Экспериментальная фонетика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 04:20, курсовая работа

Описание работы

История научного исследования языка представляет собой сложней-ший процесс разнонаправленных исследований. Если в основу их систематизации положить принцип конечной цели, то мы обнаружим, что в языкознании всегда существовали три глобальных исследовательских направления: теоретическое, описательное и прикладное. Все три приводят к получению знаний об одном и том же объекте, но создаваемые при этом модели имеют различный статус. Теоретическое моделирование направлено на объяснение языковых систем и процессов, описательное — на их конкретное описание, прикладное — на их совершенствование. Указанные направления получают всё более определенное развитие в современной лингвистике. Жизнь требует углублять процесс соединения фундаментальных исследований с прикладными. Вторые при этом оказывают влияние на первые путем постановки новых актуальных проблем.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Прикладная лингвистика………………………………………......5
1.1. Понимание термина «прикладная лингвистика»…………………....5
1.2. Задачи прикладной лингвистики……………………………………..5
1.3. Основные разделы и направления прикладной лингвистики……...7
1.4. Перспективы развития прикладной лингвистики………………….20
Глава 2. Экспериментальная фонетика……………………………………22
2.1. Понимание термина «экспериментальная фонетика»……………..22
2.2. Методологии экспериментальной фонетики……………………….23
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованных источников………………………………………35

Файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Особым видоизменением рентгеновского аппарата является томограф. Томограф отличается тем, что он производит съемку не насквозь, а на заданной глубине. На обыкновенном рентгеновском снимке видно изображение всех органов, лежащих на пути прохождения рентгеновского луча, на томограмме же получается изображение только тех органов, которые расположены на определенной глубине [Зиндер 1960]. Трудности статической рентгенографии связаны с тем, что испытуемому надо точно синхронизировать момент произнесения нужного звука с нажатием кнопки. Но даже и при достижении этого не всегда ясно, какую фазу артикуляции схватил моментальный снимок: экскурсию, выдержку или рекурсию. Поэтому рентгеносъемка мгновенных согласных (взрывные, аффрикаты) всегда сложнее, чем съемка длительных согласных и гласных. Наиболее совершенным методом в области прямо визуального фиксирования артикуляций является метод рентгенокиносъемки, для чего требуется соединение рентгеновской установки и киносъемочного аппарата; необходима также синхронизированная звукозапись на магнитофон, чтобы при просмотре можно было одновременно и слушать и соотносить зафиксированные на пленке движения со слышимыми звукам.

В. Методы, дающие косвенные визуальные данные звучания речи: Имеющиеся здесь в виду методы дают в результате не прямые отражения, а визуальные схемы звучания либо со стороны артикуляционной, либо со стороны акустической. Таких методов очень много, все они связаны с той или иной высокой техникой, главным образом электротехникой, и требуют сложной аппаратуры.

Кимографическая методика - эта методика состоит в непосредственной фиксации на движущейся закопченной бумажной ленте, обтягивающей вращающийся барабан или растянутой между двумя вращающимися барабанами, артикуляционных движений гортани, рта и носа посредством закрепленных перпендикулярно к движущейся закопченной ленте писчиков [Потапова 2006]. Одна линия на ленте соответствует работе носового резонатора, для чего в ноздри испытуемого вставляют особые капсулы, соединенные резиновой трубкой с мареевским барабанчиком; эта линия отмечает только включение и выключение носового резонатора: в первом случае – волнистая линия, во втором – прямая, и степень назализации. Другая линия, самая богатая и разнообразная в своих изгибах, отмечает работу полости рта; для этого испытуемый приближает к своим губам амбушюр – раструб, соединенный резиновой трубкой с мареевским барабанчиком. Эта линия показывает смыкание и размыкание ротовых органов речи, их сужение и вообще все течение артикуляции, связанное со способом образования звука речи. Третья линия отмечает работу гортани (дрожание голосовых связок при голосе и интенсивность дрожания) или же включение и выключение гортани (ровная линия); для этого к правому или левому боку щитовидного хряща (кадыка) испытуемого привязывают особый прибор ларингофон, который передает мареевскому барабанчику колебательные движения голосовых связок (применявшиеся ранее разного типа капсулы дают более грубый эффект). Под нижней линией кимограф дает еще линию отсчета времени в виде регулярной волнистой черты, позволяющей любые отрезки на других рабочих линиях определять в долях секунды. Изложенная методика мало дает для акустической характеристики звуков речи, но отчетливо разлагает артикуляцию речевого аппарата на носовую, ротовую и гортанную; сопоставляя все три линии, нетрудно установить, какой отрезок соответствует какому произнесенному звуку и даже какой его фазе.

Осциллографическая методика - эта методика позволяет превратить, через микрофон и усилитель, колебательные движения воздушной струи в электрические колебания, которые в дальнейшем передаются через магнитофон, сохраняющий на ленте произведенное звучание, в осциллограф или компьютер, снабженный специальным преобразователем звукового сигнала в цифровую форму, а также фонетической программой, которая позволяет представить оцифрованный сигнал в виде зигзагообразной линии – осциллограммы.

Спектрографическая методика - при этой методике, так же как и при осциллографической, путем превращения колебаний воздушной волны в электрические колебания через микрофон (магнитофон можно и должно включать параллельно) даются колебания через фильтры спектрόграфа или компьютер со звуковым преобразователем и специальной программой, позволяющей представить спектральную картину речевых звуков [Потапова 2006].

Г. Компьютерные программы: В связи с тем, что многие аспекты речепроизводства и слушания недоступны человеческому уху и зрению, исследования в этих направлениях осуществляются при помощи инструментов или компьютерных программ. К ним относятся такие компьютерные программы, как Praat, WinCecil, Speech Аnalyzer и т.д.

Компьютерная система анализа речи Speech Analyzer (Ver. 3.0.1, 2007, SIL International,) отражает звучащую речь при помощи осциллограммы, которая передает структуру слога, паузацию и другие факторы. Также программа Speech Analyzer отражает звучащую речь при помощи тонограммы, которая показывает изменение частоты тона в герцах и которая позволяет наблюдать за изменениями движений тона. Speech Analyzer является свободным и профессиональным инструментом, который показывает различные графические изображения речи и звукозаписей. Это позволяет выполнять фонетический анализ записей человеческого голоса (полный со спектрограммами, спектральным анализом, и т.д.), и этнологические изучения звукозаписей. Фонетические графики дают точное воспроизведение на экране дисплея высоты и интенсивность речи или любой из ее компонентов (предложения, слова, фонемы, и т.д.). Одновременно, можно более внимательно исследовать компоненты речи в спектрограмме и спектре с индикациями относительно его трех формант (F1 к F3). Они позволяют идентифицировать гласные звуки легко и точно. С помощью компьютерной программы Speech Analyser можно измерять следующие параметры: количество слов в минуту, количество ударных слов в речевом отрезке, длительность фонационного отрезка, количество слогов в секунду, средняя длительность слога, средняя длительность ударного слога, средняя длительность безударного слога, соотношение длительности ударных и безударных слогов, длительность паузального цикла, частота различных видов пауз и соотношение фонации и паузации. Для акустического анализа измеряются такие параметры, как максимальный и минимальный уровни частоты основного тона (ЧОТ) и максимальный частотный диапазон каждого фонационного отрезка, так как именно эти параметры служат выделению ключевых слов.

Компьютерная программа Praat (Ver. 5.1.25, 2009), разработанная Paul Boersma и David Weenink в Институте фонетических исследований Амстердама, Нидерланды (Institute of Phonetic Sciences, University of Amsterdam, The Netherlands), предназначена для анализа, измерения, модифицирования и обработки речевого сигнала, она дает возможность измерять фонетические характеристики любого языка. Программа Praat была специально разработана, чтобы помочь фонетистам в проведении анализа, синтеза и обработки речи. С помощью этого инструмента можно анализировать и синтезировать высоту тона, формат и интенсивность речи, а также изменить её характер и тон. Программу можно использовать во время экспериментов с прослушиванием речи, таких, как тесты на идентификацию и выявление отличий. Программа также включает в себя математические и фонетические символы и генерирует файлы формата EPS (Encapsulated PostScript- язык описания страниц, в основном используемый в настольных издательских системах, c рядом расширений, позволяющих использовать этот формат как графический), что делает её подходящей для написания докторских диссертаций и статей.  

Главные возможности  программы:

- анализ речи: спектральный  анализ, анализ высоты звука, формантный  анализ, анализ интенсивности, дрожание, прерывание;

- синтез речи по  данным высоты, форманты, интенсивности,  синтез артикуляции;

- работы с распознавание  речи;

- маркировка и сегментация,  для обозначения  интервалов  на нескольких уровнях звука;

- обработка речи с  применением различных фильтров;

- работа по готовым  алгоритмам;

- создание графиков  высокого качества для статей и докладов;

- встроенный язык программирования, с возможностью взаимодействия с другими приложениями. 

На сегодняшний день Praat является самой используемой программой для анализа и обработки речевого сигнала.

Редактор WinCecil (Ver.2.2, 2005) был разработан сотрудниками летнего лингвистического института (Summer Linguistic Institute) специально для анализа “малых” языков. Эта программа позволяет получить комплекс сегментных и супрасегментных характеристик звуковых единиц различной протяженности (от отдельных звуков речи до целого дискурса) в виде осциллограмм, спектрограмм, интонограмм, графиков интенсивности. Программа WinCecil позволяет записывать звуковые файлы в среде Windows, а также прослушивать записанные звуковые сигналы и получать для них изображение звуковой волны, мгновенную и динамическую спектрограмму, огибающую интенсивности и график изменения частоты основного тона (ЧОТ). Программа WinCecil позволяет работать одновременно с двумя разными звуковыми файлами.

GoldWave (Ver. 5.67, 2008, GoldWave Inc, Canada)- звуковой редактор, предназначенный для проигрывания, редактирования, смешивания и анализа звуковых файлов. Эта программа предназначена в первую очередь для создания высококачественных звуковых файлов, но ее с успехом можно использовать и для исследования речи. Программа снабжена фильтрами (верхних и нижних частот, а также полосовыми частотными фильтрами). В ней имеется анализатор спектра, который можно использовать для исследования речи. Спектр позволяет проследить изменение содержания в звуках речи тех или иных частотных компонентов, т.е. он изменяется со временем. При этом по горизонтальной оси спектрограммы откладывается время, а по вертикальной — частота сигнала. Что же касается интенсивности, то она обозначается цветом. Частота, имеющая малую интенсивность, отображается черным цветом, затем следуют цвета пурпурный, голубой, циан, зеленый, желтый и красный. Красный цвет соответствует максимальной интенсивности. К сожалению, спектральные графики, создаваемые программой GoldWave, позволяют получить только качественную, а не количественную характеристику спектра. Пользуясь редактором, можно также комбинировать отдельные звуки речи, формируя таким способом синтезированную речь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной курсовой работе была рассмотрена тема «Прикладная лингвистика: основы, методы, перспективы развития». Поставленная цель была достигнута, с помощью поэтапного решения сформулированных задач. Прикладные сферы языкознания издавна отличались широким разнообразием. Наиболее древние из них — письмо (графика), методика обучения родному и неродному языкам, лексикография. В дальнейшем появились перевод, дешифровка, орфография, транслитерация, разработка терминологии.

С вступлением  общества в век компьютерных технологий появилась возможность более эффективной обработки, анализа и представления информации. Это позволило эффективно хранить и обрабатывать большие потоки информации, анализировать речевой поток. Сегодня использование информационных технологий  значительно увеличивает эффективность функционирования любой сферы человеческой деятельности. Лингвистика не является исключением. Прикладная лингвистика - одно из важнейших направлений развития лингвистики теоретической. Она является приложением традиционных лингвистических задач на практике.

Современная прикладная лингвистика столь же многообразна, как и области практической деятельности человека. Если выбирать ключевые слова, характеризующие новейшие области практической жизни человечества, то это, конечно, будут термины «компьютерные технологии», «коммуникация», «общество». Пример объединения этих концептов — Интернет, ставший зримым проявлением новой информационной среды XXI века. Гипертекстовые технологии, непосредственно связанные с эксплуатацией и развитием Интернета, претендуют на то, чтобы стать важнейшей сферой деятельности лингвистов. К сожалению, степень освоения гипертекста лингвистами-практиками невелика; гипертекст далеко не всегда воспринимается как естественное продолжение деятельности лингвистов по изучению принципов организации и понимания обычного текста. Между тем успешная разработка программ-оболочек гипертекста, организация удобного, эргономичного интерфейса с пользователем невозможна без привлечения фундаментальных знаний о языковой системе.

С компьютерными  технологиями связана и другая бурно  развивающаяся проблематика, имеющая существенный лингвистический потенциал — компьютерный дизайн текста и его компонентов, в том числе шрифта. Имеющееся программное обеспечение позволяет выводить на монитор компьютера всю полосу печатного текста книги, журнала, газеты, рекламного буклета и компоновать текст и изобразительные элементы оригинал-макета в единое целое.

Актуальность  прикладной лингвистики неоспорима. Лингвистические методы используются в криминалистике при производстве судебных автороведческих экспертиз (при изучении письменных текстов, выполненных анонимно, или когда их авторство спорно), а также фоноскопических экспертиз в качестве составной части комплексных методик идентификации и диагностики личностных свойств говорящего по фонограммам речи. Важное применение лингвистика находит также в логопедии, речевой дефектологии и лечении болезней, вызванных повреждением речевых функций. Лингвистические знания применяются в процессе преподавания, при создании электронных словарей, в голосовых запретах для защиты информации и т.д.

Разумеется, появляющиеся новые области никак не отменяют уже существующие. Продолжается повышение интереса к системам машинного перевода, не стоит на месте современная лексикография, привлекающая компьютерные способы обработки и хранения языковых данных. Создаются автоматические словари для различных типов пользователей. Активные исследования в практической социологии стимулируют развитие социолингвистики.

 

 

 

Список  использованных источников

  1. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. - М., – 1966. С. 78-112.
  2. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике: Учебное пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – С. 16-55.
  3. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. – М., 2001.
  4. Баранов А. Н.  Речевое воздействие и аргументация // Рекламный текст. Семиотика и лингвистика. – М., 2000. – С. 109-163.
  5. Бархударов Л.С. Язык и перевод. – М., 1975. – 8 с.
  6. Белоногов Г.Г., Калинин Ю.П., Хорошилов А.А. Компьютерная лингвистика и перспективные информационные технологии. – М., 2004. – С. 30-43.
  7. Венцов А.В., Касевич В.Б. Проблемы восприятия речи. –СПб., 2007. – С.3-7.
  8. Герд А. С. Предмет и основные направления прикладной лингвистики // Прикладное языкознание. –СПб., 1996. – С. 5-14.
  9. Городецкий Б.Ю.  Компьютерная лингвистика: моделирование языкового общения // Новое в зарубежной лингвистике. - М., 1989. - Вып. 24. – С. 5-31.
  10. Гринев-Гриневич С.В. Введение в терминографию: Как просто и легко составить словарь: Учебное пособие. Изд. 3-е, доп. – М.: Книжный дом «Либроком», 2009. – 6 с.
  11. Захаров В.П. Корпусная лингвистика: Учебно-метод. пособие. – СПб., 2005. – С.3-5.
  12. Звегинцев В.А. Теоретическая и прикладная лингвистика. –М., 2005. – С. 22-35.
  13. Златоустова Л. В., Потапова Р. К., Потапов В. В., Трунин-Донской В. Н. Общая и прикладная фонетика. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во МГУ, 2007.
  14. Зубкова Т.И. Психолингвистика // Прикладное языкознание. –СПб., 1996. – С.245-267.
  15. Зубов А.В., Зубова И.И. Информационные технологии в лингвистике: Учебное пособие для студ. лингв. фак-ов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  16. Иванова В. Ф. Орфография // Прикладное языкознание. – СПб., 1996. – С. 25-33.
  17. Кибрик А. Е. Прикладная лингвистика // Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. – М., 1992. – С. 261-262.
  18. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. – М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. – С.87-91, 96-100.
  19. Марчук Ю.Н. Основы компьютерной лингвистики: Учебное пособие. - М., 1999. - 225 с.
  20. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 12.: Прикладная лингвистика. – М.: Радуга, 1983. - 461 с.
  21. Панков И.П., Захаров В.П.  Информационно-поисковые системы // Прикладное языкознание. – СПб., 1996. – С. 334-359.
  22. Пешё М. Контент-анализ и теория дискурса // Квадратура смысла. – М., 1999. С. 302-336.
  23. Потапова Р. К. Новые информационные технологии и лингвистика. – М.: МГЛУ, 2006.
  24. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М.,1996; [электронный ресурс] http://bugabooks.com/book/36-vvedenie-v-yazykovedenie/48--42-metody-i-priemy-yeksperimentalnoj-fonetiki.html [дата обращения 2012].
  25. Слокум Дж. Обзор разработок по машинному переводу: история вопроса, современное состояние и перспективы развития // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIV. Компьютерная лингвистика. – М., 1989. С. 357-408.
  26. Фонд Знаний Ломоносов/ Энциклопедия  [электронный ресурс] http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:01206:article [дата обращения 2012].
  27. Швейцер А. Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы. – М., 1976. – С. 69-86, 114-145.
  28. Щерба Л. В.   Опыт общей теории лексикографии // Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. –  М., 1974. –  С. 265-304.
  29. D.Biber, S. Conrad, R. Reppen Corpus Linguistics: Investigating language structure and use. - Cambridge University Press, 2005.

Информация о работе Экспериментальная фонетика