История отечественной лингвистики в первой половине 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 14:31, реферат

Описание работы

Языкознание и семиотика. Так как язык является знаковой системой, то он тесно связан с семиотикой – наукой об общей теории знаков. Семиотика призвана исследовать любые знаковые системы как средства обозначения и передачи значения. Семиотика изучает все знаковые системы: как простейшие типа кодов (телеграфный код, приемы морской и воздушной сигнализации), так и более сложные (сигнализация животных, различные приемы письменности и шифров, знаковая природа географических карт, чертежей, а также пальцевая техника глухонемых) и, наконец, знаковую систему языка.

Файлы: 1 файл

язык.docx

— 61.55 Кб (Скачать файл)

1.Языкознание (языковедение, лингвистика) – это наука о  языке, его природе и функциях, его внутренней структуре, закономерностях  развития. Языковедение относится  к числу наиболее разветвленных  наук, что объясняется множественностью  и многотипностью отдельных конкретных языков, способных изучаться отдельной лингвистической дисциплиной, сложностью внутренней организации самого языка, разнообразностью внешних связей языка с иными системами – природой, обществом, наукой, культурой, религией, искусством и т.д. Язык обслуживает почти все сферы человеческой жизнедеятельности, поэтому изучение языка, установление его места и роли в жизни человека и общества, в познании явлений с необходимостью приводит к широким связям языкознания с другими науками – гуманитарными, естественными и медицинскими, физико-математическими и техническими.

Языкознание и история. Языкознание  связано с историей, поскольку  история языка является частью истории  народа. Исторические данные обеспечивают историческое рассмотрение изменений  языка. Данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических вопросов, как  происхождение народа, развитие культуры народа на разных этапах истории, контакты между народами. 

Языкознание и этнография. Языкознание тесно соприкасается  с этнографией (наука о быте и  культуре народов) при изучении диалектного  словаря: названия крестьянских построек, утвари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремёсел. Связь  языкознания с этнографией проявляется  и при классификации языков и  народов, при исследовании отражения  в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире. 

 Языкознание и психология. Языкознание связано также с  психологией. Психологическое направление  в языкознании изучает мыслительные  и прочие психологические процессы  и их отражение в речи, в  категориях языка. 

Языкознание и физиология. Павлова о первой и второй сигнальной системах представляет особое значение для языкознания. «Первая сигнальная система действительности, общая  у нас с животными» – это  впечатления, ощущения, и представления  от окружающей внешней среды как  общеприродной. Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием общих понятий. 

Языкознание и антропология. Антропология- наука о происхождении человека и человеческих рас, об изменчивости строения человека во времени и пространстве. В данном случае языкознание связано с антропологией при изучении вопроса о происхождении речи. 

 Языкознание и философия.  Философия способствует выработке  принципов и методов анализа  в языкознании. 

Языкознание и семиотика. Так как язык является знаковой системой, то он тесно связан с семиотикой – наукой об общей теории знаков. Семиотика призвана исследовать  любые знаковые системы как средства обозначения и передачи значения. Семиотика изучает все знаковые системы: как простейшие типа кодов (телеграфный код, приемы морской  и воздушной сигнализации), так  и более сложные (сигнализация животных, различные приемы письменности и  шифров, знаковая природа географических карт, чертежей, а также пальцевая  техника глухонемых) и, наконец, знаковую систему языка.

 Языкознание и социология. Социология – это наука о  строении общества, его функционировании, эволюции и развитии. Языкознание  связано с социологией при  решении вопросов как тот или  иной язык используется различными  социальными объединениями (классами, представителями различных социальных  прослоек, профессиональных групп), как отражается на языке разделение  и объединение социальных общностей,  переселение племен и народов,  образование территориально-социальных  групп в пределах одного языка (диалекты) или между разными языками.

Языкознание и логика. Язык неразрывно связан с мышлением, следовательно, сама наука о языке связана  с логикой – наукой о мышлении и законах, которому подчиняется  мышление. Вопрос о соотношении мышления и языка возник еще в античной философии. Язык рассматривается как  гибкий инструмент для выражения  мысли, соответственно языковая система  считается своего рода представлением мыслительной системы.

2.Функции языка

Функциональный характер языковой системы обеспечивает овладение  языком в онтогенезе (индивидуальное развитие): человек не может овладеть языком, родным или неродным, если изучаемый  язык «не работает», не выполняет  своих функций, диктуемых самой  жизнью: общения, сообщения, воздействия, установления контакта, формирования и выражения мысли, познания, выражения  эмоций и др.

А точнее:

1.КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ  [коммуникация – «общение», «обмен  сведениями, идеями» Главное предназначение  языка – служить основным средством  обмена информацией. Иначе говоря – для общения.

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ, ИЛИ КОГНИТИВНАЯ,  ФУНКЦИЯ. Язык является основной  формой отражения окружающей  человека действительности и  самого себя, а также средством  получения нового знания о  действительности, т.е. язык служит средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает ее результаты, так как мысль неотделима от речи, как и речь – от мысли, преимущественно на основе языка функционируют память, воображение, внимание.

3. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ  – одно из средств выражения  чувств и эмоций, очень важное  для человека, поскольку помогает  ему выразить свой внутренний  мир, свои впечатления, ощущения, оценки наиболее адекватно. 

4. МЕТАЯЗЫКОВАЯ ФУНКЦИЯ.  (Метаязык (греч. meta – после, через) – это язык, на котором описывается некоторый другой язык, называемый в этом случае предметным языком или языком-объектом. Так, если грамматика немецкого языка написана по-русски, то языком-объектом в таком описании будет немецкий, а метаязыком - русский. Разумеется, язык-объект и метаязык могут совпадать (например, немецкая грамматика на немецком языке). Рефлективность языка (т.е. возможность мысли и речи о языке с помощью его же лексико-грамматических средств) – это одна из тех семиотических универсалий, которая отличает язык людей от языка животных.

Метаязыковая функция  реализуется во всех устных и письменных высказываниях о языке.

5. ФАТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ (контактоустанавливающая). Иногда общение как бы бесцельно:  говорящим не важна та информация, которую они сообщают друг другу, они не стремятся выразить свои эмоции или воздействовать друг на друга. Пока им важен только контакт, который подготовит дальнейшее более содержательное общение, поэтому такие речи стандартны и минимально информативны.

6. АККУМУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ  (создание, хранение и передача  информации которые накоплены людьми в процессе их сознательной деятельности.) Древние знания, культура, облеченные в формы речи (текста), обеспечивают связь поколений, разума и мысли – через тысячелетия.

7. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ  (поэтическая) – «праздничная»  разновидность языковой способности  человека. Эстетическое отношение  к языку проявляется в том,  что говорящие начинают замечать сам текст, его звуковую и словесную фактуру, речь (именно сама речь, а не то, о чем сообщается) воспринимается как прекрасное или безобразное, т.е. как эстетический объект.

8. МАГИЧЕСКАЯ ("заклинательная") функция речи играет большую роль в религиозном и мифологическом сознании. Выступая в этой функции, речь призвана воздействовать на ход событий, психику аудитории. При автоадресованности она служит целям самовнушения, вызывая состояние экстаза, медитации, освобождая от эмоциональных перегрузок. Магическая функция реализуется при помощи определенных приемов (заклинаний, проклятий, клятв, заговоров и т.п.). В социальной жизни функцию, близкую магической, выполняют приказы, формулы судебных приговоров, клятв, присяг, обещаний, извинений, а также тексты реклам, лозунгов, призывов, обращений к неодушевленным предметам. С магической функцией связаны эвфемизмы и табу. кции языка

 

3.Теории происхождения  языка

Происхождение языка –  составная часть проблемы происхождения  человека и человеческого общества. Существует много теорий о происхождении  языка, которые можно разделить  на две основные группы: 1) биологические, 2) социальные. Биологические теории объясняют происхождение языка  эволюцией человеческого организма  – органов чувств, речевого аппарата и мозга. К биологическим теориям прежде всего относятся теория звукоподражания и междометная. Сторонники гипотезы звукоподражания полагают, что слова возникли из неосознанного или осознанного стремления человека к подражанию звукам окружавшего его мира — реву зверей, крику птиц, шуму ветра и т. д. Основанием для таких взглядов явилось то, что во всех языках действительно есть звукоподражательные слова, типа гав-гав, кукушка, мяукать, тенькать, дзинь, бац. Но во-первых, таких слов относительно немного. Во-вторых, наиболее нужные людям и наиболее употребительные слова не обнаруживают и намека на подражание каким-либо звукам: вода, земля, небо, солнце, трава, человек, умный, ходить, думать и т. Д. Едва ли можно в наше время всерьез принимать гипотезу звукоподражания. Нельзя, конечно же, отрицать участие эмоций и воли в развитии языка. Но невозможно согласиться с гипотезой междометного происхождения слов, потому что главную при­чину их возникновения она видит в индивидуальных душевных состояниях человека. Между тем ни один ребенок не заговорит до тех пор, пока не окажется в окружении говорящих людей. Это неопровержимое свидетельство в пользу мнения о социальной обусловленности рождения человеческой речи. Звукоподражательные и междометные теории во главу угла ставят изучение происхождения механизма говорения, в основном в психофизиологическом плане. В этих теориях биологическая сторона вопроса преувеличивается, происхождение языка рассматривается исключительно в плане происхождения речи. Не принимается с должным вниманием тот факт, что возникают человек и человеческое общество, существенно отличные от животного и его стада.

Так появилась социальные теории происхождения языка, которые  объясняют его появление общественными  потребностями. Возникшими в труде и в результате развития сознания. Еще в античности греческий философ Диодор Сицилийский выдвигал теорию социального договора, в результате которой язык рассматривается как сознательное изобретение и творение людей. В XVIII в. она была поддержана Адамом Смитом и Руссо, у которого Руссо теория социального договора связана с делением жизни человечества на два периода — природного и ­цивилизованного. В конце 70-х годов 19 в. немецкий философ Нуаре выдвинул рабочую теорию происхождения языка, или теорию трудовых выкриков. Нуаре отмечал, что при совместной работе выкрики и возгласы облегчают и организуют трудовую деятельность. Эти выкрики, вначале непроизвольные, постепенно превратились в символы трудовых процессов. Теория трудовых выкриков, по сути, оказывается вариантом междометной теории. Отечественное языкознание 20 в. опиралось на осмысление проблемы происхождения языка, которую дал Энгельс в своём известном фрагменте «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876). Основной мыслью Энгельса, заимствованной у Нуаре, является неразрывная внутренняя связь развития трудовой деятельности первобытного человеческого коллектива, развития сознания (и вообще психики) формирующегося человека и раз­вития форм и способов общения. Общение разви­вается (и затем возникает язык) как необходимое следствие развития производственных и других общественных отношений в трудовом коллективе - у людей появляется что сказать друг другу - и в то же время служит опорой для возникновения высших форм психического отражения, для скла­дывания человеческой личности.

4.Язык и мышление

неразрывно связанные  между собой явления – первое как высшая форма отражения действительности, а второе – как материальная форма  осуществления мыслит. деятельности. Посредством языка мысли отд. людей превращаются из их личного достояния в обществ. достояние, в духовное богатство всего общества. Человек может выражать свои мысли многими способами (мимикой, жестами, поступками, музыкальными звуками, рисунками и красками, чертежами, формулами и т.д.), однако универсальным средством выражения мысли является язык. В языке человек фиксирует свою мысль и благодаря этому имеет возможность подвергать ее анализу как вне его лежащий объект. Он служит средством понимания не только чужих, но и своих собств. мыслей. Выражая свои мысли, человек тем самым отчетливее уясняет их сам. Слово существенно для мышления и в силу того, что оно является материальной формой существования знания, что в нем откладываются, объективируются и через него актуализируются знания, посредством к-рых человек во все возрастающей мере осознает окружающую действительность и самого себя. Посредством языка происходит переход от восприятия к понятиям, осуществляется формирование обобщенной мысли, протекает процесс оперирования понятиями. Без обобщающей роли языка человек не мог бы приобрести способность обозревать бесконечное многообразие отдельных вещей окружающего мира. "...В языке есть только общее... Всякое слово (речь) уже о б о б щ а е т... Чувства показывают реальность; мысль и слово – общее.

5.Язык и речь

Языком называют определённый код, систему знаков и правил их употребления. Эта система включает единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонация), морфологического (части слова: корень, суффикс и др.), лексического (слова и их значения) и синтаксического (предложения). Описывается данная система в грамматиках и словарях. Под речью понимают деятельность людей по использованию языкового кода, употреблению знаковой системы, речь – это язык в действии. В речи единицы языка вступают в различные отношения, образуя бесчисленные множества комбинаций. Речь всегда развёртывается во времени, она отражает особенности говорящего, зависит от контекста и ситуации общения. Продуктом речевой деятельности становятся конкретные тексты, создаваемые говорящими в устной или письменной форме. Если язык существует независимо от того, кто на нём говорит (на латинском языке или санскрите, например, уже давно никто не говорит), то речь всегда привязана к говорящему. Только речь отдельного человека может быть правильной или неправильной, испорченной или улучшенной. Язык является объективной данностью, он вне наших стараний его сгубить или изувечить; наоборот, стиль поведения в языке мы выбираем сами. Для успешного общения недостаточно существования развитого языка. Важную роль играет качество его использования или качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников. Под коммуникативной языковой компетенцией понимается совокупность лингвистических (знания языковой системы), социолингвистических (владение социальными нормами: речевым этикетом, нормами общения между представителями разных возрастов, полов и социальных групп) и прагматических (навыки использования языковых средств в определённых функциональных целях, распознавания разных типов текстов, умение выбирать языковые средства в зависимости от особенностей ситуации общения и т.п.) знаний и умений, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность с помощью речевых средств.

Информация о работе История отечественной лингвистики в первой половине 20 века