Лекции по "Русскому языку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 14:53, курс лекций

Описание работы

Окказионализм - это случайное словечко, индивидуальный неологизм.
Их создают по законам словообразования языка ради выразительности или языковой игры. Как правило - в устной речи. Дети выдают их просто на каждом шагу!
По латыни occasionalis - случайный, от casus - казус, случай.

Файлы: 1 файл

Окказионализм.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Окказионализм - это случайное словечко, индивидуальный неологизм.

Их создают по законам словообразования языка ради выразительности или  языковой игры. Как правило - в устной речи. Дети выдают их просто на каждом шагу! 
По латыни occasionalis - случайный, от casus - казус, случай. 
Примеры: крупноболотье (создано по той же модели, что и мелколесье), чипсонос (по модели водовоз) и т.д. 
Нередко такие словечки, родившиеся в языковой игре, надолго задерживаются в речи человека, пары, семьи или компании.

Часто такие слова создают, поскольку не могут или ленятся их выговорить. Например, малыши или иностранцы:

тырнет - Интернет 
кангангашик - карандашик 
кагакань - таракан, 
кафанахт - космонавт 
тититёк - червячок 
тлютля - клюква 
шповчик - шовчик 
дырдочка - дырочка 
гно - дно 
гуматический - гомеопатический 
чипиросы - папиросы, сигареты 
тухли, тапли, чапли - туфли, тапки 
рибзак - рюкзак 
урвинь - уровень 
блокмот - блокнот 
бУдя-Утя - доброе утро 
люлЮшка - черепаха 
таваЯся - бегемот 
дрндочка - лавочка 
чапить - чай пить (по той же модели позже родился глагол компОпить) 
водка-марсианка - водоэмульсионка 
и т.п.

С переосмыслением при создании окказионализмов играют и дети, и  взрослые:

одинногий (дядя) - в отличие от "однАногая  тётя" (это тётя - одна, а дядя - один) 
окаменевшесть - окаменелость 
рукамиводитель - руководитель 
тухлодыр - пустозвон 
череповато - чревато 
заслушанный - заслуженный 
0Hz (ноль герц) - охэзэ - не знаю 
шак - шайссе и фак - нем. scheisse (говно) и англ. fuck - ругательство 
ерботрах - ругательство 
агдоба - 1. гном 2. А кто бы мог подумать! 3. ругательство 
усякнуть, оникнуть - устать, сникнуть 
спёрнуть - спереть 
прихапошничать - присвоить внаглую 
губерматерь - губернатор и матерь (мать) - так питерцы называют Матвиенко 
и т.п.

А уж если вдруг возникает нечто, у чего до сих пор не было названия, приходится придумывать и для него новое слово:

египО - любой предмет, напоминающий о Египте (пирамидах, фараонах, мумиях и т.п.)

А бывает, сперва придумалось слово, а потом ему находится смысл:

дрындл - пожилое механическое существо

Интернет просто кишит подобными  перлами: упячка, креведко, котэ, превед, медвед и т.п.

В общем, таких слов вокруг - просто море.

Редким окказионализмам удаётся  выбиться в неологизмы, если их возьмёт  в оборот, например, целое поколение. А уж чтобы неологизм прижился и стал полноправным словом, понятным и привычным для всех, ему надо прожить в речи народа изрядное количество лет.

) В теории  окказиональности принято выделять  следующие типы окказионализмов:

1. Фонетические окказионализмы рождаются в том случае, когда автор предлагает в качестве новообразования какой-либо звуковой комплекс, считая, что этот комплекс передает, содержит некую семантику, обусловленную фонетическими значениями звуков, его составляющих. Классические примеры фонетических окказионализмов находим в экспериментальном стихотворении В.Хлебникова:

                   Бобэоби пелись губы,

                   Вээоми пелись взоры,

                   Пиээо пелись брови,

                   Лиэээй - пелся облик,

                   Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

                   Так на холсте каких-то соответствий

                   Вне протяжения жило Лицо.

2. Лексические окказионализмы создаются в большинстве случаев комбинацией различных узуальных основ и аффиксов в соответствии со словообразовательной нормой или в некотором противоречии с ней. Менее частотно образование лексических окказионализмов лексико-синтаксическим и морфолого-синтаксическим способами. При образовании лексических окказионализмов действует исторически сложившийся механизм словопроизводства. Новообразование компонуется из морфем, уже существующих в языке, при этом “...истинно новым ... в слове, которое только что создалось, является скрещение координат, а не координаты как таковые”.

3.  Грамматические (морфологические)окказионализмы.

Представляют  собой образования, в которых, с  точки зрения узуса, в конфликте  находятся лексическая семантика  и грамматическая форма. Невозможное  в системе языка оказывается  возможным в авторском контексте  благодаря творческому развитию лексического значения слова. Например, в стихотворении В. Брюсова окказиональная форма злы органичен, так как является номинацией не отвлеченного понятия, а конкретных его проявлений: общественных пороков, изъянов.

                К великой цели двигались народы.

                Век философии расцвел, отцвел;

                Он разум обострил, вскрыл глуби  зол

                И людям вспыхнул маяком свободы.

4. Семантические окказионализмы являются результатом появления семантических приращений (иначе говоря “обертонов смысла”, “контекстуальных значений”, “эстетических значений”), которые существенно преобразуют семантику исходной узуальной лексемы, употребленной в художественном контексте.

Примером семантического окказионализма может служить прилагательное лазорев в стихотворении И. Северянина “Нерон”:

                Мучают бездарные люди, опозорив

                Облик императора общим сходством  с ним.

                Чужды люди кесарю: Клавдий так  лазорев,

                Люди ж озабочены пошлым и  земным.

Саркастичностью окрашен весь текст стихотворения, соответственно и семантический

окказионализм лазорев характеризуется отрицательной  экспрессией.

 

Анализировать окказиональное образование любого типа следует только в его контекстной  позиции, с учетом его контекстных связей.

Различают следующие типы контекста:

- Нулевой контекст - это такой контекст, в котором окказионализм проявляет свою семантику полностью через внутреннюю форму, контекст как бы избыточен при семантической интерпретации новообразования. Таким качеством самодостаточности характеризуются потенциальные слова, созданные по высокопродуктивным словообразовательным моделям. Например, мы легко можем сформулировать значение лексического окказионализма клененочек без привлечения контекста употребления (то есть в нулевом контексте): клененочек - это “клен-детка, клен-ребеночек”.

Контекст стихотворения  С. Есенина подтверждает правильность истолкования:

                   Там, где капустные грядки

                   Красной водой поливает восход,

                   Клененочек маленький матки

                   Зеленое вымя сосет.

 

) Писатели, поэты, публицисты, ученые, философы в разные исторические  периоды так или иначе занимались  словотворчеством. Так, например, М.Ломоносов  ввел термины созвездие, полнолуние, притяжение, Н.Карамзин – промышленность, будущность. В. Даль занимался словотворчеством, изобретая «самодельные слова» с двумя целями: для замены заимствованного слова при отсутствии русского и непроизвольно, в процессе подбора синонимов к толкуемому слову. Авторские новообразования можно найти почти у всех классиков русской литературы. Салтыков-Щедрин, Н.С.Лесков, А.П.Чехов выработали замечательную традицию художественного изображения посредством употребления окказиональных слов. Но наиболее частотны окказионализмы в поэтических текстах, т.к. поэтический язык напрягает и языковые и речевые ресурсы образного повествования. Особый интерес к этому словотворчеству проявили поэты «Серебряного века». Из поэтов-авангардистов XX в. словотворчеством активно занимались В. Маяковский, В. Хлебников, Вяч. Иванов, Д. Бурлюк, С. Есенин, К. Бальмонт и др. Окказионализмы значились на первом плане в программах футуристов, начиная с «Пощечины общественному вкусу»: «Мы приказываем чтить права поэтов… на увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (слово-новшество)…». Склонность к новообразованиям - индивидуальная стилевая черта любого поэта, творившего в «пёструю эпоху» серебряного века, когда интерес к «самовитому слову» достиг своего апогея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматриваются особенности механизмов усвоения  языка и  словотворческих 

процессов в речи русских детей. Новообразования рассмотрены –  с одной стороны – 

как особая закономерность в речевом  развитии детей, и как наглядная  иллюстрация 

путей и форм развития языка – с другой. Окказионализмы как часть словообразова-

тельной системы показывают, на что  способен язык при порождении новых  слов, их

изучение способствует выявлению  тенденций словообразовательных процессов.

Ключевые слова:

Детская речь, неологизм, окказионализм, словотворчество.

Kononova Yu.N.

Post-graduate  student of  the Department of Theory and Techniques of Professional

Education of  the Slavyansky-on-Kuban State Pedagogical  Institute, e-mail: kononova_jil-

ia@mail.ru

Children’s occasional word as a unit of neology

Abstract:

The  paper  discusses  peculiarities  of  mechanisms  of  learning  language  and  word

creation processes  in  the  speech of Russian  children. Occasionalisms,  as  a part of word-

formation  system,  show  the possibilities of a  language at producing new words. A  study

of  them  promotes  revealing  tendencies  in  word-formation  processes.  Neologisms  are

considered, on the one hand, as a special law in children’s speech development and, on the

other hand, as an evident illustration of ways and forms of language development.

Keywords:

Сhildren’s speech, neologism, occasionalism, word creation

В  последние  десятилетия  на-

блюдается  переориентация  интересов 

исследователей-лингвистов  с  системы  и

структуры  языка  на  человеческий,  лич-

ностный фактор в нём: «язык –  это зерка-

ло, показывающее не мир вообще, а  мир 

в восприятии человека»  [1: 259]. Данное

исследование выполнено в русле  активно 

разрабатываемого  в  современной  линг-

вистике антропоцентрического  подхо-

да и посвящено изучению общих  и спец-

ифических  функциональных  характери-

стик  окказиональных  единиц  в  речи  ре-

бенка. Как отмечает С.В. Мамаева, «дет-

ская речь – это та сквозная тема, которая 

смыкается с ведущей темой современной 

ствующей  словообразовательной  моде-

ли, так и с ее нарушением. Окказиональ-

ное  (слово,  значение,  словосочетание,

звукосочетание,  синтаксическое  образо-

вание)  –  «не  узуальное,  не  соответству-

ющее общепринятому употреблению, ха-

рактеризующееся  индивидуальным  вку-

сом, обусловленное специфическим  кон-

текстом употребления» [5: 7]. По мнению

Н. А.  Янко-Триницкой,  окказионализмы

–  это  слова,  создаваемые  в  речи  в  опре-

деленной ситуации и с определенной за-

дачей, но не претендующие стать принад-

лежностью языка [6: 463].

С  точки  зрения  сознательного  уча-

стия автора в создании нового слова, ок-

казионализмы  делят  на  «авторские»  и 

«неавторские»  (термины  Р. Ю.  Намито-

ковой) . Детские ноовообразования с этих

позиций  рассматриваются  как  непредна-

меренное  словотворчество.  Однако,  по

справедливому утверждению Р.Ю. Нами-

токовой,  авторство  новообразования  не

всегда  может  быть  решено  окончатель-

но  [7:  19].  Это  иллюстрируют  примеры 

совпадения  непреднамеренного  детского

словотворчества  и  словотворчества,  от-

раженного  в  художественных  и  публи-

цистических  текстах,  приведенные  В.К.

Харченко  в  послесловии  «Словаря  дет-

ской  речи»:  глубокость  (В.  Белинский),

светлота (Н. Лесков), тихость (Б. Шер-

гин),  упадать  (К.  Ушинский),  утреть

(А. Блок) и т. д. [8: 633-634].

Известный писатель, исследователь 

речи  детей,  К.И.  Чуковский  подчерки-

вал творческую силу ребенка, его порази-

тельную чуткость к языку, которые  выяв-

ляются особенно ярко именно в процессе

словотворчества, природа которого неод-

нозначна. Т.А. Гридина указывает  на две 

одновременно развивающиеся тенденции 

творческого отношения ребенка  к языку:

1)  осмысление  и  преобразование 

детьми существующих в языке слов  (ко-

лотить – колотнуть; корова –  коровёнок;

послевчера);

2)  создание  собственных   номина-

лингвистики  – изучением  языковой  лич-

ности»  [2:  10].  Значимыми  особенностя-

ми детской речи являются «детерминизм

форм  языковых  знаков;  большее  число

(по  сравнению  с  речью   взрослых)  зву-

коподражаний  и  изобразительных  слов,

употребление нерегулярных форм по ре-

гулярным моделям,  окказиональное  сло-

вообразование,  случайность  обобщения 

при номинации» [3: 131].

Как  объект  специальных  исследо-

ваний  детская  речь  подробно  и  с  самых 

разных  сторон  рассматривается  в  фун-

даментальных  работах  Н.А.  Рыбникова,

А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского, Н.И. Леп-  Гвоздева, Л.С. Выготского, Н.И. Леп- Гвоздева, Л.С. Выготского, Н.И. Леп-

ской,  М.Л.  Воейковой,  В.К.  Харченко,

С.Н. Цейтлин, Ю.П.  Князева, Н.В.  Гага-

риной,  К.В.  Гарганеевой,  В.Б.  Касевича,

Е.С.  Кубряковой,  А.М.  Шахнаровича  и 

других ученых. Наблюдается большой  ин-

терес к проблемам изучения детских  рече-

вых инноваций таких исследователей, как 

К.И. Чуковский, Т.А. Гридина, А.В. Заха-  Чуковский, Т.А. Гридина, А.В. Заха- Чуковский, Т.А. Гридина, А.В. Заха-

рова,  М.И.  Черемисина,  М.Б.  Елисеева,

Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин, А.К. Вагано-  Ушакова, С.Н. Цейтлин, А.К. Вагано- Ушакова, С.Н. Цейтлин, А.К. Вагано-

ва и многих других. Авторскими коллек-

тивами под руководством В.К. Харченко,

С.Н. Цейтлин, Т.А. Мехович созданы  сло-

Информация о работе Лекции по "Русскому языку"