Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 03:08, курсовая работа
Цель – исследовать процесс применения стихотворений в обучении иностранному языку на начальной, средней и старшей ступенях обучения. Данная цель достигается путём решения следующих задач:
- изучение методической и дидактической литературы по данной теме;
- рассмотрение методики и особенностей работы со стихотворным материалом при обучении иностранным языкам;
- рассмотрение специфики иностранной поэзии, как одного из стимулирующих факторов в обучении иностранным языкам;
- анализ учебников иностранного языка.
Введение ………………………………………………………………………….. 3
Глава I Теоретические основы использования стихотворений
на разных этапах обучения иностранному языку…………….………….… 6
§ 1. Стихотворные произведения, используемые на занятиях
по иностранному языку…………………………………………………….……. 6
§ 2. Цели обучения иностранному языку, достигаемые с использованием стихотворений на разных этапах обучения……………………………………. 10
Глава II Методика работы над стихотворениями на разных этапах обучения иностранному языку ………………………………………………. 12
§ 1. Формирование языковых навыков с использованием стихотворений ….. 12
§ 2. Формирование умений в видах речевой деятельности с использованием стихотворений……………………………………………………….…………… 20
§ 3. Анализ учебников иностранного языка по исследуемой проблеме …….. 25
Заключение ……………………………………………………………………... 28
Список литературы ……………………………………………………………. 29
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение ………………………………………………………………………….. 3
Глава I Теоретические основы использования стихотворений
на разных этапах обучения иностранному языку…………….………….… 6
§ 1. Стихотворные произведения, используемые на занятиях
по иностранному языку…………………………………………………….……. 6
§ 2. Цели обучения иностранному языку, достигаемые с использованием стихотворений на разных этапах обучения……………………………………. 10
Глава II Методика работы над стихотворениями на разных этапах обучения иностранному языку ………………………………………………. 12
§ 1. Формирование языковых навыков с использованием стихотворений ….. 12
§ 2. Формирование
умений в видах речевой деятельности
с использованием стихотворений……………………………………………
§ 3. Анализ учебников иностранного языка по исследуемой проблеме …….. 25
Заключение ……………………………………………………………………... 28
Список литературы ……………………………………………………………. 29
ВВЕДЕНИЕ
В условиях гуманизации образования, когда личность ученика находится в центре всей образовательной и воспитательной деятельности, поиск эффективных способов и приёмов обучения, в том числе и обучения иностранным языкам привлекает пристальное внимание многих учёных, методистов и учителей. Один из таких эффективных приёмов обучения – использование стихотворного текста на уроках иностранного языка. Практически все педагоги и методисты, работающие с детьми на разных этапах обучения иностранному языку, отводят большое место поэтическим текстам.
Некоторые учебные пособия целиком базируются на использовании поэтических текстов : или аутентичных, или специально сочинённых. Важность этой работы трудно переоценить. Данной проблемой занимались такие учёные как : Колков М.К., Соловова Е.Н., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Шолло И.А. и др.
Во-первых, стихотворение- это текстовый материал, который дети любят, который им интересен, а следовательно, работа со стихотворениями положительно эмоционально окрашена для ученика, это в значительной степени способствует усвоению материала. Во-вторых, аутентичный литературный или фольклорный материал способствует постижению языка в контексте культур. В-третьих, поэтические тексты являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации иноязычной речи, совершенствования произношения. В-четвёртых, при работе со стихотворениями решается проблема многократного повторения высказываний по одной модели или восприятия одного и того же слова. Проблема использования стихотворений заслуживает должного внимания на всех этапах обучения, начиная с начального и заканчивая старшим, так как повышается эффективность обучения языковому материалу. Таким образом, изложенные выше факты определили тему исследования.
Всё вышеперечисленное
Объектом данной работы является процесс обучения иностранным языкам с использованием стихотворных текстов.
Предмет – использование стихотворного текста на уроках иностранного языка, как средства повышения эффективности образовательного процесса.
Цель – исследовать процесс применения стихотворений в обучении иностранному языку на начальной, средней и старшей ступенях обучения.
Данная цель достигается путём решения следующих задач:
- изучение методической и дидактической литературы по данной теме;
- рассмотрение методики и особенностей работы со стихотворным материалом при обучении иностранным языкам;
- рассмотрение специфики иностранной поэзии, как одного из стимулирующих факторов в обучении иностранным языкам;
- анализ учебников иностранного языка.
При написании курсовой работы были использованы такие методы научного исследования, как изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы; метод сравнительно-сопоставительного анализа, обобщение опыта преподавания.
Цель и задачи работы определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Каждая глава завершается выводами.
Во введении раскрываются актуальность выбранной темы, определена цель, задачи, объект, предмет и методы исследования, описывается структура исследования.
В первой главе определяется роль стихотворения в обучении иностранному языку, описываются основные принципы работы со стихотворением и его виды, а также цели использования стихотворного материала на уроках иностранного языка.
Во второй главе подробно рассматриваются цели и формы работы со стихотворениями в формировании определенных речевых навыков и умений, а также дается анализ учебников по исследуемой проблеме.
В заключении подведены итоги и сделаны выводы проведённого исследования.
Список литературы включает 20 источников по теме исследования.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
§ 1. СТИХОТВОРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Текстовый материал является важным компонентом содержания обучения иностранному языку, так как в процессе работы над текстами формируются не только лексические, фонетические и грамматические навыки и речевые умения, но и языковая, речевая, коммуникативная, межкультурная и другие компетенции.
В учебном процессе
тексты должны соответствовать
Практически все педагоги и методисты, работающие с детьми на разных этапах обучения, отводят большое место поэтическим текстам при изучении иностранного языка. Некоторые учебные пособия целиком базируются на использовании поэтических текстов: или аутентичных, или специально сочинённых. Важность этой работы сложно переоценить. И.Л. Шолпо приводит следующие доводы за использование стихотворных произведений.
Во-первых, стихи – это тот текстовый материал, который дети любят, который им интересен, а, следовательно, работа с ними положительно эмоционально окрашена для ученика, что в значительной степени содействует усвоению материала.
Во-вторых, аутентичный литературный или фольклорный материал способствует постижению языка в контексте культур.
В-третьих, поэтические тексты являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации иноязычной речи, совершенствования произношения.
В-четвёртых, при работе со стихами решается проблема многократного повторения высказываний по одной модели или восприятия одного и того же слова. Многократное повторение стихотворения не воспринимается как искусственное.
По словам Т.П. Рачок, «поэзия даёт импульс творческому воображению и обладает огромным потенциалом эмоционального воздействия».
Стихотворение – написанное стихами художественное произведение, небольшое по объёму, организовано по правилам, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи в той или иной системе стихосложения. Поэтические тексты стихов связаны друг с другом в определённом порядке с помощью фонических признаков, например рифмой
[ строчки.ru ].
Говоря о поэтических текстах и их видах, важно упомянуть, что можно выделить огромное количество их классификаций. В разных источниках критерии для разделения стихотворного материала на группы тоже являются различными. Например, приведём классификацию по относительной степени аутентичности:
- аутентичные (носители языка для носителей языка):
- полуаутентичные/
- учебные (созданные авторами учебника).
Так же классифицируют стихи по стилям и жанрам:
- рифмовки, стишки для детей;
- фольклор (народные стихи);
- шуточные стихи (лимерики);
- авторские лирические стихи;
- пейзажная лирика;
- любовная лирика;
- сонет и др.
Рифмовка – это специально составленные стихотворные тексты.
Фолькло́р (англ. folklore «народная мудрость») – народное творчество, чаще всего устное.
Лимерики – это форма короткого юмористического стихотворения, появившегося в Великобритании,
основанного на обыгрывании бессмыслицы
[Фетисова А.А., 2009].
Пейзажная лирика – это род литературного творчества, предмет отображения которого – природа.
Любовная лирика воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора.
Сонет – твёрдая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы).
По формированию умений и навыков стихи можно классифицировать следующим образом:
- стихи , направленные
на формирование языковых
- стихи, направленные
на формирование умений в
На начальном этапе обучения можно использовать различные стихотворные рифмовки, содержащие нужную структуру на английском языке. Использование рифмовок и стишков позволяет сформировать языковые навыки. Не стоит забывать о том, что память ребёнка носит непроизвольный характер: он достаточно хорошо запоминает то, что ему близко, доступно, эмоционально окрашено, порой смешно. Поэтому, дети хорошо запоминают простые, весёлые стишки на русском языке, и фраза на английском, содержащаяся в таких стишках, органично входит в речь [Дроздова Т.И., 1999].
На среднем этапе обучения можно использовать стихи о природе, фольклорные и шуточные стихи, пейзажную лирику. Тематика таких стихотворений позволяет провести урок в форме беседы или дискуссии, что положительно влияет на формирование умений в видах речевой деятельности.
На старшем этапе происходит совершенствование полученных раннее умений и навыков. Преобладает доля использования аутентичных стихотворных текстов. Темой стихотворений становятся любовь, дружба, взаимоотношения людей и их поступки.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что использование стихотворений положительно влияет на эффективность учебного процесса на разных этапах обучения иностранному языку. При помощи стихотворений формируются языковые навыки и речевые умения.
§ 2. ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ, ДОСТИГАЕМЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИХОТВОРЕНИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
Стихотворение является полифункциональным средством для организации учебной работы [Тарасюк Н.А. 1999]. Использование стихотворений один из эффективных средств достижения таких основных целей обучения предмету «Иностранный язык», как практическая, общеобразовательная, развивающая и воспитательная.
Использование стихотворений способствует развитию основных коммуникативных умений чтения, аудирования, говорения, причем последнее чаще всего выступает в форме обсуждения содержания поэтического произведения, которое может вызвать настоящую дискуссию в классе, поскольку проблемы, затрагиваемые в поэтических произведениях универсальны, носят жизненный характер, не всегда предполагают однозначное решение. Поэзия способствует обучению основным видам речевой деятельности. При этом происходит достижение практической цели обучения. Знакомство с лучшими образцами поэзии, видами стихотворных метров (ямб, хорей), а также с вариантами перевода стихов на родной язык способствует развитию лингвострановедческой и культурной компетенции обучаемого, т.е. достижению общеобразовательной цели. Специфика поэзии помогает ученику овладеть эмоционально-ценностным опытом общения. Учитель глубже узнает своего ученика, как бы получает его психологический портрет. В своей статье Дьяченко Н.П.[4; с.30-33] отмечает, что приемы работы над поэтическим текстом могут быть разными и зависеть как от этапа обучения, так и от той цели, которую ставит перед собой учитель. При этом одновременно могут быть реализованы многие задачи, такие, как обучение грамматике, фонетике, лексике и переводу. Чтение стихов их декламация и перевод делают занятия иностранным языком более содержательными, мотивационно направленными и повышают интерес к изучению предмета. Поскольку существуют различные формы поэтического высказывания: монологическая, диалогическая, ролевая, сюжетная, объективная, что позволяет использовать различные методы и формы работы с данными текстами, применяя соответствующие тому или иному виду речевой деятельности упражнения и приёмы. Тематика стихотворений весьма разнообразна, что даёт возможность подобрать произведение, которое будет соответствовать теме урока.
Информация о работе Использование стихотворений на разных этапах обучения иностранному языку