История отечественной лингвистики в первой половине 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 14:31, реферат

Описание работы

Языкознание и семиотика. Так как язык является знаковой системой, то он тесно связан с семиотикой – наукой об общей теории знаков. Семиотика призвана исследовать любые знаковые системы как средства обозначения и передачи значения. Семиотика изучает все знаковые системы: как простейшие типа кодов (телеграфный код, приемы морской и воздушной сигнализации), так и более сложные (сигнализация животных, различные приемы письменности и шифров, знаковая природа географических карт, чертежей, а также пальцевая техника глухонемых) и, наконец, знаковую систему языка.

Файлы: 1 файл

язык.docx

— 61.55 Кб (Скачать файл)

7. Язык и общество. Язык как общественное явление.

Язык – не индивидуальное и не биологическое явление. Человек  не может быть изолирован от общества, индивидуум отражает общественные отношения. Язык тем более связан с обществом, его историей. Общественная природа  языка проявляется, прежде всего, в  его связи с народом – творцом  и носителем данного языка, его  нормы, в частности, литературно-письменной. Наличие общего (общенародного) языка  – высшее проявление социальности языка. Социальность языка проявляется  также в наличии диалектов  – территориальных и социальных. Диалект не образует сам по себе языка, он часть того или иного  языка. Язык общенароден в своей  сущности. Его диалектное и профессиональное варьирование не лишает его общих  свойств. Самостоятельность языка  как общественного явления проявляется  в несовпадении государственного и  языкового объединения людей, деления  людей по религиозному и языковому  признаку. Язык, будучи важнейшим средством  общения и формой национальной культуры, тесно связан с обществом, его  категориями и институтами. Однако особое общественное назначение и особое строение делает язык самостоятельной  общественной категорией.

10.Согласные звуки и  их классификация

Согласные звуки отличаются от гласных наличием шумов, которые  образуются в полости рта при  произнесении.

Согласные различаются:

1) по участию шума и  голоса,

2) по месту образования  шума,

3) по способу образования  шума,

4) по отсутствию или  наличию мягкости.

Участие шума и голоса. По участию шума и голоса согласные  делятся на шумные и сонорные. Сонорными  называются согласные, образуемые при  помощи голоса и незначительного  шума: [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р']. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие. Шумными звонкими согласными являются [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], ['], [з], [з'], [j], [γ], [γ'], [], [], образуемые шумом с участием голоса. К шумным глухим согласным относятся: [п], [п'], [ф], [ф'], [к], [к'], [т], [т'], [с], [с'], [ш], ['], [х], [х'], [ц], [ч], образуемые только при помощи одного шума, без участия голоса.

Место образования шума. В  зависимости от того, какой активный орган речи (нижняя губа или язык) доминирует при образовании звука, согласные делятся на губные и  язычные. Если учитывать пассивный  орган, по отношению к которому артикулирует губа или язык, согласные могут  быть губно-губными [б], [п] [м] и губно-зубными [в], [ф]. Язычные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [ж], [р]; среднеязычные - средненёбными [j]; заднеязычные - задненёбными [г], [к], [х].

Способы образования шума. В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся  на смычные [б], [п], [д], [т], [г], [к], щелевые [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], аффрикаты [ц], [ч], смычно-проходные: носовые [н], [м], боковые, или ротовые, [л] и дрожащие (вибранты) [р].

11.Гласные звуки и их  классификация

Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса - музыкального тона и отсутствием шума.

Существующая классификация  гласных учитывает следующие  условия образования гласных: 1) степень  подъема языка, 2) место подъема  языка и 3) участие или неучастие  губ. Самым существенным из этих условий  является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит  качество гласного.

По степени вертикального  подъема языка различаются гласные  трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего  подъема [а]. Движение языка по горизонтали  приводит к образованию гласных  трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о]. Участие или неучастие губ  в образовании гласных является основой для деления гласных  на лабиализованные (сгубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].

Гаплология (от греч. haplóos — одиночный, простой и... логия), выпадение одного из двух идущих друг за другом одинаковых (или сходных) слогов. Например, суффикс -оват-, присоединяясь к основе розов-, даёт прилагательное "розоватый" вместо ожидаемого "розововатый".

15. Функциональный аспект изучения звуков речи. Фонема. Фонология.

Фонология - раздел языкознания, изучающий звуковые единицы языка - фонемы. Фонемы - это неделимые далее  звуковые единицы языка, которые  служат для построения словоформ  и для различения их звуковых видов. Так, в словоформе мак можно выделить три звуковые единицы языка м/а/к, каждая из которых выполняет различительную функцию в языке. Это значит, что любая звуковая единица языка в данной словоформе может противопоставляться звуковым единицам языка в других словоформах. Звуковые виды данных словоформ будут отличаться друг от друга только тем, что в одной из них находится одна звуковая единица языка, а в другой - другая, ей противопоставленная. Таковы, например, следующие ряды словоформ, каждая из которых отличается от любой другой только одной звуковой единицей языка - фонемой: |м|ак - |р|ак - |т|ак - |б|ак - |в|АК (аббрев.); м|а|к - м|о|к (от мокнуть) - м|у|к (от мука); ма|к| - Ма|р| (от Мара, собств.) - ма|м| (от мама) - ма|л|.

Фоне́ма (др.-греч. φώνημα — «звук») — минимальная единица звукового строя языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов). Фонема — объект изучения фонологии. Это понятие играет важную роль при решении таких практических задач, как разработка алфавитов, принципов орфографии и т. п.

Из трех основных аспектов фонетики – артикуляционного (артикуляторного), акустического (физического) и функционального (лингвистического) функциональный аспект является ведущим, основополагающим, поскольку  он изучает структурные и функциональные закономерности звукового строя  языка. Отсутствие ориентации на функцию  звуков речи у акустического и  артикуляционного аспектов фонетики и  наличие такой ориентации у лингвистического ее аспекта дают основание для  подразделения фонетики на собственно фонетику и фонологию. Фонология  на правах функциональной фонетики входит в состав микролингвистики наряду с  такими дисциплинами, как морфология, лексикология, синтаксис и др. Функциональная фонетика, или фонология, изучает функции, которые звуки речи выполняют в составе звучаний, образующих материальную, воспринимаемую сторону значащих единиц языка: морфем, слов и их форм. Таким образом, между терминами фонетика и фонология нельзя ставить знак равенства: фонология - это лишь часть фонетик

16.Фонетическое членение  речи. Сегментные единицы. Слог. Фонетическое  слово. Проклитики, энклитики. Синтагма. Фраза. 

Речь как линейная последовательность звуков включает следующие единицы:

а) фразу – наиболее крупную  единицу, объединенную в целое интонацией; отделяется от других фраз большими паузами;

б) такт – часть фразы; один или несколько слогов, объединенных ударением; отделяются от других тактов малыми паузами;

в) слог – часть такта; один или несколько звуков, объединенных слогообразующим звуком; отделяется от других слогов слогоразделами;

г) звук – часть слога, объединенная одной артикуляцией (экскурсией, выдержкой и рекурсией); отделяется переходом от рекурсии предыдущего  звука к экскурсии последующего.

СЛОГ - звук или сочетание  звуков, объединенных волной сонорности, то есть степенью звучности (гласности). Это основано на специфике работы нашего речевого аппарата, согласно которой дыхание связано с работой голосовых связок, а их максимальная напряженность и есть сонорность. Как правило, слогообразующий звук - гласный, но если по каким-то причинам гласного нет в данной ритмической группировке звуков, его роль может взять на себя сонорный (р, л, м, н) и даже шумный: Ш-Ш... ТС-С-С... И наоборот, гласный может утрачивать свою «слоговость» - в дифтонгах: АУ, ОЙ (КОЙКА).

ФОНЕТИЧЕСКОЕ СЛОВО - слог или группа слогов, объединенных вокруг одного ударения и разграниченные особыми  «пограничными» единицами - ДИЭРЕМАМИ. Кажется, что фонетическое слово  выпадает из ряда суперсегментных единиц, поскольку характеризуется значимостью. Но это не так - для фонетики безразличны  границы «реального» слова - они  могут совпадать с фонетическим и не совпадать. Например, реально одно слово ДИВАН-КРОВАТЬ, характеризуясь двумя ударениями, «распадается» на два фонетических слова; напротив, НА БЕРЕГУ (два реальных слова) является одним фонетическим. Явление переноса ударения с одного слова на другое «вперед» называется ПРОКЛИТИКА (НА-СНЕГУ), а «назад» - ЭНКЛИТИКА (ЧТО ЖЕ). От явления энклитики и проклитики следует отличать такие фонетические слова, которые образуются с помощью неслогообразующих предлогов К, С, В: в них нет гласных, следовательно, нет и переноса ударения (поэтому в транскрипции будет НА-СНЕГУ, но просто - СГОРЫ). М.В. Панов выделяет особую «пограничную» единицу, сигнализирующую о границе слов - ДИЭРЕМУ. Например [НЕС ТЕБЕ] - твердый С перед мягким Т невозможен в середине слова ср. ВЕС’ТЬ; или ВОЗДАМ в середине слова, но ВО[С] ДАМ - в конце самостоятельного. В транскрипции фонетические слова разделяются пробелами - без передачи прописных букв, кавычек и иных знаков препинания.

РЕЧЕВОЙ ТАКТ или СИНТАГМА - группа фонетических слов (или одно фонетическое слово), объединенные интонацией «не конца предложения»: И ТЫ, ЗВЕЗДА, СИМВОЛ СВОБОДЫ... Надо заметить, что фонетическое членение на речевые  такты не совсем безразлично к  смыслу - оно соответствует синтаксическому  членению, что на письме регулируется знаками препинания. Но опять - это  не обязательно: так, длительные периоды  однородных членов, причастные обороты  в препозиции, ряд предложно-падежных распространенных обстоятельств или  определений хотя и не маркируются  знаками препинания, но имеют паузу  «не конца предложения». Все же - перед нами именно ритмическая  организация речи, а не строго синтаксическая. В транскрипции она обозначается одной косой чертой - ФРАЗА - группа речевых тактов (один речевой такт или даже фонетическое слово), интонационно оформленная как «конец высказывания». В наибольшей степени из всех суперсегментных  единиц имеет отношение к синтаксическому  членению речи (к семантике предложения) - на письме ей почти всегда соответствует  знак конца предложения - ., ?, !, ... Правда, иногда ей соответствует и точка с запятой, а также двоеточие как граница прямой речи и речи автора. В транскрипции обозначается двойной косой чертой - //.

Энклитики и проклитики

Важно знать правила энклизы и проклизы. Например, в предложении: Ч'истое н"ебо | и 'яркое с"олнце | д'ымом пож'аров закр"ыть не дад'"им, недопустимы ударения на и, не. Поэтому необходимо произносить служебные слова вместе со знаменательными (как одно фонетическое слово); при этом предлоги и союзы, а также некоторые препозитивные частицы выступают как проклитики, т.е. предударные слоги, а некоторые постпозитивные частицы и местоимения - как энклитики (заударные слоги).

17. Ударение, интонация.

Интона́ция (лат. intonō «громко произношу») — совокупность просодических характеристик предложения[1]: тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации[2][3]. Вместе с ударением образует просодическую систему языка[4]. В отличие от сегментных фонетических единиц (фонем) и дифференциальных признаков, не имеющих собственного плана содержания, все интонационные единицы двусторонни, иначе говоря являются знаками, выражают тот или иной смысл.

Различаются два типа интонационных  средств (интонем)[2]:

фразовые акценты —  размещаются преимущественно на ударных слогах слов; основной их признак  — перелом тона. Выполняют наиболее важные функции интонации: направление  движения тона указывает на цель высказывания, или иллокуцию (так, в русском языке показателем общего вопроса служит восходящее движение тона), место фразового акцента — на «фокус» высказывания (более всего интересующий говорящего элемент предложения: ср. Ваня приехал во вторник? и Ваня приехал во вторник?);

интегральные (неакцентные) характеристики — охватывают группы слов или предложения целиком.

Одни и те же интонационные  средства могут использоваться и  в составе фразовых акцентов, и  в качестве интегральных характеристик  интонационной группы (словосочетания, предложения). В предложении интонационные  признаки обоих типов образуют разнообразные  сочетания. На письме интонация отчасти  выражается знаками препинания, членением  текста на абзацы, варьированием шрифтов[3], однако спектр значений, доступных  интонации, значительно шире, чем  у пунктуации.

Ударе́ние — выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи:слога в составе фонетического слова — словесное ударение, слова в составе синтагмы — синтагменное ударение, синтагмы в составе фразы — фразовое ударение, какого-либо слова для подчеркивания его особого значения — логическое ударение[1].

Акустические средства: высота звука — тоническое или музыкальное  ударение; сила звука — силовое  ударение; длительность звучания —  количественное ударение; отсутствие редукции — качественное ударение.

 

18. Происхождение письменности. Этапы развития письма.

Письмо восходит к тем  временам, когда человек учился передавать свои мысли и чувства при помощи зримых знаков, понятных не только ему  самому, но также и другим людям, более или менее осведомленным  о той конкретной системе, в которую  входят эти знаки. Первоначально  в качестве зримого выражения  мыслей человека служили рисунки, причем эта рисуночная форма была в значительной мере независима от речи, выражавшей мысли в слышимой форме. Эта форма письма носит название пиктография, т.е. картинное письмо. Пиктограммы – единицы такого письма – выцарапывались, а затем и рисовались на стенах пещер, на скалах и камнях, на рогах и костях животных, на бересте. Различны и сами начертания пиктограмм, отражая этим разнообразие человеческой жизни. Сообщения в пиктограммах не расчленялись на слова, а передавались как бы целиком. Вот почему с течением времени пиктограмма была заменена более совершенным письмом. Появились новые системы письма с постоянным составом знаков, передающих либо целое слово, либо последовательность звуков, либо отдельный звук. В зависимости от характера передачи знаками элементов речи различаются идеографическое письмо, словесно-слоговое, собственно слоговое (или силлабическое) и буквенно-слоговое (или алфавитное). На начальном своем этапе, пиктограмма, утратив зрительный образ и превратившись в немотивированный знак, была заменена идеограммой. Если пиктограмма изображает предмет, то идеограмма обозначает значение слова. Идеограмма не обязательно должна напоминать о каком-то предмете своим сходством с ним, она является условным знаком значения слова. Для того чтобы отчетливее представить себе сущность идеограммы, можно обратиться к современным цифрам и арифметическим знакам. Эти знаки – весьма совершенные идеограммы. каждый из них ничем не напоминает изображаемый «предмет»: цифра «3» не похожа на реальное количество, изображаемое словом три, знак деления не похож на реальное действие, обозначаемое глаголом делить и т.д. Потребность убыстрения письма и возможность передавать более сложные по содержанию и длинные по размерам тексты привели к схематизации рисунков, к превращению рисунков в условные значки – иероглифы. Иероглифическое письмо удобно тем, что посредством его знаков можно передать и наглядное, и отвлеченное содержание. Здесь уже возникает вопрос алфавита, т.к. для того, чтобы читать и писать, надо знать и иметь в распоряжении известный набор знаков и определенное количество иероглифов.

Информация о работе История отечественной лингвистики в первой половине 20 века