Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:28, реферат
Обучение письму и письменной речи является важным этапом в обучении иностранному языку в средней школе. Практическая ценность обучения письму и письменной речи заключается в том, что оно охватывает всю систему, начиная с графем, слов, фраз, и заканчивая предложением, оказывая мощное влияние на восприятие и умственную деятельность учащихся. Программа по иностранному языку в СШ говорит: «Обучение письму и письменной речи является мощным средством обучения иностранному языку».
1.3. Обучение графике, каллиграфии и орфографии.
Формирование навыков графики и каллиграфии осуществляется на начальном этапе. Каллиграфия (от греч.kalligraphia - красивый почерк) связана с обучением учащихся правильному начертанию букв и разборчивому письму. Графические навыки предполагают владение совокупностью основных графических свойств изучаемого языка: букв, буквосочетаний, диакритических значков (дефис, надстрочные и подстрочные знаки, апостроф и др.).
В целом в области графики и каллиграфии должны быть сформированы следующие навыки:
Одновременное обучение письму и чтению позволяет эффективно овладеть звукобуквенными соответствиями. Чтение выступает как надёжное средство развития навыков письма.
Для развития графических и каллиграфических навыков рекомендуются следующие упражнения:
В методике выделяют ряд наиболее употребимых упражнений при обучении графике:
упражнения с разрезной азбукой
При обучении каллиграфии на первый план выдвигается задача правильного начертания букв и различимости письма, т.е. требования, связанные с осуществлением коммуникации при минимальных помехах. Обучение каллиграфии опирается на навыки, приобретенные в родном языке. Эта опора проявляется в том, что:
1) учащиеся уже знакомы с правилами, регулирующими осуществление письма (положение рук, тетради…) и у них уже выработались стойкие навыки;
2) начертание многих букв изучаемого
языка совпадает с
Отсюда мы можем заключить, что специальной тренировки требует написание лишь тех букв, в которых только отдельные элементы совпадают с элементами букв в родном языке. Для овладения начертанием этой группы букв очень важна их презентация, т.е. учитель должен продемонстрировать написание буквы в изолированном виде, обращая внимание на отдельные элементы. Для устранения интерференции с буквами родного языка целесообразно разъяснять разницу в начертании отдельных элементов данных букв. А завершающим моментом в обучении является показ написания изучаемой буквы в словах.
В целях овладения написанием букв используется так называемое элементное письмо, т.е. написание отдельных элементов букв или буквосочетаний.
Важно уяснить еще и то, что обучение каллиграфии включает в себя два этапа:
Орфографические навыки базируются на принципах написания слов, принятых в конкретном языке. Различают морфологический, фонетический исторический и иероглифический принципы обучения орфографии.
Сущность морфологического принципа заключается в том, что каждая значимая часть слова - приставка, корень, суффикс - пишется всегда одинаково, независимо от фонетических условий, в которые они попадают.
Фонетический принцип (как слышишь, так и пишешь) подчинён морфологическому, как пишутся, только тогда, когда это не противоречит написанию морфем. Эти два принципа лежат в основе немец кой орфографии.
Сущность исторического принципа состоит в том, что написание отдельных слов не соответствует морфологическим или фонетическим фактам современного языка и оправдываются лишь исторически (Theatre, Physics). Исторический принцип написания характерен для английского и французского, что значительно осложняет формирование орфографических навыков в этих языках, т.к. слова, обусловленные историческим принципом написания, должны заучиваться наизусть.
Иероглифический принцип (смыслоразличительный) заключается в том, что одинаково звучащие слова пишутся по-разному, для того, чтобы их можно было различить по буквенному составу (meet - meat).
Орфографические навыки формируются в процессе речевой деятельности на основе полного понимания и выполнения комплекса упражнений общего и специального назначения. В первую группу входят лексико-грамматические упражнения, которые выполняются письменно. Они предназначены не только для обучения орфографии, но и для закрепления языковых средств общения - лексики, грамматики, фонетики, а тем самым для развития всех форм общения. К специальным упражнениям, развивающим навыки орфографии, относятся:
Слуховой диктант должен проводиться на связном тексте, включающем известные учащимся слова продуктивного минимума и имеющем доступное содержание. Диктант начинается с чтения вслух текста, затем материал диктуется по предложениям, каждое из которых предъявляется один раз.
Зрительный диктант состоит в том, что на доске записывают предложения или текст небольшого объёма, который затем анализируется и стирается, учащиеся записывают диктуемый текст по памяти. Аналогичную работу можно провести с печатным текстом после чтения и анализа, книги закрываются, и учащиеся пишут зрительно воспринятый текст под диктовку так, как они его запомнили. Этот диктант выполняет предупредительную функцию.
При проведении зрительно- слухового диктанта запись текста в тетрадях сочетается с одновременной записью его на доске. После завершения работы проводятся проверка правильности текста, записанного школьниками в тетрадях, и анализ ошибок.
Самодиктант сводится к записи учащимися текста или стихотворения, выученного наизусть. О предстоящем диктанте следует предупреждать заранее, т. к. установка на преднамеренное запоминание правил орфографии способствует закреплению формы написания и устранению типичных для данного класса ошибок.
К наиболее часто употребляемым упражнениям в обучении орфографии относят следующие упражнения:
Ознакомившись с рядом упражнений, касающихся обучению орфографии, можно выделить также письменные тренировочные языковые упражнения:
Глава11. Обучение иноязычному письму в третьем классе.
2.1. Последовательность действий учителя иностранных языков по обучению технике письма.
Схема
последовательности действий учителя и учащихся по овладению техникой письма
1. Овладение графикой, каллиграфией:
- напишите букву несколько раз, отдельно и в сочетании с другими указанными буквами;
- напишите заглавные и прописные буквы;
- посмотрите на алфавит и назовите номера тех букв, которые вы умеете писать;
- расположите предложенные буквы в алфавитном порядке и запишите их в тетрадь;
- соотнесите печатные буквы с прописными и др.
2. Овладение орфографией:
- найдите определенный звук и соответствующие ему буквы и буквосочетания в списке слов. Прочитайте и запишите эти слова;
- сгруппируйте слова
по звуко-буквенным
- из ряда слов
выделите такие, в которых
- выберите из списка слова, которые читаются не по правилу;
- сгруппируйте слова по правилу чтения (типу звуко-буквенного соответствия) и др.;
- вставьте в слова
под картинками недостающие
- спишите слова,
подчеркивая буквы (буквосочета
- спишите слова и словосочетания ...;
- спишите предложения;
- запишите микротекст с однократного предъявления;
- напишите диктант (зрительный, слуховой, объяснительный, выборочный, самодиктант);
- решите кроссворд, чайнворд, загадку (игра "Поле чудес", конкурс "Сложи слово", лото и др.).
2.2. Методы и приемы в обучении технике письма и их эффективность.
Методика преподавания иностранных языков в общеобразовательных школах выделяет письмо как средство обучения аспектам языка и видам речевой деятельности. Это обуславливается наличием тесной связи между всеми видами речевой деятельности и письмом, а также тем фактором, что, выступая, как и цель, и средство обучения, письмо помогает в работе над лексикой, грамматикой и фонетикой. Очень важным фактором при введении новых лексических или грамматических единиц является написание данных единиц в тетрадях или специальных словариках учащихся, т.к. в данном случае происходит опора на большее количество анализаторов: зрительный, рукодвигательный, речедвигательный. После введения наступает момент первичного закрепления, который тоже включает в себя ряд письменных заданий.