Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 14:31, реферат
Языкознание и семиотика. Так как язык является знаковой системой, то он тесно связан с семиотикой – наукой об общей теории знаков. Семиотика призвана исследовать любые знаковые системы как средства обозначения и передачи значения. Семиотика изучает все знаковые системы: как простейшие типа кодов (телеграфный код, приемы морской и воздушной сигнализации), так и более сложные (сигнализация животных, различные приемы письменности и шифров, знаковая природа географических карт, чертежей, а также пальцевая техника глухонемых) и, наконец, знаковую систему языка.
7. Язык и общество. Язык как общественное явление.
Язык – не индивидуальное
и не биологическое явление. Человек
не может быть изолирован от общества,
индивидуум отражает общественные отношения.
Язык тем более связан с обществом,
его историей. Общественная природа
языка проявляется, прежде всего, в
его связи с народом – творцом
и носителем данного языка, его
нормы, в частности, литературно-письменной.
Наличие общего (общенародного) языка
– высшее проявление социальности
языка. Социальность языка проявляется
также в наличии диалектов
– территориальных и
10.Согласные звуки и их классификация
Согласные звуки отличаются от гласных наличием шумов, которые образуются в полости рта при произнесении.
Согласные различаются:
1) по участию шума и голоса,
2) по месту образования шума,
3) по способу образования шума,
4) по отсутствию или наличию мягкости.
Участие шума и голоса. По участию шума и голоса согласные делятся на шумные и сонорные. Сонорными называются согласные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р']. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие. Шумными звонкими согласными являются [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], ['], [з], [з'], [j], [γ], [γ'], [], [], образуемые шумом с участием голоса. К шумным глухим согласным относятся: [п], [п'], [ф], [ф'], [к], [к'], [т], [т'], [с], [с'], [ш], ['], [х], [х'], [ц], [ч], образуемые только при помощи одного шума, без участия голоса.
Место образования шума. В зависимости от того, какой активный орган речи (нижняя губа или язык) доминирует при образовании звука, согласные делятся на губные и язычные. Если учитывать пассивный орган, по отношению к которому артикулирует губа или язык, согласные могут быть губно-губными [б], [п] [м] и губно-зубными [в], [ф]. Язычные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [ж], [р]; среднеязычные - средненёбными [j]; заднеязычные - задненёбными [г], [к], [х].
Способы образования шума. В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на смычные [б], [п], [д], [т], [г], [к], щелевые [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], аффрикаты [ц], [ч], смычно-проходные: носовые [н], [м], боковые, или ротовые, [л] и дрожащие (вибранты) [р].
11.Гласные звуки и их классификация
Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса - музыкального тона и отсутствием шума.
Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных: 1) степень подъема языка, 2) место подъема языка и 3) участие или неучастие губ. Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.
По степени вертикального
подъема языка различаются
Гаплология (от греч. haplóos — одиночный, простой и... логия), выпадение одного из двух идущих друг за другом одинаковых (или сходных) слогов. Например, суффикс -оват-, присоединяясь к основе розов-, даёт прилагательное "розоватый" вместо ожидаемого "розововатый".
15. Функциональный аспект изучения звуков речи. Фонема. Фонология.
Фонология - раздел языкознания, изучающий звуковые единицы языка - фонемы. Фонемы - это неделимые далее звуковые единицы языка, которые служат для построения словоформ и для различения их звуковых видов. Так, в словоформе мак можно выделить три звуковые единицы языка м/а/к, каждая из которых выполняет различительную функцию в языке. Это значит, что любая звуковая единица языка в данной словоформе может противопоставляться звуковым единицам языка в других словоформах. Звуковые виды данных словоформ будут отличаться друг от друга только тем, что в одной из них находится одна звуковая единица языка, а в другой - другая, ей противопоставленная. Таковы, например, следующие ряды словоформ, каждая из которых отличается от любой другой только одной звуковой единицей языка - фонемой: |м|ак - |р|ак - |т|ак - |б|ак - |в|АК (аббрев.); м|а|к - м|о|к (от мокнуть) - м|у|к (от мука); ма|к| - Ма|р| (от Мара, собств.) - ма|м| (от мама) - ма|л|.
Фоне́ма (др.-греч. φώνημα — «звук») — минимальная единица звукового строя языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов). Фонема — объект изучения фонологии. Это понятие играет важную роль при решении таких практических задач, как разработка алфавитов, принципов орфографии и т. п.
Из трех основных аспектов
фонетики – артикуляционного (артикуляторного),
акустического (физического) и функционального
(лингвистического) функциональный аспект
является ведущим, основополагающим, поскольку
он изучает структурные и
16.Фонетическое членение речи. Сегментные единицы. Слог. Фонетическое слово. Проклитики, энклитики. Синтагма. Фраза.
Речь как линейная последовательность звуков включает следующие единицы:
а) фразу – наиболее крупную единицу, объединенную в целое интонацией; отделяется от других фраз большими паузами;
б) такт – часть фразы; один или несколько слогов, объединенных ударением; отделяются от других тактов малыми паузами;
в) слог – часть такта; один или несколько звуков, объединенных слогообразующим звуком; отделяется от других слогов слогоразделами;
г) звук – часть слога,
объединенная одной артикуляцией (экскурсией,
выдержкой и рекурсией); отделяется
переходом от рекурсии предыдущего
звука к экскурсии
СЛОГ - звук или сочетание звуков, объединенных волной сонорности, то есть степенью звучности (гласности). Это основано на специфике работы нашего речевого аппарата, согласно которой дыхание связано с работой голосовых связок, а их максимальная напряженность и есть сонорность. Как правило, слогообразующий звук - гласный, но если по каким-то причинам гласного нет в данной ритмической группировке звуков, его роль может взять на себя сонорный (р, л, м, н) и даже шумный: Ш-Ш... ТС-С-С... И наоборот, гласный может утрачивать свою «слоговость» - в дифтонгах: АУ, ОЙ (КОЙКА).
ФОНЕТИЧЕСКОЕ СЛОВО - слог
или группа слогов, объединенных вокруг
одного ударения и разграниченные особыми
«пограничными» единицами - ДИЭРЕМАМИ.
Кажется, что фонетическое слово
выпадает из ряда суперсегментных единиц,
поскольку характеризуется
РЕЧЕВОЙ ТАКТ или СИНТАГМА
- группа фонетических слов (или одно
фонетическое слово), объединенные интонацией
«не конца предложения»: И ТЫ,
ЗВЕЗДА, СИМВОЛ СВОБОДЫ... Надо заметить,
что фонетическое членение на речевые
такты не совсем безразлично к
смыслу - оно соответствует
Энклитики и проклитики
Важно знать правила энклизы и проклизы. Например, в предложении: Ч'истое н"ебо | и 'яркое с"олнце | д'ымом пож'аров закр"ыть не дад'"им, недопустимы ударения на и, не. Поэтому необходимо произносить служебные слова вместе со знаменательными (как одно фонетическое слово); при этом предлоги и союзы, а также некоторые препозитивные частицы выступают как проклитики, т.е. предударные слоги, а некоторые постпозитивные частицы и местоимения - как энклитики (заударные слоги).
17. Ударение, интонация.
Интона́ция (лат. intonō «громко произношу») — совокупность просодических характеристик предложения[1]: тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации[2][3]. Вместе с ударением образует просодическую систему языка[4]. В отличие от сегментных фонетических единиц (фонем) и дифференциальных признаков, не имеющих собственного плана содержания, все интонационные единицы двусторонни, иначе говоря являются знаками, выражают тот или иной смысл.
Различаются два типа интонационных средств (интонем)[2]:
фразовые акценты — размещаются преимущественно на ударных слогах слов; основной их признак — перелом тона. Выполняют наиболее важные функции интонации: направление движения тона указывает на цель высказывания, или иллокуцию (так, в русском языке показателем общего вопроса служит восходящее движение тона), место фразового акцента — на «фокус» высказывания (более всего интересующий говорящего элемент предложения: ср. Ваня приехал во вторник? и Ваня приехал во вторник?);
интегральные (неакцентные) характеристики — охватывают группы слов или предложения целиком.
Одни и те же интонационные средства могут использоваться и в составе фразовых акцентов, и в качестве интегральных характеристик интонационной группы (словосочетания, предложения). В предложении интонационные признаки обоих типов образуют разнообразные сочетания. На письме интонация отчасти выражается знаками препинания, членением текста на абзацы, варьированием шрифтов[3], однако спектр значений, доступных интонации, значительно шире, чем у пунктуации.
Ударе́ние — выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи:слога в составе фонетического слова — словесное ударение, слова в составе синтагмы — синтагменное ударение, синтагмы в составе фразы — фразовое ударение, какого-либо слова для подчеркивания его особого значения — логическое ударение[1].
Акустические средства: высота звука — тоническое или музыкальное ударение; сила звука — силовое ударение; длительность звучания — количественное ударение; отсутствие редукции — качественное ударение.
18. Происхождение письменности. Этапы развития письма.
Письмо восходит к тем временам, когда человек учился передавать свои мысли и чувства при помощи зримых знаков, понятных не только ему самому, но также и другим людям, более или менее осведомленным о той конкретной системе, в которую входят эти знаки. Первоначально в качестве зримого выражения мыслей человека служили рисунки, причем эта рисуночная форма была в значительной мере независима от речи, выражавшей мысли в слышимой форме. Эта форма письма носит название пиктография, т.е. картинное письмо. Пиктограммы – единицы такого письма – выцарапывались, а затем и рисовались на стенах пещер, на скалах и камнях, на рогах и костях животных, на бересте. Различны и сами начертания пиктограмм, отражая этим разнообразие человеческой жизни. Сообщения в пиктограммах не расчленялись на слова, а передавались как бы целиком. Вот почему с течением времени пиктограмма была заменена более совершенным письмом. Появились новые системы письма с постоянным составом знаков, передающих либо целое слово, либо последовательность звуков, либо отдельный звук. В зависимости от характера передачи знаками элементов речи различаются идеографическое письмо, словесно-слоговое, собственно слоговое (или силлабическое) и буквенно-слоговое (или алфавитное). На начальном своем этапе, пиктограмма, утратив зрительный образ и превратившись в немотивированный знак, была заменена идеограммой. Если пиктограмма изображает предмет, то идеограмма обозначает значение слова. Идеограмма не обязательно должна напоминать о каком-то предмете своим сходством с ним, она является условным знаком значения слова. Для того чтобы отчетливее представить себе сущность идеограммы, можно обратиться к современным цифрам и арифметическим знакам. Эти знаки – весьма совершенные идеограммы. каждый из них ничем не напоминает изображаемый «предмет»: цифра «3» не похожа на реальное количество, изображаемое словом три, знак деления не похож на реальное действие, обозначаемое глаголом делить и т.д. Потребность убыстрения письма и возможность передавать более сложные по содержанию и длинные по размерам тексты привели к схематизации рисунков, к превращению рисунков в условные значки – иероглифы. Иероглифическое письмо удобно тем, что посредством его знаков можно передать и наглядное, и отвлеченное содержание. Здесь уже возникает вопрос алфавита, т.к. для того, чтобы читать и писать, надо знать и иметь в распоряжении известный набор знаков и определенное количество иероглифов.
Информация о работе История отечественной лингвистики в первой половине 20 века