Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 14:31, реферат
Языкознание и семиотика. Так как язык является знаковой системой, то он тесно связан с семиотикой – наукой об общей теории знаков. Семиотика призвана исследовать любые знаковые системы как средства обозначения и передачи значения. Семиотика изучает все знаковые системы: как простейшие типа кодов (телеграфный код, приемы морской и воздушной сигнализации), так и более сложные (сигнализация животных, различные приемы письменности и шифров, знаковая природа географических карт, чертежей, а также пальцевая техника глухонемых) и, наконец, знаковую систему языка.
1.Языкознание (языковедение,
лингвистика) – это наука о
языке, его природе и функциях,
его внутренней структуре,
Языкознание и история. Языкознание связано с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Исторические данные обеспечивают историческое рассмотрение изменений языка. Данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических вопросов, как происхождение народа, развитие культуры народа на разных этапах истории, контакты между народами.
Языкознание и этнография.
Языкознание тесно
Языкознание и психология.
Языкознание связано также с
психологией. Психологическое
Языкознание и физиология. Павлова о первой и второй сигнальной системах представляет особое значение для языкознания. «Первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными» – это впечатления, ощущения, и представления от окружающей внешней среды как общеприродной. Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием общих понятий.
Языкознание и антропология. Антропология- наука о происхождении человека и человеческих рас, об изменчивости строения человека во времени и пространстве. В данном случае языкознание связано с антропологией при изучении вопроса о происхождении речи.
Языкознание и философия.
Философия способствует
Языкознание и семиотика. Так как язык является знаковой системой, то он тесно связан с семиотикой – наукой об общей теории знаков. Семиотика призвана исследовать любые знаковые системы как средства обозначения и передачи значения. Семиотика изучает все знаковые системы: как простейшие типа кодов (телеграфный код, приемы морской и воздушной сигнализации), так и более сложные (сигнализация животных, различные приемы письменности и шифров, знаковая природа географических карт, чертежей, а также пальцевая техника глухонемых) и, наконец, знаковую систему языка.
Языкознание и социология.
Социология – это наука о
строении общества, его функционировании,
эволюции и развитии. Языкознание
связано с социологией при
решении вопросов как тот или
иной язык используется
Языкознание и логика. Язык неразрывно связан с мышлением, следовательно, сама наука о языке связана с логикой – наукой о мышлении и законах, которому подчиняется мышление. Вопрос о соотношении мышления и языка возник еще в античной философии. Язык рассматривается как гибкий инструмент для выражения мысли, соответственно языковая система считается своего рода представлением мыслительной системы.
2.Функции языка
Функциональный характер языковой системы обеспечивает овладение языком в онтогенезе (индивидуальное развитие): человек не может овладеть языком, родным или неродным, если изучаемый язык «не работает», не выполняет своих функций, диктуемых самой жизнью: общения, сообщения, воздействия, установления контакта, формирования и выражения мысли, познания, выражения эмоций и др.
А точнее:
1.КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
[коммуникация – «общение», «
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ, ИЛИ КОГНИТИВНАЯ,
ФУНКЦИЯ. Язык является
3. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
– одно из средств выражения
чувств и эмоций, очень важное
для человека, поскольку помогает
ему выразить свой внутренний
мир, свои впечатления,
4. МЕТАЯЗЫКОВАЯ ФУНКЦИЯ. (Метаязык (греч. meta – после, через) – это язык, на котором описывается некоторый другой язык, называемый в этом случае предметным языком или языком-объектом. Так, если грамматика немецкого языка написана по-русски, то языком-объектом в таком описании будет немецкий, а метаязыком - русский. Разумеется, язык-объект и метаязык могут совпадать (например, немецкая грамматика на немецком языке). Рефлективность языка (т.е. возможность мысли и речи о языке с помощью его же лексико-грамматических средств) – это одна из тех семиотических универсалий, которая отличает язык людей от языка животных.
Метаязыковая функция реализуется во всех устных и письменных высказываниях о языке.
5. ФАТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ (
6. АККУМУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ (создание, хранение и передача информации которые накоплены людьми в процессе их сознательной деятельности.) Древние знания, культура, облеченные в формы речи (текста), обеспечивают связь поколений, разума и мысли – через тысячелетия.
7. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
(поэтическая) – «праздничная»
разновидность языковой
8. МАГИЧЕСКАЯ ("заклинательная") функция речи играет большую роль в религиозном и мифологическом сознании. Выступая в этой функции, речь призвана воздействовать на ход событий, психику аудитории. При автоадресованности она служит целям самовнушения, вызывая состояние экстаза, медитации, освобождая от эмоциональных перегрузок. Магическая функция реализуется при помощи определенных приемов (заклинаний, проклятий, клятв, заговоров и т.п.). В социальной жизни функцию, близкую магической, выполняют приказы, формулы судебных приговоров, клятв, присяг, обещаний, извинений, а также тексты реклам, лозунгов, призывов, обращений к неодушевленным предметам. С магической функцией связаны эвфемизмы и табу. кции языка
3.Теории происхождения языка
Происхождение языка –
составная часть проблемы происхождения
человека и человеческого общества.
Существует много теорий о происхождении
языка, которые можно разделить
на две основные группы: 1) биологические,
2) социальные. Биологические теории
объясняют происхождение языка
эволюцией человеческого
Так появилась социальные
теории происхождения языка, которые
объясняют его появление
4.Язык и мышление
неразрывно связанные
между собой явления – первое
как высшая форма отражения
5.Язык и речь
Языком называют определённый код, систему знаков и правил их употребления. Эта система включает единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонация), морфологического (части слова: корень, суффикс и др.), лексического (слова и их значения) и синтаксического (предложения). Описывается данная система в грамматиках и словарях. Под речью понимают деятельность людей по использованию языкового кода, употреблению знаковой системы, речь – это язык в действии. В речи единицы языка вступают в различные отношения, образуя бесчисленные множества комбинаций. Речь всегда развёртывается во времени, она отражает особенности говорящего, зависит от контекста и ситуации общения. Продуктом речевой деятельности становятся конкретные тексты, создаваемые говорящими в устной или письменной форме. Если язык существует независимо от того, кто на нём говорит (на латинском языке или санскрите, например, уже давно никто не говорит), то речь всегда привязана к говорящему. Только речь отдельного человека может быть правильной или неправильной, испорченной или улучшенной. Язык является объективной данностью, он вне наших стараний его сгубить или изувечить; наоборот, стиль поведения в языке мы выбираем сами. Для успешного общения недостаточно существования развитого языка. Важную роль играет качество его использования или качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников. Под коммуникативной языковой компетенцией понимается совокупность лингвистических (знания языковой системы), социолингвистических (владение социальными нормами: речевым этикетом, нормами общения между представителями разных возрастов, полов и социальных групп) и прагматических (навыки использования языковых средств в определённых функциональных целях, распознавания разных типов текстов, умение выбирать языковые средства в зависимости от особенностей ситуации общения и т.п.) знаний и умений, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность с помощью речевых средств.
Информация о работе История отечественной лингвистики в первой половине 20 века