Обучение письму

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:28, реферат

Описание работы

Обучение письму и письменной речи является важным этапом в обучении иностранному языку в средней школе. Практическая ценность обучения письму и письменной речи заключается в том, что оно охватывает всю систему, начиная с графем, слов, фраз, и заканчивая предложением, оказывая мощное влияние на восприятие и умственную деятельность учащихся. Программа по иностранному языку в СШ говорит: «Обучение письму и письменной речи является мощным средством обучения иностранному языку».

Файлы: 1 файл

Обучение письму.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)
    • использовать текст-образец в качестве информационной и языковой опоры;
    • сверять написанное с образцом;
    • обращаться к справочной литературе и словарям;
    • пользоваться перифразой;
    • упрощать письменный текст;
    • использовать слова-описания общих понятий;
    • прибегать к синонимическим заменам;
    • связывать свой опыт с опытом партнёра по общению.

1.3. Обучение графике, каллиграфии и орфографии.

 Формирование навыков графики и каллиграфии осуществляется на начальном этапе. Каллиграфия (от греч.kalligraphia - красивый почерк) связана с обучением учащихся правильному начертанию букв и разборчивому письму. Графические навыки предполагают владение совокупностью основных графических свойств изучаемого языка: букв, буквосочетаний, диакритических значков (дефис, надстрочные и подстрочные знаки, апостроф и др.).

В целом  в области графики  и каллиграфии должны быть сформированы следующие навыки:

  • правильное написание прописных и строчных букв;
  • владение буквосочетаниями и звукобуквенными соответствиями;
  • корректное написание наиболее употребительных слов, вошедших в продуктивный словарь учащихся; правильное употребление точки, запятой, восклицательного и вопросительного знаков в конце предложения.

Одновременное обучение письму и чтению позволяет эффективно овладеть звукобуквенными соответствиями. Чтение выступает как надёжное средство развития навыков письма.

Для развития графических и каллиграфических навыков рекомендуются следующие упражнения:

    • начертание букв, буквосочетаний и слов по образцу, данному в печатном и прописном вариантах;
    • списывание с выполнением определённых заданий: подчёркивание указанных графем, поиск пропущенных в тексте букв, подбор синонимов или антонимов к указанным словам;
    • звукобуквенный и слоговой анализ (с использованием настенных таблиц, разрезной азбуки). В результате выполнения этих упражнений учащиеся должны научиться чётко различать буквы и звуки, делить слова продуктивного минимума на  слоги;
    • группировка слов по определённым признакам (например, запись в два столбика слов с долгими и краткими гласными, с одним и двумя слогами, запись цифр словами, выписывание из текста слов, относящихся к одной теме, и др.);
    • конструирование слов из букв и слогов.

В методике выделяют  ряд наиболее употребимых упражнений при обучении графике:

  • элементное письмо и написание букв в тетрадях на уроке;
  • списывание букв с прописи в качестве домашнего задания;
  • списывание слов и предложений сначала с прописи, а затем с печатного текста  (печатный текст написан на доске);
  • списывание текста с дополнительным заданием  подчеркнуть буквы, выписать слова, содержащие ту или иную букву;
  • написание букв на доске и в тетрадях под диктовку;
  • написание букв по памяти;

упражнения с разрезной азбукой.

При обучении каллиграфии на первый план выдвигается задача правильного начертания букв и различимости письма, т.е. требования, связанные с осуществлением коммуникации  при минимальных помехах.  Обучение каллиграфии опирается на навыки, приобретенные в родном языке.  Эта опора проявляется в том, что:

1) учащиеся уже знакомы с правилами, регулирующими осуществление письма (положение рук, тетради…) и у них уже выработались стойкие навыки;

2) начертание многих букв  изучаемого  языка  совпадает с аналогичным   начертанием в родном языке,  и таким образом мы имеем  дело с переносом навыка.

Отсюда мы можем заключить, что  специальной тренировки требует  написание лишь тех букв, в которых только отдельные элементы  совпадают с элементами букв в родном языке.  Для овладения начертанием этой группы букв  очень важна их презентация, т.е. учитель должен продемонстрировать написание буквы в изолированном виде, обращая внимание на отдельные элементы.  Для устранения интерференции с буквами родного языка целесообразно разъяснять разницу  в начертании отдельных элементов данных букв. А завершающим моментом в обучении является показ  написания изучаемой буквы в словах.

В целях овладения написанием букв используется так называемое элементное  письмо, т.е. написание отдельных элементов букв или буквосочетаний.

Важно уяснить еще и то, что  обучение каллиграфии включает в себя два этапа:

  • обучение написанию букв;
  • обучение правильному соединению букв в буквосочетания, а затем и в слова.

 

Орфографические навыки базируются на принципах написания слов, принятых в конкретном языке. Различают морфологический, фонетический исторический и иероглифический принципы обучения орфографии.

 Сущность морфологического принципа заключается в том, что каждая значимая часть слова - приставка, корень, суффикс - пишется всегда одинаково, независимо от фонетических условий, в которые они попадают.

 Фонетический принцип (как слышишь, так и пишешь) подчинён морфологическому, как пишутся, только тогда, когда это не противоречит написанию морфем. Эти два принципа лежат в основе немец кой орфографии.

Сущность исторического принципа состоит в том, что написание отдельных слов не соответствует морфологическим или фонетическим фактам современного языка и оправдываются лишь исторически (Theatre, Physics). Исторический принцип написания характерен для английского и французского, что значительно осложняет формирование орфографических навыков в этих языках, т.к. слова, обусловленные историческим принципом написания, должны заучиваться наизусть.

Иероглифический принцип (смыслоразличительный) заключается в том, что одинаково звучащие слова пишутся по-разному, для того, чтобы их можно было различить по буквенному составу (meet - meat).

Орфографические навыки формируются  в процессе речевой деятельности на основе полного понимания и выполнения комплекса упражнений общего и специального назначения. В первую группу входят лексико-грамматические упражнения, которые выполняются письменно. Они предназначены не только для обучения орфографии, но и для закрепления языковых средств общения - лексики, грамматики, фонетики, а тем самым для развития всех форм общения. К специальным упражнениям, развивающим навыки орфографии, относятся:

    • копирование текста, т.е. списывание с целью усвоения основных правил орфографии и пунктуации;
    • списывание, осложнённое дополнительными заданиями. Например: подчёркиванием указанных букв или буквосочетаний, заполнением пропусков недостающими буквами или словами с трудным написанием и др.. Списывание с дополнительными заданиями практикуется на всех этапах обучения, но наибольшее применение оно находит на начальном этапе;
    • группировки (слов с наличием синонимических буквенных обозначений; омографов; лексем, относящихся к одной теме; производных слов с указанным суффиксом и т.д.);
    • орфографические игры (кроссворды, загадки, цветное лото и др..);
    • диктанты: слуховой, зрительный, зрительно-слуховой, самодиктант.

Слуховой диктант должен проводиться на связном тексте, включающем известные учащимся слова продуктивного минимума и имеющем доступное содержание. Диктант начинается с чтения вслух текста, затем материал диктуется по предложениям, каждое из которых предъявляется один раз.

Зрительный диктант состоит в том, что на доске записывают предложения или текст небольшого объёма, который затем анализируется и стирается, учащиеся записывают диктуемый текст по памяти. Аналогичную работу можно провести с печатным текстом после чтения и анализа, книги закрываются, и учащиеся пишут зрительно воспринятый текст под диктовку так, как они его запомнили. Этот диктант выполняет предупредительную функцию.

При проведении зрительно- слухового диктанта запись текста в тетрадях сочетается с одновременной записью его на доске. После завершения работы проводятся проверка правильности текста, записанного школьниками в тетрадях, и анализ ошибок.

Самодиктант сводится к записи учащимися текста или стихотворения, выученного наизусть. О предстоящем диктанте следует предупреждать заранее, т. к. установка на преднамеренное запоминание правил орфографии способствует закреплению формы написания и устранению типичных для данного класса ошибок.

К наиболее часто употребляемым упражнениям в обучении орфографии относят следующие упражнения:  

  1. Найдите среди данных пары заглавных и прописных букв, напишите их;
  2. Напишите все буквы алфавита;
  3. Найдите нужную букву в словах и запишите данные слова;
  4. Выберите из списка слова, соответствующие предложенным картинкам;
  5. Отметьте в списке незнакомые слова, выпишите их и найдите в словаре их перевод;
  6. Сгруппируйте все слова из списка по частям речи;
  7. Запишите под диктовку предложения с типичными орфографическими трудностями;
  8. Выполните лексический диктант для тренировки написания орфограмм по принципу…
  9. Самостоятельно задайте вопросы к предложениям, запишите их;
  10. Найдите в данном тексте ошибки, перепишите правильный вариант.

Ознакомившись с рядом упражнений, касающихся обучению орфографии, можно  выделить также письменные тренировочные  языковые упражнения:

    1. Ответьте в письменной форме на вопросы к предложениям;
    2. Выберите правильный вариант из ряда данных и запишите его в тетрадь;
    3. Раскройте скобки в предложениях;
    4. Заполните пропуски нужными единицами (лексическими, грамматическими);
    5. Составьте предложения по образцу;
    6. Расширьте или сократите предложения по образцу;
    7. Трансформируйте прямую речь в косвенную;
    8. Выпишите из текста предложения для иллюстрации употребления заданных слов, словосочетаний, грамматических структур.

 

 

 

 

Глава11. Обучение иноязычному письму в третьем  классе.

 

2.1. Последовательность действий учителя иностранных языков по обучению технике письма.

 

Схема

последовательности действий учителя и учащихся по овладению техникой письма

 

1. Овладение графикой, каллиграфией:

-  напишите букву  несколько раз, отдельно и в  сочетании с другими указанными буквами;

-  напишите заглавные  и прописные буквы;

-  посмотрите на  алфавит и назовите номера тех букв, которые вы умеете писать;

-  расположите предложенные  буквы в алфавитном порядке  и запишите их в тетрадь;

-  соотнесите печатные  буквы с прописными и др.

 

2. Овладение орфографией:

-  найдите определенный  звук и соответствующие ему буквы и буквосочетания в списке слов. Прочитайте и запишите эти слова;

-  сгруппируйте слова  по звуко-буквенным соответствиям;

-  из ряда слов  выделите такие, в которых звуко-буквенные  соответствия не подчиняются правилу;

-  выберите из списка  слова, которые читаются не по правилу;

-  сгруппируйте слова  по правилу чтения (типу звуко-буквенного  соответствия) и др.;

-  вставьте в слова  под картинками недостающие буквы  (в начале слова, в середине, в конце);

-  спишите слова,  подчеркивая буквы (буквосочетания);

-  спишите слова  и словосочетания ...;

-  спишите предложения;

-  запишите микротекст  с однократного предъявления;

-  напишите диктант  (зрительный, слуховой, объяснительный, выборочный, самодиктант);

-  решите кроссворд,  чайнворд, загадку (игра "Поле чудес", конкурс "Сложи слово", лото и др.).

 

2.2. Методы и приемы в обучении технике письма и их эффективность.

Методика преподавания иностранных  языков в общеобразовательных школах выделяет письмо как средство  обучения аспектам языка и видам речевой деятельности.  Это обуславливается  наличием тесной связи между всеми видами речевой деятельности  и письмом, а также  тем фактором, что, выступая, как и цель, и средство обучения, письмо помогает в работе над лексикой, грамматикой и фонетикой. Очень важным фактором при введении новых лексических  или грамматических  единиц  является написание данных единиц  в тетрадях или специальных словариках учащихся, т.к. в данном случае происходит опора на большее количество анализаторов: зрительный, рукодвигательный, речедвигательный. После введения наступает момент первичного закрепления, который тоже включает в себя ряд письменных заданий.

Информация о работе Обучение письму