Тарасюк Н.А. 1999]. Использование стихотворений один из эффективных средств достижения таких основных целей обучения предмету «Иностранный язык», как практическая, общеобразовательная, развивающая и воспитательная.

Использование стихотворений способствует развитию основных коммуникативных умений чтения, аудирования, говорения, причем последнее чаще всего выступает в форме обсуждения содержания поэтического произведения, которое может вызвать настоящую дискуссию в классе, поскольку проблемы, затрагиваемые в поэтических произведениях универсальны, носят жизненный характер, не всегда предполагают однозначное решение. Поэзия способствует обучению основным видам речевой деятельности. При этом происходит достижение практической цели обучения. Знакомство с лучшими образцами поэзии, видами стихотворных метров (ямб, хорей), а также с вариантами перевода стихов на родной язык способствует развитию лингвострановедческой и культурной компетенции обучаемого, т.е. достижению общеобразовательной цели. Специфика поэзии помогает ученику овладеть эмоционально-ценностным опытом общения. Учитель глубже узнает своего ученика, как бы получает его психологический портрет. В своей статье Дьяченко Н.П.[4; с.30-33] отмечает, что приемы работы над поэтическим текстом могут быть разными и зависеть как от этапа обучения, так и от той цели, которую ставит перед собой учитель. При этом одновременно могут быть реализованы многие задачи, такие, как обучение грамматике, фонетике, лексике и переводу. Чтение стихов их декламация и перевод делают занятия иностранным языком более содержательными, мотивационно направленными и повышают интерес к изучению предмета. Поскольку существуют различные формы поэтического высказывания: монологическая, диалогическая, ролевая, сюжетная, объективная, что позволяет использовать различные методы и формы работы с данными текстами, применяя соответствующие тому или иному виду речевой деятельности упражнения и приёмы. Тематика стихотворений весьма разнообразна, что даёт возможность подобрать произведение, которое будет соответствовать теме урока.

Информация о работе Использование стихотворений на разных этапах обучения иностранному языку