Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 03:08, курсовая работа
Цель – исследовать процесс применения стихотворений в обучении иностранному языку на начальной, средней и старшей ступенях обучения. Данная цель достигается путём решения следующих задач:
- изучение методической и дидактической литературы по данной теме;
- рассмотрение методики и особенностей работы со стихотворным материалом при обучении иностранным языкам;
- рассмотрение специфики иностранной поэзии, как одного из стимулирующих факторов в обучении иностранным языкам;
- анализ учебников иностранного языка.
Введение ………………………………………………………………………….. 3
Глава I Теоретические основы использования стихотворений
на разных этапах обучения иностранному языку…………….………….… 6
§ 1. Стихотворные произведения, используемые на занятиях
по иностранному языку…………………………………………………….……. 6
§ 2. Цели обучения иностранному языку, достигаемые с использованием стихотворений на разных этапах обучения……………………………………. 10
Глава II Методика работы над стихотворениями на разных этапах обучения иностранному языку ………………………………………………. 12
§ 1. Формирование языковых навыков с использованием стихотворений ….. 12
§ 2. Формирование умений в видах речевой деятельности с использованием стихотворений……………………………………………………….…………… 20
§ 3. Анализ учебников иностранного языка по исследуемой проблеме …….. 25
Заключение ……………………………………………………………………... 28
Список литературы ……………………………………………………………. 29
Fly away Peter,
Fly away Paul,
Come back Peter,
Come back Paul.
Goosey, Goosey, Gander
Goosey, goosey, gander,
Whither shall I wander?
Upstairs, and downstairs,
And in my lady's chamber.
There I met an old man
Who wouldn't say his prayers!
I took him by the left leg
And threw him down the stairs.
Для средней ступени обучения иностранному языку:
WHY
Why should the world be usual?
It surely isn’t right!
I don’t want to confuse you all,
BUT
Why shouldn’t day be night?
Why shouldn’t snow be hot and black?
Why shouldn’t pigs have wings?
Why shouldn’t the front be at the back?
AND
Why shouldn’t dustmen be kings?
Why shouldn’t marmalade taste like meat?
Why shouldn’t grass be red?
Why must we always stand on our feet?
When
We can stand on our head?
Why shouldn’t star-fish sing like thrushes?
Why shouldn’t elephants fly?
Why shouldn’t pork-pies grow on bushes?
AND
Why shouldn’t the sea be dry?
I wont let the world be usual!
And if you disagree
I really confuse you all,
COS
Why shouldn’t you be me? [Афанасьева О.В., 1998] .
На старшем этапе обучения иностранному языку чтение и анализ стихотворений может стать хорошим подспорьем в изучении английской и англоязычной литературы, развитии эстетического восприятия языка, обучении основам художественного перевода, материалом для внеклассных мероприятий, постановок, конкурсов декламаторов и так далее. Пример:
Robert Louis Stevenson
Bed in Summer
In winter I get up at night
And dress by yellow candle-light.
In summer quite the other way,
I have to go to bed by day.
I have to go to bed and see
The birds still hopping on the tree,
Or hear the grown-up people’s feet
Still going past me in the street.
And does it not seem hard to you,
When all the sky is clear and blue,
And I should like so much to play,
To have to go to bed by day?
Таким образом, работа над художественным текстом происходит в три этапа и на всех этих этапах осуществляется формирование таких навыков, как чтение, говорение, письмо и аудирование.
§ 3. АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ.
Исследуя данную проблему, важно обратить внимание на то, как решаются на практике задачи, поставленные в её рамках. Для этого необходимо провести анализ учебных пособий из УМК для учеников начальной, средней и старшей ступени обучения иностранному языку, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе.
Для проведения анализа были использованы:
Учебно-методический комплект «Английский язык» авторов И. Н. Верещагиной, Т. А. Притыкиной и создан как УМК для начального этапа школ с углубленным изучением английского языка, выпуск которого начат в 1998 году. Новый комплект состоит из учебника, книги для чтения, рабочей тетради, книги для учителя, аудио CD. Оформление обложки яркое, на форзаце изображен алфавит с животными и игрушками. В учебнике содержится 8 тем, разделённых на 67 уроков. Уроки сгруппированы по темам, таким как «Семья», «Кем ты хочешь быть?», «Давайте поиграем!», «Какие у тебя игрушки?», «Где твои игрушки?», «Игры и спорт» и т.д. Кроме этого, в конце каждой части имеется англо-русский словарь, а также ключи к упражнениям. В учебнике содержится 32 стихотворения (преимущественно, рифмовок). Некоторые из них, наиболее длинные и сложные по лексике, разделены на несколько частей, и распределены по нескольким урокам. Стоит отметить, что правильное использование ключей, как проверочного материала к уже выполненному упражнению, формирует самоконтроль в учениках.
Учебно-методический комплект «Английский язык» авторов О.В. Афанасьевой и И.В. Притыкиной создан как УМК для VI класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей. Новый комплект состоит из учебника, книги для чтения, рабочей тетради, книги для учителя, аудио CD.
Оформление обложки яркое, исполнено в зелёном цвете, на форзаце учебника расположена таблица неправильных глаголов. В учебнике содержится 22 урока. Важная информация заключена в табличках. Учебник хорошо проиллюстрирован, но доля содержащегося в нём стихотворного текста (23 стихотворений) значительно меньше, чем в учебнике Верещагиной.
Учебно-методический комплект по английскому языку авторов Н.М. Кузовлева, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудовой и др. создан как УМК для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Новый комплект состоит из учебника, книги для чтения, рабочей тетради, книги для учителя, контрольных заданий, методических рекомендаций к контрольным заданиям, аудио CD. Учебник содержит материал о культурном многообразии, основных достижениях и проблемах современного англоязычного мира.
Оформление учебника яркое. На форзацах содержатся картинки, которые иллюстрируют примерное содержание тем учебника. Всего в учебнике 7 юнитов. Правила представлены в виде грамматического справочника в конце учебника. Рифмовки отсутствуют, стихотворений всего 2.
Подводя итог, можно сказать, что на начальном этапе использование стихов и рифмовок более актуально и их роль в процессе обучения достаточно велика, на среднем этапе обучения доля использования стишков заметно сокращается, а на старшем этапе обучения больше преобладают тексты. Следовательно, можно сделать вывод, что с увеличением ступени обучения иностранному языку, доля стихотворений уменьшается.
Представленный выше анализ учебников может быть отображен следующей диаграммой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать следующие выводы, что использование различных стихов и рифмовок на уроках дает импульс творческому воображению детей, обладает огромным эмоциональным воздействием. Поэзия обогащает духовный мир ребенка, прививает чуткость к поэтическому слову, учит видеть красоту стиха (как на родном, так и на иностранном языке). Чтение стихов, их декламация, перевод, делают занятия иностранным языком более содержательными, мотивированными, повышает интерес к изучению иностранного языка. Использование стихов и рифмовок на уроках иностранного языка играет огромную роль при обучении фонетическому, лексическому и грамматическому аспектам иностранного языка. Использование стихов и рифмовок позволяет ученикам достичь хороших результатов в изучении английского языка. Они имеют богатый словарный запас, хорошо владеют грамматическим материалом, свободно выражают свои мысли на иностранном языке.
Проанализировав учебники английского языка для различных ступеней обучения и учебно-методические комплекты в целом, можно сделать вывод о том, что авторы используют данный приём в своих учебных пособиях, сочетая его с различными другими приёмами, такими как использование игр, песен, для достижения более эффективного результата в процессе обучения иностранным языкам. Это говорит о том, что, в силу своего потенциала, стихотворный материал должен использоваться на занятиях, в частности с детьми младшего школьного возраста.
В результате проведения данного исследования его задачи были решены, а цель достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Использование стихотворений на разных этапах обучения иностранному языку